"На Приднестровье вновь пахнуло войной": обзор СМИ Приднестровья

Российская гуманитарная помощь: Президент и Верховный совет Приднестровья "борются за признание заслуг" по привлечению российских траншей. Размещение ПРО США в Румынии: "Мы уже не на отшибе, а на линии огня". Румыния-Молдавия-Приднестровье: "В случае объединения "двух румынских государств" Бухарест надеется получить в придачу и Приднестровье".
3 марта 2010  02:41 Отправить по email
Печать

Российская гуманитарная помощь: Президент и Верховный совет Приднестровья "борются за признание заслуг" по привлечению российских траншей. Размещение ПРО США в Румынии: "Мы уже не на отшибе, а на линии огня". Румыния-Молдавия-Приднестровье: "В случае объединения "двух румынских государств" Бухарест надеется получить в придачу и Приднестровье". Евроатлантическая интеграция: "Не хотелось бы, чтобы Молдавия стала членом НАТО после ликвидации приднестровской государственности".

Российская гуманитарная помощь: Президент и Верховный совет Приднестровья "борются за признание заслуг" по привлечению российской помощи

"Выделение российской финансовой помощи Приднестровью является прерогативой прежде всего исполнительной власти России", - заявил в интервью информационному агентству "Ольвия-пресс" советник президента ПМР по юридическим вопросам Александр Караман. "Как юрист, я могу сказать, что исполнение бюджета - это дело исполнительной власти", - отметил Караман. Он напомнил, что взаимодействие исполнительной власти России и Приднестровья осуществляется в рамках протокола "Жуков-Смирнов", подписанного в мае 2006 года (23 мая 2006 года в Москве по итогам рабочей встречи заместителя председателя правительства Российской Федерации Александра Жукова с президентом Приднестровья Игорем Смирновым был подписан протокол, предусматривающий установление прямых связей между Россией и Приднестровьем в различных областях. Основой документа "Смирнов - Жуков" являются ключевые принципы и положения Меморандума "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем" от 8 мая 1997 года - ИА REGNUM Новости). "Некоторые силы в Приднестровье сегодня пытаются извлечь политические дивиденды из российской помощи пенсионерам. Партия "Обновление", имеющая большинство в Верховном Совете ПМР, например, не раз заявляла, что российские прибавки к пенсиям являются плодом ее договоренности с партией "Единая Россия". Можно договариваться, общаться с "Единой Россией", я не берусь говорить, кто вносит больший вклад, а кто меньший в развитие наших отношений с Россией, но повторю: принятие конкретных решений по Приднестровью остается за исполнительной властью РФ", - заявил советник президента Приднестровья.

Президент ПМР Игорь Николаевич Смирнов съездил сначала в Абхазию, на инаугурацию Сергея Багапша, а на обратном пути немного задержался в Москве - посетил МИД России, повидал Юрия Лужкова - словом, прошел по московским коридорам свой обычный маршрут, неизменный уже многие-многие годы, пишет "Человек и его права". Долго рассказывал об этом на пресс-конференции. Говорил много - но чего-либо конкретного почти не прозвучало. Рассказ президента свелся к скучному перечислению протокольных благодарностей и дежурных заверений в том, что Приднестровье будет вести с Молдавией исключительно равноправные переговоры - о чем Игорь Николаевич, по его словам, в очередной раз заявил в Москве. Никаких реальных последствий это заявление, впрочем, не возымело - россияне вежливо выслушали и комментировать не стали. Словом, весь визит можно было изложить в двух фразах - а президент, по традиции, должен рассказывать о своей поездке не меньше часа! Меньше - как-то несолидно получается. Но ничего, все прошло нормально. У президента Смирнова большой опыт, он, как-никак, четыре срока у руля и нацеливается на пятый... В общем, вместе с вопросами Игорь Николаевич продержался час десять минут, абсолютно ничего конкретного не сказав. Говорил же он решительно обо всем: по теме, близко к теме, не совсем по теме и совсем не по теме тоже. А также в свойственной вкрадчиво-доверительной манере излагал собственные построения. Словом, говорил, говорил и говорил! Любо-дорого было на это смотреть. Студенты, готовящиеся к сессии, и не знающие материала - учитесь у старших, как надо!

Но вдруг на фоне бесконечных рассуждений ни о чем мелькнуло нечто конкретное, продолжает "Человек и его права". Оказывается, президент в Москве посетил еще и Совбез России и договорился там, что Россия будет по-прежнему предоставлять Приднестровью гуманитарную помощь - ну, те самые 15 долларов надбавки, которые получают пенсионеры. России, конечно, спасибо. И президенту, который так удачно обо всем договорился - тоже - слава! Слава! Слава! Слава? А, собственно, за что? За то, что договорился? Но гуманитарные транши поступают по линии Госдумы России - именно она утверждает их, как статью бюджета. Более того, поступают они на счет Верховного совета ПМР, который и отчитывается в их расходовании! Где здесь президент и его договоренности? С кем и о чем он договорился? При этом, и президент, и его советник по юридическим вопросам Александр Караман выступили с резкой отповедью в адрес ВС. Дескать, нечего парламентариям из "Обновления" козырять сотрудничеством с "Единой Россией" и ставить финансовую помощь себе в заслугу. В общем, как и следовало ожидать, перемирие между президентом и ВС ПМР оказалось кратковременным и ненадежным. И сейчас мы наблюдаем новый этап борьбы - не сей раз - борьбы за признание заслуг.

Что ж, разберемся, как приходят в Приднестровье российские транши, пишет "Человек и его права". Итак, соответствующая сумма закладывается в проект бюджета. Инициировать ее закладку может, в принципе, кто угодно: правительство, депутат Госдумы, общественность, написавшая в Госдуму соответствующую петицию. Но утверждает эту строку бюджета, как и весь бюджет в целом, именно Госдума. То есть, по сути - думское большинство. Фракция "Единой России". Помощь Приднестровью на этот год утверждена в сумме эквивалентной 100 миллионам долларов США - естественно, в российских рублях. Далее, утвержденный бюджет, имеющий уже силу закона, поступает для исполнения в правительство России. Правительство, руководствуясь бюджетом, выделяет соответствующие суммы из имеющихся в его распоряжении средств и дает указание об их перечислении на счет ВС ПМР. ВС ПМР несет ответственность за полученные средства, принимает решения об их расходовании, и отчитывается обо всех тратах. Эти отчеты регулярно вывешиваются на сайте vspmr.org, к слову - весьма информативном, в отличие от сайта президента ПМР. Вот так все это и работает. И заявление Александра Карамана, который, "как юрист", сообщил, что "исполнение бюджета - это дело исполнительной власти" - что называется, не в тему. Но раз уж Караман упомянул о протоколе "Жуков-Смирнов", подписанном в мае 2006 года - обратимся к истории вопроса и мы.

Так вот, первоначально, в самый первый раз, средства от России поступили из фонда российского правительства - есть в его распоряжении такой фонд, на случай непредвиденных трат, не заложенных в бюджет, продолжает "Человек и его права". Поступили они "под референдум" 2006 года - и под отчет администрации президента. Были израсходованы на референдум и на проведение президентских выборов, пенсионеры ничего из этого поступления не увидели. А через год, в 2007, на Приднестровье обрушилась засуха. И 31 октября 2007 года Верховный Совет ПМР принял постановление об обращении к Государственной Думе Российской Федерации с просьбой оказать Приднестровью гуманитарную помощь. Это был новый проект, и поступление денег стало проходить совсем по иной схеме. Во-первых, средства стали закладываться в бюджет России, а не выделяться из чрезвычайного фонда. Во-вторых, поступать они стали на счет ВС ПМР, который и отвечает за их расходование перед Госдумой России. Делегации Госдумы время от времени посещают Приднестровье, проверяя, как расходуется помощь. А ВС ПМР планирует расширить круг граждан, имеющих право на получение российской помощи, включив в него безработных, состоящих на учете и не имеющих возможности трудоустроиться. Словом, ВС ПМР с российской гуманитарной помощью системно и серьезно работает. Толково спланировать расходование 100 миллионов долларов, отследить его и отчитаться - это большой труд, требующий многих усилий.

Президент страны - фигура серьезная. Гарант конституции. Глава государства. Однако он не абсолютный монарх. Он, при всех своих полномочиях, всего лишь чиновник Номер Один - и не более. Этот факт вот уже двадцать лет никак не уложится в сознании Игоря Николаевича, отчего он то и дело попадает в нелепые и смешные ситуации, а окружающих ставит в весьма затруднительное положение. Вот и сейчас: ну, неудобно как-то называть действующего президента, как бы это помягче.. Ну, человеком, который не всегда говорит правду. Тем более, что человек все-таки трудился, ездил в Москву, о чем-то вел переговоры... Не вполне правда понятно, о чем именно он договаривался и до чего в итоге договорился, но, надо полагать, что он, по меньшей мере, старался. А с другой стороны, как о нем, после всего сказанного им, прикажете говорить? Так, чтобы не уронить достоинство нашей республики? Вы знаете - как? Разве что так: "Он старался". И вот уже в субботнем выпуске программы "Наблюдатель" две старушки чуть ли не со слезами умиления на глазах благодарят президента "Спасибо, Игорю Николаевичу!", за обещанную российскую надбавку... "Это благодаря ему...". Нет, милые бабушки. "Благодаря ему" Россия лишила вас помощи на весь 2007 год. В газетах писалось, что наши вожди не смогли убедительно отчитаться за помощь 2006 года. И с тех пор "под Смирнова" помощи не дают, заключает издание.

Справка ИА REGNUM Новостии: российский гуманитарный проект по оказанию финансовой помощи социально-незащищённым категориям граждан Приднестровья в виде ежемесячных прибавок к пенсиям и других денежных выплат осуществляется с конца 2007 года. Всего за 2008-2009 гг. Приднестровье получило более $55,5 миллионов. 15 февраля правящая в Приднестровье партия "Обновление" сообщила об окончании консультаций с представителями "Единой России", по итогам которых российская сторона приняла решение продолжить оказание финансовой помощи ПМР и в 2010 году. Общая сумма помощи на текущий год, предположительно, составит до $100 млн. Средства российской финансовой помощи предназначены для выплат дополнительной надбавки к пенсии приднестровским пенсионерам в эквиваленте $15. Также средства будут направлены на улучшение качества питания в детских домах, школах-интернатах, детских лечебных учреждениях, родильных отделениях, в центрах для детей-инвалидов, и других специализированных лечебных учреждениях.

Размещение ПРО США в Румынии: "Мы уже не на отшибе, а на линии огня"

Сенсацией последних недель стало сообщение о том, что президент нашей республики Игорь Николаевич Смирнов дал согласие на размещение ракет Российской Федерации на территории Приднестровья, пишет "Человек и его права". Что интересно, об этом его и не просили вовсе. Какая-то молдавская общественно-политическая организация "Равноправие" якобы обратилась к президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой создать в Приднестровье свою систему защиты в ответ на американскую систему ПРО в Восточной Европе. Президент Игорь Смирнов заявил, что о письме "Равноправия" он ничего не знает, но об инициативе отозвался одобрительно. Игорь Николаевич не скрывает своего восторга: "А что там размещать? У меня "Искандеров" нет, я не знаю, что это такое. А что есть лучше?... Я хочу лучше. Пусть Россия решает. Мы не возражаем. Напротив, можете записать: "Мы за российское присутствие со штатным и любым вооружением для защиты прав жителей республики. Как мы можем возражать, если Россия сохраняет нас физически?", - заявил президент Приднестровской Молдавской Республики. Еще добавил: - "...если Россия захочет чего-нибудь - мы не будем возражать, поскольку мы живём благодаря России".

Позвольте не согласиться с Вами, Игорь Николаевич, продолжает "Человек и его права". Это Вы живете "благодаря России". А наше существование "жизнью" нельзя назвать даже с большой натяжкой. А что бы значило размещение "Искандеров" в натуре? Предположим, РФ разместила бы ракеты на нашей территории. В случае военного конфликта между великими державами, Приднестровье было бы испепелено в первую очередь вместе со всеми жителями региона. И на многие десятилетия, а может и века превратилось бы в зараженную, радиоактивную пустыню, которую объезжали и облетали все за сотни километров. Ракеты в Приднестровье уничтожат предупредительно, как стратегические силы самого передового базирования. А вместе с ракетами и нас, грешных, наших детей и внуков. Кто-то может возразить, мол, конфликт между великими державами маловероятен. Возможно это и так. Но вероятны растущие амбиции НЕ великих держав, обладающих ядерным оружием, но не обладающих должной мерой ответственности. И ракеты, расположенные где-нибудь под Григориополем или в Парканах, им могут не понравиться. Вот такое светлое будущее приготовил для нас наш несменяемый президент. Не поинтересовавшись нашим мнением. Хотя не устает повторять, что воля народа для него превыше всего.

России мы в этом плане не интересны, пишет "Человек и его права". Гораздо эффективнее в случае обострения ситуации выдвинуть к территориальным водам Румынии ракетонесущий авианосец. Если и велись такие разговоры на самом предварительном уровне, они должны оставаться тайной. А в случае принятия окончательного решения о размещении ракет должен был выступить не Смирнов, а высокопоставленный представитель руководства России. Скорее всего, президент РФ Дмитрий Медведев. Заявлению должен был предшествовать соответствующий международный договор, одобренный парламентами двух стран. Но для Игоря Николаевича все это не интересно. "Я согласен" - и дело сделано. "Не надо думать! С нами тот, кто все за нас решил".

По сути, Смирнов сильно подставил Россию. Размещение ракет в Приднестровье серьезно осложнило бы и без того непростое положение ее на международной арене. Даже разговоры об этом нанесли ущерб ее авторитету. Похоже, официальная Москва обескуражена заявлением Смирнова. Раздухарившись на той пресс-конференции, которую остряки уже сравнивают с речью Уинстона Черчилля в Фултоне, Игорь Николаевич с огромным удовлетворением отметил: "Приднестровье успешно пережило кризис..." "Мы - полностью газифицированы, компьютеризированы. Увеличивается рождаемость, спад в экономике ушел, начался рост. Мы - регион, который не будет отягощать РФ". Приднестровцы, как вам не стыдно сетовать на самые низкие в Европе пенсии, зарплаты бюджетников? Вы же полностью газифицированы, компьютеризированы. Не понимаете своего счастья! - заключает издание.

В последние дни ПМР почти стала прифронтовым государством, пишет "Новая газета" СМИ запестрели сообщениями о том, что Румыния решительно высказалась за размещение элементов противоракетной обороны США на своей территории. Это было сделано вскоре после того, как президент Румынии Траян Бэсеску посетил Молдавию и явно взял курс на подготовку аннексии Республики Молдова. 15 февраля российские масс-медиа уведомили, что к позиции Румынии присоединилась Болгария, в связи с чем министр иностранных дел России Сергей Лавров потребовал от Софии объяснений.

В этот же день точку зрения официального Тирасполя изложил президент ПМР Игорь Смирнов, совершающий свой визит в Москву. На встрече с журналистами он объявил о готовности разместить в Приднестровье российские ракетные комплексы "Искандер". Вряд ли его слова были чистой импровизацией: за несколько дней до сей фразы с Игорем Смирновым встретился глава МИД России Лавров. Между тем наш президент уже давно не встречался ни с кем из высшего руководства союзной страны. Ещё больше в согласованности игры РФ и ПМР убеждает решение Москвы продлить проект по оказанию Приднестровью гуманитарной помощи.

В этот же день часть молдавского руководства подыграла Румынии и попыталась спровоцировать Москву на дальнейшее сближение с Тирасполем, продолжает "Новая газета". Министр обороны Молдавии Виталий Маринуцэ заявил, что Республика Молдова может использовать опыт румынской армии при интеграции в НАТО; к тому же элементы ПРО США будут объективно защищать и саму Молдавию. Из Кишинёва также донеслась идея об отправке молдавских военных в Афганистан, где войска НАТО сражаются с талибами - якобы надо показать, что "заботы мирового сообщества - это и наши заботы".

На этом фоне призыв министра иностранных дел и европейской интеграции Молдавии Юрия Лянкэ обсуждать проблему "Искандеров" не с Тирасполем, а с Кишинёвом прозвучал явно неубедительно. Слова вице-премьера правительства Республики Молдова Виктора Осипова, полагающего, что "Молдавия является нейтральным государством, и этот статус исключает иностранное военное присутствие, в том числе, и размещение ракет", убедительности не добавили. Вот уже несколько месяцев Кишинёв действует в унисон с Бухарестом. Вряд ли есть основания полагать, что это стимулирует российское руководство решать приднестровские дела с людьми, за спиной которых улыбается Траян Бэсеску. В данной ситуации вес слов не больше воздуха, в котором они растворяются...

В то же время с 15 февраля, 21 год спустя после вывода советских войск из Афганистана, на нас вновь пахнуло войной. На этот раз она может вспыхнуть в Европе, ибо отношения Запада с Ираном, взявшим курс на ядерный статус, чреваты дракой. Россия и НАТО тоже не Бог весть какие друзья. Где гарантия, что авантюристы из Бухареста не пожелают спровоцировать обмен ударами между ними для осуществления нового "воссоединения"? Или война не вспыхнет сама по себе, так что потом, на развалинах городов и сёл концов вообще не найти? А наша исполнительная власть, конечно же, в попытках обойти Верховный совет в борьбе за благосклонность Кремля сразу же ухватилась за "Искандеры". При всей технической трудности доставки "Искандеров" в ПМР через Украину, эта идея явно встревожила западников. В итоге может статься так, что американские и российские ракеты разместятся в нескольких десятках или паре сотен километров друг от друга. А это значит, что мы уже не на отшибе, а на линии огня. Раньше мы читали в книгах о чувствах людей в дни Карибского кризиса 1962 года.

Похоже, ощущения тех славных денёчков пришла пора пережить нам самим, заключает "Новая газета". "Планы по размещению в Румынии американских элементов ПРО в принципе были предсказуемы и ожидаемы, поскольку США продолжают наращивать свое вооруженное присутствие во всем мире, в том числе и в Европе, в том числе и по периметру границ России", - заявил в интервью информационному интернет порталу AllTiras приднестровский эксперт, директор института стратегического анализа и прогнозирования Приднестровского государственного университета им. Шевченко Илья Галинский, комментируя ситуацию вокруг инициативы по размещению ПРО США в Румынии. "Кто бы и что бы там не говорили, но Россия по-прежнему осталась для США "недружественным" государством, государством-антиподом, а посему они и пытаются выстроить вокруг нее надежный заслон из нескольких рядов "непроходимых" редутов, одним из которых и являются системы ПРО. И не только в Румынии, но и в Польше, в Болгарии, и дальше по периметру окружающих Россию стран. Вполне можно предсказать, что вскоре подобные установки ПРО могут появиться в Грузии, при определенном развитии ситуации и в Молдавии, чье руководство достаточно спокойно и в целом положительно отреагировало на размещение элементов ПРО в Румынии", - отметил эксперт.

Галинский не исключает, что данные элементы ПРО создаются, в том числе, и для сдерживания угроз со стороны ряда стран Среднего Востока, что "ни в коей мере не отменяет их антироссийской направленности". По мнению эксперта, "вполне предсказуема была и реакция, на это размещение в Румынии, политического руководства Приднестровья, которое отождествляет себя с российской землей, землей Суворова". "Поэтому как бы неожиданное заявление президента Приднестровья Игоря Смирнова на самом деле является осознанием стратегической опасности размещения в Румынии элементов ПРО, как для России, так и для самого Приднестровья, на территории которого все еще находится количественно небольшой российский воинский контингент". "Этот вопрос еще больше затруднит процесс молдавско-приднестровского урегулирования, в первую очередь потому, что сегодня главной европейской подпоркой Молдавии, а возможно и территорией будущего общего государства, как раз и является Румыния, куда, будем откровенны и честны, Евросоюз и его союзники пытаются втянуть Молдавию вместе с Приднестровьем. А все разговоры о том, что мы (то есть, Молдавия) никогда не станем частью Румынии, как заявил на днях и.о. президента Республики Молдова Гимпу, следует воспринимать как тактическую туманную завесу в целях сокрытия истинных намерений правящего политического большинства Молдавии", - отметил Галинский.

"В новой складывающейся политико-стратегической обстановке предложение Приднестровья, адресованное руководству России, как ответ на размещение американской ПРО в Румынии, о размещении на его территории российских ракет, вполне может быть адекватно осмысленно и позитивно оценено. Главное здесь для России - это в очередной раз при принятии стратегических решений не запутаться и не исходить по факту из интересов национальной безопасности США, а руководствоваться своими национальными и геополитическими интересами, а также исходить из того, что Россия является правопреемницей Советского союза, обязанной защищать народы и страны, которые не выходя из Советского Союза (России) остались вне ее территориальных пределов. Речь в данном случае идет о Приднестровье", - заключил эксперт.

Румыния-Молдавия-Приднестровье: "В случае объединения "двух румынских государств" Бухарест надеется получить в придачу и Приднестровье"

В практике межгосударственных отношений принято решать проблемы, договариваться и принимать решения только за плотно закрытыми дверьми, без допуска прессы и в строгом секрете от общественности, пишет "Приднестровье". Наглядным примером может служить отношение Запада к решению проблемы на Днестре и к вопросу о европеизации Молдавии. Постоянно на всех европейских уровнях расхваливая демократический выбор Молдавии и декларируя поддержку ее европейской интеграции, Европейский союз не планирует в ближайшие 25-30 лет расширяться и реально говорить с Кишиневом на эту тему. Теоретически декларируя целостность границ, Евросоюз уже перекроил по-своему границы Восточной Европы и Балкан. Выступая за территориальную целостность и суверенитет Молдавии, Евросоюз закрывает глаза на то, что она активно готовится к поглощению Румынией и способствует Бухаресту делать все так, чтобы членство Молдавии в ЕС состоялось путем объединения ее с Румынией. Даже обещая гражданам Республики Молдова безвизовый режим с ЕС, на практике Брюссель не торопится предоставлять ее гражданам даже облегченный визовый режим. В результате граждане Молдавии, чтобы получить право свободно разъезжать по Европе, в массовом порядке вынуждены принимать румынское гражданство. Именно этим и воспользовались лидеры официального Бухареста, чтобы румынизировать Молдавию и поставить перед Евросоюзом вопрос об объединении "двух румынских государств". Европейский союз, который декларирует суверенитет Молдавии, совершенно не против ее румынизации с последующим их объединением. Правда, такое будет позволено лишь после успешного и для Кишинева, и для Запада решения приднестровской проблемы. До этого ни Брюссель, ни Вашингтон такого права лоббистам "Романия Маре" (в переводе с молдавского - "Великая Румыния", - пИА REGNUM Новости) не предоставят: им не нужна территория с неразрешенным военным конфликтом и присутствием России на берегах Днестра. Итак, Брюссель проблему европеизации Молдавии передоверил Бухаресту, и ответственность за последствия этого процесса переложил на его плечи, продолжает "Приднестровье". То, что это так, а не иначе, подтверждает недавно состоявшийся официальный визит президента Румынии Траяна Бэсеску в Молдавию. Его безапелляционные заявления о том, будто бы Румыния не претендует на территорию Молдавии, что она поддерживает стремление Республики Молдова к объединению с Евросоюзом и НАТО в качестве суверенного государства, лишь доказывают двойную игру и Брюсселя, и Бухареста с Кишиневом. Двойная игра и ложь, которую Траян Бэсеску двое суток распространял в Молдавии, была видна невооруженным глазом. Ее невозможно было ни скрыть, ни завуалировать. Румынский лидер заверял, что Бухарест будет оказывать Молдавии всевозможную политическую поддержку во всех вопросах "евроинтеграции", не уточняя при этом, о какой евроинтеграции велась речь: в качестве независимого или объединенного с Румынией государства.

Ход конем президента Бэсеску разгадать не сложно, пишет "Приднестровье". Известно, что в Молдавии только 23% населения, которое выступает за евроинтеграцию путем объединения с Румынией. Основная его масса (более 61% ) выступает за евроинтеграцию в качестве самостоятельного государства. Вот почему румынскому президенту сегодня понадобилась двойная игра: с руководством республики - за ускорение процесса румынизации населения любыми средствами, с народом на площади - в поддержку евроинтеграции республики в качестве самостоятельного государства. Ведь не зря же в беседе с представителями правительства он обратил внимание на тот факт, что образовательной системе Молдавии в качестве материальной помощи Бухарест ежегодно выделял и в последующем будет выделять для студентов-выходцев из Бессарабии и обучающихся в Румынии более 1 тыс. стипендий. В этом кроме помощи материальной заложен глубокий политический смысл! Возвращаясь после обучения к себе на Родину, молодые специалисты, занимая руководящие посты, станут главной опорой Бухареста в возрождении "Великой Румынии". Что касается Приднестровской Молдавской Республики, то ее народ на мякине провести сложно, продолжает "Приднестровье". Ее народ прекрасно понимает, чего добивается Румыния, выступая за окончательное решение "замороженного" конфликта на Днестре по варианту Кишинева и желая войти в состав переговорного формата по Приднестровью. Официальный Бухарест надеется, что, восстановив территориальную целостность Молдавии, он в случае объединения "двух румынских государств" получит в придачу и территорию Приднестровья, что будет хорошим подарком для НАТО, и даже не реагирует на то, что Россия выступает против расширения НАТО за счет республик бывшего Советского Союза.

В заключение хочется сказать: не было, нет, и не может быть доверительных отношений между Приднестровьем и Молдавией. В 1992 году парламент Молдавии стоя приветствовал договоренность мирными средствами урегулировать конфликт. Однако несколько дней спустя вооруженная армада национал-армейцев, ОПОНа, полицейских и карабинеров вероломно обрушилась на Бендеры. В 1997 году была достигнута очередная договоренность о мирном сосуществовании до мирного политического урегулирования проблемы, и на уровне президентов РФ, РМ и ПМР в присутствии представителя ОБСЕ подписан Меморандум о нормализации отношений между ПМР и РМ. Однако с приходом ПКРМ к власти официальный Кишинев отказался его выполнять. А с 1 сентября 2001 года, заменив таможенные печати, он объявил Приднестровью первый этап экономической блокады. Летом 2001 года между ПМР и РМ была достигнута договоренность о двухстороннем признании документов, но эта договоренность, как и масса остальных, не работает. 18 марта 2009 совместно с российским президентом была подписана очередная декларация о мирном разрешении приднестровского конфликта, однако современная власть официального Кишинева отказывается ее признавать (В Совместном заявлении президентов Приднестровья Игоря Смирнова, Молдавии Владимира Воронина и России Дмитрия Медведева, подписанном в марте 2009 г. в частности, отмечается, что "стороны продолжат прямые контакты в целях активизации переговорного процесса по политическому урегулированию приднестровского конфликта". Также стороны отметили стабилизирующую роль нынешней российской миротворческой операции в регионе и отметили целесообразность ее трансформации после приднестровского урегулирования в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ. 22 января 2010 года в эфире одного из молдавских телеканалов вице-премьер-министр Молдавии по вопросам реинтеграции Виктор Осипов заявил, что подписанное 18 марта совместное заявление и заложенные в нем принципы принимаются во внимание молдавской стороной, но не рассматриваются в качестве полноценной договоренности в рамках переговорного процесса, - прим. ИА REGNUM Новости). Пора, наконец, назвать вещи своими именами и публично признать, что мирного урегулирования замороженного конфликта на Днестре в обозримом будущем быть не может, что необходимо гарантам и посредникам переговорного процесса искать иные пути урегулирования и решения этой проблемы.

Евроатлантическая интеграция: "Не хотелось бы, чтобы Молдавия стала членом НАТО после ликвидации приднестровской государственности"

Молдавские либералы не отказываются от намерений сделать Республику Молдова членом НАТО, пишет "Ольвия-пресс". О намерениях относительно вступления РМ в Североатлантический альянс в той или иной форме заявляли все лидеры правящего Альянса за европейскую интеграцию. Мало того, Кишинев на протяжении ряда лет вел работу, направленную на то, чтобы Молдавия при достижении необходимых условий могла претендовать на членство в Североатлантическом альянсе. Ее армия стараниями коммунистов была почти полностью перевооружена и переоснащена по стандартам НАТО. Тем самым было выполнено одно из главных условий вступления в альянс. Придя к власти, либералы продолжили начатое их предшественниками. Согласно "Индивидуальному плану действий партнерства "Республика Молдова-НАТО", одобренному в марте 2006 года советом национальной безопасности РМ, Кишинев к концу 2010 года закончит поэтапную реорганизацию всех подразделений Национальной армии в соответствии со структурой НАТО.

Запад заинтересован в том, чтобы Молдавия вошла в состав его самого мощного военно-политического блока, продолжает "Ольвия-пресс". Наиболее убедительно это подтверждает однозначная позиция США и Брюсселя по поводу идеи бывшего президента РМ Владимира Воронина о международном признании нейтралитета Республики Молдова. Запад назвал эту идею нецелесообразной, из-за чего Воронину пришлось оправдываться, заявляя о том, что "посовещавшись с западными экспертами руководство Молдавии пришло к выводу, что эта идея - бессмысленна. Провозглашение нейтралитета - это все-таки внутренняя проблема каждого государства, которая не касается международных институтов". На самом же деле международное признание нейтралитета является законным актом, существующим в международной практике. Наглядный пример - 12 декабря 1995 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию "Постоянный нейтралитет Туркменистана", предусматривающую "признание государствами-членами ООН Туркменистана в качестве постоянного нейтрального государства". Понятно, что в отношении Молдавии у США и Евросоюза есть свои планы, которые в свете размещения элементов ПРО в Румынии принимают все более отчетливые очертания.

Единственной на сегодняшний день возможностью противодействовать планам США в регионе является адекватное усиление российского присутствия на берегах Днестра. В этом плане совершенно прав российский политик и политолог Сергей Колеров, заявляя о том, что российское военное присутствие в Приднестровье оправданно не только и не столько с военно-технической точки зрения, сколько оно там необходимо политически. Молдавия рано или поздно станет членом Североатлантического альянса - это предопределено всей внутриполитической системой молдавского государства. Не хотелось бы, чтобы это случилось после ликвидации приднестровской государственности, когда Москва не сможет ничего противопоставить дальнейшему продвижению НАТО на восток, подводит итог агентство.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть