Операция «преемник» в Узбекистане не проводится либо о ней недостаточно известно: доклад

Гульнара Каримова вряд ли сможет унаследовать пост президента, считают специалисты МИПЭ
16 июля 2013  18:50 Отправить по email
Печать

Власти Узбекистана не проводят операцию «Преемник», либо о ней недостаточно известно. К такому мнению пришли авторы доклада по исследованию инвестиционного потенциала Узбекистана, подготовленного Международным институтом политической экспертизы (МИПЭ). Текст доклада был опубликован на сайте института 16 июля.

Как отмечается в документе, вопрос, кто будет править страной через несколько лет, – основная интрига для внешних и внутренних игроков. Судя по пробным сигналам, транслируемым в публичное поле, на сегодня рассматривается возможность династической передачи власти. Однако в этом случае следующий президент рискует столкнуться с клановой войной за власть из-за недостатка собственной легитимности.

Основными игроками при выборе преемника, как считают авторы доклада, помимо самого президента являются его семья, силовики (среди которых в качестве ключевых игроков можно выделить главу СНБ) и региональные кланы. Спецслужбы в Узбекистане одни из самых сильных на постсоветском пространстве. Армия, поддерживаемая в состоянии высокой боеготовности, имеющая опыт реальных борьбы с вооруженными группами исламистов, пользуется авторитетом в обществе - практически нет случаев уклонения от призыва. Однако генералитет подвержен ротации и загружен в силу сложной военно-политической обстановки. Поэтому кандидатов на роль узбекского Пиночета нет.

В качестве периферийного фактора влияния эксперты обозначают организованный криминал, который имеет серьёзное влияние на теневую экономику и может при необходимости «поднять базар» против власти. Не исключено, что именно осознание этого риска семьей президента привело к тому, что бывший влиятельный авторитет, а ныне известный предприниматель Гафур Рахимов был вынужден покинуть страну, а в марте 2013 года МВД Узбекистана возбудило против него уголовное дело по обвинениям в вымогательстве и легализации доходов, добытых преступным путём.

Также незначительное влияние на выбор кандидатуры преемника могут оказывать богатейшие российские бизнесмены узбекского происхождения – Алишер Усманов и Искандер Махмудов.

«Экспертный опрос показал, что наибольшие шансы занять пост №1 в Узбекистане имеют действующий премьер-министр Шавкат Мирзияев и первый вице-премьер Рустам Азимов с небольшим преимуществом последнего.

Небольшая часть экспертов рассматривает и вариант передачи власти по наследству - старшей дочери Президента Гульнаре Каримовой, но все-таки этот вариант маловероятный и сложнореализуемый. Однако, как утверждают некоторые из наших собеседников, видные силовики, руководители СНБ, готовы поддержать её кандидатуру».

Проблема с кандидатурой дочери И. Каримова заключается в том, отмечается в докладе, что в узбекском обществе, в котором большую роль играют консервативные и религиозные ценности, назначение женщины на первую позицию в государстве само по себе является вызовом. Если вспомнить пример Пакистана, то там экс-премьер Беназир Бхутто (дочь Зульфикара Бхутто), хотя и пришла к власти не в результате передачи власти (её отец был казнен военными), а в результате массовой народной поддержки, все-таки была затем изгнана военными, а по возвращении убита религиозными экстремистами. Кроме того, по некоторым данным, у Гульнары Каримовой довольно много врагов, что связано с её активной бизнес-деятельностью, включающей в себя непосредственный отъём собственности.

В докладе приводятся выдержки из документов, рассекреченных Wikileaks, где содержится следующая характеристика американского источника: «большинство узбеков считают Гульнару жадной, стремящейся к власти, беспощадной, использующей своего отца, для того, чтобы отбирать бизнес у конкурентов и давить каждого, кто встанет у нее на пути». Она, согласно Wikileaks, «самый ненавистный человек в стране». Американские дипломаты также утверждают, что она «откусывает кусочек» от каждого прибыльного бизнеса в стране и заслужила репутацию барона-грабителя (robber-baron)». У Г. Каримовой также не очень хорошее реноме на Западе, несмотря на частое исполнение ей дипломатических функций лица страны в Европе и при международных организациях.

Что же касается внешнего влияния, то наибольшую роль в данный момент могут сыграть США, однако многие эксперты сомневаются в том, что это окно возможностей сохранится у американской администрации надолго, поскольку уверены в неизбежном охлаждении отношений Ташкента и Вашингтона. Впрочем, считают эксперты, бесконечные метания Узбекистана между мировыми державами из соображений сиюминутной выгоды ухудшили отношения со всеми основными игроками в регионе: и Россией, и США, и ЕС, и Турцией.

Авторы доклада Евгений Минченко, Кирилл Петров и Андрей Казанцев отмечают, что основными методами исследования были формализованное экспертное анкетирование и глубинные интервью. Каждый эксперт придерживается своего сугубо индивидуального видения ситуации в Центральной Азии, поэтому задачей авторов было с помощью обширной опросной анкеты найти общее и отличное, выявить наиболее спорные и, напротив, приводящие к консенсусу оценки развития политико-экономической жизни Узбекистана.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть