Минск, Москва и ЕС: рупор Лукашенко вещал зря

Министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей заявил о возможности вступления республики в Европейский союз
6 декабря 2013  17:41 Отправить по email
Печать

Министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей заявил о возможности вступления Белоруссии в Европейский союз. За последнее время Макей объявил об этом дважды – во время интервью польской прессе и в своём докладе на вильнюсском саммите «Восточного партнёрства».

«А почему нет? – сказал глава МИД Белоруссии, отвечая на вопрос о возможности вступления республики в ЕС через 40-50 лет, – Мы спокойно рассмотрим происходящие процессы вместо принуждения государства к окончательному выбору: либо с ЕС, либо с Таможенным союзом. Мы долго жили в тени больших народов, у нас были общие государства с Польшей, Россией, мы жили в СССР. В течение этих 20 лет мы не в полной мере построили свою собственную идентичность. Дайте нам время, чтобы решить, куда идти».

О той же самой «идентичности», которую белорусы до сих пор так и не нашли, Макей упомянул и в своём выступлении на саммите ВП. Кроме того, он не исключил и возможности заключения соглашения об ассоциации между Белоруссией и ЕС.

«Никто не застрахован от того, что в будущем ситуация может измениться. На сегодняшний день мы не ведём речь, чтобы подписывать или парафировать соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Мы говорим, что на данном этапе каждая страна-участник инициативы "Восточное партнёрство" видит по-своему свои связи с Евросоюзом. Кто-то в конечном итоге хочет вступить в ЕС, кто-то хочет иметь тесные связи. Мы хотим иметь нормальные политические и торгово-экономические отношения с Европейским союзом. Я не исключаю, что в будущем может идти речь о каких-то более тесных отношениях. Белорусы, судя по опросам европейских институтов по изучению общественного мнения, ощущают себя европейцами больше, чем граждане некоторых наших соседних стран», - утверждает Макей.

Известно, что Александр Лукашенко традиционно использует Владимира Макея тогда, когда нужно в авральном порядке налаживать традиционно тяжёлые отношения с Западом. В этом плане риторика министра вполне объяснима. Однако хотелось бы обратить внимание на два момента.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Первое: Макей, вопреки всему сонму официальных белорусских госидеологов, заявил, что белорусы за все 20 с лишним лет независимости так и не нашли свою идентичность. Тут следует напомнить, что в Белоруссии действует огромная номенклатурная «идеологическая вертикаль», и Макей, выходит, своими словам подверг сомнению эффективность её работы. Весь идеологически-идентитарный вектор белорусского официоза сводится к необходимости быть патриотом лукашенковской Белоруссии, искренне одобряя все действия её вождя. Однако, из слов Макея можно заключить, что теперь белорусам предстоит поиск некой новой «идентичности», причём, судя по контексту, он должна быть сугубо «европейской».

Второе. Многие эксперты вполне закономерно предсказывали, что неподписание соглашения об ассоциации Украины с ЕС окажет существенное влияние на ситуацию в Белоруссии. Очевидно, что отказ официального Киева от ассоциации с Брюсселем может быть по-настоящему связан лишь с очень значительными финансовыми уступками и преференциями со стороны Москвы. Разумеется, Александр Лукашенко явно не хочет оставаться лишним на этом праздники жизни, особенно учитывая огромные структурные проблемы, накопившиеся в белорусской экономике. Белоруссии всегда нужны деньги, и было бы странно, если бы Минск не попытался воспользоваться текущей ситуацией в деле охоты за необходимыми финансами.

Для евросоюзной аудитории было заявлено, что Белоруссия намерена претендовать на новый кредит МВФ, который фонд ранее выдать отказался. А российской была адресована прозападная риторика, завуалированная угроза «вступить в Евросоюз», намёк на возможность подписания соглашения об ассоциации (и, соответственно, передачи всего национального рынка в руки Брюсселя). По всей видимости, в Минске считают, что очередное движение набившего оскомину белорусского «геполитического маятника» должно сподвигнуть Москву к максимальным уступкам, в числе которых, в первую очередь, полная отмена любых пошлин в Евразийском союзе (он заработает не в этом, и даже не в следующем году, но отменять надо уже сейчас) и, соответственно, возрождение белорусского нефтяного оффшора; новый стабилизационный кредит на многомиллиардную сумму под мизерные проценты, возможные глобальные проекты, в том числе и в атомной сфере, включая не раз анонсированное строительство второй АЭС, и многое другое. Кроме того, Александр Лукашенко явно хочет, чтобы Москва и Минск в будущем продавали калийные удобрения именно на белорусских условиях.

Проблема, однако, состоит в том, что Макея не услышали. Легендарная «многовекторность» белорусских властей уже настолько набила оскомину, что в Москве на явные авансы Минска в сторону Брюсселя уже не обращают внимания. Экономическая ситуация такова, что, помимо Украины, оплачивать ещё и решение проблем Белоруссии, Россия абсолютно точно не сможет. По всей видимости, Лукашенко при входе в новый электоральный цикл придётся либо усиливать накал антироссийской истерии, как это происходило уже не раз, либо сосредоточиться на решении реальных экономических проблем, прежде всего – на совершенствовании механизмов Таможенного союза.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть