Итоги 2022 года для Белоруссии: выстоять любой ценой

Кто помогает белорусской экономической и политической системе пережить «идеальный шторм»?
1 января 2023  14:00 Отправить по email
Печать

2022 год для Белоруссии, как и для остальных стран региона, прошёл под знаком российской специальной военной операции на Украине. По итогам года выстояла и белорусская политическая система, и национальная экономика. Социальные обязательства тоже исполнялись. Россия всемерно помогла союзнику сохранить внутреннее спокойствие и преодолеть внешнеполитическую изоляцию.

Строго говоря, полной внешнеполитической изоляции у официального Минска никогда не было и нет. Желаемое за действительное выдают представители прозападной националистической политэмиграции. Осев в Варшаве и Вильнюсе, они тешат себя надеждой вернуться в обозе интервентов под бело-красно-белым флагом – так же, как это было в 1941 году.

Опекающие их правительства стран пребывания всячески поддерживают такой настрой. Однако даже они признают: такой сценарий остаётся предметом мечтаний до тех пор, пока над Белоруссией раскрыт российский «ядерный зонтик» и не создана база сколь-либо видимой поддержки в самой Белоруссии. Без таковой обречены быть медийными проектами и незадачливыми бандами наёмников вооружённые и парамилитарные формирования вроде польско-литовского «посполитого рушения» или приданного ВСУ «полка им. Калиновского».

Так и остались «вещами в себе» попытки создать эмигрантские «правительства в изгнании». Фактически они выродились в клиентелы и тусовки, никому не интересные и погрязшие в ссорах за доступ к западному финансированию. Самым многообещающим из них был развивший в 2021 году бурную деятельность «кабинет Светланы Тихановской».

Официальный Минск выступил военно-политическим союзником Москвы и, одновременно, переговорной площадкой по урегулированию кризиса. Белоруссия предоставила свою территорию Армии России для нанесения ударов по ВСУ. При этом на начальном этапе спецоперации белорусская же территория стала местом проведения нескольких раундов переговоров официальных представителей Москвы и Киева.

Такое поведение официального Минска соответствовало подтверждённому им после августа 2020 года догмату внешнеполитической «многовекторности». В 2022 году от этой искусственной и окончательно себя дискредитировавшей конструкции ничего не осталось. В конце года внезапно умер её теоретик и главный застрельщик, уполномоченный по сепаратным переговорам с западными друзьями и партнёрами глава МИД Белоруссии Владимир Макей.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Шесть пакетов политических и экономических санкций, применённых «коллективным Западом» в отношении официального Минска, не оставили Александру Лукашенко иного направления движения, кроме как на северо-восток континента. Россия и другие партнёры по ЕАЭС и ОДКБ, ШОС и СНГ сыграли ключевую роль в минимизации разрушительного влияния западных рестрикций.

Санкции в отношении белорусской финансовой системы выглядели сенсационно и беспрецедентно. С весны ЕС, США и их сателлиты отказали Белоруссии в использовании услуг межбанковской системы SWIFT. Операции с Нацбанком были прекращены в одностороннем порядке. Был введён запрет на предоставление Минску банкнот, кредитов, обслуживания ценных бумаг, а также другие ограничительные меры.

ЕС и США фактически заблокировали обслуживание Минском своего внешнего долга. Те же меры были применены и к России. При этом ни одна из частей Союзного государства не отказалась от таких выплат, предложив кредиторам рублёвый эквивалент.

Именно благодаря России финансовая стабильность в Белоруссии была сохранена, а главные статьи белорусского экспорта нашли сбыт. РЖД и порты, своп-схемы и товаропроводящие сети евразийских союзников обеспечили поставки в третьи страны белорусских калийных удобрений и нефтепродуктов, древесины и других товаров.

Внешнеэкономическая деятельность Белоруссии теперь полностью зависит от России. Союзное государство последовательно и успешно реализует утверждённые интеграционные программы в сфере экономики. В оборонной сфере тоже есть успехи – по линии совершенствования совместной группировки войск. Союзники совершенствуют единую систему ПВО, осуществляют совместное военное планирование и другие мероприятия в рамках общей военной доктрины. Обе части Союзного государства не на словах, а на деле формируют единое оборонное пространство.

США, ЕС и их сателлиты при планировании своих действий в отношении Белоруссии преследовали цель разобщить и экономически ослабить союзников. Однако по факту они добились всестороннего сближения Минска с Москвой. Угроза пресловутых «вторичных санкций» так и осталась угрозой, о которой были предупреждены Турция и Китай, среднеазиатские партнёры Белоруссии по евразийской интеграции и многие другие государства.

Целясь в «режим Лукашенко», правительства США, ЕС и Украины выстрелили в Белоруссию. Попутно под их рестрикции попали и белорусские оппозиционеры-русофобы, бежавшие на Украину и в Евросоюз. Их банковские карты заблокировали, подвергли дискриминации в трудовых и социальных отношениях (получение образования, медобслуживания и т.д.).

Планы политической и экономической изоляции Минска провалились благодаря России и интегрированности Белоруссии в евразийские объединения с участием РФ и КНР. Правительства западных государств и их стеллитов продемонстрировали свою истинную сущность, сократив в Белоруссии и без того скромное количество сторонников «европейского выбора».

Во внутренней политике Александр Лукашенко тоже добился успехов. КГБ, МВД, Мининформации, Минюст и другие заинтересованные ударными темпами «зачищали» сеть прозападных НГО. Лишены государственной регистрации тысячи общественных организаций, партии, профсоюзы и медиа. В число ликвидированных попали даже лоялисты, что нисколько не обеспокоило ни прокуратуру, ни Верховный суд.

Громкие процессы над представителями прозападной оппозиции продолжились. По состоянию на декабрь 2022 года она причислила к политзаключённым почти полторы тысячи своих товарищей.

Под конец года был анонсирован судебный процесс в рамках «специального производства» над группой Степана Путило, Яна Рудика и Романа Протасевича. Все они причастны к деятельности влиятельного Телеграм-канала NEXTA и обвиняются по шести статьям УК, включая впервые отработанную на «деле пророссийских публицистов» ч.3. ст.130 (экстремизм в составе группы лиц).

Механизм «специального производства» был разработан и внедрён специально для уехавших за границу участников протестных акций 2020 года. Защищавшие их адвокаты лишались лицензий. В самой Белоруссии избежавшие арестов и отбывшие наказание повсеместно лишались работы. За увольнениями диссидентов и недопущением их трудоустройства следили отставные силовики, которых повсеместно назначили кадровиками и «замами по идеологии».

Инакомыслие окончательно ушло в Telegram и социальные сети. Российские СМИ лишались лицензий, их сайты блокировались совместными усилиями Мининформации и спецслужб.

Участие в СВО не помешало Александру Лукашенко провести февральский референдум по радикальному переформатированию конституции. По его итогам было узаконено «Всебелорусское народное собрание», наделённое чрезвычайными полномочиями. Его статус был поднят над ветвями власти, однако механизм формирования до сих пор остаётся неразработанным.

Пресс-служба президента 30 декабря сообщила о подписании Александром Лукашенко ряда законов, которыми члены Национального собрания (парламента) лишаются части своих полномочий с передачей таковых в ВНС – «в том числе на избрание судей Конституционного Суда и членов Центральной избирательной комиссии, утверждение основных направлений внутренней и внешней политики, военной доктрины». Депутатам и претендентам на такой статус запрещается иметь иностранное гражданство, вид на жительство и иные документы, предоставляющие льготы и другие преимущества. Норма касается также обладателей российских паспортов и ВНЖ.

Внутренняя политика в гуманитарной сфере продолжилась в рамках «мягкой белорусизации». По-прежнему повсеместно уничтожалась русскоязычная топонимика при том, что русский язык – один из двух государственных, который повседневно использует почти всё население постсоветской республики. Вместо него чиновники внедряли выдуманную «латинку», которую не понимали ни белорусы, ни иностранцы.

«Бессмертный полк» получил очередной отказ в государственной регистрации. Министерство юстиции и Верховный суд совместными усилиями поставили крест на шестой попытке организаторов мемориальных шествий добиться легализации деятельности. При этом 9 мая Мингорисполком разрешил бесплатно провести шествие в рамках официозного аналога «Беларусь помнит».

Заявленная год назад инициатива по созданию политической партии в поддержку интеграции Белоруссии и России в Союзное государство тоже была похоронена. Оргкомитет так и не зарегистрированной партии «Союз» нервировал не только маргинальных национал-радикалов, но и системных националистов. В итоге Москва по-прежнему не может рассчитывать на институализированную опору в белорусском обществе.

Экономика Белоруссии продемонстрировала в 2022 году спад почти на 5% ВВП . В необоснованный оптимизм официального прогноза социально-экономического развития республики на 2022 год мало кто верил вне чиновничьих кабинетов. Блокирование белорусского экспорта и поставок в республику чувствительных позиций импорта, закрытие бизнесов с иностранным участием и вывоз высококвалифицированного персонала («релокейт»), а также многие другие санкционные меры были явлены ещё до 24.02.2022.

С началом СВО западное санкционное давление было усилено. Россия спасла белорусскую экономику предоставлением возможностей не только и не столько экспорта, сколько сбыта на своём ёмком внутреннем рынке. Маржинальность хозяйственной деятельности существенно сократилась, однако волны банкротств и массовых увольнений не произошло.

Москва поддержала Минск кредитами, заказами и льготными ценами на сырьё. Белоруссия по-прежнему импортировала российский газ по самым низким в Евразии ценам ($128,52). В это же время фирмы Евросоюза банкротились, не выдерживая цен на это стратегическое сырьё, которые оказались в 10-20 раз выше. В 2023 году этот тренд в европейской экономике углубится, открывая для Союзного государства России и Белоруссии хорошие конкурентные перспективы.

СВО открыла большие возможности для предприятий Госкомвоенпрома Белоруссии. Успех иранских БПЛА привлёк внимание к белорусским аналогам и мощностям по их производству. Шанс на реанимацию получили предприятия ВПК в Сморгони, Лиде и других белорусских провинциальных городах.

Особое внимание было обращено на оживление белорусского станкостроения и микроэлектроники. Александр Лукашенко провёл несколько совещаний с профильными министрами, требуя освоения российского кредита $1,5 млрд,, выделенного в том числе и под это импортозамещение.

ВПК Белоруссии с советских времён специализировался на оптике и средствах связи. С 2014 года он активно участвовал в программах перевооружения ВСУ, а с 2022 года предложил свои услуги оборонным российским предприятиям.

Помимо широко разрекламированного РСЗО «Полонез», созданного в сотрудничестве с КНР и оснащённого китайскими же ракетами, Минск может предложить свою ремонтную базу и такие системы защищённой связи, как «Мускат», «Ярус», «Мегатрон», «Цитрус».

Кооперация в различных отраслях и закупки белорусской продукции взаимно выгодны союзникам. В частности, Минск сможет наверстать падение инвестиций в основной капитал – таковые снизились примерно на 1/5 к прошлогоднему уровню. Он сможет сократить огромное отрицательное сальдо в торговле с Россией, а также в целом спад своего оборота внешней торговли товарами и услугами. Таковой за январь-октябрь, согласно отчёту белорусского Нацбанка, составил 6%.

По данным Белстата, с января по октябрь включительно белорусский экспорт снижен на 3,6%, а импорт – на 9,1%. Белоруссия не имеет никаких шансов до конца года нарастить экспорт товаров и услуг на 6,3%, как это предусмотрено президентскими указами.

Не будут выполнены и другие важнейшие параметры официального прогноза, скреплённого подписями Лукашенко. Совмин и Нацбанк были обязаны сдержать инфляцию на уровне до 6%, а по факту её рост оказался кратно больше. Официальная статистика зафиксировала повышение потребительских цен за январь – ноябрь на 15,4% к такому же периоду 2021 года.

Очередная административная «заморозка цен» была явлена в октябрьской президентской директиве. За её нарушение предприниматели привлекались к уголовной ответственности. Возникший дефицит оказался незначительным и малозаметным для широких масс населения.

Девальвация белорусского рубля тоже оказалась ниже ожиданий недоброжелателей, прочивших обвал его и экономики в целом. В декабре курс BYN оказался чуть ниже, чем в январе. Золотовалютные резервы Нацбанка Белоруссии при этом сократились с $8,425 до $7,8 млрд (01.01.2022-01.12.2022).

Важным событием 2022 года стало исключение Нацбанком Белоруссии из своей корзины валют» единой валюты Евросоюза. Во взаимных расчётах с основным торговым партнёром – Россией – Белоруссия вышла на уровень более 80% обеспечения в нацвалютах. «Рассчитываем, что по итогам текущего года товарооборот выйдет на рекордный уровень, превысив 40 миллиардов долларов», - констатировал 19 декабря по итогам переговоров в Минске российский лидер Владимир Путин.

По итогам года Белоруссия выстояла перед жестоким штормом внешних угроз и внутренних экономических проблем. Социальная стабильность сохранена, хотя реальные доходы населения и не достигли прошлогоднего уровня при значительном росте цен.

Среди первоочередных задач на краткосрочную перспективу для Белоруссии наиболее актуальны те, что связаны с продолжением объединительных процессов прежде всего с Россией. Именно от Москвы зависит будущее белорусской экономики, социальной сферы и политической системы.

Минск не выстоит в одиночку против «коллективного Запада», который успешно расправлялся с небольшими государствами и ныне втянулся в долгую гибридную войну с Россией на украинском поле. Поэтому военная, политическая и экономическая интеграция должна быть дополнена интеграцией гуманитарной, придающей осмысленность движению в правильном направлении.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть