Строительство дороги через Химкинский лес зашло в тупик

16 сентября 2010  15:54 Отправить по email
Печать

Участники обсуждения проблемы строительства дороги Москва—Санкт-Петербург, часть которой планируется проложить через Химкинский лес, состоявшегося в Общественной палате 16 сентября, никакого решения так и не приняли, сообщает корреспондент ИА REX.
Обсуждение шло по трем основным направлениям — рассматривались экологические, экономические и социальные аспекты строительства. Причем участники — а это и экологи, и общественники, и политики, и жители Химок — уверены в том, что дорога необходима, причем в кратчайшие строки, однако они так и не смогли договориться ни по одному из направлений.

Все единодушны во мнении, что экологическая ситуация Химок находится в плачевном состоянии и новая дорога необходима. Жители Химок буквально задыхаются от выхлопных газов, что первую очередь связано с близостью Ленинградского шоссе, что чревато различными, в том числе и онкологическими заболеваниями. Но решит ли эту проблему новое шоссе или только усугубит? Одни уверяют, что изменение маршрута, которое приведет к отсрочке строительства на 6-7 лет, недопустимо, так как за это время вредное воздействие на среду увеличится в разы. В то же время другие заявляют, что при новой трассе загрязнение будет лишь сильнее.
Как отметил руководитель лесной программы «Гринпис России» Алексей Ярошенко, строительство трассы через Химкинский лес — это не только уничтожение одного из ценнейших лесных массивов в составе лесопаркового пояса Москвы, но и важнейший прецедент, ключ к угрозе уничтожения остальных лесопарков. «Выбор варианта трассы через Химкинский лес означает, что конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, важнейшей частью которой являются пригородные лесопарки, ничего не стоит, по крайней мере, по сравнению с интересами собственников и арендаторов земельных участков», — заявил он.

По мнению Евгении Чириковой, лидера «Движения в защиту Химкинского леса», главной угрозой для лесов являются не столько вырубки под строительство трассы, сколько строительство объектов инфраструктуры около нее. По ее словам, на официальном сайте Минтранса размещена презентация, из которой становится ясно, что заказчики дороги будут расплачиваться с инвесторами, предоставляя им участки вдоль трассы.

О том, где именно должна проходить новая трасса, мнения тоже расходятся. В качестве альтернативы строительства дороги через лес, некоторые выступают за решение проблемы путем расширение Ленинградского шоссе. Другие говорят о возможности строительства эстакад, как это уже сделано во многих развитых странах. Причем отмечается, что эти варианты являются экономически выгодными.

Члены Общественной палаты пытаются найти компромиссное решение между интересами экологов, экономистов, политиков и жителей Химок, которые вынуждены часами простаивать в пробках. Общественники защищают интересы населения. Коренные жители Химок, конечно, любят свой лес — но люди устали от пробок. Из-за постоянной перегруженности существующей трассы скорые и пожарные не успевают пробраться к месту вызова. Жители города говорят о необходимости новой трассы, которая снимет коллапс. По их мнению, откладывание строительства «губительно для города». При этом жители хотят дышать чистым воздухом, и как разрешить эту дилемму — ответить пока не может никто.

Член Общественной палаты РФ Анатолий Кучерена не представляет, какое должно быть решение этой проблемы. По его словам, Росавтодор и Минтранс проголосовали за то, чтобы все оставить как есть, потому что из-за множества мнений совершенно непонятно, как принимать решение. Для решения вопроса нужна дополнительная экспертиза. Кучерену поддерживает и член Общественной палаты Вячеслав Глазычев. Он считает, что для принятия взвешенного решения по проблеме Химкинского леса действительно необходимо выделить несколько экспертных вариантов прокладки трассы. «Независимая экспертиза, и не только экологическая, но включающая и социально-экономические факторы, абсолютно необходима», — подчеркивает он.

Академик РАН, член попечительского Совета Общероссийского общественного конструктивно-экологического движения «КЕДР» Михаил Залиханов, в свою очередь, поднял вопрос о том, кому же все-таки сейчас выгодно нагнетание конфликта вокруг строительства автодороги: «Лес в плачевном состоянии уже много лет, так почему же раньше вопрос о его защите не поднимался так остро, как сейчас, когда решение о строительстве уже принято? Кому это надо — такие баталии?». Он не понимает, почему Химкинский лес резко стал достоянием россиян. Академик предположил, что за конфликтом стоят серьезные политические силы, которые пытаются ввести в заблуждение президента РФ Дмитрия Медведева и там самым нанести ущерб имиджу правительства.

Что же касается мнения самих жителей Химок, чьи интересы напрямую затрагивает данный конфликт, то, по данным социологических исследований, 2/3 москвичей и жителей Подмосковья поддерживают действия защитников Химкинского леса, но только каждый четвертый предлагает поменять маршрут трассы. За скорейшее решение проблемы выступают 80% опрошенных. Как рассказала в своем выступлении директор по коммуникациям ВЦИОМ Ольга Каменчук, транспортная проблема является актуальной для всех жителей Москвы и Московской области, независимо от того, являются они владельцами личного автомобиля или пользуются услугами общественного транспорта. Практически все респонденты регулярно попадают в дорожные пробки, что вызывает у них стресс, раздражение и усталость. «Я ехала с Ленинского проспекта 6 часов до дома, я приехала в слезах...», — приводит слова одной из жительниц Химок Каменчук.

Очевидно, что существующая трасса не справляется с потоком автомобилей, который продолжает расти. Отметим, что в настоящее время автомобилизация Москвы составляет 28 машин на 1 кв.км., в то время как средний показатель по России — 2,5 автомобиля. Жители Подмосковья проводят в пробках около 2 часов в день. Для того, чтобы избежать попадания в пробку многие жители Москвы и Московской области вынуждены менять свой режим и распорядок дня таким образом, чтобы не использовать транспорт в часы пик. При этом жители считают, что маршрут строительства новой дороги выбран неверно и выступают против того, чтобы прокладывать трассу через жилые массивы. Причем многие уверенны, что необходимо строить новую качественную автомагистраль, а «латание дыр» уже не поможет.

Напомним, что 26 августа президент России Дмитрий Медведев подписал поручение о приостановлении строительства скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург на участке 15–58 км, проходящем через лесопарковую зону Химкинского леса, и проведении дополнительных общественных слушаний по этому вопросу. Слушания продолжаются, страсти накаляются, экспертизы проводятся — а жители продолжают страдать. Отметим, что в то время как в общественной палате кипели дискуссии, на улице около здания собралось около двух десятков человек, которые проводили пикет в поддержку строительства трассы через Химкинский лес.

Автотрасса Москва-Санкт-Петербург завязалась в «гордиев узел», и как решать запутанную проблему пока не знает никто. Как прозвучало в заключение сегодняшних слушаний, их итог — «никакой».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть