Сирия, страна, последние 15 лет отмеченная кризисами и миграционными потоками, теперь стала ареной для переписываемого сценария. Но этот сценарий больше не пишут Москва и Тегеран. Появился новый игрок: страны Персидского залива. С его экономикой, дипломатией и претензиями на восстановление арабского мира…
Турция, однако, больше не тот прежний игрок, который доминировал на этой сцене и был в центре внимания. К сожалению, теперь она выступает в роли статиста, выжидая в стороне, выжидая удобного случая, но оставаясь вне сценария.
Вспомним трёхстороннюю встречу в Эр-Рияде в мае 2025 года: новый президент Сирии Ахмед аш-Шараа, президент США Дональд Трамп и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман. Именно там ситуация резко изменилась. Несколько часов встречи перевернули многолетнее, болезненное уравнение. Первые шаги к снятию санкций проложили путь инвестициям из стран Персидского залива в Дамаск.
Подписание соглашения в Эр-Рияде в тот день было не просто экономическим решением; это был явный признак того, что «сирийское досье», над которым Турция работала годами, ускользает из её рук.
Режим Эрдогана, некогда считавший Сирию основой своей национальной безопасности, теперь остаётся в стороне. Турция, которая когда-то доминировала в диалоге благодаря своему военному присутствию, торговым маршрутам и даже политике в отношении беженцев, теперь отошла на второй план из-за персидских долларов, проблем безопасности Израиля и стратегий Вашингтона.
Сразу вспоминается курдский вопрос. Некогда главный козырь Анкары, теперь она зависит от новых соглашений между странами Персидского залива и мировыми державами. Мечта Израиля о «зоне безопасности» на юге? Турции там тоже нет места.
Государства Персидского залива задействовали не только свои деньги, но и дипломатическое влияние. Эр-Рияд и Абу-Даби организовали возвращение Дамаска в Лигу арабских государств и на международную арену. Пока у Турции были связаны руки, возвращение Дамаска в арабский мир означало для Эрдогана тихую изоляцию.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Пространство, открывшееся после ухода России и Ирана, фактически стало возможностью для стран Персидского залива. Сирия, которую Анкара годами рассматривала как «зону безопасности», теперь стала ареной для финансов, дипломатии и важных соглашений. К сожалению, голос Турции на этой арене не слышен.
Экономический кризис, высокая инфляция и бремя миллионов беженцев, с которыми сталкивается Турция внутри страны, фактически сводят на нет её способность предпринимать шаги по сирийскому вопросу за рубежом. Отношения с НАТО и США, с одной стороны, и быстро растущее влияние стран Персидского залива, с другой, теперь представляют собой своего рода «ходьбу по канату» для Анкары.
Возможны три сценария: в краткосрочной перспективе Турция будет довольствоваться поддержанием безопасности границ на севере. В среднесрочной перспективе в игру вступят «вынужденные партнёрства» со странами Персидского залива: энергетика, инфраструктура и ограниченные инвестиции. В долгосрочной перспективе уравнение, установленное странами Персидского залива, США и Израилем, может полностью оттеснить Турцию на второй план. Турция либо пересмотрит свою стратегию и адаптируется к этому новому уравнению, либо останется лишь зрителем на сирийской сцене.
В результате переписываемый нарратив Сирии формируется под влиянием капитала стран Персидского залива и американо-израильской политики. Турция, некогда ведущая фигура на этой арене, теперь выступает в роли стороннего наблюдателя, периодически вмешиваясь, но никогда не становясь направляющей силой. Сирийское досье теперь находится на столе Эр-Рияда, а не Анкары.


Комментарии читателей (0):