Для окраинных недоевропейцев «минская площадка» бесполезна

Минские встречи представителей конфликтующих сторон никак не влияют на гуманитарную катастрофу в Донбассе
25 мая 2018  12:30 Отправить по email
Печать

Вскоре после государственного переворота на Украине и развязанной новым руководством постсоветской республики гражданской войны, власти Белоруссии предложили свои услуги по организации переговорного процесса между конфликтующими сторонами. Симпатии официального Минска изначально были на стороне мятежников, которые были категорически против диалога с политическими силами, отказавшими в легитимности новым киевским властям. С 2014 года ничего не изменилось: вместо диалога политиков идёт кровавая окопная дуэль.

Донбасс годами пребывает в состоянии гуманитарной катастрофы, и это на самом деле уже мало кого интересует. В СМИ создаётся видимость наличия темы как таковой, канцлер Германии и другие западноевропейские политики иногда выказывают «озабоченность» в связи с систематическими нарушениями достигнутых в Минске договорённостей («Минск-1», «Минск-2»), однако дальше дежурных сожалений дело не заходит.

Бесполезная «минская площадка» стала местом забалтывания реальных проблем, имитации переговоров и просто приятного досуга. Восточноевропейский военный конфликт обсуждался совершенно другими людьми, в более широком геополитическом контексте и в совершенно другом месте - в формате «нормандской четвёрки».

Гораздо больший интерес вместо печальных заявлений-констатаций об итогах минских переговоров спецпредставителя ОБСЕ в Контактной группе по урегулированию украинского кризиса Мартина Сайдика представляют стенограммы этих встреч. Таковые вряд ли будут опубликованы – общественности навязывают мнение о том, что в Минске якобы ведутся реальные переговоры и от этой тусовки реально что-то зависит. Действительно, Контактная группа осуждает частные вопросы – вроде организации пунктов пропуска в зоне конфликта, согласования списка обмена пленными и заложниками, графики прекращения обстрелов (которые далеко не всегда соблюдаются) и тому подобное, однако принципиальные вопросы урегулирования самого конфликта не решаются.

Выступая 23 мая на форуме "Минский диалог" глава МИД Белоруссии Владимир Макей заявил, что «минские соглашения до сих пор остаются единственной, реальной основой урегулирования конфликта». На следующий день, 24 мая на той же площадке ситуацию с «минскими договорённостями» прокомментировал Александр Лукашенко, резонно констатировав: «До сих пор не выполнен ни один пункт минских соглашений».

Нурсултан Назарбаев после январской встречи с Дональдом Трампом озвучивал идею переноса площадки для встреч с Минска в Астану. Предложение было крайне болезненно встречено руководством Белоруссии, хотя на самом деле увод болтовни безответственных лиц куда подальше сэкономил бы приличные средства белорусских налогоплательщиков. Владимиру Макею было бы сложнее обосновывать странный тезис о донорстве, зато высвободились бы деньги на донорские органы для тех белорусских детей, которые каждый день в страданиях ждут операции и надеются только на помощь простых белорусов, отнюдь не на «слуг народа».

Война продолжается потому, что она выгодна – на ней делают не только политический капитал и не только на Украине. Руководству Украины необходим образ внешнего врага и возможность отвлечение внимания с украинской коррупции, украинской бесхозяйственности, деградации политуправления и множества самых разных проблем на войну. Война, как известно, всё спишет и ею можно оправдать что угодно.

Руководству Белоруссии необходимы лавры миротворцев для того, чтобы ими прикрыть глубокий социально-экономический кризис, под предлогом недопущения «майдана» репрессировать инакомыслящих, усиливать тоталитаризм и синтезировать новую белорусскую идентичность, а также пытаться освоить деньги Германии, инспирируя распространение по разным каналам слухов о «российской угрозе» уже для Белоруссии. Руководству Германии, доминирующей в политике и экономике ЕС, украинский кризис выгоден для поисков предлогов давления на Москву и создания поводов для геополитического торга.

Украинский конфликт возник не сам по себе, и он до сих пор выгоден тем, кто последовательно трансформирует Украину и использует её как рычаг давления на Россию. Такие рычаги создавались и ранее, приводясь в движение по мере необходимости. Ничего принципиально нового украинский кризис в этом отношении не продемонстрировал.

Обзоры западноевропейской прессы формируют убеждённость в том, что преподавание уроков сексуального развития в германских школах волнует Ангелу Меркель гораздо больше, чем право латвийских детей получать образование на родном русском языке или право донецких детей учиться без обстрелов из танков и дальнобойной артиллерии. Нападение вооруженного ножом гражданина Франции чеченского происхождения на парижан волнует Эммануэля Макрона гораздо больше, чем обязательства Франции по урегулированию украинского кризиса. Западноевропейские СМИ не обращают внимания на регулярные сводки о погибших гражданах Украины на Донбассе, и уж тем более им дела никакого нет до того, на чьей стороне и за что погибли эти люди.

Париж и Берлин не желают мира в Донбассе – иначе приложили бы должные усилия, что вполне в их силах, и ситуация начала бы быстро меняться. Вместо этого западные друзья и партнёры России поддерживают этнократии по всему периметру РФ и демонстративно закрывают глаза на проявления шовинизма – например, в Латвии, или разгул неонацизма – например, на Украине.

Западноевропейцам чужды проблемы восточноевропейцев, традиционно воспринимающихся, в лучшем случае, европейцами второго сорта. У правительств восточноевропейских стран закономерно появился комплекс неполноценности, проявляющийся в стереотипе поведения ученика и даже официальной терминологии: к Европе и европейцам относятся только страны Евросоюз и граждане этих стран. Чтобы убедиться в этом достаточно обратить внимание на название организованного правительством Белоруссии 27 октября 2017 года в Люксембурге мероприятия под названием «Белорусско-европейский экономический форум «Belarus. Invest in tomorrow» или ещё ранее, в 2006 году - «Украинско-Европейского Экономического Форума». Прозападная оппозиция в Белоруссии декламирует лозунг «Беларусь в Европу!», а их украинские «побратимы» - свой аналог «Украина – это Европа!». Соответственно, правительствами и общественностью Белоруссии и Украины также формируется отношение к белорусам и украинцам как к не имеющим отношения к Европе.

Восточноевропейцы в основной своей массе не могут воспринять тезис в духе Realpolitik: Западной Европе не интересно решение проблемы украинского кризиса и войны в Донбассе. Не для того ЕС и США тратили деньги на подготовку государственного переворота, прекрасно осознавая, что за ним последует, чтобы затем ещё раз потратиться на тушение этого пожара. Брюсселю и Вашингтону управляемый кризис на Украине выгоден и политически, и экономически. Там полагают, что украинцы – не европейцы, их не жалко, их можно использовать против России и русских.

В процессе сникания миротворческих лавров руководство Белоруссии так и не смогло продемонстрировать достижение цели - умиротворения Украины. Вопрос признания Крыма частью России не прост: часть Союзного государства Белоруссии и России, союзник по ОДКБ и другим интеграционным структурам не признаёт субъект Российской Федерации, отказывает России в территориальной целостности и признании её границ.

«Минский процесс» провалился, и это констатируют эксперты в Киеве, Донецке, Луганске, Москве, Минске, Берлине, Париже, Варшаве. ООН и ОБСЕ демонстрируют бессилие и отсутствие воли. В конфликт открыто вовлечены (не без помощи «миротворцев») США, долгое время предпочитавши быть в тени западноевропейских союзников.

Поставки на Украину американских противотанковых комплексов Javelin, модернизированных советских гранатомётов, снайперских винтовок и прочего оружия предшествовали эскалации конфликта и очередной кровавой бойне в районе Горловки, на юге линии разграничения в районе Мариуполя. Пока в Минске продолжается имитация переговоров, умножаются безответственные заявления и хоронится авторитет ОБСЕ, в Горловке и Донецке гибнут солдаты и мирное население, разрушаются остатки инфраструктуры, усугубляется гуманитарная катастрофа и готовится очередное наступление украинских войск на непризнанные постукраинские республики.

Одновременно Запад поощряет разрыв интеграционных связей Украины с Белоруссией и другими постсоветскими республиками. Недавно, 19 мая 2018 года Пётр Порошенко подписал указ об отзыве всех украинских представителей из всех уставных органов СНГ. С 1991 года Украина не ратифицировала Устав СНГ и юридически не являлась полноправным членом Содружества, хотя до «майданов» активно участвовала в его работе. Киевские власти готовы пожертвовать ЗСТ СНГ, миллиардами взаимной торговли, безвизовым режимом и многим другим ради декларации курса на «евроинтеграцию», под которой понимается стремление попасть в Евросоюз против воли самого Евросоюза.

Официальный Минск болезненно воспринял решение о разрыве Украины с СНГ – не только потому, что штаб-квартира организации находится в столице Белоруссии, но и потому, что до этого Александр Лукашенко пытался реанимировать организацию. Он неоднократно заявлял о перспективах возвращения Грузии в состав СНГ, а официальный Тбилиси регулярно опровергал наличие таких перспектив. Теперь ещё один удар нанёс Порошенко.

Гражданская война на Украине продолжается, в Донбассе льётся кровь. Евросоюз и США не выказывают готовности принуждать конфликтующие стороны к миру. Минск так и не стал «донором стабильности и безопасности в регионе». Проходят годы и ничего не меняется.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть