«Платон»: правительство, налоги и социальный протест

К чему приведут либеральные правительственные эксперименты?
17 февраля 2016  10:25 Отправить по email
Печать

В ноябре прошлого года страну потрясли массовые акции протестов дальнобойщиков, которые возмущались запуском Системы взимания платы (СВП) «Платон» за проезд по федеральным автомобильным дорогам крупных грузовых машин, попросту - фур. Поскольку шума вокруг этой темы много, а по существу общественность о ней осведомлена недостаточно, то попробуем разобраться, что именно послужило толчком к недовольствам водителей большегрузов. Для этого сделаем небольшой экскурс в историю проекта «Платон».

Для создания этой системы в сентябре 2014 года была сформирована новая компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС), созданная совместно госкорпорацией Ростех и ООО «РТ-Инвест». Именно она и была назначена единственным концессионером. Основные расходы профинансировал Газпромбанк, сумма кредита составила 27 млрд. руб. Проект развивался стремительно, и уже к августу 2015 года была открыта предварительная регистрация в СВП для крупных компаний. Корпорации массово регистрировали свои транспортные средства, получали бортовые устройства и плавно готовились к запуску «Платона».

Что такое бортовое устройство или БУ? Это — специальное приспособление, которое крепится в кабине водителя и посылает сигнал о местоположении транспортного средства. БУ выдается на безвозмездной основе, оно упрощает контроль и оплату за перемещение по федеральным трассам: маршрут следования считывается с устройства и плата за проезд автоматически списывается с лицевого счета. Если нет бортового устройства, то можно купить маршрутную карту по предоплате и ехать по ней. Маршрутная карта неудобна тем, что в ней жестко задан маршрут следования, и если потребуется отклониться от заданного маршрута, то необходимо будет отменить текущую маршрутную карту и купить новую с откорректированным маршрутом, либо докупить еще одну маршрутную карту на требуемое дополнительное расстояние.

За месяц до официального старта системы, был открыт личный кабинет пользователя «Платона» (на сайте  platon.ru), в котором любой желающий мог произвести бесплатную регистрацию в системе. Регистрация была открыта для всех, но торопились ли пользователи регистрироваться в «Платоне»? По всей видимости, нет, так как в дальнейшем, при официальном запуске системы взимания платы, наблюдался коллапс в офисах «Платона». Как всегда, все бросились «решать» наболевший «вопрос» сразу, в последний момент.

Но не будем забегать вперед, а продолжим рассматривать развитие системы. Одновременно с появлением личного кабинета на сайте были открыты офисы «Платона» в каждом регионе России. За две недели до официального запуска «Платона» РТИТС начал выдачу бортовых устройств всем пользователям, совершившим предварительную регистрацию на сайте СВП. Таким образом, кто был в курсе и отнесся к этому серьезно, тот смог подготовиться (произвести регистрацию в системе, получить бортовое устройство, внести средства на лицевой счет) и продолжить работу в своей компании без проблем. Основные сложности коснулись малого и среднего бизнеса.

Остановимся на этом поподробнее. Итак первое, что послужило поводом для основного недовольства, — высокий тариф, а именно 3,73 руб. за километр. При этом ни на официальном сайте российского правительства, ни на сайте самой компании РТИТС не было представлено подробного обоснования расчета, в чем вообще-то имелась необходимость. Не объяснялся и выбор именно такого тарифа. Вторая проблема заключалась в крупных штрафах за проезд без БУ или маршрутной карты. Для индивидуальных предпринимателей это обходилось в 40 тысяч рублей, а для юридических лиц – в 450 тысяч рублей. Согласитесь, суммы немаленькие, если учесть стоимость грузовика и уровни доходов перевозчиков.

Возмущение водительской общественности, строго говоря, можно понять. Официальной причиной сбора платы в системе «Платон» был признан ущерб, наносимый грузовиком дорожному покрытию. Отсюда возникает вопрос: если в бюджет государства уплачиваются налоги, то на эти средства и должно происходить содержание дорог. Тогда какова реальная причина сбора и по таким тарифам? Бесхозяйственность? Безответственность? Желание все проблемы решать за счет граждан? К тому же, система была запущена сразу, без предварительной «обкатки» на реальных пользователях. Отсюда делаем вывод, что до конца года необходимо было собрать в бюджет определенную сумму и, возможно, «Платон» внес свою лепту - за первый месяц работы системы взимания платы в федеральный дорожный фонд собрано 1,468 млрд рублей.

Недовольствами дальнобойщиков незамедлительно воспользовались различные оппозиционные структуры. Незадолго до запуска «Платона» прокатилась волна протестов, водители большегрузных фур грозились перекрыть основные магистрали Москвы, а в Тольятти неизвестными был сожжен офис СВП. Все это было подробно освещено различными СМИ, которые находятся на содержании «белоленточной» пятой колонны. Одновременно с протестами, правительство, вероятно вынужденно, временно снизило тариф «Платона». Это было сделано путем введения коэффициента 0,41 от 3,73 руб/км, однако данный коэффициент действует только до 29 февраля 2016 года.

На этом фоне «однозначно поддержать» требования дальнобойщиков решила партия КПРФ, для чего провела различные акции в формате встреч с депутатами. Это также было освещено в СМИ. В дальнейшем, в Химках, на автостоянке у торгового центра, возникла стихийная стоянка протестующих. Насколько это действительно случайно организованный лагерь — вопрос открытый. Туда сразу же странным образом стали приносить еду и иные припасы «неравнодушные люди». Ничего не напоминает? Например, разнообразные «оранжевые» или «майданные» эксцессы в различных странах.

Как и ожидалось, различные политические структуры пытаются использовать ситуацию с дальнобойщиками. Однако, в декабре коллапсы в офисах «Платона» прекратились, бортовые устройства получали все желающие, регистрация происходила в штатном режиме.

В середине декабря 2015 года произошло знаковое событие. Президент России Владимир Путин утвердил закон о снижении штрафов для владельцев грузовиков массой свыше 12 тонн. Снижение штрафа было ощутимым - до 5 тысяч рублей за первое, а также до 10 тысяч рублей за повторное нарушение, как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц. Штрафы снизились, бортовые устройства выдаются без очередей, ситуация вокруг дальнобойщиков временно стабилизировалась, но протестный лагерь по-прежнему остается на автостоянке в Химках. Уже через два дня после снижения штрафов поддержать протестующих на стоянку приехал известный музыкант Юрий Шевчук. Протестное движение не утихает. Возможно, оно находится в ожидании окончания действия уменьшающего коэффициента на тариф, что повлечет резкое увеличение сборов за проезд, а значит новую волну недовольств.

Какие же перспективы развития этой непростой ситуации? Изначально подразумевалось взимать плату за ущерб дорожного покрытия с каждого грузовика исходя из загрузки транспортного средства (отсюда и название «плати за тонны» - «Платон»). Однако, на сегодняшний день оплату производят все грузовики с разрешенной массой свыше 12 тонн, независимо от того, загружен он или едет пустой. Таким образом, с фуры, которая везет 30 тонн, причитается как с обыкновенного грузовика, везущего 12 тонн. Вероятно, в дальнейшем будет произведено расширение тарифа на грузовики иных весовых категорий. И не обязательно в сторону тяжелых фур, а наоборот — обязать вносить плату более легкие транспортные средства, например городские фургоны. Если расширять действие системы, то таким образом, можно дойти до обязательных платежей с любого транспортного средства, в том числе взимать плату с легковых автомобилей. Иначе говоря, сделать платными не только федеральные трассы, но и городские улицы, причем для всех автовладельцев. Свежий пример — расширение платных парковок Москвы в спальные районы.

И это не может не побудить нас задать естественным вопросом: доколе либеральные правительственные эксперименты мы будем вынуждены оплачивать из своего кармана, делая это дважды: в форме налогов, а потом еще и новых «надналогов»? Данная ситуация хорошо показывает попытку решения проблем, вызванных промахами управления экономикой, за счет населения. Мало того, что данные действия правительства ведут к поеданию страны, так еще и дают повод разразиться «оранжевой чуме».

 

Смирнов Константин – член движения «Суть времени», ячейка ЮАО г. Москвы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в LiveJournal.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

Кукушонок
Карма: 434
17.02.2016 21:28, #29869
А как реагируют дальнобои на ситуацию с польской и укрской автоблокадами ???
Расскажите !!!
Не стоит жеваное пережевывать. Давайте будущее планировать. Хотя бы ближайшее.
sergeev
Карма: 999
19.02.2016 21:49, #29874
Странно.
"действия правительства ведут к поеданию страны, так еще и дают повод разразиться «оранжевой чуме»".
Так не проще ли допустить, что правительство и есть "оранжевая чума"?
Подписывайтесь на ИА REX
Белоруссия до конца года войдёт в состав РФ?
55.3% Нет
Лукашенко для России?
Видео партнёров

Проминэкспо - 60 лет!

Войти в учетную запись
Войти через соцсеть