Киргизия: Гидроэнергетические надежды Бишкека зависят от президента Путина

В российских элитах нет единого мнения относительно интеграции с Центральной Азией
29 апреля 2013  20:59 Отправить по email
Печать

Осенью прошлого года президент РФ Владимир Путин и его киргизский коллега Алмазбек Атамбаев попытались прояснить вопрос об энергетических амбициях Кремля в Центральной Азии: Путин пообещал внушительные российские инвестиции в гидроэнергетику обнищавшей республики в обмен на обязательство Атамбаева упрочить сотрудничество в сфере экономики и безопасности. Однако в Москве испытывают серьёзные сомнения в рациональности инвестирования в Киргизию.

На первый взгляд гидроэнергетический проект повсюду получил добро, ещё на шаг приблизившись к осуществлению 16 апреля, когда Госдума своим постановлением подтвердила намерения в отношении строительства как Камбар-Атинской ГЭС-1 – гигантской гидроэлектростанции, с помощью которой Киргизия надеется превратиться в крупного поставщика электроэнергии, – так и Верхне-Нарынского каскада четырех ГЭС меньшей мощности. Тем не менее, сопряжённые с этим затраты и риски вкупе с неопределённостью состояния экономики и упорным сопротивлением со стороны Узбекистана могут, по мнению аналитиков, остудить пыл Москвы.

Возрождённый проект советских времен выглядит на бумаге весьма впечатляюще. Киргизские СМИ приводят слова первого заместителя председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Дмитрия Саблина, который заявил, что среднегодовая выработка электроэнергии Камбар-Атинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынских ГЭС составит по проекту более 5 миллиардов киловатт-часов. Строительство четырёх гидроэлектростанций Верхне-Нарынского каскада будет осуществляться российским гидроэнергетическим холдингом «РусГидро», а сооружением Камбар-Атинской ГЭС-1 стоимостью 2 млрд. долларов займется ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС", сообщил Саблин. Стоимость обоих проектов в общей сложности может составить свыше 3 млрд. долларов. По расчётам чиновника, срок строительства Камбар-Атинской ГЭС-1 – проектная мощность которой составляет 1 900 мегаватт, но «ИНТЕР РАО» выступает за её сокращение – составит 7 лет.

Но выполнит ли Москва свои обещания? По итогам прошлого года убыток «ИНТЕР РАО» составил 721 млн. долларов, и руководство компании рассматривало возможность отсрочки реализации проекта Камбар-Атинской ГЭС-1, пока этой зимой на неё, по имеющимся сообщениям, не стали давить из министерства энергетики. Российские СМИ высказывают предположения, что в компании не в восторге от того, что их насильно заставляют продолжать реализацию этих проектов. А министерство экономики предупредило в этом месяце, что России грозит рецессия.

Соглашение Путина-Атамбаева гарантирует ОАО «ИНТЕР РАО» 75 процентов доли в ГЭС «Камбар-Ата-1» до тех пор, пока станция не выйдет на самоокупаемость, после чего стороны станут делить доходы пополам. Но на это может уйти более 12 лет – целая вечность по меркам бурной политической жизни Киргизии. Прибавьте сюда деловой климат, «представляющий собой большой риск для любого инвестора», и колебания со стороны «ИНТЕР РАО» будут вполне понятны, отмечает эксперт по Центральной Азии московского Российского института стратегических исследований (РИСИ) Аждар Куртов. Так что пока гидроэнергетический потенциал Киргизии «существует лишь на бумаге».

29 марта канадская компания SNC-Lavalin выиграла объявленный «ИНТЕР РАО» тендер в 5 млн. долларов на подготовку технико-экономического обоснования Камбар-Атинской ГЭС-1. Насчёт сроков начала работ ясности по-прежнему нет.

Договорённости по ГЭС были частью пакета соглашений, подписанных в ходе визита Путина и призванных, как представляется, прочно вернуть Бишкек в геополитическую орбиту России.

За символическую цену Москва получила возможность продлить своё пребывание на военной базе, по меньшей мере, до 2032 года и согласилась сразу же списать почти 200 млн. долларов из долга Бишкека. Оставшиеся 300 млн. долларов, которые должна Москве Киргизия – заём, предоставленный экс-президенту Курманбеку Бакиеву на цели сооружения Камбар-Атинской ГЭС-1 в 2009 году, но использованный не по назначению – должны быть списаны в течение десяти лет, начиная с 2016 года. К этому времени, как ожидается, Киргизия уже вступит в возглавляемый Россией Таможенный союз – торговый блок, за который агитирует Путин и который даст России дополнительные рычаги воздействия на бывшие советские республики. Российские законодатели ратифицировали соглашения по задолженности в тот же день, что и соглашение по ГЭС, правда, не без критических замечаний со стороны отдельных депутатов.

Одним из таких видных критиков стал лидер ЛДПР Владимир Жириновский – национал-дилетант, служащий, по мнению многих, лишь фоном для Путина. Жириновский посетовал, что Киргизия «привыкла» к российской помощи, и предложил республике отдать России в счёт погашения долгов озеро Иссык-Куль – национальное достояние республики. После чего проголосовал за ратификацию соглашений.

Другая фракция Думы при голосовании воздержалась, сославшись на собственные бюджетные проблемы России, дефицит инвестиций в собственные слаборазвитые регионы и «неэффективность» российских инициатив в отношении Киргизии в прошлом.

Подобные комментарии звучат не слишком ободряюще для руководства Киргизии, планирующего превратить нарынские гидроэнергетические объекты в важный источник доходов для укрепления слабой экономики страны. В конечном итоге, на взгляд руководителя бишкекского аналитического центра «Перспектива» Валентина Богатырёва, будущее гидроэнергетического соглашения, как и других соглашений, зависит от «политических событий в самой России».

Другой переменной в этом уравнении является Узбекистан – центральноазиатский тяжеловес, зависящий от поступающей из Кыргызстана воды, необходимой для полива своих хлопковых полей. По словам Валентина Богатырева, Ташкент «категорически» возражает против Камбар-Атинской ГЭС (и аналогичного проекта Таджикистана, а именно - Рогунской ГЭС), в результате чего Москва может призадуматься, поскольку «Камбар-Ата-1» является по большей части «политическим проектом» и, таким образом, зависит от политических расчётов России. 15 апреля Каримов завершил один из своих редких визитов в Москву. Вопрос о гидроэнергетических проектах в Центральной Азии не фигурировал в совместном заявлении Каримова и Путина по итогам встречи, но почти определённо Каримов, заявивший в своё время, что подобные проекты в регионе могут привести к «войне», поднимал эту тему.

Аждар Куртов из РИСИ не считает ташкентский фактор таким уж важным. «Узбекистан находится не в том экономическом положении, чтобы диктовать условия России», – отмечает он. Однако он считает, что Путин, чьи амбициозные устремления вернуть центральноазиатские государства в лоно России ни для кого не являются секретом, будет важнейшей фигурой в вопросе выживания проекта Камбар-Атинской ГЭС-1.

«У разных политиков в России имеется своё мнение по поводу углубления интеграции с Центральной Азией. Многие не поддерживают эту идею», – сказал Аждар Куртов EurasiaNet.org по телефону. Но Путину оставаться в должности ещё по крайней мере пять лет, так что у Киргизии имеется «счастливая возможность» увидеть свой проект реализованным, отмечает эксперт. «Кыргызская сторона должна в течение этого периода доказать, что сама является надёжным партнёром».

Крис Риклтон, EurasiaNet.org

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть