Проект «Косово» как часть сценария «Албанизация»

Показателен следующий факт. Около 30% современных албанцев, проживающих в Косово, т.н. «арнауты» – это исламизированые сербы.
4 июня 2023  09:18 Отправить по email
Печать

Корни фундаментальных изменений этно-культурной картины Западных Балкан и как следствие их современного политического ландшафта лежат в конце XIV в., когда по итогам битвы на Косовом поле 15 июня 1389 г. в регионе было установлено османское владычество. До прихода турок славяне и албанцы были включены в византийскую культуру. Анализ албанской лексики позволяет утверждать, что албанцы приняли христианство раньше болгар и венгров, получивших крещение в конце IX века. Более того, имеет место предположение, что на землях будущей Албании проповедовал апостол Павел, а значит, христианские идеи распространялись среди местного населения раньше, чем император Константин по Миланскому эдикту 313 г. провозгласил христианство официальной религией Римской империи.

Показателен следующий факт. Около 30% современных албанцев, проживающих в Косово, т.н. «арнауты» – это исламизированые сербы, которые не только приняли ислам, но албанизировались и в культурном смысле. Именно арнауты составляли значительную часть армии и занимали ведущие государственные позиции в Османской Турции. Например, фамилия Тачи происходит от Читакович. До середины ХIХ в. в Дренице – родине самого известного боевика Армии освобождения Косова – были распространены сербские фамилии Читаку, Читакович. Чтобы скрыть своё сербское происхождение во второй половине ХIХ в. предки нынешнего президента частично признанного государства взяли фамилию Тачи, распространённую в северной Албании.

Главным следствием многовекового турецкого владычества, определившем сложность современного албанского вопроса, стала глубокая идентификация албанцев (как этнических, так и культурных – арнаутов) с Османской Турцией. За свою лояльность албанцы поощрялись, перед ними открывалась возможность переселения в плодородные края на земли разбитого сербского государства – в Косово и Метохию, которые до этого времени были населены преимущественно сербами. Культурная ассимиляция населения Западных Балкан шла на фоне эмиграции славянского населения на запад и север за реки Дунай и Саву, продолжавшаяся вплоть до XIX столетия. Оставленные славянами юго-западные районы Сербии заселялись преимущественно турками и албанцами из горных областей Албании.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Так, поражение австрийских войск, поддержавших сербское восстание против Порты, в 1690 г. в битве при Качанике определило массовый исход православного населения с территорий Косова, южной и центральной Сербии и его переселение за Дунай, на территорию Австрийской монархии. Этот исход вошёл в историю как Великое переселение сербов —«крестный путь страданий сербского народа».

Одним из результатов Великого переселения стала албанизация южносербских территорий. Исход сербского населения продолжался и в первой половине XVIII в., особенно после поражения Вены в австро-турецкой войне 1735-1737 гг. В результате туркам удалось закрепить многочисленное мусульманское население в важных со стратегической точки зрения районах Вардарской Македонии, Косова, Метохии, Санджака и Боснии.

Многовековой процесс изменения этно-культурного состава населения Западных Балкан привёл к возникновению противостояния по линии православные славяне (сербы и македонцы) – албанцы. Ослабление позиций православной церкви (в 1766 г. был упразднён Печский патриархат) серьёзным образом осложнило положение христиан. Тем не менее, вплоть до 1878 г. никто не воспринимал национализм как «друга и врага» всех албанцев, где бы они не проживали.

Ирредентистскую активность современных албанцев обычно объясняют якобы имевшей место исторической несправедливостью, причинённой по отношению к этому народу решениями Берлинского конгресса 1878 г., в результате которых к Сербии, Черногории и Греции были присоединены «территории, являющиеся этнически албанскими». На самом деле, выражаясь современным языком, это была хорошо продуманная и подготовленная манипуляция общественным мнением.

Ответ на решения Конгресса был молниеносным. 10 июня 1878 г. в г. Призрен (Косово) была созвана «Призренская лига албанцев». Эта политическая организация типа паннациональной ассамблеи с представителями от всех территорий, населённых албанцами, стала первой институциональной формой албанского национализма. Если на начальной стадии Восточного кризиса (1876-1877) албанцы активно поддерживали восстания в Герцеговине и Болгарии и отказывались служить в османской армии, то после подписания в 1878 г. Сан-Стефанского мирного договора, не учитывавшего их устремления, в национальном движении произошёл перелом. В результате вопрос об антиосманском восстании потерял свою актуальность и в политической программе-минимум Лиги появилась цель по защите всех исторически населённых албанцами территорий Западных Балкан. Программа-максимум провозглашала объединение всех территорий в автономное государство под властью Османской империи.

Однако после отказа Порты обсуждать вопрос о создании автономного албанского вилайета в 1880 г. руководство Лиги не только заявило о разрыве с ней, но и организовало вооружённый захват основных центров Косова и западной Македонии. В 1881 г. турецкая армия подавила движение. Призренская лига прекратила существование, и албанский национализм временно сдал свои позиции. Тем не менее, само существование, пусть и недолгое, паналбанской ассамблеи стало мощным толчком к дальнейшему росту ирредентистских настроений.

В последствии Лига стала символом всеалбанского единства. Особая идеология, аналога которой нет в мире, была сформулирована именно в период её существования: в 1879 г. Пашко Васа Шкодрани в книге «Правда об Албании и албанцах» зафиксировал главный слоган албанцев: «Религия албанцев – это албанизм». Албанцы – вне зависимости от вероисповедания, а среди них есть не только мусульмане, но католики и православные, много атеистов – всегда остаются верными идеям албанизма, которые выражаются в объединении всех земель с большинством албанского населения. Показательно, что на эту цель диаспора по всему миру отчисляет процент от любого заработка. Албанизм – это не мечта, это конкретная цель.

Развитие албанского национализма и ирредентизма связано с именем Шамседдина (алб. Сами) Фрашери. В своей основополагающей работе «Албания − какой она была, какая она есть и какой она будет» (1899) он зафиксировал важнейший принцип всех албанцев: «Албанцы будут как один человек, у которого одно желание и одна единственная цель». И далее: «Беса (клятва верности, присяга, которую приносит соратникам каждый полноправный член общины/клана; за её нарушение – смерть), религия, труд, забота, желание наше, мысль наша пусть будут ради Албании и ради албанской нации». Таким образом к концу XIX в. были сформулированы идейные основания единства всех албанцев, обоснованы и определены цели построения общего албанского государства.

Елена Пономарёва

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть