Катар: кто провоцирует кризис

Катар призвал страны Ближнего Востока разработать комплексное соглашение по обеспечению безопасности в регионе Ближнего Востока
23 февраля 2018  18:00 Отправить по email
Печать

Катар призвал страны Ближнего Востока разработать комплексное соглашение по обеспечению безопасности в регионе Ближнего Востока, заявил эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности. «Настало время обеспечить более широкую безопасность на Ближнем Востоке, - сказал он. - Странам региона пора забыть о прошлом и договорится о базовых вопросах и принципах безопасности или, по крайней мере, об обеспечении минимального уровня безопасности». Все страны этого региона, малые и большие, должны договориться об исходных параметрах сосуществования, подчеркнул эмир, отметив, что примером может стать Европейский союз. "Я призываю все страны Ближнего Востока принять приглашение поучаствовать в таком комплексном соглашении по вопросам безопасности", - добавил он.

При этом факты свидетельствуют, что, несмотря на препятствия, включая полную воздушную, морскую и наземную блокаду со стороны соседних арабских стран, Катару удалось ускорить экономический рост и сплотить свое население. Руководство эмирата считает, страна вышла более сильной из конфликта и стремиться дальше развиваться в непростых условиях. "Эта неудавшаяся блокада показывает, как государство может использовать дипломатию и стратегическое экономическое планирование для того, чтобы пережить бури и атаки со стороны более крупных соседей", - заключил эмир Катара.

Как известно, отношения между Катаром и рядом арабских стран во главе Саудовской Аравии переживают глубокий кризис. Против эмирата, проводящего свою независимую политику, «арабский квартет» (Саудовская Аравия, Египет, Бахрейн и ОАЭ) в июне 2017 года ввел санкции и установил транспортную блокаду, принимая во внимание, что маленький эмират имеет сухопутную границу только с Саудовской Аравией.

Нельзя сказать, что катарцы опустили руки и сдались на милость агрессивному и сильному соседу. Под разумным руководством своего эмира страна делает все возможное, чтобы не только выжить в условиях санкций, но и двигаться вперед, являя собой пример другим странам и народам, которые попали в санкционный режим. Следует сказать, что у Катара есть неплохие ресурсы сопротивляться искусственной изоляции. В этом году Катар стал крупнейшим поставщиком сжиженного газа в Египет, еще две страны – ОАЭ и Кувейт крупно зависят от поставок катарского газа. Безусловно, они могут обратиться к другим странам и рассчитывать на альтернативные поставки, но вот понравится ли необходимость менять поставщика Японии или Индии, которые являются крупнейшими импортерами катарского СПГ? Пока арабские страны просто не смогли ввести морскую блокаду эмирата, и Доха заверяет всех своих клиентов, что никаких проволочек с исполнением контрактов не будет. И это в полной мере соответствует действительности.

Впрочем, когда дело доходит до бизнеса, арабские страны находили компромиссы с кем угодно, в том числе и с Тегераном. Примером этому служат договоренности о ценах на нефть внутри ОПЕК. Однако продолжающийся конфликт в Персидском заливе дает повод для беспокойства. Война никому не нужна, а значит, санкции против маленького эмирата - это просто шантаж и передел власти в регионе. Наивно надеяться, что если Катар войдет в орбиту своего с более сильного соседа и сойдет с политической арены, как независимый игрок, то это решит все проблемы Ближнего Востока и приведет к победе над терроризмом.

В этом плане можно вспомнить тот факт, что ОАЭ и Саудовская Аравия ввели свои войска на территорию Бахрейна и полностью подчинили бахрейнцев своей воли. Однако этот факт ни в малой степени не привел к победе над терроризмом и не разрядил довольно сложную обстановку в регионе Персидского залива. Более того, он еще более обострил отношения между Саудовской Аравией и Ираном, учитывая, что подавляющее население Бахрейна (до 80%) являются шиитами, управляемые небольшой прослойкой суннитов. И вполне естественно, что шиитский Иран не смог пройти против ущемления прав шиитского большинства на Бахрейне.

Можно напомнить, что одним из «обвинений» со стороны «арабского квартета» стало то, что Катар поддерживает нормальные отношения с Ираном в то время, как, по мнению Эр-Рияда, Доха должна рассматривать Тегеран как «злостную пресловутую ось» в регионе, направленную на завоевание своего шиитского господства над суннитами. Достаточно просто посмотреть на географическую карту, чтобы понять, что Иран контролирует всю катарскую морскую границу. Кроме того, две страны разрабатывают огромное газовое месторождение в водах Персидского залива, и Дохе просто необходимо иметь не враждебные, а обычные нормальные отношения со своим мощным соседом Ираном. И, кроме того, именно Тегеран пришел на помощь Дохе, поставляя ей продовольствие, в то время как «дружественные» арабские соседи попытались задушить катарцев костлявой рукой голода. Не получилось.

В тоже время Катар и Иран разделяют прежние разногласия по внешней политике, несмотря на иранскую поддержку Катара после начала кризиса в отношениях с арабскими странами, сообщил министр иностранных дел Катара Мухаммед бен Абдуррахман Аль Тани, выступая на заседании Меджлис аш-Шура (парламента) эмирата. «Между нами и Ираном по-прежнему существует множество разногласий по внешней политике, по-прежнему наши позиции различаются, несмотря на иранскую поддержку Катара после введения блокады со стороны соседних стран", — сказал катарский министр. При этом он отметил, что Доха в отношениях с Ираном исходит из необходимости поддерживать связи с соседом по региону. Кроме того, Катар совместно с Ираном эксплуатирует общее газовое месторождение, что требует постоянной координации между двумя странами.

Несмотря на явно превосходящие силы, которые выступили против маленького Катара, стремясь подчинить его своей воле (одна Саудовская Аравия чего стоит), мы не пойдем на переговоры с соседними странами, которые разорвали с ним отношения, за счет ущемления своего суверенитета, заявил, выступая перед депутатами парламента зампремьера, глава МИД Катара Мухаммед бен Абдеррахман Аль Тани. Накануне министр иностранных дел Саудовской Аравии Адиль аль-Джубейр в интервью телеканалу CNBC заявил, что Катар предпринял отдельные шаги для урегулирования конфликта с арабскими странами, но их недостаточно. По словам министра, Катар знает, чего от него ожидают. "Любой диалог со странами, установившими блокаду Катара, не будет идти за счет суверенитета Катара, необходимо заключение соглашения об основных принципах диалога, сопровождаемого четким механизмом решения конфликтов", — сказал Мухаммед Аль Тани. Мы восемь месяцев пытались начать диалог, но установившие блокаду страны закрыли дверь для диалога, считает министр, и сейчас с нашей стороны нет попыток, но мы приветствуем любые конструктивные усилия в этом направлении. По его словам, Катар принял стратегическое решение — отвечать на этот кризис цивилизованным и правовым образом и не повторять шаги соседних стран в отношении подданных Катара.

Фактом, свидетельствующим о стремлении Дохи решать все вопросы мирным путем, является ее решение не выходить из Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива (ССАГПЗ), в который входят шесть стран региона, в том числе разорвавшие с ним дипотношения Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн. Устроившие блокаду Катара хотели, чтобы он вышел из этой организации, чтобы создать другую структуру, но он не вышел, сообщила газета Gulf Times. Катар продолжит работать в рамках Совета, пока он существует. При этом газета полагает, что соседние арабские страны нарушили все положения устава Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива, введя блокаду против полноправного члена ССАГПЗ Катара. В то же время, по словам катарского руководства, в настоящее время Доха укрепляет отношения с азиатскими странами, рассчитывая вступить в их региональные организации, и тем самым укрепить свое международное положение.

Кризис в Персидском заливе, вполне естественно, негативно влияет на экономическое сотрудничество Катара и России, поскольку Москва может стать одним из главных партнеров Дохи, которая в условиях блокады переходит к более диверсифицированной экономике, считает посол эмирата в России Фахад бин Мухаммед аль-Аттыйя. Он заявил, что наша страна с самого начала выступила за диалог в разрешении спора Дохи с соседями. По мнению высокопоставленного дипломата, подобный конструктивный подход, как и в случае с сирийским урегулированием, только способствует повышению роли России как важного стабилизирующего игрока в регионе Ближнего Востока.

Виктор Михин, член—корреспондент РАЕН

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть