От стремления быть региональным лидером у Румынии "надломился хребет": Молдавия за неделю

Политика: "Восемь лет подряд президент Воронин чихнуть не позволял себе, чтобы не попросить на это разрешения у Европы". Приднестровское урегулирование: "Молдавия не может даже заикнуться о том, чтобы менять формат "5+2". Румыния: "Всеобщее разочарование - так можно оценить настроения румын после вступления в Евросоюз".
18 июня 2010  12:28 Отправить по email
Печать

Политика: "Восемь лет подряд президент Воронин чихнуть не позволял себе, чтобы не попросить на это разрешения у Европы"

Озвученное Владимиром Ворониным решение ПКРМ принять выдвинутый партиями правящего Альянса вариант урегулирования конституционно-политического кризиса - восстановление института прямых президентских выборов, - может создать в Молдавии принципиально новую политическую реальность, пишут "Молдавские ведомости". Впервые за несколько лет возникла возможность продуктивного взаимодействия между коммунистами и противостоящими им партиями демократического лагеря, их совместного согласованного участия в преодолении затяжного "ступора" в социально-политическом развитии нашей страны (16 июня ПКРМ, возмущенная тем, что и.о. президента Михаил Гимпу не назвал точные даты роспуска парламента и проведения досрочных выборов, обвинила правящий альянс в "узурпации государственной власти" и объявила о прекращении любых контактов и отношений с "нынешним режимом", в том числе относительно согласованного решения по внесению изменений в конституцию. 17 июня лидер Демократической партии Молдавии Мариан Лупу сообщил, что правящий в Молдавии Альянс за европейскую интеграцию принял решение, что указ о роспуске парламента будет подписан 30 сентября, а досрочные парламентские и прямые президентские выборы в стране будут назначены на 14 ноября. Тем не менее, в тот же день лидер ПКРМ Владимир Воронин заявил о намерении "возглавить всенародную борьбу за то, чтобы Молдавию вернуть в конституционное поле" - прим. ИА REGNUM Новости). Если хотя бы к весне-началу лета следующего года наша страна будет иметь новые эффективные механизмы разрешения тупиковых политических ситуаций образца 2009 г. и полностью легитимные, сформированные на квалифицированной основе органы власти и управления, можно считать, что все самое страшное и тяжелое для Молдавии уже позади.

Закономерный вопрос - насколько следует доверять имевшему место "всплеску здравомыслия" у ПКРМ-овских лидеров, продолжают "Молдавские ведомости". Высказанное некоторое время назад лидером ДПМ Марианом Лупу сомнение в способности некоторых крупнейших партий страны сохранять в динамично изменяющейся политической обстановке верность взятым на себя обязательствам остается полностью актуальным и в настоящее время. Оппоненты ПКРМ просто не обязаны доверять руководству партии, которая в мае-июне прошлого года кричала о губительности для Молдавии роспуска парламента и досрочных выборов, а в ноябре-декабре с удивительным упорством такой же роспуск и досрочные выборы провоцировала.

Но в настоящей ситуации, по всем имеющимся признакам, воронинцам верить можно, пишут "Молдавские ведомости". Дело не в том, что руководство ПКРМ наконец "перековалось" и отказалось от привычки применять в политической практике принципы "двойной морали" и "двойных стандартов". Просто у долгожданного решения коммунистов пойти навстречу партиям АЕИ появился надежный гарант - европейские структуры. Если и после "внеочередного" визита в Кишинев генерального секретаря СЕ, ориентированного именно на "принуждение к миру" оппонентов в молдавском межпартийном диалоге, ПКРМ-овцы будут проявлять несговорчивость и отказываться от озвученных своим лидером пожеланий, партию Воронина ожидают серьезные неприятности. То, что лидеры ПКРМ исключительно восприимчивы к увещеваниям Запада, Воронин и его команда продемонстрировали еще в ноябре 2003 г. (в ноябре 2003 года тогдашний президент Молдавии, лидер коммунистов Владимир Воронин под давлением Запада в последний момент отказался от своей подписи под Меморандумом Козака по урегулированию приднестровского конфликта - прим. ИА REGNUM Новости), поэтому и в настоящее время можно с уверенностью ожидать - коммунисты действительно будут голосовать в парламенте за изменение ст. 78 конституции в пользу введения прямых президентских выборов.

В сложившейся ситуации становятся возможными две принципиальные схемы дальнейшего развития событий, продолжают "Молдавские ведомости". Первая. Недавно заявленная партиями АЕИ последовательность - в сентябре проводится конституционный референдум (итоги которого вполне предсказуемы - переход к всенародным выборам главы государства). Далее парламент придает этому решению форму конституционного закона, следует роспуск высшего законодательного органа с избранием нового состава депутатов в ноябре. После этого - избрание президента по новой формуле.

Вторая схема: поскольку ПКРМ заявила о готовности участвовать в изменении ст. 78 по предложенной партиями Альянса модели - парламентским путем, парламент продолжает действовать в "просроченном режиме" до ноября-декабря (что в принципе не противоречит ни европейским рекомендациям, ни последним майским изменениям в Законе РМ о выборах президента - речь идет о "разумных сроках"). По истечении полугодичного срока после подачи в Конституционный суд предложений о конституционных поправках парламентские партии согласованно принимают Закон о внесении изменений в ст. 78 конституции, парламент распускается, и далее страна может избрать как новый депутатский состав, так и полностью легитимного главу государства.

Формально оба названных сценария являются вполне законными и полностью соответствующими недавним постановлениям Конституционного суда о возможности пересмотра Основного закона как в парламенте, так и посредством референдума, пишут "Молдавские ведомости". При этом между этими вариантами существует ряд существенных различий, позволяющих с уверенностью отдать предпочтение второму из них. Во-первых, схема "сентябрь - референдум, ноябрь - досрочные парламентские выборы" создает для Молдавии ситуацию неизбежного затяжного, мучительного и в высшей степени затратного избирательного цикла. По сути, после ухода парламента на каникулы в конце июля на длительный период не только высшая законодательная власть, но и вся структура управления в стране будут парализованы вследствие бесконечной череды народных волеизъявлений. Сначала референдум, затем парламентские выборы, после которых в полугодичный срок необходимо будет провести избрание и президента, и местных органов самоуправления. В этот период неизбежны и переключение деятельности властно-административных структур на решение предвыборных задач, и официальные расходы, выражающиеся в восьмизначных цифрах, на организацию избирательных кампаний, и затратные популистские шаги руководства (можно быть четырежды либералом, но повышать тарифы на газ или теплоэнергию перед выборами любого уровня может только политический самоубийца).

Выход из подобной ситуации может дать лишь применение схемы "сначала решение проблемы 78-й статьи в парламенте, потом выборы", продолжают "Молдавские ведомости". Во-первых, сам по себе отказ от проведения становящегося излишним после заявленного решения ПКРМ референдума сохраняет для государственного бюджета сумму в 50-70 млн леев (1 рубль = 0,42 лея - прим. ИА REGNUM Новости). Не говоря уже об избавлении страны на несколько месяцев от "перегрузок" административно-управленческого порядка". Спокойное принятие действующим парламентом новой редакции ст. 78 до зимних каникул позволит распустить его в феврале, после чего становится практически возможным совместить если не все три вида предстоящих выборов, то хотя бы два из них. Согласимся - прямое избрание президента - "дело святое", и проводить их в придачу к тому или иному голосованию иного рода не очень корректно. Но, вынеся в отдельную процедуру президентские выборы, провести в один день выборы парламентские и местные - вполне возможно. В результате гражданам придется приходить на избирательные участки не четыре раза за весьма сжатый период времени, а только два.

Во-вторых, отказ от идеи проведения конституционного референдума наиболее точно соответствует рекомендациям европейских структур, изначально придерживавшихся формулы: посредством всенародного голосования целесообразно производить изменения конституции РМ исключительно по тем вопросам, которые определены в ст. 142 (1) Основного закона - суверенитет, независимость, унитарное устройство и постоянный нейтралитет Молдавии, пишут "Молдавские ведомости". Именно европейские инстанции смогли добиться пока хрупкого и зачаточного, но все-таки исключительно необходимого первичного согласия противоборствующих молдавских политических сил по вопросу объединения усилий для выхода из конституционно-политического кризиса. Пренебрегать позицией европейских партнеров означало бы откровенно отказываться от преодоления кризисного состояния и целенаправленно стимулировать нарастание политического и социально-экономического хаоса. В такой ситуации представляется предпочтительным не настаивать на формуле "референдум в сентябре, досрочные выборы в ноябре", а подождать принятия депутатским корпусом конституционного закона в разумные сроки.

В-третьих, только в случае отказа от референдума и сосредоточении усилий на поиске решения по вопросу 78-й статьи в парламенте возможно постепенное формирование системы конструктивных отношений, диалога между партиями АЕИ, с одной стороны, и коммунистами - с другой, продолжают "Молдавские ведомости". Вне зависимости от того, каким будет состав ожидаемого нового парламента и кто, в конечном итоге, станет президентом Молдавии, можно сказать с уверенностью - без диалога между властью и оппозицией, без поиска компромиссов между партиями различных политических лагерей нашу страну может ожидать лишь самое незавидное будущее. Формы этого диалога необходимо находить и развивать уже в настоящее время, откладывать это начинание на срок до "после выборов" недопустимо.

Четвертое: принятие решения на референдуме о возврате к институту прямых выборов президента с последующим роспуском парламента и началом отмеченного полномасштабного электорального цикла практически неотвратимо и незамедлительно создаст в правящем Альянсе ситуацию "каждый только за себя", пишут "Молдавские ведомости". Рассчитывать на то, что при появлении перспективы противоборства на президентских выборах кандидатов Мариана Лупу и Владимира Филата возглавляемые ими партии будут дружно противостоять ПКРМ также и на "параллельных" выборах парламентских, крайне затруднительно. Распад либо глубокая нефункциональность АЕИ до формирования нового состава парламента, как известно, могут лишь облегчить путь коммунистам во власть. Противостоять подобной угрожающей перспективе партии АЕИ могут лишь одним способом. После изменения ст. 78 в парламенте организованно, во взаимной координации усилий готовиться к предстоящим избирательным кампаниям, укрепляя единство Альянса. В этом случае вполне справедливым и корректным было бы подтверждение тех договоренностей, которые были достигнуты четырьмя партиями демократического лагеря в прошлом году, при создании АЕИ. Партии Альянса должны иметь единого кандидата на пост президента, лишь в этом случае у проевропейского правящего большинства есть политические перспективы, подводит итог издание.

Неделю назад Владимир Воронин сильно обескуражил своих оппонентов, заявив, что коммунисты поддерживают идею прямых президентских выборов, пишет "Пульс". Произошло это после того, как рекомендации Венецианской комиссии вдруг перестали быть актуальными. После выступления генсека СЕ в стане правых уже праздновали победу под лозунгами: "Европа с нами!", когда Владимир Воронин выступил со своим заявлением. Главное, - констатировал он, что парламент будет распущен, досрочные выборы - проведены, и в этом смысле коммунисты своего безоговорочно добились. Что же до односекундно изменившейся позиции Европы, то здесь, очевидно, понадобится некоторое отступление. Коммунисты поддержали идею парламентской республики, инициированную, между прочим, Демократической партией, тогда - во главе с Дьяковым, десять лет назад. Ведь это было и остается непреходящей европейской модой. Из 27 стран ЕС только три являются президентскими, а по большому счету - в чистом виде - только одна, Франция. Именно тогда были внесены поправки в конституцию, узаконившие выборы президента парламентом. Десять лет Молдавия шла по этому пути. Сегодня, получается, Молдавию с него сталкивает сама Европа.

Привычка жить по европейскому времени на этот раз сыграла с ПКРМ злую шутку, учитывая, что сами часы пошли в обратную сторону, продолжает "Пульс". Но раз так, то и ПКРМ не станет следовать "одной из самых непопулярных в молдавском обществе теорий", имя в виду идею непрямых президентских выборов. Говоря о других непопулярных теориях, которым ПКРМ вынужденно следовала, сверяясь с общеевропейской практикой, лидер ПКРМ упомянул и об отмене смертной казни. И что тут скажешь? Есть такие общественные настроения, которые все предыдущие годы власть сознательно игнорировала. Среди них - желание народа избирать президента напрямую. Но - поскольку выборы президента парламентом соответствуют актуальной европейской моде, а принималось это решение 10 лет назад не без участия того же Совета Европы, той же Венецианской комиссии, все это время находившаяся у власти ПКРМ сдерживала этот общественный натиск: мол, это одно из условий, одна из опций процесса построения Европы в Молдавии.

Знаете - по Достоевскому, раз бог умер, значит все дозволено ("Нет бессмертия души, так нет и добродетели, значит, всё позволено", "Без бога-то и без будущей жизни? Ведь это стало быть теперь всё позволено, всё можно делать?" - цитаты из романа Федора Достоевского "Братья Карамазовы", "Бог умер" - у Фридриха Ницше в книге "Так говорил Заратустра" - прим. ИА REGNUM Новости), пишет "Пульс". Раз Европа меняет свою принципиальную позицию, значит можно довести ситуацию до абсурда, сил и авторитета - хватит. До этого, наверняка, не дойдет, но ПКРМ уже сегодня считает себя свободной от необходимости оберегать от посягательств непопулярные, но европейские ценности. Ценные именно своей принадлежностью к Европе, но ограничивающие возможности партии при диалоге с избирателями.

Реакция партий коалиции была хоть и сбивчивой, но предсказуемой: мол, все равно проведем референдум, поскольку коммунистам не верим, продолжает "Пульс". Стало понятно: это всего лишь отговорки в пользу бедных. Выяснилось, что на самом деле референдум по вопросу о прямом избрании президента был нужен коалиции вовсе не для того, чтобы узнать мнение народа. Оно и так прекрасно известно. Это была уловка, чтобы создать для себя дополнительный повод снижать рейтинг коммунистам. Только этим можно объяснить, почему они продолжают ломиться в открытые двери и настаивать на проведении референдума уже после того, как ПКРМ согласилась проголосовать за всеобщие выборы в парламенте, подводит итог издание.

Мы многое слышали в последнее время о двойных стандартах Запада, пишет "Независимая Молдова". Последний и самый яркий пример этого - признание независимости Косово. На этот раз и нам, к сожалению, тоже пришлось воочию убедиться в приверженности части политического класса Европы к этим самым двойным стандартам. Экспресс-визит в Кишинев генерального секретаря Совета Европы Торбьёрна Ягланда расставил некоторые точки над некоторыми буквами и понятиями. Он буквально на пальцах объяснил нам, что, оказывается-то, европейские ценности и стандарты - это когда сегодня можно говорить одно, а на завтра отказаться от своих собственных слов и говорить абсолютно противоположное.

Речь о тех самых точках над "i", которые более чем странным образом были расставлены высоким европейским чиновником: о европейских ценностях и европейских стандартах, которым мы "молились" чуть ли не как мощам святых, продолжает "Независимая Молдова". Именно эти два понятия получили на прошлой неделе мощную оплеуху от самих же европейцев. Восемь лет подряд президент Владимир Воронин и его команда сверяли каждый свой шаг с Европой. Чихнуть, простите, не позволяли себе, чтобы не попросить на это разрешения у старушки Европы. Не сказать, что рядовые граждане были в восторге от подобного контроля со стороны Европы, но: раз так надо - значит, надо... Несколько лет подряд в ускоренном режиме работала и созданная по инициативе Владимира Воронина Национальная комиссия по европейской интеграции, которую возглавлял третий президент страны Владимир Воронин... Медиа опусы о европейских ценностях, стандартах и интеграции и поныне не сходят с первых полос печатных и электронных СМИ. Правда, как теперь понимать эти европейские стандарты и европейские ценности - большой вопрос, подводит итог издание.


Приднестровское урегулирование: "Молдавия не может даже заикнуться о том, чтобы менять формат "5+2"

Разрешением приднестровского конфликта в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM Новости), в том числе, будет заниматься комитет Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности на министерском уровне, пишет "Кишиневский обозреватель". Об этом говорится в меморандуме по итогам встречи президента РФ Дмитрия Медведева и канцлера Германии Ангелы Меркель. Россию в этом комитете будет представлять министр иностранных дел Сергей Лавров, со стороны ЕС - высокий представитель Евросоюза по внешней политике и общей безопасности Кэтрин Эштон.

По мнению молдавских экспертов, это сотрудничество вряд ли вызовет какие-то подвижки в приднестровском урегулировании в ближайшем будущем, продолжает "Кишиневский обозреватель". "Процесс приднестровского урегулирования глубоко заморожен, и заявление руководителей России и Германии лишь подтверждает крайне отдаленную перспективу его разрешения. Сигнал вполне однозначный - резких движений в этом направлении не предвидится", - считает директор Ассоциации за демократию через участие ADEPT Игорь Боцан. По его мнению, Россия сейчас пробует тестировать партнеров, склонных поддержать ее сторону в переговорах. И для начала инициировала сотрудничество с Германией, которая, по сути, является "мотором ЕС". Потом можно будет говорить с другими странами, используя удобный аргумент: согласие Германии. Не означает это российско-германское соглашение и безнадежность формата "5+2", от которого вряд ли сегодня можно отказаться, утверждает Игорь Боцан. "Молдавия не та страна, которая может себе позволить удалить хоть одну из сторон переговорного формата, и наша недавняя история подтверждает это. Воронин уже пробовал. Сначала он просил Путина убрать Смирнова из Приднестровья. Потом выступил с инициативой асимметричной федерации и просил страны ОБСЕ помочь в этом. Потом обратился к Путину - за спиной ЕС, и получил резкий ответ из Брюсселя. В результате, мы получили формат "5+2", и теперь Молдавия не может даже заикнуться о том, чтобы менять его".

Если же говорить о противоречивых интересах посредников и наблюдателей в приднестровском урегулировании, то "это слишком громко сказано, - говорит Игорь Боцан. - Сегодня у всех свои проблемы. И в достижении общего решения все будут двигаться крайне осторожно. России сегодня нужна модернизация, которая без поддержки Европейского союза невозможна. Поэтому она будет нащупывать много ниточек, чтобы создать впечатление широкомасштабного сотрудничества с ЕС. Проблема, я думаю, в большей степени будет с властями Молдавии: кто согласится на федерацию? В самой стране нет доверия, поэтому ведутся бесконечные споры. Все боятся сделать первый шаг".

К тому, что основная проблема в приднестровском урегулировании - это, прежде всего, выработка единой позиции Молдавии, склоняется и эксперт Валерий Демидецкий, продолжает "Кишиневский обозреватель". "Переговоры по приднестровскому урегулированию сейчас в тупике. Молдавский парламент в 2005 году принял Закон об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра, который предусматривает предоставление непризнанному Приднестровью статуса автономно-территориального образования в рамках единой Молдавии. В ответ Приднестровье провело в сентябре 2006 года очередной референдум. Как объявили власти Тирасполя, на нем 97% жителей региона высказались за независимость. Теперь в Кишиневе ссылаются на закон, а в Тирасполе - на референдум. Что прикажете делать посредникам при таких взаимоисключающих позициях сторон? Чтобы решить проблему в интересах населения с обоих берегов Днестра, нужна политическая воля, нестандартные шаги, как со стороны Кишинева, так и Тирасполя. Учитывая, что и в Молдавии, и в Приднестровье начинаются избирательные кампании, вряд ли стоит ожидать, что в этой ситуации кто-то возьмет на себя ответственность пойти на такие шаги. Поэтому в обозримом будущем формат "5+2" по-прежнему остается площадкой для вялотекущего переговорного процесса. Что вполне устраивает тех, кто решит нашу проблему в своих интересах, если наши политики и дальше продолжат заниматься тем, чем занимаются последние двадцать лет..."

По мнению вице-министра иностранных дел Молдавии Андрея Попова, после германо-российского соглашения будет продолжен поиск решения приднестровского конфликта - именно в формате "5+2", пишет "Кишиневский обозреватель". Сам формат появился еще пять лет назад, и с тех пор прошло лишь четыре официальных заседания. С марта 2006 года работа в этом формате ведется только в режиме консультаций. Тем не менее, "формат оптимален, - уверен Андрей Попов. - Каждый из участников формата привносит в процесс переговоров дополнительные рычаги и инструменты. ОБСЕ - рамочная организация, в состав которой входят все страны формата. Украина, Россия, Европейский Союз, США - это международные игроки, у которых есть свои интересы и способность влиять на ситуацию. Важно добиться гармонизации интересов всех сторон".

Есть три условия приднестровского урегулирования, считает Андрей Попов. Во-первых, оно должно привести к образованию жизнеспособного государства. Для этого, прежде всего, необходимо модернизировать страну. Во-вторых, такое урегулирование должно быть приемлемым для всех сторон - его нельзя навязывать ни правому, ни левому берегу. Оно должно приниматься как политическими элитами, так и населением. И, в-третьих, выражать общие интересы. Проблема в том, что ни по одному из условий пока нет общего решения. Если же сегодня исключить какого-либо игрока из переговорного процесса, то это вызовет неприятие определенной части населения. Допустим, отказываемся от сотрудничества с ЕС - часть населения Молдавии будет считать любое решение изначально неевропейским. Или от участия России - это решение априори не будет принято Приднестровьем. "Поэтому нам никуда не деться, нужно работать всем вместе", - утверждает Андрей Попов. ("Кишиневский обозреватель")


Румыния: "Всеобщее разочарование - так можно оценить настроения румын после вступления в Евросоюз"

Переживаемый в Румынии экономический кризис и многочисленные забастовки оставили без внимания другие важные события, которые в обычное, "мирное" время обязательно стали бы поводом для дискуссий о "венгерском сепаратизме" и румынском суверенитете, пишет "Панорама". Возвращению в повестку дня румынского общества темы "венгерского вопроса", или, другими словами, "сепаратистских" настроений компактно проживающего в Трансильвании венгерского меньшинства, послужили два повода. Первое - это победа на парламентских выборах в Венгрии правонационалистических сил. Если официальный Бухарест воспринял приход к власти в соседней стране правых с плохо скрываемой настороженностью, то лидеры полуторамиллионной венгерской общины Румынии, напротив, укрепились в своих стремлениях добиться автономии от центральной власти.

Первые "звоночки", подтверждающие, что надежды румынских венгров на "внешнюю родину" в достижении поставленных целей небезосновательны, уже прозвучали, продолжает "Панорама". Так, ряд депутатов считающейся крайне правой партии Jobbik готовятся открыть в румынских городах с компактно проживающим венгерским населением свои парламентские бюро, куда местные жители смогут обращаться за решением своих вопросов. Но еще большую тревогу официального Бухареста вызвал другой шаг нового венгерского руководства. В конце мая парламент Венгрии принял поправки к закону о гражданстве, упрощающие процедуру получения гражданства республики этническими венграми, проживающими в соседних странах. Для получения венгерского паспорта кандидаты должны будут доказать свое этническое происхождение и владение венгерским языком. Под эти критерии подпадают жители, по крайней мере, двух румынских уездов - Харгиты и Ковасны. В уезде Муреш венгры составляют более трети населения. Новый закон о гражданстве вступит в силу 20 августа, в день Святого Иштвана, который в Венгрии считается самым большим праздником.

В связи с этим в Бухаресте задаются вопросом: если большинство населения той же Харгиты и Ковасны станут венгерскими гражданами, то не будет ли это угрозой суверенитету Румынии? - пишет "Панорама". МИД Румынии уже обратился к властям Венгрии за разъяснениями по этому поводу. Румынские дипломаты хотят убедиться, что венгерский закон о гражданстве с принятыми поправками не противоречит нормам международного права.

Другим поводом, напомнившим о проблемах трансильванских венгров, стала 90-я годовщина Трианонского договора - документа, ставшего для Венгрии национальной трагедией, а для Румынии - "восстановлением исторической справедливости" и одним из самых внушительных территориальных приобретений за всю ее историю, продолжает "Панорама". Трианонский договор был подписан 4 июня 1920 года между странами-победительницами в Первой мировой войне и потерпевшей поражение Венгрией. В результате договора Венгрия потеряла более двух третей своих территорий, которые отошли к Сербии, Австрии, Чехословакии и, самая большая часть - Трансильвания и восточный Банат - к Румынии. На каждую годовщину "трианонской трагедии" проживающие в Румынии венгры традиционно солидаризируются с Будапештом. Венгерские организации проводят памятные мероприятия, на которых подчеркивается единство венгерского народа и важность сохранения жителями Трансильвании своих культурных и этнических корней. В эти дни требования к центральным властям о признании венгерской автономии звучат особенно часто, а наиболее радикальные силы даже говорят о "воссоединении исторических границ Венгрии".

По иронии судьбы, румыно-венгерские отношения, со всеми их сложностями, опасениями и противоречивым "историческим контекстом", вплоть до деталей повторяют взаимоотношения Бухареста и Кишинева, пишет "Панорама". Вопрос о гражданстве, опасения территориальных претензий, двойственная трактовка исторических документов (в нашем случае - пакт Молотова-Риббентропа и споры об "исторической" принадлежности Бессарабии) - все это только навскидку. Предъявляя претензии и требуя объяснений от Будапешта, Румыния сама себя загоняет в ловушку двойных стандартов. Политика Будапешта по отношению к трансильванским венграм и политика Бухареста по отношению к населению Бессарабии основаны на одних и тех же принципах. Почему то, что оправданно и справедливо для себя, может "противоречить международному праву" для других? Очень простой для стороннего наблюдателя, но сложный для обитателей Котроченского дворца (Котрочень - президентский дворец в Бухаресте - прим. ИА REGNUM Новости) вопрос, подводит итог издание.

До сих пор "великий и могучий" финансово-экономический кризис с преддефолтными элементами у нас прочно ассоциировался с Грецией, пишет "Кишиневский обозреватель". Греков, конечно, жалко, но молдаван в этой стране не так много, чтобы существенно повлиять на функционирование молдавской экономики. Главное, чтобы греческий коллапс не подорвал экономику еврозоны и удержал на плаву единую европейскую валюту. В общем, кризис как бы и есть, но где-то далеко, как землетрясение на многострадальном Гаити. И совсем другое дело, когда нешуточно трясет близкого соседа - важнейшего торгово-экономического партнера и в какой-то мере спонсора. А Румынию действительно трясет: как объявил на днях премьер-министр этой страны Эмиль Бок, представляя в парламенте пакет антикризисных мер, Румыния оказалась в самом тяжелом за последние 60 лет экономическом кризисе.

Критическую финансовую ситуацию, в которой находится Румыния, эксперты предсказывали еще в конце прошлого года, продолжает "Кишиневский обозреватель". Представляя антикризисную программу, Эмиль Бок признал, что Румыния уже давно живет не по средствам. Чтобы хоть как-то выправить ситуацию, румынские власти обратились за помощью к донорам - Международному валютному фонду, Всемирному банку и Евросоюзу. Доноры кредиты выделить согласились, но в ответ потребовали ввести режим жесточайшей экономии. Как будет выглядеть "политика затягивания поясов", президент Траян Бэсеску рассказал народу в середине мая: сокращение пенсий на 15%, зарплат бюджетников - на 25%, пособий по безработице - на 15%, увольнение сотен тысяч госслужащих, сворачивание социальных программ. Это заявление Бэсеску вызвало эффект брошенной спички. Румыния фактически вспыхнула. Тысячи румынских граждан: студенты, пенсионеры и госслужащие - вышли на улицы Бухареста, собрались перед президентским дворцом, требуя отставки Траяна Бэсеску и премьер-министра Эмиля Бока. Не помогла даже экстренно созванная пресс-конференция Траяна Бэсеску, который на пальцах пытался объяснить своему народу, что будет, если не затянуть потуже пояса. Государственный сектор румынский президент сравнил с 200-килограммовым толстяком, который уселся на шею худосочному 50-килограммовому человеку, каким является румынская экономика. Вообще-то Бэсеску прав: из 4 млн трудоспособного населения Румынии почти 1,8 млн человек заняты в государственном секторе. Но что такое для простого чиновника глобальные рассуждения президента, когда его увольняют или почти на треть сокращают зарплату?

Во время своей пресс-конференции Траян Бэсеску пообещал народу, что греческого сценария в Румынии не будет: "у нас на руках имеются все инструменты, чтобы этого не допустить". "Все инструменты" - это еще больший режим экономии, поскольку обговоренных с МВФ мер, как сказал румынский президент, недостаточно, пишет "Кишиневский обозреватель". Уже на следующий день правительство Бока исполнило указание главы государства: было решено приостановить с 1 июня выплату пособий гражданам, вышедшим на пенсию, прекратить выплату пенсионерам компенсаций на бесплатный проезд в общественном и железнодорожном транспорте, с 1 июня сократить на 25% стипендии студентам, урезать пособия по безработице и по уходу за ребенком. И понеслось - Румыния вступила в полосу социальных потрясений: студенты, требующие отставки всех и вся, молодые мамаши, грозящие властям использованными памперсами, пенсионеры, профсоюзы, которые вывели на демонстрации протеста от 20 до 30 тыс. госслужащих, преподавателей, врачей, шахтеров.

А в это время в Кишиневе общественная организация "Трансформ-Молдова" созвала "консилиум врачей" (в основном экономических экспертов), для того, чтобы поставить диагноз "Как отразится кризис в Румынии на функционировании экономики РМ", продолжает "Кишиневский обозреватель". Специально приглашенный гость - председатель Социалистического альянса Румынии Константин Ротару, выступивший в духе "истинного социалиста": он много ругал либералов, МВФ и капиталистический строй. Организаторы круглого стола ждали в гости и министра экономики Валерия Лазэра, а также председателя парламентской комиссии по бюджету и финансам Вячеслава Ионицэ, для обеспечения "полного плюрализма", но представители власти так и не пришли. Поэтому мероприятие получилось несколько однобоким. "Бойтесь данайцев, дары приносящих", - примерно в таком духе была выдержана речь председателя Социалистического альянса Румынии. "Международный валютный фонд очень заинтересован в предоставлении кредитов. Там, куда приходит МВФ, он либо ведет себя по-хозяйски, либо, если что не так, приближает дефолт", - заявил Ротару. Я тут слышал, продолжил он, что МВФ и вас начал хвалить и говорить, что все хорошо. Так вот, "опасайтесь Валютного фонда и постарайтесь понять: если кто-то дает один лей, назад он может потребовать пять. МВФ обычно так и поступает. Завтра нашим детям придется платить в десятки раз больше за то, что сегодня платим не мы, а другие".

Похвалы МВФ в адрес молдавского правительства насторожили и бывшего первого вице-премьера Игоря Додона, пишет "Кишиневский обозреватель". Но по другой причине. Пару недель назад, покидая Кишинев, глава миссии МВФ Николай Георгиев заявил, что налицо стабилизация экономики РМ, которая медленно, но верно начала возрождаться. "Я очень надеюсь на то, что МВФ все-таки не играет в политические игры и не закрывает сознательно глаза на то, что происходит в реальности", - заявил Додон. По его мнению, румынский кризис может больно ударить по молдавской экономике. Основной удар придется по трем направлениям: по внешней торговле, прямым иностранным инвестициям и государственному бюджету. Румыния - ключевой торгово-экономический партнер Республики Молдова. На нее приходится 25-30% молдавского экспорта. Что станет с молдавским экспортом, если спрос и покупательская способность румынских граждан будут и дальше снижаться, говорить не нужно. А все признаки того, что они будут снижаться, налицо. ВВП Румынии в первом квартале этого года сократился на 2,4%, что стало самым значительным падением в Евросоюзе. Инфляция тоже побила все европейские рекорды - 4% за четыре месяца или 8% за год. Дефицит румынского бюджета уже перешагнул за плановые 6,5% от ВВП и, по уточненным прогнозам, может превысить 10%. Это при том, что стандартом для Евросоюза считается показатель в 3% от ВВП.

Второй удар румынский финансово-экономический кризис, по мнению Игоря Додона, может нанести по притоку прямых иностранных инвестиций в молдавскую экономику. Так сложилось, что в последние годы крупные иностранные инвесторы приходят на молдавский рынок через Румынию. Поэтому "сложная ситуация в Евросоюзе вкупе с экономическим кризисом на фоне восьмикратного снижения в 2009 году объема прямых иностранных инвестиций в экономику РМ", по мнению Игоря Додона, "очевидно приведет к еще большему их снижению". И, наконец, третий удар, по его прогнозам, придется по государственному бюджету. Правительство РМ очень рассчитывает на обещанный Румынией грант в 100 млн евро и на финансовую помощь Еврокомиссии, обещавшей оказать поддержку государственному бюджету Молдавии. Что предпочтут в условиях обостряющихся кризисных явлений (на пятки Греции и Румынии наступает еще целый ряд европейских стран) румынские и европейские чиновники, неизвестно - помочь своим утопающим или выполнить свои финансовые обязательства?

Молдавскому правительству, считают участники круглого стола, следует внимательно изучить румынский опыт и сделать определенные выводы, продолжает "Кишиневский обозреватель". А они очевидны - не стоит слишком усердно следовать рекомендациям МВФ, что правительство демонстрирует в последнее время; необходимо "укреплять прежние торгово-экономические связи" (прежде всего, на восточном направлении) и в погоне за макроэкономическими показателями не нужно забывать о социальной политике. Потому что не за горами осень: очередное сезонное обострение, когда цены опять резко пойдут вверх, наступит отопительный сезон и граждане РМ в полной мере почувствуют на себе весь эффект от повышения тарифов на фоне замороженных пенсий и зарплат.

Кроме того, правительству, по мнению экспертов, не мешало бы разработать нечто вроде "плана Б" или пессимистичного сценария, пишет "Кишиневский обозреватель". В преддефолтной Греции работает незначительное количество молдавских граждан, а вот в Италии, Испании и Португалии их много. Финансово-экономические показатели в этих странах в последнее время дают тревожную картину. Если "греческий вирус" распространится и на них, Молдавии мало не покажется, подводит итог издание.

Вслед за Румынией, правительство Молдавии проводит политику "затягивания поясов". Методы одни и те же. Значит и результаты будут - похожие, пишет "Коммунист". Кризис "еврозоны", который захлестнул Грецию, Португалию, Испанию и даже Германию, сокрушительно ударил по "периферийной" Румынии, обрушив европейские надежды даже самых убежденных оптимистов. Правительство сообщает, что в будущем году будут уволены с работы 125 тысяч бюджетников. Это в добавление к 70 тысячам уволенных, которых планируется "сократить" до конца 2010 года. Кабинет министров Румынии, погрязший во внешних долгах, уверяет, что "иного выхода у стране нет".

Конфликт вспыхнул в мае, когда правительство Румынии объявило о переходе к политике "затягивания поясов", продолжает "Коммунист". Меры планируются поистине драконовские. Сокращаются заработные платы бюджетникам на 25%. Пенсии свыше 623 леев (160 евро) - на 15%, при среднем размере пенсии в 711 леев. Сокращаются месячные пособия по безработице, отменяются досрочные пенсии, пособия при рождении ребенка, путевки на лечение пенсионерам, пособия молодоженам, при выходе на пенсию, зачислении в резерв военнослужащих и приравненных к ним. Обирая тех, кто и так живет от зарплаты до зарплаты, правительство планирует "сэкономить" за год около 30 млрд. евро.

Задача политики "затягивания поясов" - сократить дефицит госбюджета до более 6,8% по отношению к ВВП и предотвратить неплатежеспособность по внешним долгам, которые в Румынии увеличились с 2,6 млрд. долларов в 2001 году до 78 млрд. евро в конце 2009 года, пишет "Коммунист". Как и многие "периферийные" страны ЕС, Румыния бежит по замкнутому кругу. За счет трудящихся правительство пытается обеспечить платежеспособность, чтобы взять... новые кредиты. "Затягивание поясов", как пылко убеждает премьер-министр Румынии Эмиль Бок, позволит получить от Международного валютного фонда новый кредит на сумму 8 млрд.евро - чтобы закрыть бюджетный дефицит-2010 и удержать на приемлемом уровне рост внешней задолженности. Вместе с тем МВФ продолжает требовать дополнительного повышения НДС с 19% до 25%, единого налога на доходы физических лиц - с 16% до 20%, а в 2011 году - снижения заработной платы бюджетникам еще на 5%.

Всеобщее разочарование - так можно оценить настроения румын, ожидавших от вступления в Евросоюз повышения уровня жизни, продолжает "Коммунист". В 2009 году, впервые за много лет, в Румынии было зафиксировано падение ВВП на 7% - в то время как все прошлые годы, начиная с 2001, ежегодный рост составлял от 5 до 7%. За "европейские" годы существенно вырос дефицит госбюджета (с 4% до 7%). Выросла безработица, а поступление валюты от румынских гастарбайтеров упало сразу на четверть. Прямые инвестиции в основной капитал снизились на 27%. Реальная заработная плата снизилась на один процент, а номинальная среднемесячная упала до 1940 леев (с 2500 леев в 2004 году). Серьезно вырос объем невозвращенных и скомпрометированных коммерческих кредитов. ЕС требует повышения цены на энергоносители, прежде всего на газ, до европейского уровня, несмотря на то, что Румыния обладает возможностью обеспечить не менее 70% потребностей в газе за счет собственных источников по щадящим внутренним тарифам.

В декабре 2009 года правительство наполнило телеэфир жизнерадостными заявлениями о том, что "следующий год будет бескризисным", пишет "Коммунист". Однако разразился такой кризис, что румынам небо показалось с овчинку. И ситуация продолжает драматически ухудшаться. За первый квартал ВВП Румынии уменьшился на 2,4% по сравнению с прошлым годом. На 1 марта число безработных увеличилось на 284,5 тысячи человек и достигло 760 тысяч - почти 18 процентов от всех занятых в экономике. Самые серьезные увольнения зафиксированы в металлургии и машиностроении - на улицу выкинуты 183,5 тысячи рабочих. В транспорте потеряли работу 20 тысяч человек, уволены 15 тысяч преподавателей, 9 тысяч врачей и 22 тысячи функционеров в органах госуправления. Галопирует инфляция, которая в первом квартале выросла на 5% по сравнению с тем же периодом 2009 года. Продолжают падать доходы госбюджета - даже по сравнению с "кризисным" прошлым годом. Рост бюджетного дефицита не смогли остановить даже 20 миллиардов евро, которые Румыния взяла у МВФ в 2010 году. Румыния прочно сидит в долговой яме.

В чем причина кризиса, который вывел на улицы румынских городов сотни тысяч людей? - задается вопросом "Коммунист". Можно выделить несколько основных причин. Первая и самая главная причина: как и в Молдавии, в Румынии наблюдается бездумное, слепое следование стандартным рецептам МВФ, которые механически распространяют методы "оздоровления" отдельных компаний на страну в целом. Эти рецепты могут "работать" только в условиях, когда в стране в целом экономика находится на подъеме или хотя бы в стабильном состоянии. Если же в стране системный экономический кризис, "лекарство МВФ" не лечит, а быстро убивает "пациента". Но кого это интересует, когда вот они, заемные деньги, блестят и шелестят? В "государствах-локомотивах" западного мира с кризисом борются иначе, увеличивая покупательную способность населения и провоцируя платежеспособный спрос. Для "неполноценных" стран в ход идут иные меры - сокращение социальных программ и покупательной способности населения, трагические сокращения рабочих мест и производства. В погоне за новыми кредитами правительство Румынии даже не пыталось задать вопрос - почему рецепты МВФ для "периферийных" стран так разительно отличаются от политики, которую ведут США, Германия, Великобритания. Точно так же действует и молдавское правительство Владимира Филата.

Эйфория 2007 года, года вступления в ЕС, в Румынии вылилась в безудержный рост внешних долгов: кредиты хватали один за другим, не глядя и не думая о будущем, пишет "Коммунист". Внешний долг Румынии быстро, всего за год вырос на 32,5%. Однако рост прямых инвестиций в реальный сектор экономики составил лишь 14%, а инвестиции в уставный капитал компаний возросли лишь на 10%. Вопрос - куда ушли деньги? Ответ простой - туда же, куда тратятся внешние кредиты в Молдавии: бессмысленные траты и "проедание" денег. В 2007-2009 годах Румыния выплатила ЕС более 3 млрд. евро членских взносов. А взамен получила лишь около 560 млн евро инвестиций (из зарезервированных 5 млрд. евро). Причины просты: правительство не в состоянии разработать стратегические планы и программы. Вместо этого в ход идут сравнительно мелкие гранты и инвестиции "для своих". То же самое мы наблюдаем и в сегодняшней Молдавии.

Политика безграничной приватизации, которая так и не завершена и до сих пор, привела к массовой продаже сотен крупных предприятий транснациональным корпорациям, продолжает "Коммунист". Эти корпорации мало интересует уровень безработицы в Румынии: в кризисные 2008-2009 годы они останавливали прежде всего свои филиалы и дочерние предприятия в "периферийных" странах ЕС, в число которых входят и все "постсоциалистические" страны. Это позволило сохранить спрос на продукцию головных предприятий в "метрополиях". А вот в Румынии были уволены одномоментно сотни тысяч работников - с тройным негативным эффектом. Пришлось увеличить объем выплат по безработице, снизились доходы от налога на прибыль, уменьшились поступления в бюджет социального страхования.

Массовая продажа в Румынии участков земли сельхозназначения иностранцам привела к резкому росту импорта продовольствия, пишет "Коммунист". Сократилась до 25% доля румынской сельхозпродукции в продовольственном балансе страны. ЕС запретил Румынии производство картофеля, фасоли, томатов, брынзы, многих других товаров. По требованию ЕС значительно сокращены площади виноградников. В настоящее время в Румынии не обрабатываются до 2 млн га земли или 24% от общей площади пахотных земель. Уровень мелиорации сократился с 30 процентов в начале 90-х годов до 8 процентов. Более того, румынские крестьяне по условиям Договора о вступлении Румынии в ЕС получают в 3- 4 раза меньше субсидий в расчете на 1 га, чем во Франции, Германии, Италии, Англии, в скандинавских странах. Осталось добавить, что закон о свободной продаже земли иностранцам готовится правительством Владимира Филата и в Молдавии. Этот законопроект курирует министр сельского хозяйства Валерий Косарчук.

Поможет ли Евросоюз Румынии? - задается вопросом "Коммунист". Как говорил красноармеец товарищ Сухов из знаменитого кинофильма: "Это вряд ли". Вспомним, с каким трудом и скандалами в Евросоюзе выделялась помощь для Греции. Желание помогать "периферийным" странам в ЕС исчерпано: забрасывание деньгами только ухудшает ситуацию и провоцирует усиление кризиса "еврозоны", европейской валютной системы.

2013 - год финансового Апокалипсиса для Румынии, пишет "Коммунист". Подоспеет срок выплаты не только процентов, но и самих кредитов. В 2013 году Румынии предстоит заплатить 5,2 млрд. евро, а в 2014 году - еще 4,3 млрд. евро. Но это при условии, что Румыния больше не будет брать в долг, начиная с сегодняшнего дня. Понятно, что это - фантастика: кредиты брать будут, все больше и больше. По всем признакам Румыния прочно "села на кредитную иглу", перспективы её финансовой стабилизации остаются туманными, для погашения старых долгов необходимо будет добиваться получения новых кредитов, соглашаясь на всё более жёсткие условия. Уже в этом году Нацбанк вынужден был сократить свои валютные резервы более чем на 1 млрд. евро для предотвращения резкой девальвации национальной валюты из-за резко возросших затрат на обслуживание внешних займов и обвального сокращения валютных поступлений.

Не худо бы нынешнему правительству Республики Молдова, имея перед очами печальный опыт "хождения Румынии в ЕС", во-первых, вежливо отказаться от обещанных Траяном Бэсеску 100 млн евро "помощи", продолжает "Коммунист". С одной стороны, негоже последнюю рубашку у ближнего забирать, а с другой - все равно ведь эти сто миллионов молдавская власть "проест" и бездарно протратит. К сожалению, мало надежд, что правительство Филата остановит безответственное разбазаривание внешних кредитов, которые увеличили внешний долг страны всего за несколько месяцев вдвое. И еще меньше надежд на прекращение политики "затягивания поясов" в людоедском "филатовском" варианте. Вряд ли кабинет министров Молдавии придет в себя настолько, что прекратит - под предлогом "оптимизации", "рационализации" и Бог знает чего еще - разрушение народного образования, здравоохранения, науки, пенсионного обеспечения. "Экономить" на народе, разворовывая и транжиря кредитные миллионы - безнравственно и преступно, подводит итог издание.

Ничего бесконечного не бывает, и именно сейчас Румыния сполна ощутила на себе этот принцип, пишет "Пульс". Дутая экономика и оторванная от реальности политика ударили по румынскому государству. И та волна, что сейчас накатывает на Румынию девятым валом, может накрыть всех - правых и виноватых, бедных и богатых, слабых и могучих. Больше нет безучастных, и больше нет сомневающихся - Румынии предстоит сделать главный выбор в своей новейшей истории. И как велик соблазн сделать его неверно!

Румыния никогда не была ведущей экономикой в регионе, но жила в постоянном желании быть региональным лидером, продолжает "Пульс". И хребет надломился. Румыния, слишком часто вспоминающая о румынах в Евразии и Африке, забыла о внутренних проблемах и попыталась сдать назад, когда было уже поздно - экономика безвозвратно погружалась в трясину кризиса и водоворот кризиса евро, влекущий за собой самые мрачные перспективы. Первый же шаг в составе единой Европы поверг страну в ужас - европейские стандарты оказались европейским диктатом, дорогим удовольствием для избранных, но никак не путем к лучшей жизни. Что толку было объяснять крестьянину из какого-то Богом забытого уезда, как правильно резать свинью или возделывать пшеницу? Но Бухарест яростно и отчаянно внедрял и внедрял европейские нормы, пока нормы не победили страну. Затраты и коррупция сделали свое дело - в бюджете не осталось средств.

Антикризисные меры, задуманные правительством как некий выход из ситуации, повергли в шок даже видавших скупую экономику Чаушеску, сберегающего каждое лишнее зернышко пшеницы и ватт энергии, чтобы выплатить внешний долг, пишет "Пульс". Не все хорошо и внутри правительства - составленное конъюнктурно и без наличия необходимых специалистов, оно представляет из себя два лагеря националистов (румынских и венгерских), с подозрением глядящих друг на друга из-за стола в зале заседаний.

Кризис наступил, продолжает "Пульс". Причем, кризис этот идет куда как дальше, нежели смещение просто главы правительства и передача управляющих функций технократам. Президент Румынии Траян Бэсеску прекрасно понимает, что острие удара идет именно на него, на его президентство и на его политику. Глава государства прекрасно видит весь потенциал атаки вкупе с неудачной политикой правительства, которая привела к кризису власти и, главное, кризису доверия, а фактически - антирейтингу. Шутка ли, 90 процентов румын считают, что страна идет в неправильном направлении. Тем временем оппозиция открыто говорит, что кризис в сложившихся реалиях непреодолим - необходимы как досрочные парламентские выборы, так и отставка президента, не справившегося с обязанностями. Фактически, Румыния стоит перед самым большим кризисом власти в истории, так как средств на проведение избирательной кампании уже нет, а желания сопротивляться уже не будет - а посему бой надо давать здесь и сейчас, подводит итог издание.

Подготовлено ИА REGNUM.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть