Статья профессора кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Д.М. Хомякова специально для ИА REX
На итоговом заседании коллегии Минсельхоза России, состоявшейся 27.05.2025 обсудили результаты работы АПК и стратегические задачи на перспективу.
Вице-премьер Правительства Российской Федерации Дмитрий Патрушев в своём выступлении подчеркнул, что прошлый год агропромышленный комплекс завершил с положительным результатом. На реализацию четырёх госпрограмм, за которые отвечает Минсельхоз, Правительство направило 682 млрд рублей. Это позволило сохранить основные инструменты поддержки и послужила базой для стабильного производства. Так, в 2024 году наши растениеводы собрали почти 130 млн тонн зерновых. В животноводстве в прошлом году зафиксирован прирост и в мясном, и в молочном направлениях.
Как отметил вице-премьер Дмитрий Патрушев, по отношению к прошлому году экспорт в 2025-м «просел». По данным ФТС, напомним, в первом квартале 2025-го российские поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составили $9 млрд против $10,4 млрд за аналогичный период 2024 года. Причины спада — не только объективные внешние факторы, но и «недоработки» со стороны ведомства, которые «предстоит проанализировать».
Видеообращение участникам заседания направил Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин. Премьер-министр отметил, что отечественный АПК является настоящим локомотивом роста национальной экономики, надёжно обеспечивает продовольственную безопасность нашего государства, осваивает международные рынки. Михаил Мишустин напомнил, что с этого года стартовал новый национальный проект по технологическому обновлению отрасли. «Предстоит не только сохранить, но и приумножить достижения агропромышленного комплекса, выполнить все задачи, которые ставит перед нами Президент, укрепить позиции России как одного из лидеров глобального продовольственного рынка», — заявил Председатель Правительства.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 24.03.25 Мировое продовольствие: вклад Росиии в стабилизацию ситуации
- 14.03.25 Оптимизация или передел?
- 08.03.25 Скользкие грани агротехники
- 28.02.25 Молочные реки, кисельные берега?
Как напомнил Михаил Мишустин, к 2030 году АПК должен добиться 25%-го увеличения объёма производства и в 1,5 раза нарастить экспорт (к показателям 2021 года).
Декомпозицию этих целей представила министр сельского хозяйства Оксана Лут. По ее словам, заметный вклад в расширение производства и экспорта на горизонте ближайших лет внесут в том числе зерно и масличные культуры. Как следует из презентации госпожи Лут, производство зерновых к 2030 году вырастет до 170 млн тонн (129,8 млн тонн в 2024-м), масличных культур — до 36,4 млн тонн (31,6 млн тонн), молока — до 38,5 млн тонн (34,1 млн тонн). Экспорт зерна при этом должен увеличиться до 81 млн тонн (75,4 млн тонн), растительных масел — до 8,4 млн тонн (7,8 млн тонн).
Говоря о ключевых итогах 2024 года, Оксана Лут отметила, что по итогам прошлого года исполнены ключевые индикаторы Доктрины продовольственной безопасности. По зерну, мясу, рыбе, растительному маслу и сахару наша страна обеспечивает себя с запасом и максимально приближается к целевым показателям по молоку, картофелю и овощам.
Кроме того, продолжается работа по развитию международной торговли. В прошлом году Россия поставила на международный рынок 109 млн тонн продовольствия, что на 5% больше, чем годом ранее. Это обеспечило нашей стране третье место в мире по экспорту продукции АПК в тоннаже. Помимо лидерства по поставкам пшеницы, ячменя и мороженой рыбы, Россия занимает ведущие позиции по подсолнечному и рапсовому маслам, гороху и ряду других видов продукции. Вместе с тем один из самых важных результатов — активный рост экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. В прошлом году он вырос на 6% в денежном выражении, в том числе за рубеж поставлены рекордные объёмы подсолнечного масла и муки.
Для достижения национальных целей по наращиванию производства и экспорта продукции АПК к 2030 году реализуется национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности». Он направлен на развитие селекции и генетики, производства критически важных добавок, ветеринарных препаратов и вакцин, сельхозтехники и оборудования, а также обеспечение отрасли профессиональными кадрами.
В частности, ведётся работа по достижению 75% самообеспеченности семенами всех основных сельскохозяйственных культур. За последний год этот показатель ощутимо вырос и достиг 67,6%. Серьёзного прогресса удалось добиться по сахарной свекле, подсолнечнику и по другим культурам.
Для обеспечения АПК современной сельхозтехникой и оборудованием ведется системная работа с Минпромторгом. С начала 2024 года действует совместная рабочая группа по обратному инжинирингу, куда в том числе, входят сельхозпроизводители и переработчики. Также запущена новая подпрограмма ФНТП, направленная на создание современных моделей тракторов и комбайнов и других позиций, которых не хватает на российском рынке. К 2030 году в рамках подпрограммы должно быть разработано 27 видов новой техники.
Итоги коллегии обуславливают внимание к обсуждаемым вопросам. Как оценить и спрогнозировать, хотя бы в краткосрочной и среднесрочной перспективе мировой спрос и конъюнктуру глобального продовольственного рынка?
По данным опубликованного 16.05.2025 Глобального доклада о продовольственных кризисах (ГДПК), в 2024 году в некоторых наиболее уязвимых регионах мира рост распространённости тяжёлого отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания среди детей продолжился шестой год подряд, в результате чего миллионы людей оказались в бедственном положении.
Согласно докладу, конфликты, экономические потрясения, экстремальные климатические явления и вынужденное перемещение, как и прежде, являлись основными факторами усугубления проблемы отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания во всем мире, с катастрофическими последствиями для многих и без того уязвимых регионов.
В 2024 году от острого голода страдали свыше 295 млн жителей 53 стран и территорий, что на 13,7 млн человек больше, чем в 2023 году. Серьёзную обеспокоенность вызывает рост доли населения, страдающего от тяжёлого отсутствия продовольственной безопасности, которая в настоящее время составляет 22,6% охваченного оценкой населения. Вот уже пятый год подряд этот показатель сохраняется на уровне, превышающем 20%.
За тот же период количество людей, столкнувшихся с катастрофическим голодом (стадия 5 по ККС/ГС), более чем удвоилось и достигло 1,9 млн человек — это самый высокий уровень с начала отслеживания данного показателя в рамках подготовки ГДПК в 2016 году.
Следует пояснить, что Комплексная классификация стадий продовольственной безопасности (ККС), также известная как шкала IPC и ККС/ГС (гармонизированная система), представляет собой инструмент для улучшения анализа продовольственной безопасности и принятия решений. Это стандартизированная шкала для классификации серьёзности последствий острой нехватки продовольствия, которая объединяет информацию о продовольственной безопасности, питании и средствах к существованию, и может использоваться для выделения приоритетных областей и групп населения, нуждающихся в экстренном реагировании, которые были определены на основе анализа продовольственной безопасности.
Первоначально ККС была разработана в 2004 году для использования в Сомали Отделом анализа продовольственной безопасности ФАО совместно с другими профильными международными структурами.
Далее в рассматриваемом докладе отмечено, что чрезвычайно обострилась проблема неполноценного питания, в особенности среди детей, в том числе в Йемене, Мали, секторе Газа и Судане. В контексте 26 продовольственных кризисов острая недостаточность питания наблюдалась почти у 38 млн детей в возрасте до пяти лет.
Кроме того, в докладе указывается на резкое увеличение масштабов голода, вызванное вынужденным перемещением, при этом из 128 млн вынужденно перемещенных лиц по всему миру около 95 млн, в том числе внутренне перемещенные лица (ВПЛ), лица, ищущие убежища, и беженцы, проживают в странах, которые столкнулись с продовольственным кризисом, таких как Демократическая Республика Конго, Колумбия, Сирия и Судан.
«Этот выпуск Глобального доклада о продовольственных кризисах — ещё одно грозное предостережение о том, что мир идет в неправильном и опасном направлении», — заявил Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш. «Сегодня на давние кризисы накладывается ещё одно более новое явление: резкое сокращение объёмов гуманитарного финансирования для оказания жизненно необходимой помощи и удовлетворения соответствующих нужд. И проблема отнюдь не только в неисправности действующих механизмов, проблема в позиции, занятой человечеством. В 21 веке голода не должно существовать как явления. Мы не можем разводить руками и отворачиваться от голодающих».
Основные факторы тяжёлого отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания:
- Конфликты — это по-прежнему ключевой фактор тяжёлого отсутствия продовольственной безопасности, затрагивающий примерно 140 млн жителей 20 стран и территорий. Массовый голод был подтверждён в Судане, а среди «горячих точек», население которых сталкивается с катастрофическим уровнем тяжёлого отсутствия продовольственной безопасности, — Гаити, Мали, сектор Газа и Южный Судан.
- Экономические потрясения, включая инфляцию и девальвацию валюты, обрекли на страдание от голода 59,4 млн человек в 15 странах, и этот показатель по-прежнему, несмотря на незначительное снижение по сравнению с данными за 2023 год, практически вдвое превышает допандемийные уровни. Некоторые из наиболее крупномасштабных и затяжных продовольственных кризисов, в том числе в Афганистане, Йемене, Сирийской Арабской Республике и Южном Судане, были обусловлены прежде всего экономическими потрясениями.
- Экстремальные погодные явления, в частности вызванные Эль-Ниньо засухи и наводнения, привели к тому, что 18 стран охватил продовольственный кризис, от которого пострадали более 96 млн человек, с особенно серьёзными последствиями в южных частях Азии и Африки и в регионе Африканского Рога.
Согласно прогнозам ГДПК, связанные с голодом потрясения, вероятнее всего, будут происходить и в 2025 году, в условиях, когда, по данным Глобальной сети, ожидается наиболее значительное за всё время публикации этого доклада сокращение гуманитарного финансирования, необходимого для преодоления кризисов в области продовольствия и питания.
В момент, когда распространенность тяжёлого отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания достигла рекордного уровня, объем выделяемого на соответствующие нужды глобального финансирования сокращается самыми быстрыми темпами за долгие годы, а внимание к этой проблеме на политическом уровне ослабевает.
Чтобы вырваться из порочного круга усугубления проблемы голода и неполноценного питания, необходимо решительно сменить курс. Для этого потребуется консолидировать ресурсы, масштабировать эффективные решения и уделять особое внимание нуждам и мнениям пострадавших общин при принятии любых мер реагирования.
Глобальная сеть по борьбе с продовольственными кризисами — это международный альянс, объединяющий усилия ООН, ЕС, государственных и негосударственных учреждений. Его участники совместно работают над предотвращением и преодолением продовольственных кризисов.
Сеть представляет собой платформу, на которой взаимодействуют ведущие гуманитарные и оперативные структуры, международные финансовые институты, государства-члены и профильные организации. Объединяя ресурсы и знания, они стремятся сократить масштабы голода и, в конечном счёте, полностью его искоренить — с опорой на проверенные, основанные на фактических данных подходы.
Наряду с оказанием чрезвычайной помощи, Глобальная сеть по борьбе с продовольственными кризисами рекомендует инвестировать в местные продовольственные системы и комплексные услуги по обеспечению питания. Цель — устранение долгосрочных факторов уязвимости и повышения невосприимчивости к потрясениям, особенно в подверженных кризисам регионах, где 70% сельских домохозяйств зависят от сельского хозяйства как источника пропитания и средств к существованию (например, на Африканском континенте).
По итогам рассмотрения документа можно сделать следующее заключение. Дефицит продовольствия есть, он носит и глобальный, и региональный характер, а также имеет локальные особенности. Но насколько сильно и однозначно эти гео-политико-экономические аспекты связаны с конъюнктурой глобального рынка продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья?
Это может проиллюстрировать среднее значение Индекса продовольственных цен ФАО (ИПЦФ). В мае 2025 года оно составило 127,7 пункта, что на 1,0 пункта (0,8%) ниже апрельского уровня. Снижение значения индексов цен на зерновые, сахар и растительные масла с лихвой нивелировало рост значения индексов цен на молочную продукцию и мясо. В целом, значение ИПЦФ оказалось на 7,2 пункта (6,0%) выше соответствующего показателя прошлого года; однако оно все ещё на 32,6 пункта (20,3%) ниже его рекордного значения, зафиксированного в марте 2022 года.
В мае среднее значение Индекса цен на зерновые ФАО составило 109,0 пункта, что на 2,0 пункта (1,8%) ниже апрельского показателя и на 9,7 пункта (8,2%) ниже показателя мая 2024 года. По итогам месяца было зафиксировано резкое снижение мировых цен на кукурузу, что объясняется активной конкуренцией и сезонным увеличением предложения в Аргентине и Бразилии, где уборка урожая идёт опережающими темпами по сравнению с концом мая прошлого года. Кроме того, дополнительное понижательное давление на цены оказала информация об ожидаемом рекордном урожае кукурузы в США в 2025 году. Снижение мировых цен также затронуло такие фуражные зерновые, как сорго и ячмень. Помимо этого, было зафиксировано умеренное снижение международных цен на пшеницу, что обусловлено снижением мирового спроса и благоприятными для развития посевов условиями, установившимися в Северном полушарии.
Прошедшие в конце месяца осадки снизили риск засухи в некоторых регионах Европы, Черноморского региона и США. В то же время среднее значение Индекса цен на все виды риса ФАО в мае увеличилось на 1,4%, что объясняется устойчивым спросом на ароматные сорта и более высокими ценами на индийские сорта риса, которые стали следствием, среди прочего, повышением обменного курса национальных валют некоторых стран-экспортёров к доллару США.
Среднее значение Индекса цен на растительные масла ФАО в мае составило 152,2 пункта, что на 5,8 пункта (3,7%) ниже апрельского показателя и на 19,1% выше уровня прошлого года. Продолжающееся сокращение значения данного индекса связано со снижением котировок пальмового, рапсового, соевого и подсолнечного масел.
Международные цены на пальмовое масло продолжают активно снижаться второй месяц подряд, причём образовавшаяся с середины апреля разница в цене по сравнению с конкурирующими видами масел сохраняется. Такое падение было обусловлено главным образом сезонным увеличением объёмов производства и экспортных запасов в странах Юго-Восточной Азии. Глобальные цены на соевое масло также снизились вследствие увеличения предложения в Южной Америке и снижения спроса на сырьё для производства биотоплива, прежде всего в США.
Цены на рапсовое масло упали, что в значительной степени обусловлено ожидаемым увеличением предложения после начала уборки урожая в ЕС, в то время как сокращение цен на подсолнечное масло объясняется ослаблением мирового импортного спроса и снижением его ценовой привлекательности.
Среднее значение Индекса цен на мясо ФАО в мае составило 124,6 пункта, что на 1,6 пункта (на 1,3%) выше пересмотренного апрельского показателя и на 7,9 пункта (6,8%) выше показателя за аналогичный период прошлого года. Зафиксированный рост был обусловлен повышением международных цен на говядину, баранину и свинину, что с лихвой компенсировало снижение котировок мяса птицы.
Рост цен на баранину объясняется увеличением котировок в Океании на фоне активного мирового импортного спроса, особенно со стороны Китая, Ближнего Востока и Европы. Цены на свинину также выросли, чему способствовала активизация мирового спроса и резкий рост экспортных цен в Германии после восстановления статуса страны, свободной от ящура. Мировые цены на говядину достигли нового исторического максимума на фоне устойчивого мирового спроса и ограниченного экспортного предложения в основных странах производителях. При этом цены на мясо птицы снизились вследствие сокращения котировок в Бразилии: после обнаружения высокопатогенного гриппа птиц в одном из птицеводческих хозяйств в середине мая ряд крупных стран-импортёров ввели запрет на импорт мяса птицы из Бразилии, что и привело к затовариванию и снижению цен.
Среднее значение Индекса цен на молочную продукцию ФАО в мае составило 153,5 пункта, что на 1,3 пункта (0,8%) выше апрельского показателя и на 27,2 пункта (21,5%) больше, чем годом ранее. Международные цены на сливочное масло оставались на исторически высоких уровнях, поддерживаемых высоким спросом со стороны стран Азии и Ближнего Востока на фоне сокращения предложения молока в Австралии. Однако замедление спроса на сливочное масло, произведённое в Европейском союзе, ограничило дальнейший рост цен.
Цены на сыр продолжили расти второй месяц подряд, что обусловлено устойчивым спросом со стороны предприятий общепита, особенно в Восточной и Юго-Восточной Азии, и ограниченным предложением в ЕС из-за неблагоприятных погодных условий и вспышек заболеваний в начале года. Цены на сухое цельное молоко с апреля выросли ещё на 4 процента, чему способствовал устойчивый спрос со стороны Китая и ограниченное увеличение предложения. При этом по итогам мая цены на обезжиренное сухое молоко незначительно снизились (0,2%), поскольку наличие достаточного экспортного предложения в регионах — производителях сливочного масла нивелировало рост спроса на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Среднее значение Индекса цен на сахар ФАО в мае составило 109,4 пункта, что на 2,9 пункта (2,6%) ниже его апрельского значения; таким образом, снижение значения этого индекса продолжается уже третий месяц подряд, в результате чего оно оказалось на 7,7 пункта (6,6%) ниже, чем в мае 2024 года. Данное падение было обусловлено ослаблением мирового спроса на сахар на фоне неопределённости относительно развития мировой экономики и возможными последствиями для спроса со стороны предприятий по производству напитков и пищевой промышленности. Кроме того, дополнительное давление на цены оказали прогнозы восстановления объёмов мирового производства сахара в сезоне 2025–2026 годов на фоне раннего начала сезона муссонных дождей и обусловленного этим улучшения видов на урожай в Индии и Таиланде.
На заседании уже упомянутой выше коллегии Минсельхоза России 27.05.2025 министр сельского хозяйства Оксана Лут сообщила, что доля дружественных стран в экспорте продукции российского АПК в 2024 году достигла 90%. «В новых геополитических условиях мы продолжаем переориентировать экспорт на дружественные страны. Если в 2021 году у нас приходилось 73% экспорта на дружественные страны, то в 2024 году — уже более 90%. Совместно с Россельхознадзором ведём системную работу по расширению доступа российской продукции на новые рынки», — заявила министр. По её словам, одним из важных результатов прошлого года стал рост экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. «В последние годы мы планомерно снижаем долю сырья и увеличиваем поставки переработанной продукции, и в 2024 году её экспорт вырос на 6% в денежном эквиваленте. В частности, мы вышли на рекордные объёмы поставок подсолнечного масла и муки», — сообщила министр. Оксана Лут напомнила, что в прошлом году поставки продукции АПК за рубеж по тоннажу (физической массе) составили на 5% больше, чем годом ранее (103,6 млн тонн — 2023). По этому показателю Россия заняла третье место в мире.
Важно не допустить дальнейшее развитие тенденции по снижению российского продовольственного экспорта в стоимостном выражении на фоне увеличения физической массы вывозимой продукции, достигшей 109 млн тонн. По нашим расчётам, использую данные коллегии, в 2024 году средняя цена 1 тонны данной продукции составила всего $390, против $420 в 2023 году.
Хочется отметить, что по информации Минэкономразвития России «О ставках вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 30 июня 2025 года» были рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 30 июня 2025 года. В указанный период ставка пошлины на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанных из нефти (мазут, битум нефтяной, легкие и средние дистилляты, бензины товарные и др.), составит 0 долл. США.
Также сообщается, что за период с 15.04.2025 по 14.05.2025 средняя цена на нефть сырую марки «Юралс» составила $384,6 за тонну. Как видно, по стоимости вывозимая тонна нефти оценена ниже, чем в среднем тонна продовольствия при сложившейся структуре экспорта.
Продовольствие реально сравнялось по стоимости с нефтью, учитывая сложившуюся структуру экспорта.
Доля зерновых культур в экспорте продукции российского АПК в 2024 году (в стоимостном показателе) составила 37%. Далее следуют: масложировая продукция (20%), прочая продукция АПК, к которой относятся, в частности, зернобобовые и некоторые масличные культуры (14%), продукция пищевой и перерабатывающей промышленности (12%), рыба и морепродукты (11%), мясная и молочная продукция (5,2%). По сравнению с 2023 годом наибольший рост экспортной выручки отмечен по мясной и молочной продукции (+23%) и продукции пищевой и перерабатывающей промышленности (+6%)
Для удержания и расширения позиции России на глобальном продовольственном рынке необходимы постоянные системные усилия и неослабное внимание к данному вопросу.
Указ Президента РФ от 10.03.2025 № 141 «О внесении изменений в Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20» предусматривает поддержание стабильности мировых продовольственных рынков на многосторонней и двусторонней основе, в первую очередь путем сотрудничества с государствами, проводящими конструктивную политику в отношении РФ.
Основными задачами обеспечения глобальной продовольственной безопасности являются:
а) развитие внутреннего производства сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия, минеральных удобрений в целях обеспечения и наращивания экспортного потенциала РФ;
б) создание благоприятных внешних условий для поддержания и поступательного развития на основе взаимной выгоды и равноправия международных торгово-экономических, транспортно-логистических и финансовых связей;
в) оказание гуманитарной помощи, в первую очередь продовольственной, нуждающимся иностранным государствам;
г) укрепление взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в целях реализации совместных проектов и программ с использованием в том числе российских сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия, минеральных удобрений и иных материально-технических ресурсов;
д) наращивание международного научно-промышленного сотрудничества, включая обмен передовым опытом, в области сельского хозяйства, в том числе в целях развития производства (воспроизводства) сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия, племенной продукции и семян основных сельскохозяйственных культур;
е) мониторинг направлений трансформации мировых продовольственных рынков в процессе стратегического планирования развития отечественного сельского и рыбного хозяйства;
ж) развитие новых рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, поиск новых торговых партнёров;
з) диверсификация экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в целях расширения номенклатуры товаров, обладающих конкурентными преимуществами, повышение конкурентоспособности экспортируемых товаров, увеличение объёма экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;
и) разработка мер по расширению экспортной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе субъектов малого предпринимательства;
к) развитие безопасной и устойчивой к экономическим воздействиям со стороны недружественных иностранных государств экспортной инфраструктуры, включая сопряжение отечественных платёжных систем с платёжными системами дружественных иностранных государств, заключение двусторонних межправительственных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, совершенствование системы страхования перевозок, развитие национальной транспортно-логистической сети и её интеграция в систему международных транспортных коридоров.
Также в нем указывается на необходимость расширение взаимодействия по вопросам продовольственной безопасности в рамках Союзного государства, ЕАЭС, СНГ, БРИКС и других межгосударственных объединений. В области внешнеэкономической политики требуется обеспечить достижение Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 25.09.2015.
Стратегическое направление — наращивание производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, соответствующих установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям, для преодоления отрицательного сальдо внешней торговли и формирования экспортного потенциала. Так же предписано осуществлять диверсификацию иностранных поставщиков в целях недопущения критической зависимости российской экономики от отдельного экспортёра (экспортёров).
Комментарии читателей (0):