Русская культура в XVII веке - II часть

12 июня 2016  14:21 Отправить по email
Печать

Музыка

Процесс обмирщения затронул и музыку. Традиция одноголосного церковного пения, сохранявшаяся в течение нескольких веков, устаревала, даже деградировала. Русские, побывавшие в западных областях Украины и в Польше, были в восхищении от процветавшего здесь многоголосного церковного пения. Патриарх Московский и Всея Руси Пимен благословил введение в Русской церкви многоголосного пения. Новый вид пения получил название "партесного", что означает "пение по партиям". Партесная хоровая культура стала стремительно развиваться после воссоединения России с Украиной. Огромную роль в развитии нового пения сыграл Н.П. Дилецкий, с именем которого связана целая эпоха в развитии русской музыки. Он родился в Киеве, образование получил в Польше. В начале 1670 г. он приезжает в Москву. Благодаря его образованности и энергии, в столице сложилась целая школа сочинителей и исполнителей партесной музыки. Им был написан и издан первый учебник по теории музыки "Идея грамматики мусикийской", столь необходимый русским музыкантам. Н.П. Дилецкий написал ряд великолепных хоровых концертов, которые принесли ему большую славу. Во второй половине XVII в. в России наступает расцвет партесного концерта. На рубеже XVII -XVIII вв. партесную музыку в России сочиняли около 50 композиторов. Партесная музыка была религиозного содержания. Она посвящалась основным церковным праздникам - Рождеству, Крещению, Сретенью, Троице и т.д., восхваляла Богородицу, Апостолов. Распространены были и "высокоторжественные" концерты, исполняемые в дни важных государственных событий. Но самое большое распространение получили концерты, созданные на основе ветхозаветной поэзии ― псалмов Давида. В 1678 г. знаменитый Симеон Полоцкий создал "Рифмованную псалтырь" ― поэтический перевод псалмов Давида. Ученик Н.П. Дилецкого композитор Василий Титов сочинил к ней музыку. Полученное сочинение имело огромный успех и вошло в сокровищницу русской певческой и музыкальной культуры.

Таким образом, во второй половине XVII в. русская музыка прошла большой путь ― от появления партесного пения до расцвета партесного концерта.

Балет. Балет в России, как и в Западной Европе, возник как придворное искусство в правление Алексея Михайловича. При дворе существовали церемонные и медлительные танцы. Они остояли из смены изящных поз, поклонов и ходов, чередовавшихся с пением и речью. 8 февраля 1673 г. был поставлен первый балетный спектакль «Балет об Орфее и Евридике» (муз. Г. Шютца, балетм. Н. Лим, Комедиальная хоромина в с. Преображенском, Москва). Исполнителями были иностранцы и русские ученики пастора Грегори. Эта постановка никакой существенной роли в развитии сценического танца не сыграла. Это была лишь очередная царская «потеха», привлекавшая своей необычностью и новизной.

Архитектура. В архитектуре XVII века происходили большие изменения: шли поиски новых архитектурных форм, культовое зодчество все более сближалось с гражданским. Основным строительным материалом на протяжении всего XVII века оставалось дерево, но по сравнению с предыдущим столетием значительно большее распространение получило каменное (кирпичное) строительство. Широко применялись новые виды строительных материалов, многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали. Заказчиками церквей все чаще выступали прихожане: купцы, жители посадов и сел.

В архитектуре XVII можно выделить три этапа:

― в первые 30 лет в ней еще сильна связь с традициями XVI столетия;

― середина века ― 40-80-е годы ― поиски нового стиля, соответствовавшего духу времени;

― 90-е годы ― утверждение зодчества нового времени.

Архитектура 30-х годов. Церковные сооружения начала столетия мало чем отличаются от храмов XVI века. Одним из заметных архитектурных сооружений этого периода стала церковь Покрова в Рубцове. Михаил Романов был избран царем в 1613 году, но в первые годы его положение на престоле было просто отчаянным. Русские земли на западе и северо-западе были оккупированы польскими и шведскими интервентами. Поляки не признавали юного Михаила царем. В 1618 г. польские войска осадили Московский Кремль и требовали избрания на русский престол сына польского короля королевича Владислава. У Михаила не было столько войска, чтобы выйти из Кремля и дать полякам бой. Тем не менее, 1 октября 1618 г. ― на день праздника Покрова ― молодому московскому царю удалось одержать победу над польскими войсками. Радость от одержанной победы была настолько велика, что Михаил в селе Рубцове, своем единственном владении под Москвой, повелел возвести храм в честь праздника Покрова. Возведением храма церкви Покрова Михаил стал обустраивать свою родовую вотчину. В 1619-1625 гг. церковь была построена. По внутреннему и внешнему облику храм Покрова в Рубцове близок церквям конца XVI ― начала XVII в. Это бесстолпный четверик, стоящий на подклете. Четверик широкий и приземистый, венчающая его глава очень мала, "горка кокошников" имеет тяжелые и одутловатые очертания. Постройка массивная и внушительная, что должно было отражать величие власти молодого царя новой правящей династии.

В то же время продолжается шатровое строительство. В шатровом стиле в 1623 г. возводятся церковь Покрова в Медведкове, церковь Успения ("Дивная") Алексеевского женского монастыря в Угличе (1628), имевшая три шатровых завершения. В 1628 г. появляется шатер и над Спасской башней Кремля, когда началась реставрация башен и стен Кремля, пострадавших во время Смутного времени.

В 30-х гг. было сооружено крупнейшее светское здание на территории Московского Кремля - Теремной дворец (1635-1636, арх. Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков). Дворец имел множество жилых и служебных помещений, верхнее гульбище, "чердак-теремок" и золоченую четырехскатную кровлю. Теремок был чудесно украшен снаружи резным по белому камню "травным орнаментом". Внутри дворец был также чудесно расписан Симоном Ушаковым. Теремок пострадал во время московского пожара 1812 г., поэтому первоначальное внутреннее убранство палат не сохранилось. Современная роспись дворца была выполнена под руководством художника Ф.Г. Солнцева в стиле ХVII в. в 1836-1837 гг. при реставрации древнего памятника.

Архитектура 1640―1680-х гг. В 1640-х гг. складывается определенный тип храма ― бесстолпный, обычно пятиглавый, с декоративными боковыми барабанами, с подчеркнутой асимметрией общей композиции, благодаря разномасштабным приделам, трапезной, крыльцам, шатровой колокольне. Характерной в этом отношении является церковь Троицы в Никитниках. В 1631 ― 1634 гг. богатый купец Григорий Никитников в Китай-городе выстроил церковь, которая стала известна как церковь Троицы в Никитниках. В основе плана и композиции поставлен четверик. Четверик поставлен на высокий подклет и увенчан пятью главами. К четверику примыкают приделы, алтарь, трапезная, колокольня, галерея и крыльцо. Декоративное убранство церкви необычайно богато: кокошники, цветные изразцы, белокаменныеналичники окон, растительный орнамент.

В церковном зодчестве преобладали шатровые здания. В 1649 ― 1652 гг. в самом начале Малой Дмитровки была возведена церковь Рождества в Путинках. В древности на этом месте ― у тверских ворот Белого города ― расходились "пути", отсюда название "Путинки". Церковь имеет пять одинаковых по высоте шатров. Шатры поставлены на узкие изящные барабаны, причем, причем шатры глухие, чисто декоративные. Храм примечателен тем, что это первая церковь, построенная на Руси в честь иконы "Неопалимая купина", защищающей от пожаров.

В 1653 г. возведение шатровых церквей в России было запрещено. Однако шатры оставались одной из излюбленных форм и в сельских местностях шатровые церкви строились и в XVII в., и даже в XVIII веке.

В то же время под влиянием патриарха Никона во второй половине XVII в. осуществляется ряд монументальных построек, выполненных в стиле предыдущего столетия, имевших целью показать силу Русской церкви. Одной из таких построек стал Воскресенский Ново – Иерусалимский монастырь. Патриарх Никон стремился к тому, чтобы Русская церковь заняла ведущее место в православном мире. С этой целью в 1653 г. патриарх стал проводить реформы в Церкви. Кроме того, в Подмосковье он попытался создать подобие святынь Палестины. В 1656 г. под личным наблюдением патриарха начались работы по воплощению в жизнь его грандиозного замысла. В 60 км от Москвы возникал "Новый Иерусалим" ― архитектурно-ландшафтная зона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь. Строительными работами с 1658 по 1666 гг. руководил сам патриарх Никон. Центральным сооружением всего комплекса стал Воскресенский собор, построенный как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме. Собор состоит из трех объединенных частей: крестово – купольного храма Воскресения, ротонды Гроба Господня и подземной церкви Константина и Елены. В центре ротонды находится часовня, где был погребен Христос. На южной стороне собора был сооружен придел "Голгофа". Но увидеть свой замысел завершенным Никон не успел. Он был осужден Московским собором в 1666 г. и сослан на Север, в далекий Ферапонтов монастырь. Строительство Нового Иерусалима приостановилось. Царь Феодор Алексеевич возвратил Никона из ссылки, но по пути в Москву патриарх скончался. Тело его было доставлено в Новый Иерусалим и погребено в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского собора. В 1679-1685 гг. достраивал Воскресенский собор царь Федор Алексеевич. Уникальным являлся керамический декор Воскресенского собора. Снаружи и изнутри храм украсили керамические пояса, наличники, порталы, иконостасы. Первоначальный изразцовый убор не сохранился, но то, что осталось, поражает разнообразием и совершенством исполнения. В 1680-1690 гг. на монастырской территории строят палаты различного назначения. Ансамбль монастыря окончательно сформировался в 1690-х гг., когда была построена крепостная стена, включавшая в себя 8 башен и надвратный храм во имя Входа Иисуса Христа в Иерусалим. Монастырь перестраивался при императрице Елизавете Петровне под руководством архитекторов И.Ф. Мичурина, затем К.И. Бланка, Ф.-Д. Растрелли При этом здания монастыря получили обработку в стиле барокко. В XVIII-XIX вв. над созданием ансамбля трудились зодчие М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, А.Л. Витберг.

В 1919 г. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь закрыли. В 1920 г. на базе монастыря создан Художественно-исторический музей. Большой ущерб архитектурному ансамблю был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Отступавшие германские войска 10 декабря 1941 г. взорвали Воскресенский собор и его колокольню, Дамасскую и Елизаветинскую башни, Святые врата обители, сожгли другие постройки. В послевоенные годы трудом отечественных реставраторов комплекс зданий в целом удалось восстановить. В 1994 г. монастырь вновь начал действовать.

40-80-е гг. XVII в. "золотой век" в искусстве переживает бывший "медвежий угол" Руси ― город Ярославль. Это период бурного экономического роста Ярославля, расцвета культуры, создания великолепных храмовых ансамблей. Во второй половине XVII в. в городе начинается усиленное строительство.

В 1647―1650 гг. на деньги богатых купцов братьев Скрипиных возводится церковь Ильи Пророка. Купцы Скрипины принадлежали к самым богатым семьям новой коммерческой знати, они торговали жемчугом и драгоценностями, и им покровительствовали сам царь Алексей Михайлович и патриарх Иосиф. Царь и патриарх благословили строительство этого храма и прислали в дар часть, так называемой, "Ризы Христовой", хранившейся в Успенском соборе Московского Кремля. В основе церкви - строгий куб главного храма, увенчанный традиционным пятиглавием, с двумя башнеообразными объемами - колокольней и церковью Ризы Господней. Колокольная и церковь Ризы Господней завершаются высокими и легкими шатрами разного рисунка.

Вершиной же ярославского зодчества XVII в. является церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1671―1687 гг. в Толчкове. Этот уникальный, грандиозный по размерам 15-главый является памятником мирового значения. В основе храма ― четверик, увенчанный пятью куполами. Особенность храма заключается в том, что к нему примыкают два совершенно симметричных придела, и эти приделы завершаются пучками малых пятиглавий. Таким образом, это единственный в русской архитектуре 15-главый храм. Все плоскости церкви покрыты сложными ковровыми узорами из лекального кирпича и изразцов.

В то же время грандиозное строительство разворачивается недалеко от Ярославля в старинном городе Ростове Великом. Город Ростов расположен в редком по красоте месте - на берегу огромного озера Неро. Главной достопримечательностью Ростова является кремль, возведенный в XVII в. митрополитом Ионой Сысоевичем. После опалы патриарха Никона, его сподвижника - Иону Сысоевича - сослали в тихий Ростов. Но митрополит вовсе не собирался здесь тихо закончить свои дни. Ростовская митрополия в XVII в. была одной из самых богатых. По переписи 1678 г., ей принадлежало более 16 тысяч крепостных, много земли, леса, соляных варниц, различных угодий и вотчин. Это позволило энергичному и честолюбивому митрополиту начать в 70-е годы XVII в. строительство владычного, или митрополичьего, двора, который позднее стал именоваться Ростовским кремлем. Кремль включал в себя древние сооружения, существовавшие ранее: иераршие палаты, княжьи терема, Успенский собор. Был возведен целый комплекс новых каменных зданий ― храмов, расписанных фресками, 11 башен; была построена звонница, для нее ― отлиты колокола. Основные здания кремля были окружены мощными крепостными стенами длиною почти в километр. Ростовский кремль особенно славился своей звонницей с 13-ю замечательными колоколами, из них три ― самых крупных ― были отлиты при Ионе Сысоевиче. В 1682 г. был вылит колокол, получивший название "Лебедь" весом в 500 пудов (8 т); в 1683 г. ― "Полиелейный" в 1000 пудов (16 т) и, наконец, самый большой, названный в честь родителя Ионы Сысоевича "Сысой", в 2000 пудов (32 т) был отлит в 1689 году. Во время литья этих колоколов митрополит Иона писал к одному из друзей своих (князю Михаилу Темкину): "На своём дворишке лью колоколишки и дивятся людишки". Ростовские колокола и в наши дни удивляют всех как своею громадностью, так еще более своим благозвучием и согласием между собою, или гармонией.

В 1667―1678 гг. в подмосковном селе Коломенское был построен царский дворец, являвшийся выдающимся произведением деревянного зодчества. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, гульбищами, крылечками с витыми "колоннами". Различные постройки ― хоромы, выполненные в индивидуальной манере, не похожие друг на друга, связывались между собой переходами и насчитывали 270 комнат и 3000 окон. Современники называли его "восьмым чудом света".

В это же время в 1681―1693 гг. грандиозное строительство разворачивается в Москве на Крутицком подворье. Крутицкое подворье возникло в XIII веке. В 1243 г. на Нижней Волге Батый создал государство Золотая Орда. Первое время в Орде исповедывали различные религии, в том числе и православие. По просьбе Александра Невского в Сарае была устроена православная епархия. Для постоя сарайских первосвященников в Москве и были выстроены Крутицы. Золотая пора подворья приходится на XVII век. Именно в это время подворье начинает приобретать современный вид. В это время строятся митрополичьи палаты, новый Успенский собор с колокольней. При этом собор с палатами митрополита соединяется стеной―переходом. В 1693―1694 гг. зодчие О. Старцев и Л. Ковалев строят парадный вход в подворье ― так называемые Святые ворота с "теремком", украшенным многоцветными изразцами. В подворье был богатейший сад, призванный символизировать райские сады. После Октябрьской революции 1917 г. Крутицкое подворье постепенно приходило в запустение. В настоящее время подворье восстанавливается и передается Русской православной церкви.

Архитектура 90-х годов. На рубеж XVII ― XVIII вв. приходится закат древнерусской цивилизации. В Москве усиливаются западные влияния, которые идут через Украину. В культуре церковное начало уходит на второй план. В России закладываются основы новой, светской культуры. В архитектуру приходит пышное барокко.

Неполный век существования этого стиля условно можно разделить на следующие периоды: голицынское и нарышкинское барокко (конец XVII в.), петровское барокко (первая четверть XVIII в.), елизаветинское барокко (середина XVIII в.).

Начало распространению западноевропейского барокко в России положили постройки по заказу князей Голицыных. Голицыны ― древний русский княжеский род, известный с XVI в., происходящий от литовского князя Гедимина и находившийся в родстве с Романовыми. Двоюродный брат фаворита царевны Софьи Алексеевны В.В. Голицына - князь Борис Алексеевич (1654-1714) был единомышленником царя Петра и сторонником европеизации русской культуры. В 1690-1704 г. в своей подмосковной усадьбе Дубровицы близ Подольска он возводит церковь Знамения Богородицы, которая стала самым ярким архитектурным произведением в стиле голицынского барокко. Оригинален план дубровицкой церкви: к центральному четверику примыкают четыре апсиды - каждая трехлепестковой формы. План "распространяется в окружающее пространство" причудливой конфигурацией лестниц. Высокий башнеобразный восьмерик вместо традиционной главы венчает удивительной красоты ажурная золоченая корона. Церковь была обильно украшена скульптурами, вазонами, маскронами, волютами и другими архитектурными элементами стиля барокко. Элементы барокко в архитектуре церкви Знамения проявляются четко. Прихожанам она казалась "заморской".

В то же время в Москве и Подмосковье один из богатейших людей того времени дядя царя Л.К. Нарышкин возводит ряд церковных, гражданских построек, для которых характерны: центричность, симметрия, равновесие масс. Появляется понятие нарышкинский стиль. Отличительной чертой нарышкинского стиля стало "двухцветье" - контраст двух тонов ― красно ― кирпичного и белокаменного узора. В постройках Л.К. Нарышкина элементы барокко проявляются нечетко. Образцом "нарышкинского барокко" является церковь Покрова в Филях (1690―1693), подмосковном имении Нарышкиных. В 1689 г. Петр пожаловал дяде село Хвили, ныне Фили. Прикупив соседнее Кунцево, Нарышкин усиленно занялся обустройством своей усадьбы. Он выстроил боярские хоромы, разбил сад, пруд, различные хозяйственные постройки. Нарышкин возводит также величественный храм Покрова Богородицы. Церковь двухэтажная. На первом этаже находится церковь Покрова Богородицы, а на втором этаже ― церковь Спаса Нерукотворного. К кубическому объему церкви Покрова с четырех сторон примыкают полукружия алтарных выступов, выполненных в виде лепестков. Широкие лестницы выводят на второй этаж. Верхняя церковь имеет вид восьмиугольника, на котором высится звонница с граненой луковичной главой. Храм отличается изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины.

Наиболее талантливым воплотителем идей Нарышкина стал его крепостной зодчий Яков Бухвостов. Одним из ярких произведений Бухвостова стала церковь Троицы в Троице-Лыкове (1698-1704). Церковь Троицы состоит из трех частей, ее пропорции изысканны, наружное и внутреннее убранство тщательно проработано. Еще одной работой Я. Бухвостова считается прекрасная церковь Спаса в Уборах (1693 ― 1697).

Гражданское зодчество. Процесс обмирщения русской культуры особенно отчетливо проявляется в это время в гражданском зодчестве. Уже в палатах В.В. Голицына в Охотном ряду, в доме боярина Троекурова прослеживаются черты регулярности и симметрии. Эти палаты поражали воображение москвичей. В частности, в окнах голицынских палат на западный манер были настоящие стекла, железная кровля вызолочена, наличники богато изукрашены. В это же время силами приказа Каменных дел сооружается много общественных зданий: Печатный (1696) и Монетный дворы (1696), здание Приказов (аптека на Красной площади, 90-е годы). Существенной перестройке подвергся Московский Кремль. Надстраиваются кремлевские башни, на всех башнях появляются шатровые навершия вместо прежних четырехскатных крыш. Все это придает Московскому Кремлю новый вид: оборонно-крепостной его облик уступает место торжественному ансамблю.

Примером поисков нового оформления зданий общественного назначения стала Сухарева башня. В 1692-1701 г. по приказу Петра I были возведены Сретенские ворота Земляного города (арх. М. Чоглоков), получившие название Сухарева башня (по имени охранявшего их полка полковника Л. Сухарева). В нижней части башни располагались ворота и караульни, над ними - палаты, окруженные крытой галереей. Один из сподвижников Петра I Я.В. Брюс, человек энциклопедических знаний, подвиг Петра I к мысли об открытии школы. В 1698―1701 гг. над палатами Сретенских ворот был надстроен еще один этаж с классными комнатами, рапирным залом и 4-х ярусная башня, в 3-м ярусе которой были установлены часы. В башне стала располагаться "навигацкая" и математическая школа, в 1715 г. переведенная в Петербург. В начале XVIII в. в верхнем ярусе Сухаревой башни была оборудована астрономическая обсерватория, в которой вел свои наблюдения Я.В. Брюс, по мнению москвичей, чернокнижник и колдун, обладавший сверхъестественными познаниями. После этого Сухарева башня стала обрастать легендами. Распространялись слухи, что Брюс мог старого молодым сделать, из цветов горничную создать, мог обернуться птицей. Самые устойчивые слухи касались библиотеки Я.В. Брюса, особенно Черной книги, которая, якобы, давала Брюсу истинную власть над миром. После смерти Я. В. Брюса его библиотека поступила в Петербургскую академию наук, Черной книги обнаружено не было, но слухи, что часть книг замурована в стены и основание башни, остались. В 1925 г. были обследованы подземелья Сухаревой башни, обнаружено пять замурованных подземных ходов. В 1934 г. Сухарева башня была разобрана, часть ее фундамента осталась под Сретенской площадью, и мифы о спрятанной библиотеке Я.В. Брюса продолжают существовать.

Живопись. Процесс обмирщения искусства шел наиболее активно в живописи. В живописи на протяжении всего XVII века шел медленный процесс освобождения от церковного канона, иконопись превращалась в светскую живопись. В немалой степени способствовали этому иконники строгановской школы.

На рубеже XVI ―XVII вв. в изобразительном искусстве существовали два разных художественных направления. Первое ― так называемая годуновская школа. Названа так потому, что большинство произведений было исполнено по заказу Бориса Годунова. Художники этого направления продолжали в иконописи рублевское направление. Второе ― "строгановская школа", условно названная так потому, что некоторые иконы выполнялись по заказу Строгановых, известных солепромышленников и купцов. Для строгановской иконы характерны камерность (небольшие размеры), мелочное письмо (тщательная прорисовка мелочей), изощренность рисунка, обилие золота и серебра. Иконы строгановской школы больше напоминают произведение ювелирного искусства, чем молельный образ. До нашего времени дошли имена лучших иконников строгановской школы ― Прокопия Чирина, Никиты, Назария, Федора и Истомы Савиных и пр.

Самым известным из них был Прокопий Чирин. Сведений о нем сохранилось немного. Он происходил из Новгорода, в 90-е гг. XVI в. жил и работал в Москве, в Смутное время нашел приют в Сольвычегодске у Строгановых. После изгнания интервентов П. Чирин возвращается в Москву. В 20-е годы XVII в. он становится самым популярным придворным иконописцем. Из казны он получал "денег 20 рублей, хлеба 20 четей, овса тож" в год. Это очень большая сумма по тем временам, больше ― 25 рублей в год будет получать спустя 27 лет царский изограф (так в старину называли иконописцев) Симон Ушаков. Одна из известных работ П. Чирина ― "Никита ― воин" (1593, ГТГ). Икона была написана по заказу Никиты Григорьевича Строганова - яркого представителя допетровской Руси. Он был несказанно богат и известен, с одной стороны, беспредельной жестокостью, с другой, ― тем, что был "взирателем божественных писаний", т.е. страстным почитателем иконописи. Славился Н.Г. Строганов и своим гардеробом с обилием парчового платья для парадных выходов и всякого рода ювелирными украшениями. Он хотел видеть себя "избранником Божиим". В облике святого Никиты - воина П. Чирин выделяет не воинскую доблесть (доспехи сняты и лежат у ног святого, поза манерна, руки и ноги намеренно тонки), а его душевную мягкость, благообразие, аристократизм. Лицо святого удлиненное, с выпуклым лбом, округлой мягкой бородой и усами. Одет Никита - воин в золотую кольчугу, украшенную драгоценными камнями, в платье, расшитое жемчугом и узорочьем. Линии П. Чирина плавны и текучи. Цвета иконы: чистый голубец, серебро, золото, ярко - алый, темно-оливковый фон. В иконе сильно светское начало. Не нарушая плоскостности изображения, в соответствии с православным каноном, П. Чирин добивается "объемности" форм. В чертах святого Никиты - воина явно читается портрет заказчика Н.Г. Строганова.

Еще одним известным творением П. Чирина является небольшая икона "Иоанн Предтеча, ангел пустыни" (первая четверть XVII в., ГТГ). На золотисто ― оливковом фоне представлен крылатый Иоанн Предтеча в золотой власянице (длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти) и почти темной милоти (плащ ― накидка). Он стоит на темно-зеленом поземе (часть фона в нижней части иконы, условное обозначение земли) у коралловых горок. У ног святого "малахитовое" деревце. С технической стороны икона совершенна: тщательно прописаны золотистый ствол дерева, трепетные с золотистыми прожилками листочки, черненый орнамент на чаще и т.д. Краски чисты, что должно символизировать духовную высоту Иоанна. Но внимание приковывают не тщательно прописанные детали, а лицо святого. Оно замкнуто и сосредоточенно. Это лицо мученика и аскета, возвышенного, оторванного от всего земного. Так П. Чирин выразил свой идеал христианина.

Около 1627 г. художника не стало. Он был самым талантливым представителем строгановской школы. Он остро чувствовал свое время, тенденции развития искусства. Оставаясь в рамках религиозной живописи, он сумел придать ей светское содержание. Светское содержание иконописи (реалии быта, передача мыслей и чувств отдельной человеческой личности) - одно из самых главных достижений строганговской школы. Светское содержание иконописи строгановской школы проложило дорогу светскому искусству XVIII века.

Симон Ушаков. Виднейшим русским живописцем XVII в., теоретиком искусства, стремившимся реформировать церковную живопись, был Симон Ушаков (1626―1686). Вероятно, он происходил из посадских людей. В 22 года был принят на царскую службу в Серебряную палату знаменщиком. Его обязанностью было "знаменить", т.е. рисовать, составлять украшения для разных предметов церковной утвари, рисунки для знамен, географических карт, вышивок. В Серебряной палате он прослужил около 15 лет, постигая не только древнерусские традиции, но и приемы западноевропейских мастеров, издавна живших в России. Еще Иван Грозный после опустошительного пожара 1547 г. пригласил в страну более 300 немецких живописцев, скульпторов, ремесленников. За долгие годы работы они настолько сроднились с Россией, что принимали православие, русское подданство, иногда даже меняли имена и фамилии. Но очень скоро стало сказываться западноевропейское влияние на русское церковное искусство. По "латинским и лютеранским образцам" Богородицу стали писать с непокрытой головой, Всемилостивого Спаса - с державой в руке. Когда в Москве шла борьба сторонников и противников западного влияния в русской церковной живописи, в 1664 г. Симон Ушаков был переведен в Оружейную палату царским изографом, т.е. первым иконописцем. Он был также главным экспертом по всем вопросам, касающимся искусства. Отныне ни один крупный заказ не обходился без его участия.

Оружейная палата в XVII в. была крупнейшим художественным центром в Московском государстве. Она обслуживала потребности церквей, монастырей, царской семьи, боярства, купечества. Во главе Оружейной палаты с 1654 г. стоял боярин Богдан Матвеевич Хитрово. Он привлекал в Оружейную палату талантливых мастеров, невзирая на их национальность и вероисповедание. В 1660-х гг. в Оружейной палате служили уже 60 иностранцев. Они принесли в русское иконописание "фражское письмо" (наименование в древнерусской иконописной практике условных канонических приемов изображения в сторону большей внешней правдивости). Традиции древнего русского иконописания в ту пору испытывали определенный кризис, сторонников "фряжских икон" становилось все больше. "Фряжскому письму" сочувствовал сам царь Алексей Михайлович и начальник Оружейной палаты Б.М. Хитрово. Симон Ушаков стал тем живописцем, благодаря которому новаторские искания утвердились в московской художественной школе и стали общенациональным русским стилем.

В 1667 г. он опубликовал трактат "Слово к люботщателям иконного писания", в котором отстаивал принципы художественного правдоподобия, сравнивая живопись с зеркалом. Симон Ушаков был одним из тех, кто первым стал датировать свои произведения. Его самое раннее датированное произведение ― икона "Богоматерь Владимирская" (ГТГ), писанная в 1652 г. Это копия иконы Владимирской Божьей Матери XII ., находившейся в Успенском соборе Московского Кремля. К 1658 г. он пишет икону "Спас Нерукотворный". Этот образ стал для него одним из самых излюбленных. Все свое внимание он уделяет живописной разработке лика Христа. Он добивается телесного тона лиц, почти классической правильности черт, подчеркнутой перспективы. Впоследствии он не раз повторял эту икону (ГТГ, ГРМ, ГИМ), каждый раз сводя свою художественную задачу к писанию лика Христа. Это знаменовало пробуждение в русской иконописи интереса к реальному человеку, говорило о желании иконописца индивидуализировать образы религиозной живописи.

В 1668 г. С. Ушаков создает такую икону; которая является прославлением русской истории и величайшей русской чудотворной иконы - "Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства - Похвала Богоматери Владимирской"). Это - изображение иконы в иконе, "Богоматери Владимирской" в окружении ветвей дерева, которое произрастает из Успенского собора в Московском Кремле. У корней этого дерева - строители собора и основатели московской государственности ― князь Иван Калита и митрополит Петр, царь Алексей Михайлович с семьей, а в ветвях дерева, вокруг иконы - великие русские святители и преподобные. Сохранились также иконы "Успение" (1663, ГТГ), Благовещение (1673, ГТГ), два образа преподобного Сергия Радонежского (1669-1670, ГТГ).

Еще одним известным творением С. Ушакова является "Троица Ветхозаветная", выполненная в 1671 г. (ГРМ). После А. Рублева русские иконописцы очень часто обращались к сюжету Троицы. "Троица" С. Ушакова отличается "живоподобным" письмом ликов, ангелы напоминают вполне земных людей, стол обильно уставлен яствами, фон пышно декорирован и палаты Авраама превращены в классический античный портик, а дуб и гора напоминают идиллический пейзаж. При всей композиционной схожести с рублевской "Троицей", в ней нет главного, ― одухотворенности образов Рублева. Ясный богословский смысл, вложенный А. Рублевым в сюжет "Троицы", у С. Ушакова отсутствует.

Среди работ, исполненных Ушаковым с учениками, ― фресковые росписи в Архангельском и Успенском соборах Московского Кремля (1660), в Царской (1657) и Грановитой (1668) палатах Кремля, иконы для церкви Троицы в Никитниках (1656-1657). Из этих произведений в наиболее первозданной форме дошли до нас росписи Успенского собора (частично) и живописный ансамбль храма Троицы.

Симон Ушаков умер в 1686 г. Он обладал многогранным мастерством: был иконописцем и живописцем, художником и ремесленником, чертежником и рисовальщиком. Он оказал огромное влияние на современную ему школу иконописи, соединив в своем творчестве традиционные элементы древнерусской иконописи с зарождавшимися в то время в России элементами общеевропейского искусства. Он сделал очень многое в сближение иконописи и живописи.

Фресковая живопись XVII в. Во фресковой росписи появляются следующие особенности: декоративизм и постоянный интерес к человеку в его повседневной жизни.

В XVII в. Ярославль, богатый волжский город становится одним из интереснейших центров художественной жизни. Купцы и богатые посадские люди строят и расписывают церкви. Мастер из Оружейной палаты Гурий Никитин с большой артелью расписал в 1681 г. ярославскую церковь Ильи Пророка, Дмитрий Григорьев - Плеханов со своей артелью ― церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Темы Священного Писания превращаются в увлекательные новеллы, их религиозное содержание остается, но приобретает иной оттенок. Люди во фресковых росписях этого времени очень деятельны: они строят, воюют, торгуют, пашут, ездят в карете и верхом; все сцены достаточно многолюдны.

Портретный жанр. Наконец, предвестником искусства нового времени становится портретный жанр. Портрет ― парсуна (от искаженного слова "персона") ― родился еще на рубеже XVI ― XVII вв. Изображения Ивана IV из Копенгагенского национального музея, царя Федора Иоанновича (ГИМ), князя М.В. Скопина-Шуйского (ГТГ) еще пишутся в соответствии с каноном, еще близки к иконе, но в них уже есть определенное портретное сходство.

В середине XVII в. некоторые парсуны были исполнены иностранными художниками. Предполагают, что кисти голландца Вухтерса принадлежит портрет патриарха Никона с клиром. Парсуны стольника В. Люткина, Л. Нарышкина конца XVII в. уже можно назвать портретами.

В древнерусской графике этой поры много бытовых сцен и портретов. Например, в знаменитом Евангелии царя Федора Алексеевича 1678 г. содержится 1200 миниатюр. Это фигуры рыбаков, крестьян, сельские пейзажи. В рукописном "Титулярнике" ("Большая Государственная книга" или "Корень российских государей") мы находим изображения русских и иностранных властителей (1672―1673; ЦГАДА, РЭ, РНБ). Развитие книгопечатания способствует расцвету гравюры, сначала на дереве, а затем на металле. Сам Симон Ушаков участвовал в гравировании "Повести о Варламе и Иосафе" вместе с гравером Оружейной палаты А. Трухменским.

Декоративно-прикладное искусство. В XVII в. расцветает искусство эмалей. Особенно прославился эмалями северный город Сольвычегодск (в XVI в. Усольск). Мастера украшали эмалью предметы быта: чаши, тарелки, стаканы, черенки ложек, вилок и ножей, шкатулки, ларцы. Роспись по эмали имитировала редкие и дорогие в то время изделия из фарфора. Поверхность металлического предмета покрывалась белоснежной эмалью, на которой особым приемом тонкой штриховки наносился многоцветный эмалевый узор. Любимыми мотивами росписи сольвычегодских мастеров были крупные яркие цветы на светлом фоне, но в изделиях были и изображения зверей, птиц, сложные композиции на библейские темы, сюжеты западной гравюры, иллюстрации из книг, сцены быта. Помимо Сольвычегодска, эмальерное дело стало развиваться и в других городах России: Великом Устюге, Вятке, Ярославле, Москве.

Во второй половине XVII в. в Нижегородской области появляется русский народный художественный промысел ― хохломская роспись по дереву. Название промыслу дало торговое село Хохлома, куда крестьяне со всей области свозили изделия для продажи. Зарождение промысла связывают с бежавшими сюда старообрядцами. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы грунтовались жидким раствором глины, покрывались сырым льняным маслом и порошком олова, затем на поверхности изделий выполнялся растительный узор, после этого изделия покрывались лаком из льняного масла и закалялись при высокой температуре в печи. В хохломской росписи нет жанровых сцен, художники изображали преимущественно растительный орнамент: гибкие волнистые стебли с листьями, ягодками, цветами. Это связано с тем, что старообрядцы ревностно оберегали роспись от чужеродных влияний. Для колорита хохломской росписи характерно сочетание красного, черного и золотистого цветов. Изготовление деревянной посуды с хохломской росписью получало все больший размах, и хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились в страны Западной Европы и Азии.

Большую известность приобрели ручные набойки (расцвечивание ткани путем набивания узора) ивановских и костромских мастеров по шерстяным и льняным тканям. Суть этого способа заключается в следующем: вырезался узор на доске, затем доска смачивалась краской, превращаясь в печатную форму, после чего она накладывалась на ткань, а затем ее простукивали деревянным молотком и как бы набивали рисунок на ткань. Набойка выполнялась черной масляной краской, сваренной на олифе. Использовались различные геометрические формы в виде кружков, шестиконечных звезд по черному полю полотна. Особенно был распространен рисунок, изображавший небольших рыбок, с восьми лепестковыми розетками и мелким горошком. В XVII в. в русской набойке было заметно подражание восточным тканям из Японии и Китая: появляются стилизованные тюльпаны, ромашки, гвоздики, васильки.

В златошвейном деле наблюдается уход от живописи к ювелирному искусству: основной акцент сделан на блеске золота и серебра, сверкании драгоценных камней и жемчуга. Декоративным шитьем славились златошвеи "Царицыной мастерской палаты". Большую известность приобретают изделия мастерских жен "именитых людей" Строгановых. В их вотчине в Сольвычегодске среди художественных мастерских были и вышивальные светлицы. Исследователи насчитывают более 150 произведений, вышедших оттуда с конца XVI в. по начало XVIII века. Наибольшего расцвета светлицы достигли в середине XVII в., когда во главе их стояла Анна Ивановна, жена Дмитрия Андреевича Строганова. От этого времени сохранилось наибольшее количество шитых предметов - покровов на гробницы московских святителей и особо чтимых преподобных; пелен, в которых преобладали изображения царевича Димитрия Угличского и сцен его убиения, плащаниц, покровцов, богослужебных облачений, в т. ч. знаменитых саккосов Ростовского митрополита Ионы (Сысоевича) (Ярославский художественный музей) и Казанского митрополита Лаврентия (музей Татарстана).

В общем, в прикладных искусствах также проявляется процесс обмирщения: мастера явно тяготеют к повышенной декоративности, пышной орнаментации.

Подробнее: Понька Т.И. История отечественной культуры IX -XXI веков: Учеб. пособие. - М., 2009. - 661 с.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть