Если мы не решим нацвопрос, нас захлестнёт коррупция и беспредел: Союн Садыков

Вопрос развития межнациональных отношений и необходимости регулирования миграционных потоков прокомментировал президент Центра моделирования стратегического развития Союн Садыков.
7 июня 2012  14:43 Отправить по email
Печать

Владимир Путин создал Совет при президенте России по межнациональным отношениям, создание которого было предусмотрено указом «Об обеспечении межнационального согласия», который президент подписал в день инаугурации 7 мая. В Положении о Совете сказано: «Совет при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям является совещательным и консультативным органом при президенте Российской Федерации, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации». Основными задачами Совета являются: рассмотрение концептуальных основ, целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации, определение способов, форм и этапов её реализации; обсуждение практики реализации государственной национальной политики Российской Федерации; подготовка предложений президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации; обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций по вопросам межнациональных отношений.

Вопрос развития межнациональных отношений и необходимости регулирования миграционных потоков прокомментировал президент Центра моделирования стратегического развития Союн Садыков.

Во многом успех Владимира Путина в период президентской гонки был предопределён тем, что он символизировал национальное единство страны. Теперь же настало время реальных дел и от того, насколько конструктивно будет выстроена система межнационального взаимодействия и сотрудничества, будет во многом зависеть реальный результат проводимой политики. Национальный вопрос требует как институционального наполнения и реализации, так и формирования новых концептуальных подходов.

Что касается институциональных подходов, то здесь определяющими были две позиции: либо это создание специального Министерства, либо формирование координирующей структуры по типу Общественной палаты РФ. На мой взгляд, наиболее приемлемой структурой является Совет национальностей во главе с президентом РФ, в состав которого должен быть включён кто-то из высшего руководства Правительства РФ, а также руководители ведомств и министерств, в том числе силовых. Кроме этого, в его состав должны входить представители различных национальностей, а также эксперты и специалисты по национальной проблематике. Участие высшего руководства страны и особенно председательство в нём президента РФ станет, на мой взгляд, ярким проявлением политической воли, свидетельством и доказательством того, что существует реальное, а не формальное, как это было в последние годы, желание всерьёз заниматься этой сложнейшей и противоречивой проблемой. Такой состав Совета национальностей станет свидетельством для граждан страны, что от того, насколько конструктивно будет решаться национальный вопрос, во многом зависит политическое, экономическое, социальное, культурное развитие России. Я вообще считаю, что решение национального вопроса сегодня — это вопрос будущего нашего государства.

Первоочередной задачей Совета национальностей должна стать выработка концепции решения национального вопроса в многонациональной России. Вновь выработанная концепция должна быть всесторонне выверенным документом, основанном на многовековом опыте России, как государстве многонациональном, государстве, где взаимоотношения между разными народами выстраивались особым образом. Этот опыт может быть интересен другим государствам, прежде всего, европейским, которые сегодня мучительно пытаются выстроить межнациональные отношения с учётом новых реалий и новых вызовов. Национальный вопрос в России — не та проблема, где следовало бы копировать какие-то чужие начинания без учёта нашей специфики, здесь как раз наш позитивный опыт может быть использован в других странах. Понимаю, что многие будут со мной категорически не согласны, вспомнят все негативные моменты в истории межнациональных отношений в нашей стране. Я тоже знаю и помню негативные проявления, но как быть с тем, что во времена моего детства, которое прошло в Грузии, никто никогда не поставил мне в вину, что я азербайджанец. Я пытаюсь вспомнить межнациональные проблемы в своём классе, и понимаю, что их просто не было. После окончания средней школы я переехал в Москву и стал жить, работать и учиться в столице. И опять же не припомню ни одного случая из того периода своей жизни, чтобы когда-нибудь вставал вопрос, связанный с межнациональной неприязнью. А общался я с представителями самых разных национальностей. Мы тогда были молодыми и отчаянными, и если между нами случались какие-то конфликты, то они не имели ни малейшего отношения к чьей-либо национальности. И когда я говорю об опыте, который нужно исследовать и использовать, имею в виду именно умение проводить и выстраивать политику таким образом, что твоя национальность не является для тебя проблемой. Никто, конечно, не призывает забывать свои обычаи и традиции, но на первом месте должны быть всё же принципы общежития и взаимопонимания, уважения к представителям других культур, только тогда у нас всё получится. Только научившись жить вместе, мы восстановим уважение к национальным культурам.

Важно также подчеркнуть, что разработка концепции позволит руководству страны и России в целом отработать новые варианты взаимодействия с национальными элитами как внутри страны, так и в странах постсоветского пространства, снять напряжение, которое то и дело возникает. Законодательное закрепление концепции межнационального развития России — станет основой политики страны в решении национального вопроса и создаст возможность прописать дорожную карту решения данной проблемы не только в краткосрочной, но и средне и долгосрочной перспективе. При этом важно, чтобы в концепции были обозначены не только основные тренды развития проблемы, но и прописаны индикаторы её выполнения на ближайшие 5-10-15лет. Причём должны быть выбраны такие критерии и показатели, которые можно было бы реализовать и проконтролировать. Это очень важное требование, поскольку большинство концептуальных документов прописывает исключительно направления развития, без конкретных показателей, которых необходимо достичь в конкретные сроки.

Стратегия развития национальных отношений в России должна быть комплексом мер, которые будут призваны обеспечить формирование нового статуса России в мире и, прежде всего, среди стран постсоветского пространства. Нельзя сказать, что отношения со странами ближнего зарубежья складываются у нас ровно, мы то и дело сталкиваемся с попытками дестабилизировать отношения России с соседями. Важно выстроить эти отношения таким образом, чтобы, с одной стороны, были полностью уверенными в том, что наши соседи действительно настроены по отношению к нам дружелюбно, а с другой, чтобы отношения с соседями были выгодны России. Мы не должны покупать лояльность соседей себе в ущерб, каждый наш шаг должен быть чётко просчитан. На мой взгляд, нам следует во многом пересмотреть отношения со странами Балтии, наверное, многое придётся переоценить во взаимоотношениях с Тбилиси, к сожалению, не всегда удаётся достигать полного взаимопонимания с нашими среднеазиатскими соседями. И здесь концепция межнационального развития может стать важным инструментом в достижении долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества.

Разработка стратегической, концептуальной позиции России в решении национального вопроса не покрывает первоочередных мер и задач, которые стоят перед нашей страной. Это, прежде всего, вопрос с мигрантами. Что бы ни говорили противники использования труда мигрантов, но без них нам вряд ли удастся справиться. С другой стороны, мы просто обязаны навести порядок в миграционной политике, поскольку в противном случае нас захлестнёт волна коррупции с нею связанная, тот беспредел, по отношению к мигрантам, который многие из нас давно уже воспринимают как норму.

Что, на мой взгляд, здесь следует сделать, прежде всего? Во-первых, следует законодательно прописать вопрос амнистии для тех мигрантов, которые приехали в Россию ещё в 90-е годы. Многие из них получили российские паспорта, причём, как выясняется сейчас, не всегда законными способами. Большинство из них так и не получили российское гражданство. Думается, что этот вопрос необходимо решить раз и навсегда. Что нам даст легализация мигрантов? Прежде всего, мы, наконец, разберёмся, кто есть кто в нашей стране, сколько мигрантов у нас проживает нелегально, по каким причинам у людей отсутствует российское гражданство, мы значительно снизим коррупционную составляющую для нечистоплотных чиновников.

Мы не можем закрыть свои границы, а, следовательно, мы должны выработать другие защитные меры, которые позволят контролировать миграционные потоки. Здесь можно использовать инструменты страхования — для туристов, как это делается во всём цивилизованном мире, для трудовых мигрантов, разработав специальный механизм страхования. Страховой полис рабочего мигранта в виде пластиковой карточки должен включать полную информацию о работнике, включая информацию о его семье: родителях, братьях и сёстрах, если он женат, то жене и детях, его фотографию, отпечатки пальцев. Эту карточку трудовой мигрант получает в своей стране проживания в консульстве Российской Федерации сроком на один год. При пересечении границы мигрант предоставляет карточку соответствующим службам, которые заносят все данные мигранта в специализированную базу данных, и только после этого ему разрешается на территории страны пребывания жить и работать. И у мигранта должна быть свобода передвижения и возможность работать без регистрации и разрешения на работу. По истечении срока пребывания, то есть одного года, мигрант обязан вернуться на свою родину. Если у него возникнет желание вернуться в Россию для продолжения своей трудовой деятельности, он должен опять обратиться в консульскую службу РФ, чтобы заново получить страховой полис мигранта, оплатив его. Стоимость страхового полиса с возможностью использования его как для идентификации личности, так и в качестве платёжного инструмента с обязательным на государственном уровне установленным депозитом, должна покрывать все возможные риски, связанные с пребыванием иностранного гражданина на территории другой страны в течение года, а именно, покрывать лечение, а в случае необходимости, покрывать затраты на депортацию. Полагаю, что не трудно будет найти ряд заинтересованных страховых компаний и, заключив с ними соответствующий договор, осуществлять подобную практику, благодаря которой мы сможем отслеживать и легализовать потоки мигрантов.

Наконец, нам необходимо создать условия для постоянного мониторинга всех процессов, связанных с национальной проблематикой, деятельности культурно-национальных автономий, национальных средств массовой информации, чтобы, с одной стороны, понимать все те процессы, которые так или иначе имеют место в различных национальных средах, а, с другой, чтобы государство как можно лучше понимало, какие вопросы волнуют представителей той или иной национальности, как и чем государство могло бы помочь в решении этих проблем.

Мы очень боимся подобных практик, считая, что государство тем самым пытается установить тотальный контроль, но, с другой стороны, прежде всего, от государства мы требуем решения проблем и возмущаемся, когда государство бездействует. Но для того, чтобы государство делало не спонтанные, а продуманные и взвешенные шаги, необходимо понимать, что действительно происходит. С другой стороны, мониторинг можно, по моему мнению, организовать так, чтобы и граждане со своей стороны имели инструменты воздействия на государство и могли контролировать его действия и политику. Во всём мире это называют демократией. И коль скоро мы строим демократическое общество, мы должны создавать условия для заинтересованного участия каждого гражданина и государства в целом в этом сложном процессе. Только совместными усилиями, распределив между всеми членами общества обязанности и ответственность, можно будет сделать наш интернациональный дом таким, чтобы всем нам хотелось в нём жить.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть