Эксперты в области образования разобрались, как изменится школьная программа в 2023 году

Первого апреля открылась запись в 1 класс, но мало кто из родителей первоклассников знает, что учиться дети будут по новым правилам и учебникам.
20 апреля 2023  12:32 Отправить по email
Печать

10 марта вступил в силу Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», подписанный еще в декабре 2022 года.

А до этого, 31 августа 2022 года, в ходе Общероссийского родительского собрания министр просвещения Сергей Кравцов заявил: «Теперь есть единая федеральная программа для начальной и основной школы. Утвержден новый перечень, где практически по каждому предмету – один учебник».

Приказ о федеральном перечне учебников (ФПУ) и упомянутая Кравцовым новая Федеральная общеобразовательная программа (ФООП), которая начнет действовать в школах с 1 сентября 2023 года, по сути, меняют всю систему школьного образования в России.

До 1 сентября 2023 года все школы России должны привести свои образовательные программы в соответствие с ФООП. Если школа хочет учить детей по своей авторской программе, ФООП для нее – нижняя планка, которую необходимо взять за основу. Школа теоретически может давать больше, чем прописано в ФООП. Однако теперь она ограничена в выборе УМК – учебно методических комплектов, которые можно использовать.

Федеральная основная общеобразовательная программа (ФООП) – это учебно-методическая документация, включающая в себя федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы (п. 10.1. ФЗ-273).

Как было раньше

Прямо сейчас в российских школах есть 10 образовательных программ для начальной школы. «Школа России», «Перспектива», «Гармония», «Начальная школа ХХI века», «Перспективная начальная школа», методика Эльконина-Давыдова и другие менее известные среди родителей программы начального образования.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Раньше при записи ребенка в ту или иную школу родители могли познакомиться с учителем заранее, и узнать, по какой программе он преподает. По каждой из программ был разработан свой УМК – учебно-методический комплект, состоящий из учебников, методических рекомендаций для учителей, рабочих тетрадей и так далее. Эти материалы прошли многолетнюю апробацию, а учителя наработали большую базу заданий по ним.

К слову, в ряде ведущих школ России даже в рамках одной параллели в разных классах начальной школы предметы могут вести по разным УМК, ориентируясь на потребности детей – и это тоже плюс вариативности, которая была до недавнего времени. С принятием новой ФООП и ФПУ многие программы и учебники будут попросту исключены из образовательного процесса.

Что такое ФПУ

Федеральный перечень учебников – это список учебников, которые Минпросвещения разрешает использовать для обучения в школе. Сама идея не нова. Первый ФПУ разрабатывался в 1992-м году по инициативе академика, профессора РАО Александра Асмолова.

В ФПУ до последнего времени, действительно, входили учебные издания и учебные методические комплекты, подготовленные разными авторскими коллективами и разработанные для разных общеобразовательных программ. Теперь, согласно новой концепции «единого образовательного пространства» и «единого учебника», в ФПУ по каждому предмету начальной и средней школы будет только один учебник. Исключение сделали лишь для истории и обществознания, по этим предметам предусмотрено три и два учебника соответственно.

Для реализации единых образовательных программ предлагается установить новый порядок разработки учебников

Так, государственный заказ на разработку учебников и учебных пособий будет осуществлять Минпросвещения. Ведомство будет утверждать авторский коллектив учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ.

Сергей Кравцов отметил, что новый порядок разработки учебников сделает их дешевле и сэкономит региональные бюджеты. Это, по словам министра, станет возможным в том числе за счет экономии на авторском вознаграждении, поскольку исключительные права на учебники будут у РФ, а не у авторов.

Открыв ФПУ можно обнаружить, что почти все учебники в нем выпускаются издательством «Просвещение». И это несмотря на то что ФАС неоднократно выносила предупреждения относительно принципов формирования ФПУ. А пункт 11 статьи 3 ФЗ «Об Образовании» предусматривает «недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования».

В чем проблема школьных учебников

Сейчас рынок школьной и методической литературы перенасыщен. И естественно, что среди всего этого многообразия попадаются как достойные варианты, так и откровенно плохо подготовленные – с фактическими, логическими, орфографическими ошибками, сложно составленные и не понятные детям.

Особенно много вопросов последние годы возникало у родителей к учебникам по окружающему миру под редакцией Плешакова.

Эти учебники называют воспитывающими «клиповое мышление», регулярно находят в них множество нестыковок и откровенно устаревшую информацию, а также абсурдные задания, рассчитанные явно не на учеников младших классов.

Одна из целей создания нового ФПУ – очистка учебного пространства от некачественных и слишком авторских учебников, чтобы дети могли переходить из класса в класс или из школы в школу и сразу ориентировались в учебном материале.

«Мы хотим исключить ситуацию, когда в школьных учебниках появляются ссылки на порносайты, блокада Ленинграда преподносится как оборона, а всей истории Великой Отечественной войны уделяется четыре страницы», – заявил заместитель Председателя ГД от фракции «Единая Россия» Петр Толстой.

Последний год использования «старых», согласно ФПУ, учебников – 2025. Это так называемый переходный период, который отводится на то, чтобы можно было закончить обучение детей по программе, которую они уже начали проходить.

Однако те дети, которые пойдут в первый класс 1 сентября 2023 года, будут учиться уже по новому единому учебнику. Новые учебники, многие из которых еще находятся разработке, будут включены в ФПУ бессрочно.

Чего опасаются учителя

По словам чиновников, смысл унификации и стандартизации образовательной программы в том, чтобы в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, и на Сахалине дети имели равные образовательные возможности, и у них не возникло проблем с переходом из одной школы в другую. Многие учителя считают, что сама эта идея хорошая. Вот только есть ряд «но».

По мнению учителей, для разных детей необходимы разные учебники. Хотя бы 3-4 разновидности.

Есть и еще одна неочевидная проблема: уровень ВПР, которые существуют в начальной школе, высок, а уровень подачи материала в едином учебнике достаточно низкий.

«Педагог года Москвы –2015», учитель начальных классов Алексей Рубин верит, что учебники русского языка и математики в теории возможно стандартизировать на всю страну, но, например, не учебник по окружающему миру. Например, московских школьников спросят, хотят ли они навестить столицу нашей Родины и увидеть Кремль. Это как минимум странно.

Учитель физики и победитель конкурса Учитель года-2009 Вадим Муранов не уверен, что новый единый учебник будет понятен детям: «Понятно, что законы физики – одинаковые, может быть, так и рассуждали авторы этой концепции. Как правило, толкования законов – разные. И даже сами формулировки законов физики в разных учебниках различаются. И в одних они удобоваримы, а в других – нет».

Заслуженный учитель РФ, к. п. н., победитель всероссийского конкурса «Учитель года России 2011 Алексей Овчинников подчеркивает: «Исследователи НИУ ВШЭ пришли к выводу, что для слабых учителей нужна работа по четким протоколам, напоминающая работу врачей в экстренных ситуациях. Поэтому для них единообразие учебников и программ – это плюс. А для творческих учителей, которым сложно вписываться в рамки, это минус. Наверное, в итоге это повысит качество образования. Но из школ скорее всего начнут уходить неординарные личности, которых и сейчас не очень много».

Алексей Рубин, учитель начальных классов, развивает эту идею. По его словам, современные учителя ежедневно борются за внимание школьников, ведь сегодня детям доступно множество источников информации, причем, не всегда корректной. В этой конкурентной борьбе учителя на уроках должны «уходить далеко за страницы учебника», чтобы быть интересными и сохранить авторитет в глазах школьников.

Академик, член РАО Александр Асмолов придерживается в этом вопросе более жесткой позиции: «Сегодня мы должны понимать, что 1 сентября 2023 года станет днем похорон вариативного образования в России. Подобного рода программы унификации приведут к тому, что наше образование, наши дети, и наши учителя окажутся неконкурентоспособны в сложном изменчивом мире. Это драма для российского образования».

Учитель физики Вадим Муранов считает, что хорошо было бы привлечь к написанию учебников самих учителей.

Как в любом правиле есть исключение. Частных школ нововведения не коснутся. Однако и эти школы в скором времени могут столкнуться с проблемой нехватки альтернативных учебников, по которым они выстраивают свои программы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

merana
Карма: 80
20.04.2023 14:39, #49328
Вариативное образование это эвфемизм, скрывающий разделение общества на элиту и быдло. Почему-то те, кто учился во времена СССР, когда понятия никто не имел ни о каком таком вариативном образовании, очень конкурентоспособными оказывались "в сложном изменчивом мире", и никаких драм не было.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть