Папа Римский Лев XIV принял в среду, 2 июля, двух влиятельных женщин. В районе обеда понтифика посетила премьер-министр Италии Джорджа Мелони. А до того Лев XIV встретился с супругой президента Турции Эмине Эрдоган. Как сообщают католические информационные агентства, на днях появились утверждения, что новый папа всё-таки готовится совершить визит в Турцию в ноябре, где примет участие в праздновании 1700-летия Никейского собора, важнейшим результатом которого считаются принятие Никейского символа веры и осуждение арианской ереси. Ватикан, правда, пока не подтвердил официально поездку Льва XIV, хотя встреча с госпожой Эрдоган говорит в пользу визита. Но дело, судя по всему, не только в этом.
Хотя Лев XIV продолжает призывать к миру на Украине, принимает в Ватикане украинских греко-католических епископов, ирано-израильское урегулирование сегодня больше на слуху. В конце июня папа заявил, что он с «надеждой» приветствует известие о прекращении огня между Израилем и Ираном, посоветовав странам отказаться от планов «мести» и встать на путь построения долгосрочного мира. А ранее государственный секретарь Святого престола кардинал Пьетро Паролин выступил за «ядерное разоружение», комментируя израильско-иранские обмены ударами, но «мирным путём» – посредством «диалога и переговоров». Итальянский католический портал Vatican insider усматривает в «двойной аудиенции» Мелони – Эрдоган признаки активизации папской дипломатии, предполагая, что план понтифика заключается в том, чтобы предложить Рим в качестве места для мирных переговоров.
Как замечает издание, «на повестке дня – глобальные конфликты (в первую очередь Украина, Сектор Газа, Иран), гуманитарная ситуация на Ближнем Востоке, сотрудничество по этическим и социальным вопросам». Иранский посол при Святом престоле Мохаммад Хоссейн Мохтари «уже выразил полное согласие на переговоры, инициированные Ватиканом», через «католиков вице-президента Джеймса Вэнса и госсекретаря Марко Рубио была прощупана готовность администрации США, а итальянское правительство предложило активное сотрудничество для организации в Риме платформы для диалога по текущим кризисам». При этом в Римской курии «отмечают, что папский канал является не альтернативой, а дополнением к дипломатическому и гуманитарному каналу, активированному Турцией».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Ирано-израильский спор в частности и ситуация на Ближнем Востоке в целом, похоже, становятся вторых заходом Льва XIV после избрания папой в мае сего года на то, чтобы вернуть Святой престол в большую политику. Предыдущая попытка была связана с украинским конфликтом, однако не заметно, чтобы она получила продолжение. В начале июня состоялся телефонный разговор между президентом России Владимиром Путиным и понтификом. Затем российский посол при Святом престоле Иван Солтановский в интервью телеканалу RTVI, отметил, что между Россией и Ватиканом продолжается «достаточно активный политический диалог», хотя контакты по линии некоторых ведомств приостановлены. Так, российская сторона несколько раз ставила вопрос о том, чтобы возобновить практику политических консультаций, но Святой престол «немножко держит паузу».
Профессор политологии Университета Джона Кабота в Риме Майкл Дриссен прогнозирует, что «мы будем видеть меньше пророческих символических жестов, которые были визитной карточкой папы Франциска и больше институциональной дипломатии – вопрос в том, что будет работать лучше». Плюсом «институциональной дипломатии» эксперт видит «беспрецедентную сеть апостольских нунциев», позволяющей Ватикану иметь «доступ к информации, которой не располагает ни один другой дипломатический корпус», что позволяет «выявлять возможности для мира и посредничества, которые другие могут упустить». Посмотрим, насколько это сработает на Ближнем Востоке.
Комментарии читателей (0):