О перспективах «нормандского формата»

27 октября 2016  14:39 Отправить по email
Печать

Весь мир пристально следит за борьбой вооруженных сил Сирии при поддержке российских ВКС с мировым терроризмом. Мировое сообщество неожиданно для себя обеспокоилось вопросом безопасности мирного населения в Алеппо. 17 октября 2016 г. «цивилизованный» мир начала операции по освобождению Мосула от боевиков ИГИЛ (запрещена в РФ). Помимо большой политической игры на Ближнем Востоке внимание мировой общественности приковано к ярким теледебатам между кандидатами в президенты США – Хиллари Клинтон и Дональдом Трампом.

На фоне этих событий Украине мировое сообщество уделяет всё меньше внимания, поскольку ситуация уже давно вошла в стадию перманентного противостояния. Мировые СМИ не публикуют так регулярно сводки потерь, информацию об изменении линии фронта или окружении очередной группировки украинских войск, как это было под Иловайском или Дебальцево. Противостояние трансформировалось от прямых боевых действий к диверсионно-подрывным операциям. Многочисленные сообщения о поимке группы украинских диверсантов в ДНР и ЛНР в последние месяцы или убийство комбрига Мозгового в мае 2015 г., комбата Моторолы (Арсен Павлов) 16 октября 2016 г., многочисленные покушения на лидеров непризнанных республик Новороссии ярко демонстрируют, что о настоящем перемирии между действующими властями Украины, с одной стороны, ДНР и ЛНР, другой, не может идти речи.

Полное невыполнение украинскими властями минских соглашений февраля 2015 г. (Минск-2), посвящённому вопросу наделения Донбасса особым статусом и проведения всеобщей амнистии, загоняет ситуацию в тупик. В этих условиях Киев пытается переложить всю ответственность на Москву, обосновав свои претензии тем, что Россия не выполняет свои обязательства в области обеспечения безопасности. На текущий момент российское руководство не видит перспектив переговорного процесса в рамках «нормандской четверки». В 2014-2016 гг. Германия и Франция показали свою неспособность повлиять на действующее украинское руководство, хотя российское руководство рассчитывало на более независимую от США внешнюю политику Парижа и Берлина. У России остаётся только один выход – ждать прихода нового лидера в Белый дом в январе 2017 г., поскольку реальные рычаги управления киевским режимом находятся именно в Вашингтоне.

В понедельник, 17 октября, в СМИ обсуждалась информация о том, что «нормандский формат», запланированный на 19 октября 2016 г., пройдет без участия России. На следующий день, поступила официальная информация из Кремля об участии Владимира Путина в этой встрече, что тут же в западных СМИ было обозначено, как «победа» федерального канцлера. Трёхчасовые переговоры между лидерами четырех стран не дали практических результатов: стороны вновь подтвердили приверженность к положениям минского процесса, но не более того. Ключевые противоречия между Россией и Украиной по-прежнему остаются. Перед встречей «нормандской четвёрки» Ангела Меркель, Франсуа Олланд и Петр Порошенко провели трёхсторонние переговоры без участия Владимира Путина. За неделю до указанных событий, 12 октября 2016 г., группа «друзей Украины», состоящая из высших экс-чиновников НАТО и ЕС, опубликовала декларацию, в которой призвала включить в «нормандский формат» США. Таким образом, ряд политиков на Западе и высшее руководство Украины за спиной России пытается переформатировать действующий формат урегулирования, а именно снизить роль или исключить из процесса Москву.

Сотрудничество Украины с Францией и Германией по этому вопросу контрпродуктивно. Хотя Россия и не является стороной конфликта, но она обладает наибольшим влиянием на народные республики Донбасса и Луганска. Поэтому её участие в выработке политического урегулирования является залогом непременного успеха. В ходе самих переговоров президент Украины Порошенко не в первый раз заявил, что альтернатив «нормандской четвёрки» не существует, однако его действия противоречат словам. Стороны в ходе переговоров пришли к признанию необходимости разработки «дорожной карты». С момента подписания минских соглашений в феврале 2015 г. (Минск-2) ситуация в зоне соприкосновения не претерпела значительных изменений. Договорённости «нормандской четвёрки» пока не могут существенно повлиять на ход событий, Киев продолжает систематически нарушать режим перемирия. Важно отметить, что Москва, несмотря на отсутствие прогресса у украинских партнёров, по-прежнему готова содействовать реальному политическому урегулированию на Донбассе. Это утверждение доказывает сам факт участия Путина в переговорах в Берлине, несмотря на текущее обострение позиций России и НАТО в сирийском вопросе и сорванную французской стороной встречу президентов России и Франции 19 октября 2016 г. в Париже.

Возможное включение США в «нормандский формат» значительно ослабит позиции России на переговорах. На данный момент Россия и без участия США оказалась в меньшинстве – перед четырёхсторонними переговорами Франция, Германия и Украина провели встречи для выработки общей линии. Если выдвинуть гипотезу, что Франция и Германия не справляются со своей посреднической задачей, тогда стоит подумать о начале работы в трёхстороннем формате – Россия, США, Украина. Как показывает сирийский опыт, для Вашингтона ничего не стоит сорвать соглашения, достигнутые в ходе многомесячных переговоров. В текущей обстановке Россия нацеливается на реализацию сценария постепенной «заморозки» конфликта, поэтому работа в рамках «нормандского формата» без участия США устраивает Москву.

Сложно спрогнозировать, смогут ли в среднесрочной перспективе стороны выработать эффективный формат политического урегулирования или нет. Сейчас стоит ожидать итогов разработки «дорожной карты» представителями «нормандской четвёрки» до конца ноября. Тем временем, Украина продолжает устойчиво провоцировать народные республики на эскалацию конфликта, в свою очередь, ДНР и ЛНР стараются проявлять максимальную сдержанность, несмотря на продолжающиеся методические нарушения украинской стороной соглашения о перемирии. Решение о дальнейшей эскалации будет приниматься в Вашингтоне, поэтому Москве необходимо говорить именно с США.

24 октября 2016 г. Порошенко сделал заявление о «альтернативах» минским соглашениям: ликвидация ДНР и ЛНР в результате военного наступления или война с Россией. Это заявление отражает реальную деятельность украинского руководства по эскалации конфликта на Донбассе, к сожалению, такой вариант развития событий тоже необходимо рассматривать из-за высокой степени внешней управляющей силы на высшие эшелоны киевской власти. Сейчас крайне тяжело заниматься стратегическим прогнозированием украинского кризиса, так как ход ситуации непредсказуем и зачастую лишён здравой логики. Пока очевидно только то, что «нормандский формат» не способен выработать формулу реального политического урегулирования на Донбассе. Сохранение текущего положения ДНР и ЛНР необходима поддержка со стороны Москвы, а основное противостояние между Россией и США идёт на полях Сирии, и от его итогов зависит не только положение на Ближнем Востоке, но и в мире. Именно так судьба Донецка и Луганска оказалась в зависимости от политической победы России в Сирии.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть