Прощай, МТС!

Выход из игры крупнейшего в Узбекистане сотового оператора подорвал национальный рынок мобильной связи
25 января 2013  18:24 Отправить по email
Печать

Международное агентство «Фергана» продолжает подводить итоги 2012 года в Узбекистане. Первая статья из этого цикла была посвящена охлаждению политических отношений с Россией и ОДКБ. 24 января издание напомнило о самом громком скандале прошлого года – отзыве лицензии у дочки российского сотового оператора МТС. ИА REX подробно информировало об обстоятельствах этого дела и связанном с ним коррупционном скандале, в котором оказалась замешана дочь узбекского лидера Гульнара Каримова. Обозреватель «Ферганы» рассказывает, как выход из игры крупного мобильного оператора сказался на простых абонентах:

«До момента начала всей этой печальной и поучительной истории с «МТС-Узбекистан», ситуация с мобильной связью в Узбекистане, была, что называется, in-progress. Относительно дешёвые тарифы, неплохое качество связи и развитие столь популярного и желанного для многих мобильного интернета. Конечно, скорость и качество выхода в Сеть еще не были такими, как в развитых странах, но наблюдалась постоянная тенденция к улучшению. Власти также делали ставку на развитие современных телекоммуникационных технологий. Налоговые органы, почти в принудительном порядке, перевели большинство налогоплательщиков на электронную систему сдачи отчётов, энергетические компании затеяли внедрение электронных счётчиков учёта электроэнергии, снабжённых сим-картами. Удалённые небольшие поселки, в которых ранее никогда не было стационарной телефонной связи, наконец, сумели воспользоваться плодами прогресса.

Узбеки вообще очень любят поговорить, в том числе и по телефону. Устойчивая и стабильная связь стала неотъемлемой частью жизни. Надо сказать, что на момент отключения «МТС-Узбекистан» имела самую большую территорию покрытия, а новые станции вводились в строй практически беспрерывно. Вскоре вся территория Узбекистана стала территорией МТС. Но всё изменилось в одночасье.

Сразу после отключения перед офисами продаж Beeline и Ucell образовались огромные очереди. Качество связи и услуг Beeline в Узбекистане было лучше, чем у Ucell, поэтому в момент кризиса абсолютное большинство бывших абонентов МТС пожелали приобрести сим-карты Beeline. Но руководство и персонал Beeline не сумели справиться с возникшим наплывом новых абонентов. Дилеры стали требовать деньги за сим-карты, которые раньше были бесплатными. Затем качество связи и мобильного Интернета от Beeline резко ухудшилось, - и остается плохим по сей день.

Конкуренты - Ucell - оказались более организованными и расторопными. Не имея хорошей связи, они сделали ставку на потребителей без особых претензий и оперативно наладили работу с новыми и старыми абонентами. В Центральном офисе продаж Beeline в Узбекистане был зачем-то затеян крупный ремонт и переход на систему электронного офиса - бесполезную и не оправдавшую себя. Люди, жаждавшие связи, вынуждены были часами простаивать на жаре и проходить в офис лишь по вызову.

Впоследствии руководство Beeline-Uzbekistan стало проводить совершенно неэффективную пиар-компанию. Генеральный директор давал интервью узбекским СМИ, в которых рассказывал о заманчивых перспективах деятельности вверенной ему компании в Узбекистане, зачем-то раздавал обещания, говорил об улучшении обслуживания абонентов - и всё это на фоне значительного ухудшения качества услуг. Это напоминало раздражающую официозную пропаганду непрекращающихся успехов в строительстве «Государства с великим будущим». Впоследствии Beeline-Uzbekistan, на фоне отсутствия крупнейшего конкурента в лице «МТС-Узбекистан», стал активно осваивать рекламный бюджет и проводить многочисленные рекламные компании, выступать спонсором всевозможных мероприятий. Разумеется, всё это не приводило к улучшению качества связи и мобильного Интернета. Число звонков от раздражённых абонентов в службу поддержки стало расти в геометрической прогрессии.

Исполнительное руководство Ucell предпочитало больше молчать, чем говорить, понимая, что исправить ситуацию со связью в ближайшее время не удастся. Качество связи, предоставляемой этой компанией, весьма сомнительно, но оно таким и было. Кроме того, в сложившихся обстоятельствах Ucell не проводит агрессивные рекламные кампании, не раздает громких обещаний и не очень бросается в глаза. Мобильным Интернетом от этой компании практически невозможно пользоваться, он очень медленный, постоянно «зависает». Те, кто нуждается в этой услуге, предпочитают Beeline: если выбирать между плохим и очень плохим, потребители предпочтут первое.

Через несколько месяцев после отключения «МТС-Узбекистан» и Beeline-Uzbekistan, и Ucell стали повышать цены. Плохая мобильная связь в Узбекистане никогда больше не будет дешёвой и доступной, как раньше. Если в Узбекистане что-то ломают, то ломают до основания.

Узбекское руководство, возможно, поняло, что совершило ошибку, отозвав лицензию у «МТС-Узбекистан». Ущерб, нанесённый отключением МТС в Узбекистане, весьма существенный. Многие отдалённые населённые пункты оказались без связи, поскольку они обслуживались только МТС. Под угрозой оказались многие проекты, связанные с развитием телекоммуникационных технологий. Целый ряд лиц, близких к истеблишменту, оказался под угрозой уголовного преследования в Европе, заблокированы немалые суммы, заработанные нелёгким коррупционным трудом.

Наверное, не стоит говорить об ущербе, нанесённом репутации, её невозможно радикально ухудшить, но мелькание громких имён в европейских СМИ явно не радует их носителей. Козёл отпущения был все же найден - в виде бывшего вице-премьера Абдуллы Арипова. Особа, ранее приближенная к императору, оказалась под уголовным преследованием, затеянным людьми, которым служила.

На фоне нестабильности мобильные операторы, оставшиеся в Узбекистане, наверное, не будут склонны к приобретению нового оборудования и расширению сети покрытия за свой счёт. Их задача на ближайшую перспективу – как можно быстрее вытащить деньги, чтобы оправдать свои предыдущие вложения. Ситуация с мобильной связью отброшена почти на пять лет назад. Чтобы её исправить, понадобится привлекать новые капиталовложения, искать очередных «лохов» (другого слова подобрать не удаётся), готовых пойти на риск ради сверхприбылей. В конечном итоге, за все разборки власть имущих вокруг мобильной связи заплатят из своего кармана потребители, рядовые граждане. Потому что тарифы будут только расти».

 

Максим Бейлис, международное информационное агентство «Фергана»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Мировое цифровое рабство
82.7% Реальность
ОДКБ заявила себя на мировой политической арене?
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть