«Нефть в обмен на поцелуи»: Китай еще менее склонен к этой схеме, чем Россия

Прагматичные китайцы выносят белорусов в одну кассу. Но белоруской госпропаганде... - все божья роса...
21 января 2018  01:29 Отправить по email
Печать

Большим объемом торговли с Китаем козырнул министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей в свежем интервью агентству Синьхуа. Но это тот случай, когда дьявол кроется в деталях.

"По итогам 11 месяцев в прошлом году мы достигли товарооборота почти на 3 млрд долларов", — отметил глава белорусской дипломатии. И добавил: "Поэтому мы довольны в целом состоянием наших отношений с Китаем…"

А теперь заглядываем в официальную статистику наших таможенников. И выясняется, что за январь-ноябрь 2017 года белорусский экспорт в КНР составил лишь 350,7 миллиона долларов, а вот купили мы китайских товаров почти на два с половиной миллиарда долларов. Причем наш экспорт в Китай за это время сократился на 19,9%, в то время как импорт оттуда вырос на 31,9%. В результате имеем колоссальное отрицательное сальдо, которое растет.

На днях, между прочим, на Рождественском хоккейном турнире в Минске команда Александра Лукашенко обыграла китайцев со счетом 14:9, причем сам президент забросил две шайбы и сделал две результативные передачи. А вот в экономических отношениях с Китаем все наоборот: они нас, говоря спортивным сленгом, выносят нас в одну кассу.

Большое отрицательное сальдо товарооборота — это вообще давняя болезненная проблема нашей экономики, а торговля с Китаем, как видим, только усиливает этот дисбаланс.

В чем загвоздка? Все банально: кроме калийных удобрений, Беларусь мало что может предложить Китаю такого, что заинтересовало бы партнеров. Они и сами с усами, обставили нас во многих областях. Это белорусы покупают китайские ноутбуки, смартфоны, а не наоборот.

Ну, в последнее время мы стали продавать им немного больше сельхозпродукции. Но объемы таковы, что это погоды не делает, да и большой вопрос, насколько выгодно возить продукты на колоссальные расстояния (и как при этом сохранить их качество).

Между тем нам катастрофически не хватает конкурентноспособного высокотехнологичного товара на экспорт. А это уже — вопрос экономических реформ, модернизации, который у нас если и решается, то с большим скрипом, черепашьими темпами.

В свое время белорусское руководство стало форсировать развитие отношений с Китаем, когда почувствовала, что стала давать сбои "братская интеграция" с Россией. Москве надоела схема "нефть в обмен на поцелуи”.

Но оказалось, что китайцы еще менее склонны к подобным схемам. В отношениях с Минском они целенаправленно, жестоко преследуют свой интерес. Никаких сантиментов, только бизнес. Хотите кредит? На здоровье, только это будет связанный кредит. Проще говоря, вы должны закупить на эти деньги определенный объем китайского же оборудования, нанять китайских работников, построят вам какой-то завод. А потом будете еще и выплачивать ту ссуду с процентами.

Белорусский официальный лидер в 2015 году сам признавался, что с китайскими кредитами не все так просто:

“Это хорошие кредиты. Некоторые под 1,5-2% только. Считай, дешевые деньги, бесплатные. Но это связанные кредиты. Вот тебе деньги — 50% или 70% вы делаете своими материалами, а на 30-50% из Китая будут привезены рабочие, техника, оборудование и так далее".

При этом, как можно догадаться, китайцев не очень волнует, насколько востребованной, прибыльной окажется продукция, — они свои сливки с проекта уже сняли. Белорусская же сторона далеко не всегда просчитывает выгоды, перспективу, что создает для таких проектов "заранее убыточную траекторию”, как отмечал в свое время экономист Кирилл Рудый, нынешний посол в Китае.

В прошлом году в ноябре Лукашенко торжественно открыл под Борисовом созданный вместе с китайцами завод "БелДжи". Предполагается, что он будет выпускать 60 тысяч легковушек ежегодно (а потом — вдвое больше). Но куда те Geely будет девать?

Так, белорусский президент решился пересадить на них свою вертикаль. Однако покупка под кнутом — это же не решение проблемы. Между тем россияне (а завод ориентирован прежде всего на них) имеют на своем авторынке богатый выбор мировых брендов, и совсем не очевидно, что согласятся отдать предпочтение "белорусскому китайцу" при его не самой демократичной цене.

Свежий скандал связан с заводом беленой целлюлозы, что построен китайцами неподалеку от Светлогорска. Местные жители жалуются на вонь, плохое самочувствие. Власти, экологические и санитарные службы уверяют, что ничего страшного нет: анализы, мол показывают, что предельно допустимые концентрации выбросов вредных веществ не превышены.

Между тем в носах жителей от этого зуд не уменьшается. В социальных сетях грустно шутят, что китайцы увидели в Беларуси страну четвертого мира, куда можно вынести вредные производства. Опять же, общественность не знает, насколько просчитаны перспективы предприятия, будет ли востребована та целлюлоза.

И, кстати, с этим же заводом уже был связан скандал, когда выяснилось, что китайцы положили кабель, что не соответствовал требованиям безопасности для химических производств. Кабель пришлось менять, в чем в прошлом году признался вице-премьер Владимир Семашко.

Но остается вопрос: а вдруг горе-партнеры напортачили еще в чем-то и это вылезет боком позже? Между прочим, это не первый случай подобных претензий. В свое время бывший премьер Сергей Сидорский сетовал на плохое качество оборудования, которое китайцы поставляли для модернизации наших цементных заводов. С той модернизацией, между прочим, тоже нажили головную боль, так как тем временем ажиотажный спрос на цемент пропал и возник вопрос, куда его девать.

Далее, уже не первый год белорусские власти пиарят Китайско-белорусский индустриальный парк "Большой камень". Мол, от него ожидается приток валюты аж на 50 миллиардов долларов, а китайский лидер Си Цзинпинь назвал этот парк жемчужиной Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШШ).

Что ж, метафора красивая, но вот в сухих цифрах колоссального результата от "Большого камня" мы пока не видим. Сам же проект ЭПШШ рассчитан на период вплоть до 2049 года, и не факт, что главный маршрут проляжет именно через Беларусь.

Таким образом, проблема вновь упирается в реформирование белорусской экономической модели. Без этого сотрудничество с Китаем (которое действительно нам нужно ради диверсификации, ослабления зависимости от России) будет оставаться отчасти игрой в одну калитку, с выгодой прежде всего для прагматичных китайцев.

Белорусской же стороне останется брать реванш разве что на рождественских турнирах по хоккею. А министру иностранных дел — избегать расшифровки цифр двусторонней торговли. Ведь если расшифровать, то очевидно, что китайцы выносят нас в одну кассу.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть