США начинают дипломатическое наступление на Китай? Цель - заморозка тайваньского конфликта?

Пока госсекретарь США делает примирительные жесты в сторону Пекина, тайваньские демократы готовятся переиграть партию, проигранную на местных выборах…
22 января 2023  15:54 Отправить по email
Печать

Аннотация: Пока госсекретарь США делает примирительные жесты в сторону Пекина, тайваньские демократы готовятся переиграть партию, проигранную на местных выборах…

Госсекретарь США Этнони Блинкен в преддверие визита в Китай, который состоится 6 февраля, выступил в Чикагском университете, а затем дал интервью директору университетского Института политики Дэвиду Аксельроду, бывшему главному стратегу в администрации Барака Обамы и в этом качестве близкому к нынешней демократической администрации.

В своих комментариях на китайском направлении внешней политики Блинкен обнародовал ряд системных действий Вашингтона по «нормализации» двусторонних отношений, за которыми, по утверждениям специалистов, стоит очередная попытка лишить Москву поддержки Пекина или ограничить такую поддержку. Несмотря на оптимизм, например, признанного эксперта по КНР Сергея Лузянина, что из этого ничего не получится, следует признать, что дипломатическая активность США существенно возросла. С одной стороны, это объясняется наступившей определённостью в Пекине; прошёл XX съезд КПК, Си Цзиньпин переизбран генеральным секретарём ЦК партии, что гарантирует ему пост председателя КНР. Поменялся и глава МИД КНР; новый министр Цинь Ган ранее возглавлял посольство в Вашингтоне, и в ряде оценок прозвучало мнение, что это в определённом смысле шаг Китая навстречу США. С другой стороны, ожидаемый визит Блинкена пройдёт не после, а до предстоящей в марте сессии ВСНП, на которой будут произведены остальные ключевые назначения, в том числе на должность главы правительства КНР – Госсовета. То есть в этом смысле точки над «i» поставить не получится; значит, американскую сторону в большей мере интересует именно политические аспекты, а не экономика, которую буквально на днях, на полях Давоса, обсуждали покидающий должность китайский вице-премьер Лю Хэ и глава минфина США Джанет Йеллен.

Оставим пока в стороне украинскую тематику и сосредоточимся на том, что непосредственно затрагивает китайско-американские отношения. Разумеется, это прежде всего тема Тайваня. В своём чикагском выступлении Блинкен её не обошел, обвинив Пекин в стремлении нарушить статус-кво, которое сложилось в Тайваньском проливе в свою пользу. Безусловно, американская сторона, заявляя об этом, ориентировалась и на решения китайского партийного съезда, в которых содержится положение о воссоединении с Тайванем и обозначены красные линии, пересечение которых содержит перспективу силового решения Пекином тайваньской проблемы. Напомним, что речь здесь идёт о провозглашении Тайбэем «независимости» и о «признании» таковой США и их сателлитами по НАТО. При этом Блинкен в разговоре с Аксельродом мягко обошёл тему посещения острова бывшим спикером палаты представителей Нэнси Пелоси, а также другими высокопоставленными визитёрами, осуществлённые вопреки протестам китайской стороны.

Со своей стороны Блинкен призвал Китай к сохранению нынешнего положения дел, которое, понятное дело, полностью устраивает США, которые на словах придерживаются принципа одного Китая и признают Тайвань его частью. С другой, Вашингтон ведёт себя с островом так, как будто это не провинция КНР, а собственная американская вотчина или даже «непотопляемый авианосец». В целом расчёт понятен: увести диалог в сторону экономики, заморозив, причём, на собственных условиях, политические аспекты, которые служат препятствием развитию отношений. На российском же направлении продолжить вооружение Киева, сопровождающееся фактическим блокированием переговорного процесса, и продолжать давить на Китай, чтобы настроить его против поддержки Москвы.

Но не только. Понимая важность и взрывоопасность тайваньской темы и меньше всего желая получить на Дальнем Востоке «второй фронт», США, переосмысливая итоги ноябрьских выборов на острове, начинают подталкивать сепаратистские власти к косметическим «переменам» во внешней политике, которые сопровождаются кадровыми манёврами. Так, 17 января правящая тайваньская Демократическая прогрессивная партия (ДПП) избрала своего нового председателя; напомним, что ранее этот пост принадлежал главе островной администрации (самозваному «президенту») Цай Инвэнь, которая прокинула его после сокрушительного поражения, понесённого от оппозиционного Гоминьдана на местных выборах. Новым партийным лидером избран «вице-президент» Лай Циндэ (Уильям Лай, на англосаксонский манер, принятый на Тайване и в Гонконге). Ранее, до января 2019 года, он возглавлял Исполнительный юань - правительство Тайваня, руководство которым на фоне перемен в партийном руководстве покинул другой соратник Цай - Су Чжэньчан.

В чём смысл произведённой рокировки, которая ещё не закончилась, ибо вакантным остаётся пост премьера? Разочаровывающие для тайваньских демократов – этого филиала Демпартии США, итоги местных выборов, обнаружили и ещё одну слабость ДПП. Поражение потерпели мэры крупных городов от ДПП, потенциальные преемники Цай Инвэнь, которая вскоре завершает свой второй срок во главе администрации и больше баллотироваться не может. Сразу стало понятно, что существенно сократился кадровый резерв ДПП, а вместе с ним – и шансы на сохранение власти в январе 2024 года. Премьер Су Чжэньчан – не кандидат из-за преклонного возраста, а других вариантов не просматривалось. С избранием партийным лидером Лая, которому на момент выборов будет «всего» 65 лет, демократы восполняют кадровый пробел, особенно учитывая то, что Лай до своего двухлетнего премьерства (2017-2019 гг.) на протяжении семи лет возглавлял город Тайнань. И в этой должности обеспечил его объединение с одноименным уездом в мегаполис центрального подчинения. До этого новый лидер ДПП на протяжении одиннадцати лет избирался депутатом Законодательного юаня – парламента, то есть наделён и опытом законотворчества.

Конечно, можно сказать, что на безрыбье – и рак рыба. Ну нет у ДПП более молодого и перспективного лидера. Но следует признать, что Лай, чьё выдвижение в преемники от демократов, похоже, становится решенным вопросом, объективно усиливает партийные позиции, которые ещё на днях по сути равнялись нулю.

Главный вопрос: на что рассчитывают негласные «хозяева» Тайваня – американцы? И почему Блинкен в чикагском разговоре с Аксельродом, сделав в сторону Пекина ряд реверансов, занял по Тайваню жёсткую, по сути бескомпромиссную позицию, «упакованную» в формулу статус-кво? Покинувший премьерскую должность престарелый Су, как и Цай Инвэнь, не скрывал своей приверженности идее островной «независимости» и полного размежевания с материком вопреки достигнутому между берегами пролива консенсусу 1992 года. А вот Лай, первое, что сделал, возглавив ДПП, заявил о том, что Тайваню не следует форсировать достижение «независимости». Любопытно, что мотивировал он эту инициативу, явно идущую вразрез с прежней официальной партийной линией, тем, что остров фактически «уже независим», и по факту его можно считать «суверенным». Если вернуться к Блинкену с его «статус-кво», а также к шефу госсека – президенту Джо Байдену, который также неоднократно высказывал в том смысле, что Тайвань фактически «самостоятелен» в принятии решений и проводит «суверенную» внутреннюю и внешнюю политику, то всё становится на свои места. Лай – непосредственный ставленник Вашингтона, смягчивший сепаратистскую риторику по команде из Белого дома и Госдепа, чтобы с точки зрения тактики не раздражать Пекин в преддверие визита Блинкена. Стратегически же его выдвижение преследует цель размыть аргументы оппонентов ДПП из Гоминьдана, выступающих за интеграцию с КНР на условиях принципа «одной страны - двух систем». Дескать, ДПП «скорректировала» сепаратистский курс, отвергнутый избирателями в ходе ноябрьского голосования, и заняла более «взвешенную» позицию, на которую даже на словах, как понятно специалистам, она могла пойти, только получив отмашку из Вашингтона.

В пользу этой версии говорит и развернутая на острове кампания критики принципа «одной страны – двух систем», которая-де доказала «неприменимость» на примере Гонконга. Намекая на подавление Пекином протестных акций путём корректив избирательного законодательства в автономии, тайваньские «демократические» провокаторы как бы «забывают», что беспорядкам в Гонконге предшествовал эпизод с законодательным разрешением на выдачу преступников, принятым по настоянию отнюдь не Пекина, а Тайбэя. Сегодня понятно, что за этим и тогда, и сейчас стоят США. Что же касается (Уильяма) Лай Циндэ, то он с подачи вашингтонских политтехнологов собирается представить избирателям свою позицию, как наиболее «взвешенную», центристскую. Дескать, она – «средняя» между Гоминьданом, требующим интеграции с материком, и Цай и Су, выступающими за «независимость». То есть кадровые перестановки на острове и заявления Блинкена в Чикаго – взаимосвязанные части новой, более тонкой игры США на китайском направлении. И они призваны отсрочить военный конфликт вокруг Тайваня, который в ближайшее время, пока идёт подготовка к анонсированному весеннему наступлению ВСУ на Крым, США попросту не потянут. Для этого, считают в Вашингтоне, все средства хороши.

И надо понимать, что если этот план удастся, и обострение в Тайваньском проливе будет заморожено, первое, чем займутся в США, - примутся готовить против Китая новую провокацию, аналогичную «поджогу» Гонконга. Чтобы повторить маневр 2018-2020 годов, когда ДПП, проиграв местные выборы, через год взяла реванш на «президентских» именно на волне протестов в этой китайской автономии, напугавших островного избирателя. «Если правила игры не устраивают джентльменов, джентльмены меняют правила». Незыблемость именно этого постулата англосаксонской политики и доказывают в очередной раз политические, информационные и кадровые манёвры Вашингтона и его марионеток из Тайбэя.

Владимир Павленко

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть