COVID-19 и народосбережение: о готовности регионов к условиям форс-мажора

В относительно благополучном положении сегодня оказались те регионы, чьи лидеры сумели следовать собственной парадигме, в основе которой – идея народосбережения
20 октября 2020  09:56 Отправить по email
Печать

В понедельник, 19 октября, заместитель директора по клинико-аналитической работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная выступила с заявлением о том, что Россия близка к пику по числу новых случаев заражения COVID-19. Согласно оперативным данным, за сутки в стране заболели 15 982 человека, умерли 72 больных.

Если весной, когда пандемия только начала распространяться, основное число заболевших приходилось на Москву, то сегодня большинство новых случаев фиксируется в регионах. Среди регионов Приволжского федерального округа (ПФО) наиболее быстрыми темпами вирус распространяется в Нижегородской (37 тыс. заболевших), Ульяновской (18,4 тыс. больных) и Саратовской (18,2 тыс. заразившихся) областях. Если присутствие Нижегородской области понятно — регион со значительным числом городского населения, для которого характерна более высокая социальная активность и частые массовые скопления людей, то нахождение в лидерах по округу Ульяновской и Саратовской областей может быть связано с менее эффективной системой здравоохранения. При этом можно заметить, что в многонациональных республиках Поволжья (Татария, Башкирия) заболеваемость ниже, чем в целом по стране. Например, Башкирия находится по этому показателю на 44-м месте в стране, хотя по численности населения этот регион занимает 7-е место в России. Казалось бы, и число заболевших должно быть выше, тем более что столица республики — Уфа — крупный миллионный город. Татария по этому показателю и вовсе на 58-ом месте — всего 7,8 тыс. заболевших с начала эпидемии. Возможно, некоторую роль здесь играет консерватизм местного населения, накладывает отпечаток на модель поведения граждан исламский фактор, что может препятствовать распространению вируса.

Несколько иная тенденция проявляется по показателям смертности. На первом месте в ПФО также Нижегородская область (660 жертв эпидемии), а вот на втором месте — Пермский край (350 умерших), на третьем месте Самарская область — 231 погибший в результате заражения COVID-19. Вероятно, это тоже может свидетельствовать об имеющихся проблемах в системе региональной медицины. В крупных многонациональных республиках показатели смертности существенно ниже. В Татарстане за весь период эпидемии умерли 103 человека, в Башкирии — только 47. Конечно, столь низкие цифры могут вызывать сомнение у многих наблюдателей, да и у федерального центра, но пока мы не слышали, чтобы эти цифры официально оспаривались.

Низкая смертность от пандемии в Татарии и Башкирии прямо коррелирует и высокими расходами данных регионов на медицину. Башкирия находится на первом месте в ПФО по исполнению расходов бюджета (по абсолютным цифрам) и на шестом месте по этому показателю в России, а Татарстан, соответственно на втором месте в округе и на восьмом в стране. Если же брать процент исполнения расходов бюджета на медицину, то здесь лидером является Кировская область (1-е место в ПФО и 6-е в России). В топ-10 регионов России вошли также Башкирия (8-е место) и Нижегородская область (10-е место).

Однако по росту расходов на здравоохранение по сравнению с 2019 г. эти субъекты существенно уступают Саратовской области (расходы по сравнению с 2019 г. выросли на 319, а также Республике Мордовия (рост на 259%) и Кировской области (рост на 257%). Но столь существенный рост в данных регионах может говорить и о том, что в предыдущие годы система здравоохранения в этих субъектах хронически недофинансировалась.

Представитель центра развития региональной политики Михаил Белый отмечает:

«Пандемия коронавирусной инфекции стала той самой лакмусовой бумажкой, которая продемонстрировала истинную готовность регионов к условиям форс-мажора. На деле оказалось, что вместо здравоохранения как такового многие территории имеют изношенную ещё с советских времен инфраструктуру, остро нуждающуюся в квалифицированных кадрах. Фактически на сегодняшний день мало кто из регионов может похвастаться эффективно работающей системой здравоохранения. Регионами с благополучными показателями освоения бюджета на здравоохранение остаются Татарстан и Башкортостан, что, на мой взгляд, красноречиво свидетельствует о более высоком качестве управления системой здравоохранения в этих республиках.

Надо признать, что нынешние высокие потери среди населения от коронавируса связаны во многом с тем, что систему здравоохранения все последние годы активно «оптимизировали». В итоге в относительно благополучном положении сегодня оказались те регионы, чьи лидеры сумели следовать собственной парадигме, в основе которой — идея народосбережения».

Преодоление пандемии невозможно без квалифицированной и массовой медицинской помощи, поэтому важнейшим направлением политики в сфере здравоохранения в текущем году стало открытие объектов, предназначенных для борьбы с COVID-19. Так, самостоятельно, за счёт средств регионального бюджета строит стационарные госпитали Башкирия. Один из них построен в рекордно короткие сроки, за 55 дней, другой будет возведён к зиме рядом со Стерлитамаком. К весне следующего года должен быть открыт госпиталь на 400 мест в Елшанке (Саратовская область).

Проблема номер один для губернаторского корпуса сейчас — это ковид. Задача центра в этих условиях обеспечить прозрачную фиксацию статистики, иначе это вызывает скепсис в обществе, опасения и кривотолки.

От эффективности противодействия ковиду региональных администраций будут зависеть и оценки их работы со стороны Центра. У губернаторов было достаточно времени для того, чтобы подготовится ко второй волне ковида и создать необходимый запас койко-мест. К сожалению, далеко не во всех регионах ситуация одинакова. Понятно, что субъекты федерации, сумевшие построить по одному-два ковидных госпиталя, имеют больше преимуществ. Федеральному центру в этих условиях придется давать больше денег на борьбу с пандемией, которая станет существенной статьей расходов региональных бюджетов на 2021 г.

Следует ожидать роста федеральных траншей и региональных расходов на медицину, строительства новых медицинских учреждений инфекционного профиля, а также принятия административных мер, направленных на снижение масштабов эпидемии и её социально-экономических последствий.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в LiveJournal.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Подписывайтесь на ИА REX
Лукашенко для России?
66.1% Зло
COVID-19
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть