Что стоит за отставкой главы МИД Армении в период острейшего политического кризиса?

В Армении произошло то, о чём ранее говорили на уровне слухов...
31 мая 2021  16:08 Отправить по email
Печать

В Армении произошло то, о чем ранее говорили на уровне слухов. Министр иностранных дел Ара Айвазян подал прошение об отставке. Отставка главы МИД в любой стране считается событием неординарного значения, а в Армении, переживающей острейший политический кризис, это является в первую очередь свидетельством возникших серьезных разногласий внутри правительства в области внешней политики.

Если говорить о конкретике, то, по мнению большинства армянских экспертов, Айвазян принял решение об отставке после того, как не получил доступа к проекту соглашения, подготовленного премьер-министром Николом Пашиняном, касающегося границ между Арменией и Азербайджаном. Более того, сообщалось, что Пашинян предпринял попытку заручиться поддержкой парламента для подписания соглашения, не предавая гласности его содержание, но не набрал нужного количества голосов из-за отказа депутатов фракции «Мой шаг» от голосования. То есть он действовал в духе того, как готовилось и подписывалось мирное соглашение между Россией, Азербайджаном и Арменией от 9 ноября 2020 года, завершившее вторую карабахскую войну. Но оно было подписано при событиях чрезвычайного характера в условиях наступательных действий азербайджанских войск. Поэтому причины, побудившие Пашиняна попытаться использовать прежнюю тактику, остались неизвестными и породили в армянском обществе подозрения, что Ереван в конфликте в Сюнике готовится уступить Баку какую-то часть территории Сюникской и Гегаркуникской областей.

Ранее на ИА REX: Армения вновь осталась без главы МИД. Чего добивается Пашинян?

Как утверждает армянское издание «Грапарак» со ссылкой на свои источники, премьер вел переговоры в тайне от дипломатического корпуса, но с участием силовиков, о них знали лишь вице-премьер Тигран Авинян и руководитель администрации главы правительства Арсен Торосян. Если это так, то возникает три вопроса. Первый: почему Айвазян был отстранен от этого процесса? Второй: как состыковывается этот тезис с утверждением советника по национальной безопасности президента США Джейка Салливана, который в телефонных разговорах с лидерами Армении и Азербайджана «приветствовал продолжающееся общение между двумя сторонами и приверженность обоих лидеров мирному урегулированию этой проблемы (конфликт в Сюнике. — С.Т.)», но призвал «перевести переговоры по демаркации международных границ между двумя странами на официальный уровень»? Чего до сих пор не произошло.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Наконец, третье. Российские источники утверждают, что за это время состоялось несколько раундов переговоров при посредничестве российской стороны по проблемам демаркации границы. В этой связи в сообщении Смоленской площади говорится следующее: «С российской стороны подтвержден призыв к сторонам решать все возникающие проблемы мирным путем в ходе переговоров. Россия готова и дальше оказывать возможное содействие этому процессу». По телефону между собой переговорили министр обороны России Сергей Шойгу и исполняющий обязанности главы военного ведомства Армении Вагаршак Арутюнян, министр иностранных дел России Сергей Лавров и Айвазян. Но Ереван стал поднимать планку. Пашинян решил официально обратиться в ОДКБ в связи с ситуацией в Сюникской области, где не было фактора военного вторжения со стороны Азербайджана. Это приграничный инцидент, азербайджанские солдаты перешли границу в районе Сев Лич, углубившись на территорию Армении до 3,5 километра, и пытаются там закрепиться.

Пашинян заявил, что «эти действия неприемлемы для Армении, поскольку это поползновения на суверенную территорию Республики Армения и является, по сути, диверсионным проникновением», но уточнил, что «действия азербайджанских военных не сопровождались применением оружия, они пытались обосновать свои действия какими-то фальшивыми картами». При этом он не исключал возможностей разрешения ситуации посредством переговоров, в том числе дипломатическим путем. Но почему тогда в Ереване появилась версия, что «азербайджанские военнослужащие пересекли армяно-азербайджанскую границу не для решения локальных проблем, а для того, чтобы спровоцировать масштабный военный конфликт»? Более того, на основании этого тезиса стали отрабатываться конкретные действия.

Ранее на ИА REX: Фальстарт предвыборной кампании в Армении: кто дисквалифицирует нарушителей?

Пашинян предложил правительству Азербайджана отвести войска и разместить на границе между Арменией и Азербайджаном международных наблюдателей от США. В своем послании Баку он обосновал свою инициативу посредническим статусом Вашингтона в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Пока ответили только американцы. Официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс заявил, что его страна «готова помочь Армении и Азербайджану в мирной демаркации границы с отводом войск на позиции, которые они занимали до 11 мая». По сути, это означает ввод, помимо российского, уже американского фактора в новое «армяно-азербайджанское уравнение» в контексте работы сопредседателей Минской группы. Ранее внешнеполитические ведомства России, Франции и США (стран — сопредседателей МГ ОБСЕ) выступили с заявлениями, выразив обеспокоенность по поводу обстановки на армяно-азербайджанской границе и призвав стороны к переговорам.

Но главная интрига все же в другом. Почему именно сейчас Баку инициировал конфликт в Сюнике, понимая, что в Армении политический кризис и правительство лишено возможностей принимать серьезные решения в условиях острейших предвыборных баталий? Почему Азербайджан предпринял такие шаги вслед за визитом в регион главы МИД России Сергея Лаврова и почему эти акции совпали с моментом ротации российских миротворцев в Нагорном Карабахе? Да и зачем Азербайджан стал так спешить в реализации задуманного сценария, явно срывая мирный договор с Арменией, о чем рассуждал глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ в рамках рабочего визита в Австрию, не говоря уже о проблемах, возникающих в деле выполнения заявлений от 9 ноября 2020 года и 11 января 2021 года о разблокировании коммуникационных коридоров в регионе?

Пока мы констатируем три факта. Первый: отставка главы МИД Армении может иметь более глубинные корни и обоснования, нежели те, что заявлены публично. Второй: имеется срыв готовившегося в закрытом режиме соглашения по приграничным вопросам. Наконец, третий: возникает вероятность появления в зоне конфликта международного миротворческого корпуса и выход на сценарий определения статуса Нагорного Карабаха. Другие выводы делать пока рано.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть