Джо Байден подарил России канадский нефтепровод

Первыми же шагами после вступления в должность президент США Джо Байден показал, что намерен радикально изменить политику в нефтегазовой сфере
21 января 2021  19:32 Отправить по email
Печать

Первыми же шагами после вступления в должность президент США Джо Байден показал, что намерен радикально изменить политику в нефтегазовой сфере. Помимо отмены разрешения на строительство нефтепровода из Канады, он возобновил отмененный Дональдом Трампом мораторий на буровые работы в Национальном Арктическом заповедника, а также заявил о возврате США в Парижское соглашение. О том, что это может значить для глобальной и российской нефтегазовой отрасли – в материале Института развития технологий ТЭК специально для ИА REX.

О том, что первым указом после инаугурации Байдена станет запрет на строительство нефтепровода Keystone XL, говорили уже несколько дней. И президент не обманул ожиданий. Теперь строительство нефтепровода стоимостью $8 млрд, которое уже началось с канадской стороны, будет остановлено.

Keystone XL, споры вокруг строительства которого ведутся последние 12 лет (среди противников проекта – землевладельцы США, индейское население Канады и экологические организации), должны был связать основной нефтегазодобывающий регион Канады, штат Альберта, с Небраской. Предполагалось, что по нему будет транспортироваться 830 тыс. баррелей в день.

Для канадской нефтяной отрасли остановка проекта – тяжелый удар. Нефтяники страны давно испытывают нехватку транспортных мощностей и ввод нефтепровода позволил бы им существенно увеличить производство нефти. «Хотя мы приветствуем приверженность президента [Байдена] борьбе с изменением климата, мы разочарованы» - заявил премьер-министр Канады Джастин Трюдо.

Не менее разочарованы должны быть нефтепереработчики США. Современные НПЗ с индексом Нельсона больше 10 (а большинство американских заводов именно таковы) не могут полноценно работать на американской нефти – для них она слишком легкая. Поэтому к легким американским сортам примешивается тяжелая нефть. Раньше основным поставщиком этой нефти была Венесуэла, а после того, как против нее были введены санкции, эта роль перешла к Канаде. Однако транспортные ограничения не позволяют импортировать достаточное количество тяжелой канадской нефти, что, наряду со снижением спроса, уже привело к сокращению производства на НПЗ Америки.

В поисках замены американские нефтяники обратились к России – сорт Urals тоже хорошо подходит для разбавления легкой нефти. Россия уже вышла на четвертое место среди поставщиков нефти в США. Последние доступные данные об объемах поставок датируются октябрем – тогда они составили 660 тыс. баррелей (данные Управления энергетической информации США).

Отказ от строительства Keystone XL означает, что заместить эти объемы будет нечем. Предстоящий по мере увеличения числа вакцинированных рост перевозок частным и общественным транспортом потребует дополнительных объемов топлива, а значит, и сырья для его производства. Это может дать России шанс на увеличение поставок на крупнейший в мире американский рынок нефти.

Кроме того, высказываются предположения, что наша страна могла бы стать посредником при поставке в США венесуэльской нефти. А учитывая, что целый ряд нефтяных активов в стране принадлежит России, это фактически будет означать, что доходы от этих поставок пойдут в российский бюджет.

Озвученные Байденом экологические инициативы – запрет на бурение в арктическом заповеднике и возврат в Парижское соглашение, - в краткосрочной перспективе также окажут скорее положительное влияние на глобальный рынок энергоносителей. Напомним, цели Парижского соглашения – ограничить рост среднегодовых температур в мире 20С и попытаться удержать его в пределах 1,50С.

Главное средство для этого – ограничение выбросов парниковых газов, прежде всего диоксида углерода. Это означает постепенное сокращение использования ископаемого топлива и переход на возобновляемые источники энергии. Такие цели были озвучены Байденом в период его предвыборной компании – только в течение первого президентского срока на это планируется выделить $2 трлн.

Однако одномоментного перехода на ВИЭ ожидать не приходится – только замена традиционного автопарка электрическим по самым оптимистичным оценкам займет десятилетия. Например, вице-президент Total по разведке и добыче Арно Бройак уверен, что доля нефти и газа в мировом энергобалансе к 2050 году не упадет ниже 50%, а спрос на энергию будет продолжать расти в связи с демографическим ростом в мире.

Между тем инвестиционные решения – вкладываться в новые нефтегазовые проекты или нет, - принимаются уже сейчас, и многие компании делают выбор в пользу отказа от таких вложений. Спрос же на энергию будет расти по мере того, как эпидемия коронавируса и связанные с ней локдауны будут уходить в прошлое. А вслед за спросом будут расти и цены. Уже сейчас ряд аналитиков, например, ANZ Bank, предсказывает достижение отметки $60 за баррель в течение этого года.

Так что можно пожелать новому президенту США успехов в его борьбе за «зеленое» будущее – пока нефтегазовая отрасль, в том числе и российская, от этого только в выигрыше.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
В настоящее время вакцинация от COVID-19 в России добровольна. Вы привились?
60.4% Нет
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) для России?
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть