Конфликт между Израилем и Ираном имеет очень важные последствия как для Турции, так и для всего региона. Ослабление экономических отношений с этими двумя странами существенно повлияет на Турцию, учитывая региональную безопасность, а также и расширение РПК, которую Анкара считает террористической организацией, в Иране и Сирии. Например, Ирак и Сирия, очищенные от иранского влияния, были бы идеальным сценарием как для Турции, так и для Курдского регионального правительства в Ираке. Фактически, это также является целью для США и Израиля.
Прежде всего, нужно отметить следующее: администрация ПСР при Турции и Реджепе Тайипе Эрдогане не предпринимает действий против США и Израиля из-за своего прагматичного подхода и особенно из-за внутреннего политического и экономического спада в последние годы.
Даже если Эрдоган иногда делает резкие заявления против Израиля на открытых митингах, он не предпринимает действий против США и Израиля. Это не создает никаких проблем для их глобальных планов. Ни одно из его действий не навредило им до сих пор.
Что касается Ирана, то Эрдоган после заседания кабинета министров 16 июня заявил: «Мы с самого начала утверждали, что процесс в отношении ядерной программы Ирана должен осуществляться за столом переговоров, и сегодня мы находимся в той же точке».
Говоря футбольным языком, это перебрасывание мяча. В любом случае, переговоры не дали никаких результатов, и началась война... После этой речи он прорекламировал БПЛА, производимые Турцией, заявив: «Мы разрабатываем и производим собственные системы... Сейчас мы достигли стадии производства этих продуктов, которые поступили на наш вооружение. Наш национальный боевой самолет KAAN является одним из лучших примеров этого. За короткий промежуток времени мы достигнем обороноспособности, при которой никто, абсолютно никто, не сможет нас критиковать». Как будто он говорил Израилю: «Не сравнивайте нас с Ираном».
Поразительно, что не было никаких других заявлений от президента Эрдогана и Турции, никакой критики в адрес США. Напротив, ядерные переговоры, инициированные Трампом, были оценены как «единственный метод» достижения мира. В заявлении, сделанном утром 13 июня, МИД Турции самым решительным образом осудил авиаудары Израиля по Ирану и обвинил администрацию Нетаньяху в реализации политики «стратегической дестабилизации» в регионе Ближнего Востока.
В своем заявлении министр иностранных дел Фидан заявил: «Израиль, который вызвал человеческую трагедию в Газе, втянул Ливан в нестабильность, занялся оккупацией Сирии и теперь нацелился на Иран, должен немедленно отказаться от своей стратегии дестабилизации региона». Поразительно, что в заявлениях Анкары не было использовано никаких выражений, которые могли бы означать политическую поддержку, кроме «соболезнований» администрации Тегерана.
Еще одним ярким элементом заявлений Анкары стало отсутствие негативных ссылок на роль США в этом процессе. В заявлении, сделанном сразу после атак Израиля, президент США Трамп дал понять, что военные методы будут использоваться еще более решительно, если Иран не достигнет соглашения по ядерной программе. Заявление Трампа было расценено как явная поддержка Вашингтоном продолжения авиаударов Израиля в будущем.
Известно, что президент Эрдоган хочет встретиться с президентом США Трампом сначала на полях саммита НАТО, который пройдет в Нидерландах 24-25 июня, а затем в Белом доме, если его пригласят. По всей видимости, Эрдоган хочет избежать создания негативной атмосферы между Анкарой и Вашингтоном перед этими важными встречами.
Было ясно, что Израиль ударит по Ирану: тому, что руки уже находятся на спусковом крючке, было много признаков. Это и выступление Трампа, и заявление Нетаньяху, и сообщения в СМИ. Несмотря на это, Иран оказался неподготовленным к израильским атакам. Можно ли застать государство врасплох? Это действительно трудно понять... Иран практически одинок - политически, а также с точки зрения логистической и технологической поддержки... Эрдоган не с Ираном. Он произносит речи о Палестине, Газе, детях и женщинах для получения голосов на митингах, но никогда не прерывает торговлю с Израилем.
Нуман Куртулмуш, один из политиков ПСР, однажды сказал: «Израиль добился своих самых больших успехов в период ПСР!» Израиль постоянно занят расширением своей территории за счет этих успехов. Разве не секретная и тайная политика Эрдогана прокладывает путь Израилю?
Председатель Партии националистического движения (MHP) Девлет Бахчели, реагируя на израильскую атаку, сказал: «Операция против Ирана — это своего рода подлое послание Турции». Он даже связал атаку Израиля на Иран с «процессом урегулирования с курдами».
События в Сирии, начало Анкарой мирного процесса с курдами, ирано-израильская война и это заявление председателя MHP Девлета Бахчели - это взаимосвязанные вопросы. Существует риск распространения огня. Быть готовым к этому можно, увеличив силу «внутреннего фронта». Однако в Анкаре есть правительство и администрация, которые не в ладах со своим народом. Эрдоган воюет со всеми слоями общества, кроме своих собственных сторонников. Разве он открыто не объявил войну НРП-CHP? Разве политические операции не продолжаются безостановочно? Правительство ПСР убило дух единства, единения и солидарности.
На самом деле Иран и Израиль очень похожи. Оба государства считают себя окруженными. Они держат себя в положении «других» со своей религиозной идентичностью. Они считают себя имеющими культурное и гражданское превосходство по сравнению с арабским миром. И иранцы, и израильтяне часто думают в своей повседневной жизни: «Арабы нас подставляют». Другими словами, они извергают свою ненависть друг на друга. Корни этой ненависти глубоки. Во время режима Баас в Ираке, с приходом к власти Саддама Хусейна, существовала искаженная идея, которая стала частью государственной идеологии и даже вошла в образовательную программу: «Есть три вещи, которые Аллах не должен был создавать: персов, евреев и мух». Эта книга, написанная родственником Саддама Хусейна Хайруллой Тульфой, преподавалась как официальный инструмент пропаганды в Ираке в течение многих лет. Она систематически извергала ненависть к обеим нациям.
На самом деле, в основе обоих государств лежала общая психология: вера в то, что они могут доверять только себе. Это было необходимостью для Ирана, осажденного географическими и политическими реалиями. Иная ситуация была для Израиля, который воспользовался тем, что был безусловным стратегическим союзником единственной в мире сверхдержавы, Соединенных Штатов. Однако травматическое наследие Холокоста продолжало подпитывать глубоко укоренившийся страх израильтян остаться в одиночестве.
Слухи о том, что «Иран в одном шаге от создания ядерной бомбы», стали городской легендой, которая циркулирует в дипломатических коридорах уже 30 лет. На этот раз сцена та же самая. Нетаньяху, проигнорировав сфабрикованное решение Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) о нарушении, заявил: «Секунды остались!», и начал войну. Однако правда не такова. Будучи одним из самых могущественных государств в регионе, Иран предпочел довольствоваться своим обычным военным превосходством. Он хотел, чтобы Ближний Восток был свободен от ядерного оружия в качестве своей стратегической цели. Четкое заявление президента Пезешкиана: «У нас нет цели создать ядерное оружие, однако мы не откажемся от своего права на энергию и науку».
Сценарий смены режима в Иране уже много лет находится на рассмотрении Запада. В 2002 году бывший командующий НАТО Уэсли Кларк раскрыл инцидент, который нельзя упускать из виду: администрация Буша планировала разделить 7 мусульманских стран - Ирак, Иран, Сомали, Сирию, Ливан, Судан и Ливию. Военные интервенции великих держав свергли почти всех из этого списка. Осталась только одна страна, которая сопротивляется - Иран…
Сегодня бомбы бьют по Тегерану, и есть два способа закончить эту войну. Иран может продолжать посылать свои ракеты в Израиль и гарантировать проведение встречи за столом переговоров с вмешательством российско-китайской дипломатии или иранский режим не сможет сопротивляться и рухнет. Турция не поддержит Иран в этом вопросе. Пока Иран, сопротивляющийся ракетам, сталкивается с большим испытанием. Через несколько дней мы вместе узнаем, как долго он сможет продолжать эту борьбу…
Комментарии читателей (0):