Азия – не игрушка

Не надоела ли России её восточная альтернатива?
19 апреля 2016  18:29 Отправить по email
Печать

Около двух лет назад, после известных событий в Крыму и на Украине, Россия резко сдвинулась в сторону Азии, и конкретно Китая как основной площадки того полушария. В восточном направлении страна работала, веками, и раньше, достаточно просто взглянуть на её государственный герб. Однако последний крен был слишком очевиден: казалось, одна из голов национального орла, правая, становилась всё больше с каждым днём. Одновременно западная голова птицы сжималась теми же темпами.

Но самих россиян, не говоря уже о представителях бизнеса, не покидало подспудное ощущение, что всё это ненадолго, с тайной целью пересидеть кризис, причём без ущерба для национальной экономики – и может быть, даже что-то усилить.

Однако практика показала, что уйти от западных ударов не удаётся и здесь, что даже саму главную сваю российской восточной политики, российско-китайские отношения, бессрочный экономический кризис затронул фундаментально. Ключевой показатель двустороннего торгово-экономического сотрудничества – мало того так и не занял планируемой красивой «круглой» высоты в 100 млрд долл., которая практически была уже в кармане, но был сбит ниже всех ожиданий и рамок приличий.

Сам российский бизнес – средний, прежде всего, не говоря уже о малом – не получил того, что ожидалось от российско-китайской активности. Выставок, конференций, форумов – очень много, но реальная финансовая отдача несоизмеримо ниже. И вряд ли здесь виноват Китай. То, что получают сейчас российские предприниматели от Азии нельзя считать нормальным заработком, учитывая безбрежный потенциал Азиатско-Тихоокеанского региона. На таком объёме и конкуренции-то почти не ощущаешь.

В итоге стало казаться, что стратегическая российская цель в Азии – сбалансировать Запад Востоком – не достигнута. Более того, визиты первых официальных лиц РФ в ту сторону стали наноситься заметно реже, по затухающей амплитуде, а в прямо противоположном направлении, на Запад, практически иссякли.

Кажется также, что на этом глобальном развороте саму Москву не покидало ощущение, внутренний страх, что она становится для Пекина как бы «младшим братом», на что ментально, видимо, она не была готова. И во всю эту ситуацию регулярно не уставая, подкидывали дрова все, кому глобальная российско-китайская связка встала поперёк горла. Это было заметно и по так называемой «оккупации», в прессе, дальневосточных русских земель китайцами, и по другим признакам. Интернет завален сюжетами, на которых китайцы «истощают миллионы гектаров русских сельскохозяйственных земель», и обязательно в «сговоре с местной властью».

Что удивительно, сам Китай при этом твёрдо шёл по каналу экономического и политического сотрудничества, который был официально заявлен Москвой и Пекином на главном двустороннем пике, 9 Мая 2015 года, в день совместного празднования 70-летия Победы на Красной площади.

Не Китай виноват в том, что пока ещё не заработал в полный рост проект сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути (ЕАЭС-ЭПШП), и даже стали появляться некие контейнерные южные линии, с участием Грузии и Украины. Не Китай виноват в том, что спад экономических показателей в России не позволил ей в одиночку поднять ряд дальневосточных проектов. Не Китай виноват в том, что в восточной части России живёт слишком мало людей.

И не Китай, в конце концов, отвечает за то, что история по факту меняет русских и китайцев местами: ведь теперь нам, чтобы подняться, надо многому учиться у них. Технологии лежат именно там и образование, во многом, тоже. Не говоря уже об элементарной необходимости учить китайский язык. Наверное, это тяжело и даже почти невозможно, но жизнь диктует новые правила.

В своё время Мао Цзэдун, приехав в Москву, предлагал Сталину, кажется, первый в истории евразийский проект – от Белого до Жёлтого моря. В то время, по каким-то причинам, идея не реализовалась. Но сегодня уже ничто не мешает рождению того же самого продукта, только с незначительной, лёгкой, почти формальной корректировкой: от моря Жёлтого до Белого. От перестановки мест слагаемых эта сумма изменится вряд ли.

Отдельный вопрос – огромная российско-китайская граница являющаяся, по словам генеральных западных экспертных умов (того же Бжезинского) «постоянным кошмаром для США». А между нами ещё лежит и Монголия – тоже наш, исторический, хороший товарищ. Таким образом, не использовать данный нам – и политической ситуацией, и природой – континентальный шанс мы не имеем права.

Сам Китай при этом Россию – слишком заметно, откровенно вибрирующую между Европой и Азией, между Западом и Востоком – из поля зрения не теряет, и слова свои держит. Предлагая всё новые проекты. Не так давно, например, в московском «Президент-Отеле» ведущие китайские экономисты предложили российским экономистам всерьёз заняться проблемой т.н. «золотого стандарта», чтобы уже на деле, а не на словах, пощупать доллар на прочность. Но и в этом случае тоже, российская сторона оказалось явно не готовой к таким горизонтам – и даже, с лёгкой «либеральной» ухмылкой, ещё и с примесью интонаций старшего родственника, стала китайским товарищам что-то разъяснять.

Но китайцы не останавливаются, объезжают обиды. И вот на днях ими предложен очередной проект: создание комплекса китайских заводов на российском Дальнем Востоке, – шаг в реальную экономику, без всяких раскачек, прямой антикризисный план. При этом спецификация производств, как планируется, охватит значительный спектр тяжёлой и лёгкой промышленности.

Но китайцам и здесь задают встречные вопросы, которые могут отбить охоту уже на старте. В частности, такой активностью недовольны и депутаты, и ряд других наблюдателей. «Что вы нам сюда свою химию тащите?» – ещё не самый тяжёлый русский вопрос в ту сторону. Не говоря уже о миллионах «своих» китайских рабочих, нацеленных на дальние русские земли. Хотя сами федеральные депутаты, кроме деклараций о необходимости нового освоения Дальнего Востока, почему-то так дальше и не пошли.

Видимо, их не хватает даже на контроль за проектом, который требует и сложных экологических согласований, и обязательной договорённости о тысячах рабочих мест для россиян, и многого другого. Нет, не надо, – слишком сложно. Без заводов оно как-то легче.

Считается, что китайцы привезут нам сюда то, что опасаются размещать на своей территории. Непонятно в этой связи, как сами китайцы разрешили Советскому Союзу, во второй половине прошлого века, поставить у себя канонический набор примерно из 150 заводов, с которых и начался старт новой китайской экономики. Недавно в КНР даже был издан красочный, мемориальный – красный с золотом, как там и положено – на эту тему альбом, на русском языке. Как знак бесконечного уважения и благодарности.

Известно (и скрывать тут нечего), что ряд китайских политологов имеет достаточно критический взгляд на сегодняшнее состояние и будущее России, которую некоторые из них прямо так и называют: «империя в упадке» (упадок – это ещё хорошо, так как термин даёт надежду на будущий подъём). А тут и сама Россия добавляет им нужного материала, заставляя, чтобы её просили о чём-то по десять раз. То тут, то там проявляет неизжитые имперские привычки, забывая, что от бескрайнего СССР теперь у нас осталась просто огромная РФ.

К большому сожалению, это и есть комплекс бывшего «старшего брата», – и этот брат никак не может привыкнуть к новому порядку вещей. Хотя сами китайцы вопрос «родственной» субординации не ставят никогда вообще. Ни словом, ни даже намёком.

Россия, чувствуется, не понимает, что если вот прямо сейчас она не превратит наши вербальные отношения в практические, то уже очень скоро может не быть ни сильной России, ни сильного Китая. И уже из огромной страны Россия превратится просто в большую. Теоретически возможное выбивание России «из-под Китая» мгновенно снимает все американские проблемы и страхи с самим Китаем. Судя по всему, сам Китай понимает эти вещи намного чётче, поэтому не прекращает попыток помочь России. Хотя и сам находится не в лучшей своей форме, так как глобальный военно-политический кризис отражается и на нём.

Поэтому России пора перестать смотреть на Европу и Запад, не ждать, когда G7 снова расцветёт в G8. Не ждать у Атлантического океана погоды, и начать, наконец, работать с Азией по-настоящему. С той самой огромной Азией, где есть не только один Китай. Иначе, Азия нам лёгкого отношения к себе не простит.

Когда с восточной стороны придёт успех, тогда и Запад, наконец, изменит своё отношение к России. В противном случае, потеряем и там, и там. Не исключено также, что превратить G7 в G8 кто-то предложит вдруг за счёт приёма туда Китая. Это стало бы для нас большим сюрпризом.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть