Проблемы неравенства на Ближнем Востоке

Вопреки представлениям о единстве арабского мира, для Ближнего Востока характерен неоднородный экономический, политический, социальный и ресурсный ландшафт...
20 апреля 2023  20:21 Отправить по email
Печать

Несмотря на традиционное представление о единстве арабского мира, в целом для Ближневосточного региона характерен неоднородный экономический, политический, социальный и ресурсный ландшафт. О возможных сценариях развития проблемы неравенства на Ближнем Востоке пишет научный сотрудник географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Татьяна Гладенкова в статье для Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Неоднородность Ближнего Востока во многом определяется доступностью дефицитных ресурсов. В первую очередь речь идёт о доступе к воде: на Ближнем Востоке всего 1% возобновляемых мировых запасов пресной воды. Большинство стран региона относятся к наименее обеспеченным пресной водой. Самый низкий показатель у Кувейта – 7 м3 на человека в год, самый высокий – у Турции (2885 м3) и Ирака (2650 м3).

Увеличение потребления пресной воды в регионе за счёт роста численности населения, урбанизации, а также использования воды в экономике привело к тому, что, по прогнозам, в период 1950-2025 годов обеспеченность водными ресурсами на душу населения сократится почти на 85% – с 4462 м3 до 682 м3. Ряд ближневосточных стран (страны Персидского залива, Иордания, Израиль, Йемен) покрывают свои потребности благодаря наличию невозобновляемых подземных вод, считающихся стратегическим резервом.

В странах Персидского залива обеспечен стопроцентный доступ населения к воде. Самый низкий показатель у Омана: 86% сельского и 96% городского населения имеет доступ к пресной воде. В Иордании вода доступна для 98% населения.

Богатые страны Ближнего Востока смогут отсрочить водный дефицит за счёт дорогостоящих проектов опреснения морской воды, а также импорта пресной воды. Для бедных стран такой вариант кажется маловероятным. На фоне скудных водных запасов средний уровень потребления воды в регионе превышает показатель обеспеченности в 9 раз. Самый серьёзный разрыв наблюдается в Кувейте (в 63 раза) и в ОАЭ (в 39 раз). Расход воды на душу населения в большинстве стран Залива в несколько раз превышает среднемировой показатель. Отсутствие ограничений и субсидирование воды способствуют дальнейшему росту потребления водных ресурсов.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Регион страдает не только от дефицита воды, но и от неэффективного управления водными ресурсами, в том числе от отсутствия в большинстве стран системы резервуаров для сбора и хранения воды и водосберегающих технологий в промышленности и сельском хозяйстве.

Другая, не менее важная проблема Ближнего Востока – нехватка и неэффективное использование земельных ресурсов, пригодных для сельского хозяйства. Например, в Иордании, для которой аграрный сектор – важная составляющая экономики, лишь 10% территории страны пригодны для культивации, на пахотные земли приходится 3% всей территории. Напротив, в Турции на пахотные земли приходится 1/3 всей территории страны.

На фоне ускоряющегося процесса опустынивания страны региона всё чаще сталкиваются с проблемами продовольственной безопасности. Богатые ближневосточные государства решают эту проблему благодаря наращиванию объёмов импорта товаров, расширению числа и географии импортёров, инвестированию в сельскохозяйственные угодья и агробизнес за рубежом (в страны Африки, Юго-Восточной Азии, Европы, США, Австралию, Канаду). Для бедных стран региона, которые не могут обеспечить даже стабильный и диверсифицированный импорт зерновых на приемлемых условиях, такие пути решения проблемы кажутся не очень актуальными. Неэффективное использование земельных ресурсов наносит удар не только по сельскому хозяйству, но и по туризму. Вместе они являются основной экономики многих стран региона.

Не все страны Ближнего Востока обладают значительными минеральными ресурсами. На фоне нефтяных монархий Персидского залива такие государства, как Иордания, Сирия, Ливан, Йемен, выглядят довольно печально. Так, в Иордании, помимо фосфоритов, калийных солей и незначительных запасов меди, больше нет никаких минеральных ресурсов.

На протяжении длительного времени Ближний Восток остаётся регионом с самым высоким уровнем социально-экономического неравенства в мире. В 2016 году доля 10% самых богатых в национальном доходе составила 61% (для стран Европы этот показатель составил 37%). Велико неравенство не только внутри отдельных стран региона, но и между самими странами. Например, разница ВВП на душу населения (ППС) между богатым Катаром и бедным Йеменом составляет почти 55 раз. Существует значительное неравенство между крупными городами и прибрежными областями и сельскими территориями, малыми городами и удалёнными от морских коммуникаций областями. Ускоренная урбанизация способна содействовать закреплению существующего социального расслоения: элиты будут перемещаться в закрытые городские образования, а бывшие крестьяне и беженцы начнут стихийно формировать трущобы на окраинах, не имея ни доступа к городской инфраструктуре, ни юридического статуса городских жителей.

Разрыв между элитами и основной частью населения дополняется отсутствием адекватных социальных лифтов по причине традиционной коррумпированности стран и отсутствием доступа к качественным образованию и здравоохранению, а зачастую – и к транспортным коммуникациям. В регионе очень слабо развиты пешеходные коммуникации и общественный транспорт, который, как правило, ограничивается автобусами и маршрутными такси (сеть железных дорог развита слабо, а пассажирские перевозки практически не осуществляются).

Одно из проявлений экономического неравенства на Ближнем Востоке – высокая безработица – порядка 10%. Среди населения в возрасте 15-24 лет этот показатель достигает 26%. В отдельных государствах ситуация ещё хуже: в Египте – около 30%, в Иордании – 37%, в Палестине – 42%. Отдельно стоит отметить безработицу среди женщин: в Саудовской Аравии – 46%, в Египте – 38,5% При этом формальный частный сектор рынка труда довольно небольшой, что связано с плохим качеством государственных институтов, низкой долей инвестиций и стагнацией производительности труда (особенно в промышленном секторе). Поскольку в таких странах, как Египет, Ирак и Йемен, на формальный частный сектор приходится 10-15% или даже меньше работников, вертикальная мобильность крайне затрудняется, а около 40% выпускников вузов на Ближнем Востоке не могут трудоустроиться. Как следствие, большую часть рабочей силы «вбирает» неформальный сектор занятости с низкими квалификацией, зарплатой и производительностью труда. На неформальный сектор услуг приходится до половины и более ВВП стран, не являющихся крупными нефтеэкспортерами.

В регионе активно набирают обороты женская эмансипация и гендерное равенство. Благодаря цифровизации экономики появляются новые возможности для активного включения женщин в экономическую жизнь. Однако не везде достигнуты успехи в этом направлении. Если Турция, Израиль, Иордания, Ливан, ОАЭ могут претендовать на звание светских государств, то такие страны, как Саудовская Аравия (в которой в последние годы всё же отмечаются значительные улучшения в сфере прав женщин) и Иран, далеки от этого статуса.

Эпоха цифровой экономики с ростом автоматизации и развитием искусственного интеллекта несёт с собой как новые решения (ускорение встраивания региона в формирующиеся новые глобальные производственные цепочки), так и новые проблемы для Ближнего Востока. Ожидаемо, что последствия перехода на новый технологический уклад будут для разных государств различны. Если Израиль и богатые страны Залива смогут встроиться в новую экономику без особых потерь для себя, то для стран с относительно большим сегментом «синих воротничков» и с довольно низкой социальной мобильностью (Ирак, Иран, Иордания, Турция) процесс адаптации может оказаться более сложным. Так, автоматизация может привести к потере большого числа рабочих мест в традиционных секторах и усилить поляризацию как между странами региона, так и внутри отдельных государств. Возможен сильный удар по государственным монополиям и клановым экономическим системам, что в дальнейшем может, впрочем, привести к повышению эффективности экономик региона. Грамотное внедрение новых технологий может способствовать сокращению существующего разрыва между городским и сельским населением благодаря созданию дополнительных возможностей для бизнеса вне городских центров.

Драйвером развития стран Ближнего Востока должен стать ориентир на диверсификацию экономики. Для этого необходимо создать благоприятную бизнес-среду для привлечения прямых иностранных инвестиций, в первую очередь путём повышения качества государственных институтов. В рамках государственной промышленной политики необходима поддержка местных малых и средних предприятий – основы экономик региона.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть