Рыба и проблемы связанные с её потреблением населением России почти ежегодно попадает на президентский ковёр. Слова на нём произносятся благие, но положительных результатов для населения пока не видно. Ускользает, каждый раз рыба с президентского ковра целёхонькой и довольной. Больно хитра и скользка, с одного замаху в руки не возьмёшь.
Вот и пришлось президенту России В.В. Путину проводить 29 октября 2025 года с членами Правительства Российской Федерации совещание, на котором в очередной раз рассматривалось положение дел с рыбой. Точнее заслушать достижения руководителей и кураторов «рыбохозяйственного комплекса».
Последнее термин мною взят в кавычки, поскольку нормативно правового определения его нет не только в законодательстве России, но и в соответствующих нормативных документах Правительства Российской Федерации.
Нет его и в положениях о Минсельхозе и Росрыболовстве, которые определяют политику и управляют рыбным хозяйством страны. Именно этот термин – «рыбное хозяйство» законодательно закреплён в Федеральном Законе о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ.
Напомню, что в соответствии с ним согласно п.20 статьи 1 «рыбное хозяйство – вид деятельности по рыболовству и сохранению водных биоресурсов, производству и реализации рыбной продукции». Им же в повседневной своей деятельности и, исходя из утверждённых положений Правительством Российской Федерации, руководствуются вот уже 20 лет Минсельхоз и Росрыболовство.
Но вопреки всему этому на самом высоком государственном уровне продолжают годами обсуждать положение дел не в «рыбном хозяйстве», а в эфемерном «рыбохозяйственном комплексе». Каковы мотивы такой подмены терминов? Полагаю только один. Это уйти от ответственности за конкретно порученный Президентом России участок работы – в «рыбном хозяйстве» и вместо существа возникающих в нем проблем поговорить обо всем и не о чем, что и позволяет используемый термин - «рыбохозяйственный комплекс». Можно говорить о строительстве судов, контейнерах, машинах, поездах для перевозки рыбы, причалах, кранах и т.д., но …не о «рыбном хозяйстве», которое формировалась в России со времён Ивана Грозного и по сей день всё модернизируется в рыночном направлении. Правда, толку пока немного, больше пиара, шума.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 09.11.25 Трамповский мир за 24 часа отложен на неопределённое время
- 20.10.25 Даёшь свет в конце «инвестквотового» рыбного туннеля!
- 28.08.25 Норвежская провокация сработала: Россия вступает в «тресковую войну» в Баренцевом море. Что дальше?
- 12.08.25 Способен ли аляскинский саммит Путин-Трамп принудить Украину и ЕС к миру
Те не менее в ходе упомянутого совещания Президент России В.В. Путин подтвердил, что в приоритете развития рыбной отрасли должны быть «…интересы внутреннего рынка, чтобы улов российских рыбаков, продукция рыбохозяйственных предприятий поступали на прилавки магазинов и рынков, а жители всех регионов России могли купить эти качественные товары по доступной… цене».
Именно об этом уже несколько лет публикуются статьи в СМИ на сайтах федерального, регионального уровня, а также аналитические материалы учёных с конкретными предложениями по исправлению допущенных ошибок, обращенные к руководству страны и отрасли. Имеются они и на сайте РУСО. Но достучаться до верхов не удавалось.
И вот совершилось чудо! Их услышал Президент России В.В. Путин и подтвердил, что действительно все ветви власти должны делать всё с тем, чтобы реализовывать эту важнейшую для населения страны директиву.
Пока она далека от заданной Минздравом России планки – достичь 28 кг/чел/год в продукции. В настоящее время потребление по данным Росстата составляет в сырце (с костями, плавниками, чешуей и внутренностями) около 22-24 кг/чел/год. В пересчёте на продукцию это составит не более 15-17 кг/чел/год.
Как в назидании для тех, кто руководит пусть и «рыбохозяйственным комплексом», а это, прежде всего заместитель Председателя Правительств Д. Патрушев, министр Минсельхоза О. Лут и руководитель Росрыболовства И. Шестаков, всем им Владимир Путин напомнил, что Россия, обладая значительными рыбными ресурсами, тем не менее отстаёт по потреблению рыбы и рыбопродукции населением страны от других государств. И на много. Действительно мы позади, включая и ближайших соседей – Норвегии, Китая, Японии, КНДР, Республики Корея и даже целого ряда прибалтийских государств.

(В сырце – ФАО, 2022 г.). По данным В.И. Кашина
В ответе на такую постановку вопроса президентом России В.В. Путиным, основной докладчик – ответственный за положение дел в «рыбохозяйственном комплекса», страны И.В. Шестаков пафасно заверил, что создано некое АНО «Агентство по продвижению рыбной продукции». Вот оно-то и разработает чиновникам волшебную дорожную карту - «палочку-выручалочку» по увеличению потребления отечественной рыбы и рыбопродукции населением России.
И ни слова о причинах низкого потребления рыбопродукции населением страны. А они всем известны. И главное здесь «звено», которое надо решать это ценовой механизм, рост издержек производства и т.д. Вместо существа вновь старые фанфары: вылов стабилен, экспорт увеличим, корабли строим и достроим, рыбфабрики построили и т.д. И для чего все это? Для снижения потребления рыбы и рыбопродукции населением страны?

По данным В.И. Кашина
Из материалов, представленных в своё время на Парламентских слушаниях в Госдуме по положению дел в рыбной отрасли председателем Комитета по аграрным вопросам академиком РАН, д. с-хоз. н. В.И. Кашиным было подчёркнуто, что вылов в 4,9 – 5,3 млн тонн достигнутый в современный период это почти вдвое ниже рекомендуемых даже отраслевой наукой. Более того этот, так широко рекламируемый руководителями Минсельхоза и Росрыболовства вылов значительно уступает вылову РСФСР в советский период. Причём в тех же границах, что и сейчас. Тогда в РСФСР он составлял 7,9млн тонн (см. рис.). Даже целевой прогноз на перспективу на 2030 год, которым определены развитие «рыбохозяйственного комплекса» ожидается, что годовой вылов водных биоресурсов России может составить 6,8 млн тонн, что на 1,1 млн тонн ниже прошлого советского периода.
Как и ранее все усилия рыбной отрасли предполагается направить на увеличение экспорта рыбы и рыбопродукции, что неминуемо повлечёт за собой оголение внутреннего рынка отечественной рыбной продукцией и как следствие рост её розничных цен. И вновь произойдёт снижение потребления рыбопродукции населением страны, как это происходит в настоящее время.

По данным В.И. Кашина
Касаясь экономического положения в рыбной отрасли, Илья Шестаков впервые признал, надо отдать ему за это должное, что «…отрасль…существенно закредитована. Основные кредиты – это, конечно же, инвестиции компаний в строительство заводов и судов в рамках программы инвестиционных квот. С учётом текущей банковской ставки финансовое положение таких компаний достаточно уязвимое». Этим он вольно или случайно признал всё же, хоть и косвенно, крах программы «инвестквот-квот под киль»
А вот показать Президенту России В.В. Путину объёмы этой закредитованности смелости у Шестакова не хватило. Или приближённые к президенту служивые не позволили? Дескать, не стоит публично расстраивать хозяина, а то боком может всем выйти. Тогда достанется не только И. Шестакову, но и Д. Патрушеву, О. Лут, не исключая и М. Мишустину. Шутка ли она эта «закредитованность рыбохозяйственного комплекса» приближается, по оценкам ряда экспертов, к 1,1 триллиона рублей.
С тем, чтобы подчеркнуть, что не всё так провально с программой «инвестквот – квот под киль» руководитель Росрыболовства подчеркнул, что «…рентабельность рыбодобывающих предприятий за первое полугодие составила порядка 33 процентов…».
О какой рентабельности рыбодобывающих предприятий докладывает к.э.н. И.В. Шестаков? Откуда такие цифры? Все рыбодобывающие компании Северного, Западного, Азово-Черноморского, Каспийского, да многие компании Дальневосточного бассейновза кредитованы и едва сводят концы с концами. А тут «… рентабельность рыбодобывающих предприятий составляет порядка 33 процентов». Возможно это рентабельность продажи рыбы и рыбопродукции торговыми сетями? Но это совсем другое. Если это так, в чём позволю усомниться, то и выносить вопрос о положении дел в «рыбохозяйственном комплексе» на уровень Президента России просто неуважительно относиться к его времени.
Никаких сколько нибудь значимых для отрасли вопросов, а они имеются, которые следует решать, в ходе выступления И. Шестаковым поставлено не было. Среди них это продолжающееся давление на бизнес силовых структур, неурегулированность в ряде рыбопромысловых районах правил рыболовства и чрезмерная финансовая нагрузка на добывающий сектор, продолжающийся рост стоимости топлива и т.д. Не менее существенно и то, что статус Росрыболовства недостаточен для эффективного решения возникающих проблем, а его подчинённость Минсельхозу увеличивает бюрократическую составляющую при рассмотрении и решении тех или иных вопросов. Обо всём этом неоднократно упоминалось в обращениях к руководству Минсельхоза, Росрыболовства представителей союзов, ассоциаций рыбаков. Были обращения и на самый верх – в Кремль, вплоть до воссоздания Министерства рыбного хозяйства России. Однако воз рыбный продолжает буксовать в трясине чиновничества.
Выступивший, как содокладчик, губернатор Камчатского края Солодов В.В. сторонник шестаковской программы «инвестквот-квоты под киль» отметив, значение рыбной отрасли в социально-экономическом развитии края, предложил ряд мер, направленных на увеличения потребления рыб за счёт заказа для госучреждений. Одновременно он внёс и некоторые предложения по улучшению продвижения камчатской рыбопродукции в материковую часть России. Все они положительно приняты президентом и председателем правительства.
Вновь возникает вопрос: «Возможно, руководитель Росрыболовства, да и руководство страны правы в отстаивании своих взглядов на развитие отрасли по инвестквотовым лекалам вопреки отечественному и мировому опыту, и дальше намерены следовать этим курсом?». Тогда все должны равняться на это и продолжать программу «инвестквот – квоты под киль» до последней тонны квот. Очередь уже подошла для строительства транспортов. После них, придумают ещё чего–либо. Так и до строительства бань, парикмахерских за счёт «инвестквот – квот под киль» дойдём.
Как подойти объективно к данной весьма противоречивой экономико-социальной оценке в рыбной отрасли и той программы «инвестквот – квот под киль», которая уже целую пятилетку, ломает отрасль, а конца и края ей нет, как и обещанных эффективных результатов? Между тем долги рыбопромышленников растут, потребление рыбы и морепродуктов населением страны падает. Впервые проводимый в мировой практике опыт применения на отечественной отрасли программы «инвестквот – квоты под киль» не востребован другими рыболовными государствам мира. Они, полагаю, ожидают, чем это обернётся для российского населения. Пора и нашему руководству задуматься: «Той ли дорогой идёте, товарищи?».
Ранее такие противоречия снимались в ходе проведения Всероссийских съездов работников рыбного хозяйства, которых в капиталистической России было проведено четыре. К ним готовился с привлечением специалистов, учёных отрасли властей приморских регионов Справочный материал, включавший в себя и социально - экономическое положение в рыбном хозяйстве страны. Активно участвовал в этом и профсоюз рыбников. В настоящее время его не слышно и не видно. Заинтересованно участвовали в работе прошлых Съездов рыбаков депутаты федерального и регионального уровней.
Последний Всероссийский съезд рыбаков состоялся 25-26 февраля 2018 году. Организаторами его были ВАРПЭ и профсоюз работников рыбной отрасли. В нём приняли участие около 500 делегатов из 38 регионов России. Планировалось провести очередной Съезд рыбаков через 3-4 года. Прошло уже почти 8 лет. Робкие попытки ведущего рыбацкого объединения - ВАРПЭ организовать проведение очередного Всероссийского съезда рыбаков в ближайший год не увенчалась пока успехом. По имеющим сведениям, нет на это «отмашки» со стороны Росрыболовства. Для принятия решения ему, Росрыболовству, надо ещё и получить «согласие» от Минсельхоза и от Администрации Президента. Да и вряд ли, по моему мнению, она «отмашка», «согласие» в сегодняшних условиях, поступит в ближайшее время.
Тем не менее, следует, не откладывая в долгий ящик, создать всё же Рабочую группу из рыбопромышленников, специалистов, учёных рыбной отрасли, представителей союзов, ассоциаций, профсоюза рыбников с привлечением депутатов, сенаторов от приморских регионов. В задачу такой группы должны входить подготовка объективного анализа по каждому бассейну отдельно о социально-экономическом положении в рыбном хозяйстве регионов. И на основе этого анализа предложить необходимые меры по безусловному выполнению директивы Президента России В.В. Путина о «…приоритете внутреннего рынка страны…с тем, чтобы … жители всех регионов России могли купить эти качественные товары по доступной… цене».
Свести бассейновые наработки в единый доклад и направить его на рассмотрение для принятия соответствующих мер руководству страны.
Не исключаю и других альтернативных решений, кроме одного: «Пусть всё идёт, как идёт. Кривая выведет на ровную дорогу». В рыбе так не получится. Слишком сложная отрасль. Вывести её такой подход может только к разбитому рыбному корыту. Спрос народный за это будет, полагаю, со всей строгостью, как это было не раз в прошлом. И всё же главное – можем потерять, целую отрасль, которая обеспечивает, наряду с другими задачами, продовольственную безопасность страны.
Вячеслав Зиланов
экс-заместителя Министра рыбного хозяйства СССР, заслуженный работник рыбного хозяйства России, почётный гражданин Мурманской области


Комментарии читателей (0):