Институт лоббизма в России и мире – современные тенденции

12 мая 2017  10:04 Отправить по email
Печать

В пространстве факультета мировой экономики и мировой политики при поддержке Центра по работе с выпускниками НИУ ВШЭ 29 марта 2017 года встретились ведущие эксперты, политические технологи, аналитики и практики, чтобы обсудить современные тенденции цивилизованного лоббизма в России и мире. Организатором и модератором события выступила выпускник, эксперт Ирина Толмачева. В роли ассистента была студентка второго курса НИУ ВШЭ Элиана Русланова.

Дискуссия сохраняла интенсивность и насыщенность в течение почти четырех часов. Коллеги сконцентрировали свое внимание в выступлениях и вопросах к докладчикам на задачах создания актуального профессионального стандарта специалиста в сфере взаимодействия бизнеса и власти, особенностях тендерных рынков и коррупции в них, проблемах среднего и малого предпринимательства, которое лишено культуры грамотных коммуникаций с властью. Также обсудили специфику политической атмосферы в России, не располагающей в ближайшие годы к институализации лоббизма, роль профсоюзов в процессе выстраивания отношений бизнеса с властью, и особенности функционирования лоббизма и реестра лоббистов в Евросоюзе. В завершение специалист по BigData рассказал, как с помощью современных цифровых технологий можно вычислить искусственно созданную сетевую общественную активность в поддержку того или иного лоббистского проекта.

Ирина Толмачева, Марат Баширов, Евгений Минченко
Ирина Толмачева, Марат Баширов, Евгений Минченко
Профессиональный стандарт лоббиста или представителя интересов – это стремление создать единую норму профессии, но по пути к этому уже сформировались три развилки – разные варианты профессионального стандарта. Один из них «лоббирует» интересы консультантов, второй – интересы корпоративных GR-специалистов, третий вариант предполагает обязательное лицензирование и регистрацию при органах государственной власти. Как показывает практика Европейского союза, идея добровольного реестра регистрации лоббистов оказалась достаточно продуктивной.

Спустя время стало важно состоять в реестре добровольной регистрации. К реестру за информацией стали обращаться как представители власти, так и представители бизнеса. В любом случае, когда-то профессиональное сообщество сможет договориться, и стандарт профессии состоится в том или ином итоговом варианте и станет первым шагом к легитимации профессии в России и очередной попыткой внести ясность в понимание процессов лоббизма. В ходе дискуссии своим видением будущего профессионального стандарта поделились глава коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко, независимый консультант Марат Баширов, президент Национального союза лоббистов Дмитрий Курганов, директор по развитию компании STADA Иван Глушков, генеральный директор Академии Джиара Леонова Светлана и директор по связям с органами государственной власти промышленной компании Cordiant Антон Акимов.

Владимир Аникович, Евгений Минченко, Илья Шуманов, Станислав Швагерус, Роман Чуков, Светлана Леонова, Дмитрий Курганов
Владимир Аникович, Евгений Минченко, Илья Шуманов, Станислав Швагерус, Роман Чуков, Светлана Леонова, Дмитрий Курганов
Европейский опыт может стать для нас опорой в исследованиях и рефлексии, но, уверена, россияне не способны его принять в целом. Как говорится, что русскому хорошо, то немцу смерть, и наоборот. Хотя опираться профессиональному сообществу, сформированному в России, в любом случае, больше не на что, кроме как на опыт Европы и Соединенных Штатов Америки в деле институализации лоббизма. В ходе дискуссии интересные материалы о иностранном опыте предоставили два эксперта – заместитель директора «Трансперенси Интернешнл — Россия» (организация, признанная иноагентом в РФ) Илья Шуманов и руководитель московского бюро Фонда имени Фридриха Наумана Юлиус Фрайтаг фон Лорингховен. Первый рассказал про динамику распространения реестра добровольной регистрации лоббистов в странах Евросоюза, а второй о том, как выглядит лоббирование в Брюсселе, акцентируя сложность технологии и долгосрочность процесса.

Председатель Центра международного продвижения Роман Чуков выступил на тему международного позиционирования России и улучшения ее имиджа за рубежом усилиями общественных организаций, а также обратил внимание коллег на имеющийся лоббистский опыт неправительственных организаций в мире. Его основной тезис состоял в том, что государству и бизнесу необходимо поддерживать сильные команды по продвижению российских инициатив за рубежом, включая такие площадки, как Организация Объединённых Наций, G20 и БРИКС.

Отдельного внимания сегодня заслуживают задачи, которые стоят перед институтом лоббизма и лоббистами в «сиротливом» малом и среднем бизнесе. Эти сферы предпринимательства по-прежнему отличаются отсутствием в них не только грамотных специалистов лоббизма и GR, но и порой даже понимания необходимости в них. Кроме того, государственная экономическая политика продолжает «прижимать» малый и средний бизнес, создавая сложности для эффективной реализации предпринимательских инициатив. Несмотря на действующие ассоциации, проблемы малого и среднего бизнеса часто не получают адекватного разрешения. Сами предприниматели малого и среднего звена разобщены, как и все современное общество. Они не способны к консолидации, не могут даже сформулировать общие цели и задачи развития. Несомненно, сфера малого и среднего бизнеса представляет собой не паханное поле для деятельности лоббистов, лишенных чрезмерных амбиций и готовых в труду в сложных политических и экономических условиях. О проблемах малого бизнеса и трудностях лоббирования его интересов в органах государственной власти рассказала муниципальный депутат Москвы, президент МОО «Деловые люди», предприниматель Ольга Косец. В свою очередь, адвокат Андрей Макаркин на примере работы профсоюзов объяснил, что консолидация интересов возможна, как эффективные коммуникации лоббистов с профсоюзами способствуют реализации задач не только бизнеса, но и общества, представленного в России работниками, как правило, крупного бизнеса.

Система тендеров и государственных закупок, на которой специализируются многие GR-специалисты, тоже претерпевает изменения, и не факт, что в лучшую сторону. Сейчас сложно не столько выиграть в тендере и стать поставщиком, сколько правильно закрыть «проект», соблюдая все нормы и правила, и не вступая в коммуникации с представителями судебной власти. Некоторые детали об этом раскрыли эксперт по тендерным рынкам Валерий Данченко и заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Антон Газетов.

BigData и другие современные цифровые технологии уже дышат нам в спину. Они же в скором времени сделают закон о лоббизме в той форме, в которой он сейчас кажется необходимым, не актуальным. Еще вчера цифровые технологии отслеживали электоральную активность, а сегодня они уже претендуют на контроль за связями представителей бизнеса и власти, а также за их количеством и качеством. «Большие данные» и «цифра» в ближайшем будущем сделают невозможными или же чрезвычайно сложно осуществимыми любые коррупционные схемы и другие «случайные связи».

К примеру, в настоящее время начинается работа над созданием «реестра» лиц, принимающих решения в органах государственной власти, а также представителей бизнеса, воздействующих на лица, принимающие решения. Эта деятельность осуществляется российскими экспертами в области открытых данных, и в ближайшем будущем встанет в один ряд с уже реализованными за рубежом проектами, среди которых: Influence Networks -- проект по систематизации связей между персонами, принимающими решения от во Франции; Lobbying tracker -- проект по мониторингу лоббизма в США на базе открытых данных, публикуемых конгрессом в соответствии с законами о лоббизме; LittleSis – проект, состоящий в систематизации отношений между ключевыми игроками бизнеса и государственными служащими, в который включены более двадцати четырех тысяч организаций, семьдесят одна тысяча персон и более четырех сот тысяч связей между ними; Bloomberg Government – портал информации для специалистов, и о специалистах, влияющих на органы государственной власти.

Создание в России подобного реестра лоббистов и лиц, принимающих решения, а также создание прозрачных связей между ними, следуя международному опыту, позволит сформировать новый формат взаимоотношений бизнеса с властью. Предполагаемые проектом нововведения нивелируют необходимость в создании закона о лоббизме, и других нормативных актах, регулирующих соответствующие коммуникации, но позволят «посчитать», кто, что, где и как лоббирует на просторах нашей родины. Немного о другом, но тоже о цифровых технологиях в лоббизме рассказали в ходе дискуссии руководитель проекта Elect-Assist.ru и НСО-МГУ Виталий Ермолаев и руководитель проектной группы TAXI 2018 Станислав Швагерус.

Текущий «революционный» 2017 год ознаменован подготовкой к президентским выборам весной 2018 года. Все внимание граждан приковано к предстоящим событиям, и политические и экономические элиты озабочены исключительно выборами президента. Сейчас не до лоббизма, как отмечают многие предприниматели, чиновники и лоббисты. Действительно, продиктованный президентом в 2016 году план противодействия коррупции не содержит ни указаний, ни упоминаний, ни даже намеков на политическую волю, направленную на легитимацию института лоббизма. Поэтому чиновники в исполнительной власти замерли в ожидании новых распоряжений президента и премьер-министра, да и парламентарии не спешат внести на рассмотрение в Государственную Думу новые законопроекты, регулирующие лоббистскую деятельность. Все указанные внешние факторы отнюдь не отменяют наличие внутренней активности, которая идет полным ходом, и институт лоббизма формируется нормальным стихийным и естественным путем – пишутся и обсуждаются варианты профессиональных стандартов, созревают новые лидеры отрасли, создаются просветительские проекты, пишутся тематические книги и сценарии, открываются кафедры с профильными специализациями, увеличивается общая численность лоббистов, GR-специалистов и представителей интересов. Жизнь кипит!

Поверхностный взгляд определяет существующие процессы исключительно как формирование института лоббизма, не замечая, что лоббирование – это, в первую очередь, инструмент гражданского общества. К сожалению, пока в нашей стране не принято связывать институт лоббизма с институтами гражданского общества. Вернее, считать институт лоббизма составляющим элементом или инструментом института гражданского общества. Хотя как раз представление интересов предпринимательства на всех уровнях власти становится условием развития гражданского общества. И роль лоббистов и GR-специалистов первостепенна в этом деле, так как они действуют профессионально, опираясь на знания и накопленный опыт, и могут быть эффективны с опорой на специализацию на всех уровнях власти – на муниципальном, региональном и федеральном. Поэтому понятие «лоббизм», зачастую слитое с понятием «коррупция» в сознании большинства обывателей, постепенно преобразуется в инструмент гражданского общества. Так как лоббизм – это, в первую очередь, механизм представления интересов предпринимательства и общества, а не коррупция. Конечно, этот механизм в современном российском обществе законодательно не регулируется, но уже обрастает новыми инструментами, среди которых оценка регулирующего воздействия и технологии BigData. Параллельно укрепляются активные лидеры мнений неформального профессионального сообществ лоббистов, которые следуют современным нормам и исповедуют цивилизованный лоббизм. Лоббисты должны сознательно помочь государству и обществу, ставя общественное благо во главу угла своих интересов, способствуя формированию гражданского общества.

Ниже представлены тезисы некоторых выступающих, написанные самими выступающими (без редакции автора статьи):

Марат Баширов, независимый консультант: «1. Частная экономика России находится в самом глубоком кризисе отношений с государством с момента своего зарождения. 2. Доминирование социально-политического и силового целеполагания над экономическим целеполаганием. 3. Единственное министерство, близкое по духу предпринимателям, Министерство экономического развития РФ проиграло аппаратную борьбу Министерству финансов и Федеральной антимонопольной службы. Министерство финансов убедило, что ключевые задачи сегодня лежат в плоскости сбора денег, а не привлечения инвестиций, а Федеральная антимонопольная служба превращается в орган регулирования допуска на рынок и ценообразования, а не борьбы с монополиями. 4. Конечно, это временно, но вопрос о легализации лоббизма откладывается до 2019 года. Его не будет в повестке ни администрации президента, ни Правительства РФ, и более того, в повестке силовых органов оно рассматривается исключительно в криминальном залоге. 5. Косвенно тема обсуждается в Государственной Думе РФ, но через призму изменения формата работы Госдумы. Вячеслав Володин хочет принимать законы прямого действия или, как минимум, с уже разработанными нормативно-правовыми актами. Это серьезно изменяет дорожную карту законотворчества, но одновременно и изменяет систему ручного управления экономикой, к чему не готово, ни правительство, ни министерства, ни губернаторы, ни государственные холдинги. Ручное управление вообще я считаю самой главной опасностью для нас. Это показала история с министром экономики, Алексеем Улюкаевым. Мы с вами понимаем, что там не было коррупции и вымогательства взятки. Там был рядовой пример ручного управления локальном проектом, когда создаются смешанные рабочие группы из государственных чиновников и предпринимателей. У нас таких групп десятки. Зачастую они легализованы в экспертных советах через договоры экспертиз или в общественных советах и т.д. 6. Это не означает, что лоббизм и GR исчезает. Экономические процессы не остановить, они часть взаимодействия социальных институтов. Это означает, что мы становимся менеджерами полутени, и должны пересмотреть свои подходы, и чаще думать о безопасности. Последние предложения о регулировании взаимоотношений с чиновниками грозят нам обвинениями в коррупции даже за милые слова в адрес государственного служащего. 7. Я участвовал в работе двух групп, которые разрабатывали профессиональный стандарт, и в какой-то момент отключился от них, потому что считаю, что мы изобретаем велосипед. Такой профстандарт уже есть, и он называется «профстандарт государственного и муниципального служащего». Лоббисты и джиарщики должны обладать ровно теми же компетенциями, как и они, плюс добавленными компетенциями в части бизнес-администрирования, и затем дополнительными навыками в части своей отраслевой принадлежности. Вот и всё. 8. А есть ли что-то хорошее? Есть. Digital государственное управление наступает, и это наша надежда. Оно не требует ручного управления, оно требует определения правил игры и алгоритмов мониторинга, чего мы и добиваемся – прозрачности и обоснованности при принятии государственных решений».

Ольга Косец, муниципальный депутат Москвы, президент МОО «Деловые люди»: «Я предприниматель с двадцатилетним стажем, то есть представитель малого бизнеса, который все развивают и поддерживают, но как-то безрезультатно. На мой взгляд, причина этого парадокса очевидна – мощнейший лоббизм крупного бизнеса, который формировался на деньги иностранных компаний. Пока мы, российские аборигены советского разлива, выросшие на досрочном выполнении планов, борьбе за «Знак Качества» и стадном «одобрям», самостоятельно постигали азы новой экономики, они, заморские «конкистадоры», точно знали, как нужно завоевывать новые «эльдорадо» и как делаются «бархатные» экспансии.

В начале нулевых годов при принятии и ФЗ №271 «О рынках», и ФЗ №381 «О торговле», представители крупного бизнеса сделали все для того, чтобы расчистить себе огромное рыночное пространство развалившейся империи. Поэтому в борьбе за потребительский спрос они одержали быструю, легкую и сокрушительную победу. Сетевой ритейл плечами лоббистов вытеснил все открытые рынки, супер-маркеты и магазины, разорив тысячи представителей малого и среднего предпринимательства. Более того, своим поставщикам они без ложного стеснения предложили абсолютно невыгодные условия работы. Вместо приобретения продукции, отдавали полки для реализации продукции. И никого, абсолютно никого ни в правительстве, ни в сенате и депутатском корпусе эти патовые истории не озаботили. В результате тысячи индивидуальных предпринимателей и фермеров оказались банкротами. Конечно же, часть из них, в том числе и я, продолжает, сцепив зубы и затянув потуже пояса, тянуть предпринимательскую лямку, сохранять рабочие места и выплачивать налоги.

Так будет до тех пор, пока в Госдуме РФ не появится достаточное количество представителей малого и среднего предпринимательства, чтобы противостоять или хотя бы ограничивать по ряду основных вопросов мощное лоббирование интересов крупного бизнеса. Как президент МОО «Деловые люди», межрегиональной общественной организации предпринимателей, могу сказать, что вне федерального парламента, где принимаются регулирующие законы, все наши действия и многочисленные начинания малоэффективны».

Уверена, что на Охотный ряд нас не пускают намеренно. И дело тут не в сермяжности, а в неусыпной бдительности крупного бизнеса, щедро спонсирующего «безобидных» кандидатов – учителей, врачей, артистов, крайне далеких от проблем предпринимательства. Полгода назад, на выборах в Госдуму РФ, я сама столкнулась с глухой стеной круговой обороны, и еще раз убедилась, что при такой ситуации в России малый бизнес всегда будет скорее мертв, чем жив».

Дмитрий Курганов, президент Национального союза лоббистов: «Лоббизм vs протекционизм». Сразу замечу, что мы говорим о лоббизме и лоббистах в целом, а деятельность корпоративных GR-специалистов рассматриваем как подвид лоббистов. После создания Национального союза лоббистов в 2014 году на основании «Национального плана по борьбе с коррупцией» был разработан и направлен в Администрацию Президента РФ проект ФЗ «О лоббизме». Также нами был разработан профессиональный стандарт лоббиста. Он прошёл широкое обсуждение, и был направлен в Министерство труда и социальной защиты РФ. Ведётся коммерческая деятельность по лоббированию интересов, в частности в феврале 2017 года впервые в истории современной России подписан и исполняется контракт на «лоббирование» интересов государственного предприятия. Все это стало возможным благодаря усилиям многих людей и при активном содействии власти, СФ, ГД, ТПП, РСПП и многих других организаций. При разработке профстандарта, как мы считаем, была найдена формула, генетический код лоббизма «представление и продвижение», что и реализовано в документах. Создание и развитие нового для России института «продвижения» считаем своей стратегической задачей. Это будет обсуждаться на организационной встрече создаваемого Высшего экспертного Совета Национального Союза Лоббисто, запланированной на апрель. ООО «Тендер Лоббист» в рамках развития концепции «типового офиса лоббистов» в формате «универсального проектного офиса» ведёт коммерческую деятельность. НСЛ планирует продолжить работу по продвижению ФЗ «О лоббизме в РФ» и внедрению профстандарта с выходом на законодательную инициативу в 2019 году. Мы целенаправленно ведём деятельность по внедрению аналогичных подходов на пространствах ШОС, ЕврАзЭС, ТС, что, по нашему мнению, должно содействовать созданию ряда важных преимуществ для страны.

Мы хотели бы разрушить заботливо сохраняемую традицию начинать мероприятия по теме лоббизма фразой «более 20 лет в России говорят о необходимости легализации лоббизма». По нашему убеждению, все условия для создания в экономике страны отрасли лоббистских услуг и использованию института лоббизма, как действенного механизма повышения качества государственного управления в нашей стране есть. Колоссальный сложившийся подпольный рынок протекционизма/лоббизма должен начать работать на нашу страну. Пора заменить сложившийся коррупционный механизм протекционизма на систему цивилизованного лоббизма в стране и ее геополитических пространствах. Призываем объединить усилия. Ура, товарищи!!!».

Антон Акимов, директор по связям с органами государственной власти промышленной компании Cordiant: На мой взгляд, лоббизм понятие достаточно условное, которое определяется на разных уровнях: лоббистом может себя называть как человек, который представляет интересы небольшого коллектива или даже, например, класса в школе или группы в детском саду, так и человек, защищающий позицию на самом высоком уровне государственного аппарата. При этом в крупных компаниях все-таки на постоянной основе используется именно профессиональный GR, базирующейся на большом массиве теоретических и практических выкладок из экономики, юриспруденции, технологиях и т.д. Безусловно, здесь присутствует элемент лоббизма, но как некая материя, в которой находится GR. Сам же лоббизм как более утонченное и точечное направление является своеобразным атрибутом самых спорных и важных вопросов, решение которых часто лежит не в экономической логике или имеет слишком большое число заинтересованных лиц, в результате чего принятие решения усложняется. Очевидно, что принятие решения в органах власти часто имеет компромиссный характер, и если компромисс найти не удается, то в данном случае и возникает необходимость лоббирования принятия решений, но, я подчеркиваю, только сугубо правовыми методами.

Андрей Макаркин, адвокат: «Не первый год обсуждаются проблемы законодательного регулирования сферы лоббизма и утверждения профессионального стандарта данной деятельности. При этом в качестве ключевого аргумента нередко употребляется противодейстиве коррупции. Закон о лоббизме, профстандарт – это не панацея и даже не средство борьбы с коррупцией. Пока есть коррупция как таковая, произвол чиновничества, отсутствует независимый суд, цивилизованный лоббизм не имеет шансов на доминирование как инструмент коммуникации между властью и бизнесом. Не лоббизм вытеснит коррупцию. Для её подавления должны использоваться другие социальные, политические и правовые методики. Однако формирование цивилизованного лоббизма само по себе станет показателем формирования демократических институтов, развитой рыночной экономики. При этом нормативное урегулирование данной деятельности будет иметь значение для легализации лоббистских практик в общественном сознании, преодоления негативных коннотаций. Также послужит дальнейшему формированию профессии как таковой и профессионального сообщества, уходу от пещерных форм давления и «серых» коммуникаций. Одним из инструментов цивилизованного лоббизма является привлечение общественных структур как посредников, выразителей общего интереса. Нередко для бизнеса таким союзником может выступить профсоюз. Нами описывается ряд кейсов использования ресурсов профсоюза для обеспечения совместных интересов (GM 2009 год, а также ряд российских примеров). Мы далеки от переоценки степени влияния профсоюзов на общественное сознание и на власть. Однако как формирующийся и растущий институт оно имеет весомые перспективы. Навыку коммуницирования между бизнесом и профсоюзами ещё предстоит научиться. Однако недооценка его важности может стоить дорого обеим сторонам».

Антон Газетов, заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Стандартная процедура торгового представителя (менеджера по развитию/продажам и т.п.) реализации товаров/работ/услуг состоит примерно в следующем: определение (формирование) потребности заказчика, подготовка решения для этой потребности на основе продукции компании (вендора), подготовка спецификации/коммерческого предложения.

В случае, если заказчик принадлежит к госсектору экономики, который осуществляет закупочную деятельность по 44-ФЗ или 223-ФЗ (объем закупок в денежном выражении относительно ВВП около 40% в 2015 г.), и спецификация, с избыточными характеристиками, которые однозначно идентифицирующей товары/работы/услуги единственного вендора, попадает в состав конкурсной документации, то в рамках проведения служебного расследования госзаказчика или следственных действий правоохранительных органов на предмет коррупции, такой торговый представитель может быть привлечён как соучастник сделки с коррупционной составляющей (а также расширенной трактовки ст.46 44-ФЗ).

Вместе с тем, ст. 16 и 17 44-ФЗ предусмотрены этапы планирования и обоснования закупок, т.е. до проведения конкурсных процедур. Время этих этапов может не совпадать со временем публичных выставочных мероприятий, однако, может возникнуть объективная необходимость в проведении личных встреч представителей государственных заказчиков с представителями вендоров, посещения ими демонстрационных залов и проч., а также при проведении по ст.57 44-ФЗ двух этапных конкурсов.

В этой связи, профессиональный стандарт, а лучше закон о лоббизме (о взаимодействии в государственной контрактной системе с органами государственной власти и организациями государственного сектора экономики) должен регулировать взаимоотношения на указной стадии, защищая добросовестных торговых представителей и представителей организаций государственного сектора экономики, с одной стороны, а с другой – не допускать намеренного ограничения конкуренции в госсекторе экономики, путем фиксации единственного вендора вне установленных 44-ФЗ случаях.

Например, при переговорах между торговым представителем и сотрудником госзаказчика может идти о каком-либо технологическом или организационном решении с лучшими показателями эффективности, низкими удельными затратами и т.п., а, например, не массогабаритными параметрами не существенными для целей заказчика. Также может быть установлен закрытый перечень причин отказа или игнорирования встреч с представителями вендора при соответствующем обращении до начала конкурсных процедур, которые устанавливают административные преграды к внедрению инновационных, более эффективных решений в государственный сектор экономики.

Валерий Данченко, эксперт по тендерным рынкам: «Рынок государственных закупок становится всё прозрачней, и главным признаком этого является увеличение конкуренции. Всё большее количество государственных организаций переводится на закупки по ФЗ №44, так как он является более удобным в сравнении с ФЗ №223. Удобнее ФЗ №44 тем, что в нем единые правила проведения процедур закупок для всех организаций, в то время как в соответствии с ФЗ №223 каждый заказчик придумывает себе сам правила закупок. Например, с 1 января 2017 года большинство государственных унитарных предприятий перешли на ФЗ №44. И этот процесс перевода закупок гос компаний на ФЗ №44 будет продолжаться. Это значит, что количество инструментов продвижения своих подрядчиков у большого количества заказчиков резко сократится. Так же ужесточается контроль за госзаказчиками, которые проводят закупки, опираясь на ФЗ №44. Это приводит к тому, что на рынке госзакупок наблюдаются учащающиеся случаи завышенных требований со стороны госзаказчиков к исполнителям, получившим контракт. Причём завышенными являются те требования, которые не прописаны ни в аукционной документации, ни в контракте. Результатом этого является расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке, и обращения в суд, как со стороны подрядчика, так и со стороны заказчика. При этом суд удовлетворяет только около семидесяти процентов подобных исков подрядчиков. Если говорить о цифрах, то среди моих клиентов в 2016 году количество случаев подобного завышения требований возросло в более чем двадцать пять процентов, по сравнению с 2015 годом. Это госконтракты на сумму 139,37 млрд. рублей, и только в Москве это госконтракты на сумму чуть более 24 млрд. рублей. Поэтому практически все опрошенные мной компании готовы воспользоваться услугами GR-специалистов, чтобы они разрешали подобные вопросы в до судебном порядке. Как один из возможных вариантов, это оказание ими влияния на заказчика через вышестоящую инстанцию».

Станислав Швагерус, руководитель проектной группы TAXI 2018: «В мире происходят глобальные процессы «оцифровки» экономики, изменяется технологический уклад, быстрыми темпами формируется новая инфраструктура, изменяется форма самоорганизации общества. На отдельном виде автомобильного транспорта – легковом такси, за несколько лет, возникли мировые транснациональные корпорации, капитализация которых будоражит умы экономистов и целые правительства. Возник даже термин – «уберизация», который де факто, является сегодня синонимом цифровой экономики в повседневном употреблении. Методы лоббизма своих интересов, которые по всему миру применяет компания UBER, являются по своей сути подрывными, направленными против национальных экономик. Используя ресурсы, привлекаемые на мировых финансовых рынках, UBER занимает доминирующее положение на мировых рынках, благодаря неуплате налогов, нарушению законодательств и банальному подкупу потребителей и лиц принимающих решения. В целях развития цифровой экономики в России, необходима лоббистская кампания по продвижению экономических интересов государства и общества: широкое развитие цифровых платформ и сервисов должно сопровождаться созданием государственных автоматизированных информационных систем на принципах государственно-частного партнерства. Основная задача таких государственных информационных систем – получение юридически значимой информации о каждой сделке, транзакции, поездке -- в режиме on-line, администрирование налогов и сборов и государственная гарантия финансовой защиты потребителя».

Виталий Ермолаев, руководитель проекта Elect-Assist.ru и НСО-МГУ: «Для лоббирования своих интересов сегодня активно используют интернет и социальные сети. Отсутствие определенной регламентации таких массовых кампаний по формированию общественного мнения вредит как развитию института лоббирования, так и интернету и социальным сетям, и самому обществу в целом. Поэтому формирование определенных правил в сфере лоббизма стало бы благом для всего общества. Из трех вариантов развития лоббизма, предполагающих бесконтрольное развитие, полный запрет и контролируемое развитие, именно третий вариант видится наиболее предпочтительным.

НСО МГУ «Интернет в электоральных процессах современной России» занимается вопросами использования интернета и социальных сетей политическими акторами. Исследования проводятся с использованием всех основных инструментов автоматического и ручного анализа активности во всех основных социальных сетях, разработан собственный рейтинг интернет-активности политиков из 86 параметров. Аналогичные инструменты можно адаптировать для мониторинга интернет-активности лоббистов не только в сфере политики, но и в коммерческой, и в других сферах, для создания условий для цивилизованного контролируемого развития лоббизма. Также в НСО МГУ существует курс подготовки SMM-политолога, который можно адаптировать для нужд лоббизма».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть