Макрон сцепился с Трампом за дойную корову

Десять лет кавалерийских атак закончились введением во Франции налога на Google
15 июля 2019  16:30 Отправить по email
Печать

Одно выигранное сражение, даже несколько победных битв, еще не означает победы во всей войне. Эта старая как мир истина только что еще раз наглядно подтвердилась в Париже. Правительство Франции утвердило введение налога на прибыль для зарубежных цифровых гигантов.

Как водится, история началась вовсе не вчера. На протяжении веков Франция являлась ведущей экономикой Европы, периодически тягаясь за верховное лидерство в мире с Британией, Германией и другими претендентами. Но примерно с 2004 года Париж стал заметно выдыхаться. Сначала отстав по темпам роста ВВП от главных конкурентов, а потом и вообще начав отставать от лидеров и по абсолютным цифрам.

Даже с учетом поправки на паритет покупательной способности, если в 2010 году экономика Пятой республики равнялась 0,98 от британской и 0,73 от германской, то через пять лет, практически сравнявшись с Лондоном относительно Берлина экономический вес Парижа оказался уже только 68,8%. К настоящему моменту французы отстали от немцев еще на один процент.

На фоне сокращения объемов промышленного производства и особенно масштабов продаж высокотехнологичной, а значит, и наиболее высокомаржинальной продукции, перед Францией остро встал вопрос поиска новых источников поддержания экономики и налоговых поступлений.

Тем более что таковые существовали, что называется, буквально под носом. Рост цифровых технологий, интернета и свободных рынков привел к появлению новых гигантов, успешно выигравших конкуренцию с местными компаниями. Поначалу их привлечение казалось благом, оправдывающим налоговые преференции. Но позднее оказалось, что баланс как-то перестал сходиться.

К примеру, имея годовой оборот во Франции в 2017 году в 4 млрд евро корпорация Apple заплатила всего 19 млн евро налогов. Именно так, никакой ошибки - 0,00475 с оборота. За тот же год французский филиал Google задекларировал доходов в 325 млн евро, а налогов заплатил (барабанная дробь!) – только 14 млн. И все благодаря возможности успешно играть на разнице в национальных законодательствах.

Кстати, не только внутри Евросоюза, но и мира в целом. Анализ показывал, что транснациональные корпорации вполне законно декларировали за границей до 85% фактической выручки. Что характерно – именно за той границей, где руководству корпорации было наиболее удобно в данный конкретный момент. Для Франции доход отражался как полученный в Ирландии, для США – как в Европе, и так далее.

Сначала французы попытались взять эту крепость лихим кавалерийским наскоком, насчитав в 2015 году корпорации Google недоимок за 2005-2010 годы на 1 млрд евро. После чего предложили гиганту "поделиться по справедливости". А то почему это местные цифровые корпорации платят 32% с выручки, а они – только 3%.

Расчет строился на устрашение и элементарном торге. Париж угрожал забрать все через инициацию утверждение единых для всего ЕС налоговых ставок, или договориться миром, если американский поисковик согласится платить хотя бы 10-15% с оборота. Это конечно не миллиард за пять лет, а только порядка сотни миллионов, зато ежегодно.

Однако ставка не сыграла. Цифровые монстры мира прекрасно понимали, куда такой путь заведет в конечном итоге. Уступив единожды, они бы создали прецедент, на основании которого, французы, во-первых, смогли быстро прижать к ногтю Amazon, Apple и пяток других аналогичных транснациональных (преимущественно американских) монстров. Ну а далее, как в известной поговорке, про приходящий аппетит.

Словом, Google уперся и сумел довести налоговое дело до суда, который в 2017 году успешно выиграл. На радостях, опираясь на, как ему казалось, позитивный прецедент, он тут же продавил мировое соглашение с Британией, добровольно отдав целых 190 млн евро налогов за десятилетний отчетный период.

Потом были и другие отдельные успехи. Не сумев поставить дойку на поток, французские власти быстро нашли понимание в ряде других стран Европы и правительстве ЕС, перейдя к тактике отдельных диверсий в виде попыток сильно штрафовать за разовые нарушения. Где-то успех достигался, где-то нет.

В целом борьба шла с переменным успехом с заметным креном в пользу корпораций. Еврокомиссия оштрафовала Google на 2,42 млрд евро за злоупотребление доминирующим положение на европейском рынке, но до получения денег дело пока не дошло, намертво увязнув в бюрократической тягомотине судебных обжалований и кассаций.

В общем, гиганты выигрывали отдельные сражения, но не могли устранить главную причину, вынуждавшую местные правительства "искать справедливости". Уж слишком много денег они в Европе зарабатывали, слишком очевидно это делали и вопиюще малым делились.

Им казалось, что являясь в общественном представлении компаниями американскими, они всегда смогут использовать в свою защиту экономическую и политическую мощь США. Это успешно работало в 2005 году. Это вполне хорошо спасало в 2010 году. Это казалось надежной крышей даже в 2016-2017 годах. Но потом в американской гегемонии что-то пошло не так, а в механизме доминирования случилась фатальная поломка.

Не то, чтобы Париж перестал гегемона бояться совсем, однако степень его возможностей подверглась серьезному пересмотру. Тем более что текущие экономические условия сильно способствуют усилению эрозии былого подобострастия. В переводе на разговорный русский – уж слишком сильно стали нужны Парижу деньги.

Теперь наступает самый любопытный момент. Корпорации нажаловались в Белый дом. Трамп оказался перед сложным выбором. Вроде как положение требует со всей дури ударить Макрону по рукам американской санкционной дубиной. Иначе, что называется, «пацаны» не поймут, да и авторитет гегемона очевидно просядет. Если подобное прокатит французам, то почему и всем прочим не попробовать устроить Вашингтону праздник непослушания? Суммы-то на кону стоят более чем приличные.

Но это только с одной стороны. С другой получается, что если цифровых монстров поддержать, то тем самым придется, пусть и косвенно, легитимизировать их право не платить налоги, в том числе, в самой Америке (вспоминаем пример с Amazon). И это уже удар по самому Трампу.

Корпоративных нахалов можно попробовать поставить между двумя огнями. Мол, соглашайтесь добром платить больше налогов, ну, хотя бы вот столько – и руки разводятся на ширину плеч – в федеральную казну США или бодайтесь с Европой сами как сумеете. Но быстро такие партии не играются.

Следовательно, конкретно сейчас Трампу придется пытаться спускать наезд каких-то этих, с той стороны Атлантики, на тормозах, тем самым показывая, что Макрон Америку бесцеремонно за дверь выставил, а ее великий лидер лишь беспомощно утерся. В преддверии президентских выборов 2020 года это, мягко скажем, не самый подходящий вариант.

Словом, куда ни кинь, всюду клин. Но корову все равно как-то делить надо. Запасаемся попкорном. Шоу обещает быть интересным. И во всех смыслах судьбоносным.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть