Трудная миссия Сергея Глазьева: Иннокентий Адясов

ИА REX публикует статью политолога, эксперта Иннокентия Адясова о сверхзадаче, которая стоит перед Сергеем Глазьевым, назначенным советником президента Российской Федерации Владимира Путина по евразийской интеграции.
13 августа 2012  11:38 Отправить по email
Печать

З0 июля Верховная Рада Украины ратифицировала Договор о зоне свободной торговли в рамках СНГ. За такое решение на внеочередной сессии проголосовали 260 народных депутатов. 9 августа президент Украины Виктор Янукович подписал Закон № 5193-VI О ратификации Договора о зоне свободной торговли в СНГ. Вряд ли стоит считать совпадением, что в день ратификации ВРУ Договора о создании ЗСТ в СНГ Владимир Путин назначил Сергея Глазьева своим советником по евразийской интеграции. Перед новым советником президента стоит сверхзадача — попытаться привести к единому знаменателю столь разные проекты как ТС-ЕЭП ЕврАзЭС и ЗСТ Содружества.

Как украинская оппозиция, так и отдельные представители официальной власти в Киеве пытаются упорно доказать, что создание ЗСТ в СНГ выгодно, прежде всего, России. Но факты говорят об обратном — Украина выступает главным бенефициарием этого проекта. Что получила Украина от ЗСТ Содружества на данный момент?

— фиксация обязательств о неувеличении ставок пошлин для товаров, находящихся в изъятии из режима свободной торговли;

— закрепление обязательств государств-участников СНГ о неприменении новых ограничений во взаимной торговле;

— установление сроков отмены изъятий по импорту;

— сокращение количества действующих соглашений, которыми необходимо руководствоваться в торгово-экономических отношениях со странами СНГ;

— разрешение торговых споров в плоскости механизмов и процедур, принятых ВТО;

— фиксация положения о начале процесса отмены экспортных пошлин (об этом моменте будет сказано подробно);

В договоре речь идёт о решении торговых споров в плоскости механизмов и процедур, принятых в ВТО. При этом «последней инстанцией» является Экономический суд СНГ.

Уже сейчас стоит ожидать огромное количество обращений официального Киева в этот суд с жалобами «на дискриминацию украинской продукции». За годы существования СНГ Киев научился виртуозно использовать институты Содружества для продвижения своих интересов, прежде всего, экономических.

Украина в момент наступления второй волны всемирного кризиса худо-бедно получила гарантии доступа своей металлопродукции (прежде всего, труб) на российский рынок — металлопродукция исключена из списка изъятий в рамках ЗСТ СНТ. Также украинская сторона закрепила за собой право беспошлинного доступа на российский рынок продукции АвтоЗАЗа (сейчас на нём собираются бюджетные корейские автомобили — прямые конкуренты продукции российского АвтоВАЗа, который российские власти пытаются спасти уже несколько лет).

Официальный Киев уже заявил, что будет добиваться отмены остававшихся изъятий из режима свободной торговли в рамках СНГ (прежде всего, это алкогольная продукции, сахар и кондитерские изделия). Украинский премьер также заявил, что Киев ожидает от России отмены вывозных пошлины на нефть и нефтепродукты (вывозные пошлины на российский газ были отменены ещё в апреле 2010 года в рамках «Харьковских соглашений») в рамках начала функционирования ЗСТ СНГ. Такой шаг мог бы принести бюджету от Украины от 4 до 5 млрд долларов ежегодно.

Действительно, договор о создании ЗСТ в Содружестве говорит о возможности отмены вывозных пошлин на энергоресурсы, но это решение отнесено на неопределённое время.

По мнению же украинской стороны, это положение договора должно быть имплементировано уже в 2013 году, кроме того, Киев настаивает на свободном доступе к российским трубопроводам для прямого импорта углеводородов и центральной Азии.

Среди неоглашённых, но вероятных возможных условий присоединения Киева к ЗСТ СНГ — «джентльменское» соглашение, по которому РФ продолжит переговоры относительно цены и объёмов импорта Украиной природного газа и воздерживаться от прописанного требования «бери или плати» (то есть Газпром может позволить Киеву не закупать весь объём законтрактованного голубого топлива).

Одним из проблематичных для России вопросов в торговых отношениях с Украиной остаётся реэкспорт товаров третьих стран, например, товаров из Европы в случае вступления в силу договора об углубленной и всеохватывающей зоне свободной торговли Украины с ЕС. Договор однозначно предусматривает введения защитных мер против продукции, произведённой вне рамок пространства СНГ. На этом положении ещё в момент разработки данного договора особо и настаивал Сергей Глазьев, справедливо полагающий, что Украина стремится стать крупнейшей реэкспортной площадкой.

Сейчас Киев настаивает на отмене норм договора о реэкспорте и заключении отдельных соглашений по этому вопросу. Говоря проще, только подписав договор о создании ЗСТ в СНГ, украинские власти уже стремятся полностью «оптимизировать» эту зону под свои запросы.

Вряд ли такая постановка вопроса вызовет и понимание у советника президента РФ по евразийской интеграции. В чём украинская сторона видит выгоды от создания ЗСТ Содружества для Москвы? Прежде всего, они справедливо указывают, что создание ЗСТ объясняются амбициями России сохранить остатки политологического влияния на постсоветском пространстве, прежде всего, на Украине. Для Москвы важно поддержать конкурентоспособность своих предприятий на рынках третьих стран, но российский экспорт даже у страны СНГ носит в основном сырьевой характер и снятие отдельных бюрократических барьеров вряд ли позволит серьёзно увеличить российский экспорт.

Односторонние экономические уступки Москвы при подписании договора о создании ЗСТ в СНГ можно объяснить просто — сорвать или максимально затруднить подписание соглашения о создании ЗСТ уже между Киевом и Брюсселем. И надо отдать должное нынешней украинской власти — они смогли извлечь максимальную выгоду из страхов Кремля, когда переговоры между Киевом и Брюсселем о создании Зоны свободной торговли из-за дела Тимошенко, и не только из-за него, фактически зашли в тупик.

Далеко не факт, что при очередной смене власти в Киеве, Украина, за короткое время «отжав» все преимущества режима свободной торговли, не поставит вопрос об отмене или радикальном изменении договора о создании ЗСТ Содружества (формальным поводом может стать столь любимое украинскими властями в момент обострения отношений с Россией заявление, что «Украина вообще не является членом СНГ, поскольку ВРУ так и не ратифицировала Устав Содружества). После подписания и начала фактического функционирования ЗСТ в Содружестве (этот договор также ранее ратифицировали Россия и Белоруссия) из вне любых договорённостей о форматах взаимной торговли остались Узбекистан, Туркмения, Азербайджан (эти страны вообще отказались подписывать договор о создании ЗСТ, отнеся это решение на неопределённый срок) и Молдавия (молдавский представитель подписал данное соглашение, но парламент страны так его и не ратифицировал). То сеть сейчас на пространстве СНГ образовались три условные группы стран:

— члены ТС-ЕЭП ЕврАзЭс (Россия, Белоруссия, Казахстан);

— участники Зоны свободной торговли Содружества (Россия, Белоруссия, Украина);

— страны, формально находящиеся вне любых экономических интеграционных соглашений (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения, Армения, Молдавия, Азербайджан).

При этом Киргизия и Таджикистан — члены ЕврАзЭС, но вопрос их присоединения к ТС-ЕЭП ЕврАзЭС остаётся под вопросом. Фактически заключение упомянутого договора о создании ЗСТ в Содружестве реализует идею «разноуровневой интеграции», которую разрабатывал и продвигал в первую очередь патронируемый Дмитрием Медведевым Институт современного развития (ИНСОР). По факту идея «разноуровневой интеграции» серьёзно девальвировала ценность ТС-ЕЭП ЕврАзЭС и породила массу противоречий в политике России на постсоветском пространстве.

В частности, так и осталось непонятно, на какие ввозные пошлины для товаров, произведённых в странах СНГ (на нормы Таможенного кодекса ТС ЕврАзЭС, которые сейчас действуют и в России или на режим беспошлинной торговли в рамках ЗСТ СНГ) будет ориентироваться Москва в своих торговых отношениях с партнёрами по Содружеству?

Перед Сергеем Глазьевым поставлена очень трудно выполнимая задача — провести своеобразный «апгрейд» ещё так и не начавшей работать Зоны свободной торговли СНГ до норм Таможенного Союза -ЕЭП ЕврАзЭС. Пока непонятно как новый президентский советник будет решать эту задачу.

политолог Иннокентий Адясов

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть