Окно в Европу для Ирана: азербайджанский и армянский транзит

Азербайджан - Иран - Армения
2 декабря 2015  10:06 Отправить по email
Печать

Октябрь – начало ноября 2015 года стали для Тегерана периодом активизации отношений по мультимодальным транспортным проектам с южнокавказскими республиками - Арменией и Азербайджаном. Цель - обеспечить транспортное «окно возможностей» в Европу, что крайне актуально для Ирана как страны, находящейся на этапе освобождения от санкций. Речь пойдет о транспортных проектах Решт-Астара и «Иран-Армения».

Азербайджан-Иран


Азербайджан и Иран на днях договорились о строительстве совместной железной дороги Решт-Астара, которая в перспективе увеличит объем грузооборота двух стран в 16 раз (от нынешних 0,6 млн тонн до 5, а затем до 10). В рамках программы, о которой делегации договорились на встрече в пограничном городе Астара, Азербайджаном планируется построить 8,3 км, Ираном - 2 км железной дороги. Что даст этот коридор? Во-первых, он позволит соединить Иран, Афганистан и страны Персидского залива через Азербайджан с Европой.
Во-вторых, реанимирует транснациональный проект «Север-Юг» (речь идет о международном Консорциуме «Север–Юг», соглашение по которому было подписано в 2000 году в Санкт-Петербурге).
В-третьих, проект создаст условия для эффективной реализации грузоперевозок напрямую из Мумбаи в Европу, в кратчайшие сроки (за 4 дня вместо 13), что выгодно и с финансовой точки зрения.
В-четвёртых, при обеспечении ежегодного минимального объема в 5 млн тонн груза, коридор принесёт обеим странам доходы в сотни миллионов долларов. Цифры внушительны, потенциал - огромен, в том числе для России, на территорию которой коридор привезёт тонны грузов из стран Персидского залива. Москве, как отмечают эксперты, транзитный проект позволит получать от $50 млн и больше.

Армения-Иран


Одновременно с активизацией ирано-азербайджанских отношений появилась информация о возобновившихся двухсторонних переговорах на предмет грузовых перевозок между Тегераном и Ереваном. Речь идёт о транспортном проекте «Иран-Армения», который соединит страны Персидского залива с берегами Чёрного моря через область Армении. Протяженность железной дороги составит около 300 км. Каково значение проекта для двух стран? В случае его реализации ежегодная максимальная загрузка составит 15−18 млн тонн груза. Коридор призван наикратчайшим путем связать Среднюю Азию с Европой. Для Армении, как страны, не имеющей выхода к морю, проект имеет особую важность. Фактически это альтернативный путь транспортировки энергоресурсов, а также шанс реализовать свой экономический потенциал. Для Ирана проект - это возможность пользоваться территориями Грузии и Армении для выхода на рынки Евразийского экономического союза.

Для оценки двух транспортных проектов – Решт-Астара и «Иран-Армения» - необходимо учесть экономические и политические факторы, которые в эпоху глобальных геополитических игр друг от друга неотделимы.

Экономические аспекты двух проектов. Стоимость и протяженность проекта Решт-Астара заметно выигрывает: $200 млн против $ 3,2 млрд армяно-иранского проекта. Финансовая разница внушительна, учитывая, что протяжённость двух проектов не сильно разнится (375 км против армяно-иранского проекта в 316 км). В плане потенциала грузобъема в год, напротив, выигрывает армянский проект. Ожидается, что строительство завершится в 2022 году и объем грузоперевозок составит 25 миллионов, что в 2,5 раза выше потенциальных показателей Решт-Астара. При этом, оба проекта сейчас нуждаются в финансировании: представители Решт-Астара в начале октября заявили о готовности искать спонсоров. Что касается проекта «Иран-Армения», то Иран заявляет о готовности финансировать лишь участок на своей территории (60 км), армянская сторона вынуждена искать спонсоров на остальные 256 км. Российская сторона профинансировать данный проект не готова (поскольку уже инвестировала средства в «Север-Юг»). Как сообщает Asiasentinel.com потенциальный интерес имеет Китай, с которым Армения в настоящее время ведет переговоры о привлечении инвестиций в проект железной дороги и промышленность республики. Фактически, при современном раскладе воплотить ирано-армянский проект в жизнь помогут только инвестиции Китая.

Не стоит сбрасывать со счетов и геополитические аспекты транспортных коридоров. На потепление ирано-азербайджанских отношений повлияли следующие два обстоятельства. Азербайджан поддерживает Иран и Россию в антитеррористической операции против ИГИЛ в Сирии, а Турция, как известно, является активным слагаемым антисирийского уравнения, являясь и геополитическим оппонентом Ирана. Кроме того, Баку отказался заменять Анкаре российский газ азербайджанским, делая ставку на российские отношения. Учитывая, что Азербайджан испытывает проблемы с обеспечением собственных потребностей в газе, решение прагматичное.

Позиция по Нагорно-Карабахскому может сыграть не последнюю роль в экономическом сотрудничестве. В перспективе Иран может сыграть роль катализатора в решении Нагорно-Карабахского конфликта, руководствуясь, прежде всего, желанием сохранить территориальную целостность собственной страны.
Во-первых, из-за границ с обеими республиками любой конфликт получит свой отклик во внутриполитической жизни Ирана.
Во-вторых, иранские азербайджанцы не останутся равнодушными при эскалации конфликта со своими братьями (азербайджанцы в Иране – вторые по численности после персов), а учитывая и без того острую этноконфессиональную ситуацию в Иране, любой «раздражитель» – крайне нежелателен. Также Азербайджан и Иран роднит подавляющее большинство мусульман-шиитов.

Что касается Армении, 15 октября 2015 года в Ереване прошёл крупный межправительственный бизнес-форум между странами, в процессе которого вице-президент Ирана Эсхаг Джахангири заявил, что Иран рассматривает Армению как единственную страну Евразийского экономического союза, которая может стать хорошей площадкой для экспорта иранских товаров в страны ЕАЭС. «Историческое прошлое и широкий круг политических отношений», - так охарактеризовал отношения двух стран господин Джахагири. К слову сказать, форум знаменует собой ряд многочисленных торгово-экономических, энергетических проектов, а в скором планируется проведение аналогичного бизнес-форума уже в Тегеране.

При оценке отношений с Азербайджаном и Арменией Иран имеет два инструмента:

  1. стать катализатором территориального конфликта двух стран, что поможет обезопасить страну от любого внешнего «раздражителя», а также позволит гармонично развивать экономическое сотрудничество с обеими республиками
  2. сделать выбор в пользу одного из транспортных проектов, поскольку суть – идентична, а сотрудничество с обеими республиками одновременно может усложнить погоду экономических отношений ввиду нерешенных политических конфликтов.

Резюмируя всё вышесказанное, стоит отметить, что с позиции Ирана проект Решт-Астара позволит за короткие сроки получить новый источник возможностей и открыть международные рынки, которых не имеет по причине санкций. Проект «Иран-Армения» выгоден в большей степени для армянской стороны – это прямой выход к Чёрному морю и реализация экономического потенциала.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (6):

Кукушонок
Карма: 434
04.12.2015 19:41, #29584
Спасибо Джамиле за информацию. Интересно, познавательно и в других местах совсем не афишируется.
Однако, прошу прощение у автора и воспользуюсь этой публикацией как поводом для анонсирования своих предложений не по этой конкретно теме, а по аналогичной.

Итак.

Мы все помним, как с прошлого года РФ носилась с мыслью строить Голубой поток в Эвропку через Болгарию. Я, как известный Антип, тогда писал, что "сомневаюсь я, однако".
Мы все помним, как под предлогом "3-го энергопакета" Эвропка тогда козни строила - видите ли, монополизЬм! О! И достроила она эти козни до того, что Газпром вместе с ВВП топнули ножкой - "не хотите - как хотите", а мы пойдем в Турцию Турецкий поток строить. Я и тогда писал - "сомневаюсь я, однако". И не потому так писал, что такой умный, а потому, что было очевидно - газовый обход Укры в планы "дорогих друзей" не входит. И таки -ДА. Уже этой осенью пан Шефчович в голос заявили, ШО Эвропка Укру без трубы НЕ оставит.
Мы, опять же, все помним, как после такого российского афронта болгарЕ изволили локти кусать и стенать, мол, где ж мои миллионы, что это не по-братски и ШО их, видите ли, не так поняли.
И опят же мы все помним, что позалыцявся Газпром к Турции, позалыцявся, но сначала познакомился с турецкой бюрократией, а под конец османы и зубки показали! Так что совсем облом настал. Кстати, думаю, и со второй очередью "Северного потока" "нашими дорогими западными друзьями" еще не все песни пропеты.
Кукушонок
Карма: 434
04.12.2015 19:42, #29585
Однако!
А что если?
Ну, предположим :::

РФ предлагает Азербайджану кооперацию. Мол, давайте вместе наш Голубой поток строить и юзать, вам же надо куда-то ваш Шах-Дениз и что там у вас еще есть девать надо? Вот и давайте - тяните свою трубу к нашей Анапе. А оттуда мы вместе в Болгарию махнем! Зачем вам этот Танап? У турков глядите какие проблемы намечаются.
А к болгарам со всем этим метнуться - так думаю не очень онЕ кочевряжиться станут. Во-первых, им действительно надо. А во-вторых, отмаз шикарный от всяких юнкеров-шевчовичей - никакого монополизЬму, все как 3-ий энергопакет приписал.
Конечно, большие западные "товариСЧи" так дело НЕ оставят и что-нибудь еще придумывать начнут. Но пусть сначала придумают. Потому, болгар в этом и греки, и венгры, и австрияки поддержат. Да и итальянцам это было бы в масть. А не выгорит, так тоже польза будет. И раком "друзей" в пропагандистском плане поставим, и время в их трубостроительстве затянем, и сумятицу в их ряды внесем.

Никакого вреда, АкромЯ пользы!!!
Кукушонок
Карма: 434
05.12.2015 02:55, #29593
Закон (3-ий энергопакет) - он как столб ::: перепрыгнуть почти невозможно, а обойти - за милую душу!
Db8njH
Карма: 318
05.12.2015 19:45, #29595
Уважаемая Кочоян Джамиля! Теперь Вы решили написать про "Окно в Европу для Ирана: азербайджанский и армянский транзит". Почему бы нет? Имеете полное право. Однако... Однако хочется спросить и уточнить некоторые вопросы.
Вот, к примеру, Вы пишете: "... Баку отказался заменять Анкаре российский газ азербайджанским, делая ставку на российские отношения". Вопрос: Откуда у Вас такая информация? Ведь Вы на чем-то должны были основываться, когда утверждаете подобное.
Я должен сперва спросить это у Вас. А дальше будем анализировать: насколько приведенная Вами информация соответствует действительности?

Сообщает сегодня, 5 декабря, ИА REGNUM:
"Власти Турции готовы искать новых поставщиков нефти и газа вместо России. Об этом, как передает AFP, заявил президент страны Реджеп Тайип Эрдоган.
«Возможно найти и других поставщиков», — сказал глава государства.

По его словам, в числе потенциальных поставщиков могут рассматриваться Азербайджан и Катар".
http://regnum.ru/news/polit/2028682.html
Кукушонок
Карма: 434
05.12.2015 22:43, #29596
В ответ на комментарий Db8njH #29595 (05.12.2015 19:45)
Видите ли, уважаемый Владимир Db8njH.
Вне зависимости от того имеет Джамиля доступ к мыслям Алиева-младшего или не имеет, есть некоторые физические ограничения, которые не дадут османам возможность решить эти проблемы быстрее 2-3 лет, а то и больше.
Из того, что я знаю :::
У РФ Турция сейчас получает что-то около 27-30 млрд. кубов в год.
Отопительный сезон у них, если еще не начался, то вот-вот начнется.
Да и электрогенерация у них, по-моему, в основном на газу.

СПГ-терминал у турков есть. Но только 5 млрд. кубов в год, и это не дает никакой возможности заткнуть возможную дыру в газовом балансе (при уходе РФ) из Катара по морю. Да и газ такой и в таких объемах будет золотым в сравнении с русским. А трубу из Катара туркам нужно тянуть через весь Ирак! Кто ж кладет трубы по минному полю? Да и время на прокладку требуются. И деньги. Очень большие деньги! - больше, чем на авианосец.
Теперь с Азербайджаном.
Пропускная способность газопровода Баку-Тбилисо-Эрзрум сейчас по-моему что-то около 8 млрд. кубов. Они там всё договариваются и подписывают, то увеличат до 25 и даже (о ужас!) до 45. Но пока 8 и до 2017-го ей-богу НЕ будет точно.
Кукушонок
Карма: 434
05.12.2015 22:44, #29597
В ответ на комментарий Db8njH #29595 (05.12.2015 19:45)
Да и денег у них ни у кого таких нет, а условия кредитования в ближайшее время будут очень не очень. Потому "консорциум" там то ли из 5, то ли из 6 членов (в хорошем смысле) состоит. И всё щеки надувают. Ей-богу, если б это при Союзе делалось уже бы готово было - такие дела с эффективными собственничками. А пока они там говорилкой торгуют в августе в Турции уже и эту, существующую, трубу кто-то взорвал. Наверное, курды. Не знаю, починили уже или еще чинят, но дай бог не в последний раз.
Но и это еще НЕ все.
Сейчас Шах Дениз дает азерам, говорят, менее 10 млрд. кубов в год. При этом что-то потребляют они сами, что-то грузины и, наверное, что-то армяне. Они, правда, христом-богом клянутся, что через 2 года будет 25 млрд., но до этого еще дожить надо и посмотреть.
Так что на эту зиму и, наверное, на следующую Эрдогаша пока Газпромом оккупирован. И альтернатив НЕТ. А если постараться помочь дорогим американским друзьям в обеспечении неуправляемого хаоса в этом районе, то и дальше не будет.
Хотя…
Ясно, что рано или поздно "дорогие друзья" будут добиваться своего. Поэтому я и считаю, что как Бритыш-Петролеум увела Азербайджан из нашего лагеря (конокрады хреновы), так и РФ должна приложить все усилия, чтобы вернуть его обратно. И стесняться тут нечего. Хороши все средства. "Друзья" никогда и ничего не стеснялись.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть