Перспективы дальнейшей интеграции стран СНГ: Александр Свеженцев

ИА REX публикует статью эксперта в области международных экономических отношений Александра Свеженцева.
26 сентября 2012  23:11 Отправить по email
Печать

Период 90-хх гг. после распада СССР характеризовался нарушением и ослаблением торгово-экономических связей между бывшими союзными республиками, всеобщим спадом промышленного производства и экономическим кризисом, связанным с перестройкой экономических систем стран постсоветского пространства на рыночные рельсы. В период после 2000 года объективной необходимостью стала интеграция бывших союзных республик на новых принципах и условиях. Необходимо отметить, что всё же первой попыткой межгосударственного взаимодействия стало подписание в 1999 году договора о создании Союзного государства России и Белоруссии. Данный договор предусматривает, прежде всего, политическое, военное, экономическое взаимодействие и подчёркивает особый стратегический характер отношений России и Белоруссии.

Геополитическая и экономическая ситуация объективно вызвали необходимость более глубокой интеграции стран в рамках СНГ. Новым проектом взаимодействия стал Таможенный союз (ТС) — общее таможенное пространство, в пределах которого во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Данный проект уже сегодня даёт ощутимый экономический эффект. В дальнейших планах руководства России, Белоруссии и Казахстана создание Евразийского экономического союза, который является также формой политической интеграции. Заявку на вступление в ТС также подала Киргизия.

Позиция Украины по вступлению в ТС заслуживает особого рассмотрения. Несмотря на очевидный позитивный эффект от вступления Украины в ТС, так как Россия является главным экономическим партнёром Украины, опережая по товарообороту Евросоюз, президент Украины Виктор Янукович не принимает и избегает решения по интеграции Украины в ТС. Это объясняется позицией украинских олигархов Рината Ахметова, Дмитрия Фирташа и других, которые, мягко скажем, очень сильно влияют на президента. Предприятия данных собственников поставляют продукцию, представляющую собой сырьё и полуфабрикаты (металлические изделия, металлопрокат, химическая продукция) в том числе и в Евросоюз, поэтому им выгодно, чтобы таможенные пошлины между Украиной и Евросоюзом по данным видам продукции были невысоки. К тому же, они ментально себя ощущают частью мировой финансовой элиты, в Евросоюзе находится их собственность, и там учатся их дети. Поэтому они всячески влияют на президента Януковича, чтобы Украина не интегрировалась в ТС, а подписала «Договор о Ассоциации и зоне свободной торговли Украины и ЕС».

Именно крупные финансово-промышленные группы были лоббистами проведения правительством Украины переговоров с Евросоюзом о создании Ассоциации и зоны свободной торговле. Причём по многим группам товаров для Украины в данном договоре невыгодные условия: для украинского экспорта сохраняются квоты, а для экспорта из Евросоюза таможенные ставки минимальны или равны нулю. Причём для экспортируемого из Украины сырья условия гораздо лучше, чем по другим товарным группам (это результат лоббирования олигархами своих интересов в данных переговорах). Следует отметить, что сам текст договора о Ассоциации и ЗСТ с Евросоюзом до сих пор не опубликован (до подписания) и является тайной для народа Украины. Мы только можем использовать ту скудную информацию, которую давали в своих интервью украинские чиновники. В данный момент договор уже парафирован, но не подписан по причине претензий со стороны Евросоюза по «делу Тимошенко» и требований освободить её из-под ареста, что выходит далеко за рамки международного права.

Таким образом, можно констатировать, что главным препятствием на пути вступления Украины в ТС является позиция украинских олигархов и русофобская пропаганда со стороны некоммерческих организаций и фондов, финансируемых странами Запада. На эти цели страны Запада выделяют значительные средства, на Украине работает много агентов влияния западных стран и агентов, завербованных западными спецслужбами — политиков, экспертов.

Очевидно, что целями политики США и Евросоюза в отношении постсоветских стран является недопущение их повторной интеграции, их ослабление и подчинение своим интересам. Противодействие возможной интеграции Украины в ТС и Евразийский экономический союз является частью этой политики. Евросоюз рассматривает Украину как поставщика дешёвой рабочей силы и как экспортёра как сырьевых ресурсов и промышленных полуфабрикатов, а также как потребителя продукции стран Евросоюза. В этом случае на Украине не будет места отраслям, ориентированным на российский рынок: машиностроению, космической отрасли, пищевой промышленности. Вот какое неприглядное место ожидает Украину в случае интеграции с Евросоюзом.

Также следует отметить, что на Украине сохраняются существенные отличия в отношении направлений интеграции между западным и восточным регионом: население восточных областей в большинстве выступает за интеграцию со странами СНГ, а западных со странами Евросоюза. К сожалению, за время независимости эти различия между регионами не уменьшились. Более того, в Западной Украине в местной власти присутствуют откровенно антироссийские, националистические и неонацистские политические объединения (Всеукраинское объединение «Свобода») и распространены русофобские настроения на бытовом уровне.

Интеграция на постсоветском пространстве возможна в двух направлениях: объединение восточнославянских стран (Россия, Украина, Белоруссия) и евразийская интеграция (Россия, Украина, Белоруссия, заинтересованные страны Средней Азии).

В последнее время была выдвинута концепция объединения славянских народов в рамках «Русского мира». Необходимо отметить, что, в отличие от периода Киевской Руси, на данный момент национальная идентичность народов выражена гораздо сильнее. Слово «русский» ассоциируется у многих с Россией, поэтому объединение в рамках «Русского мира» понимается как присоединение к России без учёта национальных особенностей. На мой взгляд, объединение трёх восточнославянских народов возможно только с учётом взаимоуважения национальных особенностей и равенства в отношениях между странами и народами.

Объединение России, Украины, Белоруссии возможно в рамках общности восточнославянских народов, схожести менталитета и культуры. Оно может быть оформлено в рамках Конфедерации, при сохранении части суверенитета стран, или, что реальнее всего, в рамках уже существующих интеграционных образований, таких как Таможенный союз и Единое экономическое пространство. В этой связи очень примечательной является акция по сбору подписей за создание Конфедерации между Россией, Украиной, Белоруссией, начавшаяся 21 сентября в Москве. Призываю всех граждан наших братских стран и общественных организаций присоединиться к данной Декларации и способствовать её претворению в жизнь. К сожалению, уже очень долгое время руководство Украины не проявляет особого интереса к интеграционным процессам на постсоветском пространстве по вышеупомянутым причинам.

Другим и на данный момент самым реальным вариантом является интеграция в более широком Евразийском формате: Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан и другие заинтересованные страны Средней Азии. На данный момент интеграция в данном формате возможна и осуществляется в экономическом формате, но, к сожалению, без Украины (Таможенный союз). С 1 января 2012 года заработало Единое экономическое пространство — следующий этап интеграции стран-участниц Таможенного союза. Положительным и очень необходимым шагом стало создание в 2003 году Организации Договора о Коллективной Безопасности, являющего военно-политическим союзом, направленным на защиту территорий стран участниц от внешней агрессии (в данный момент в организации участвуют 6 стран — Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия, Таджикистан). В тоже время, существование бывших республик СССР, находящихся в орбите влияния США и Евросоюза (Грузия, Азербайджан, Молдавия, Узбекистан отчасти Украина) увеличивает риск нестабильности в нашем регионе.

Интеграция экономик стран СНГ является объективным процессом, необходимым для экономик наших стран. Более глубокая интеграция может создать долгосрочный экономический эффект, а также содействовать взаимодействию в политической и оборонной сферах, повышению геополитической роли стран-участниц интеграционных образований.

Александр Свеженцев, эксперт в области международных экономических отношений

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть