Побывав с визитом в Москве, встретившись с руководителем российского МИД Сергеем Лавровым и главой делегации на стамбульских переговорах Владимиром Мединским, а также получив аудиенцию у президента Владимира Путина, шеф турецкой дипломатии Хакан Фидан направил свои стопы в Киев. Челночная дипломатия бывшего главного турецкого разведчика между столицами России и Украины предпринимается в преддверие второго раунда переговоров, который пройдёт 2 июня и будет посвящён обмену проектами меморандумов по итоговому документу, который стороны, как надеются в Анкаре, смогут согласовать. Но на самом деле не согласуют, ибо Киев, в отличие от Москвы, интересует не мир, а только перемирие, в форме фронтовой передышки от множащихся неудач.
Посредничество – всегда хорошо. Даже можно было бы не упоминать о пикантных обстоятельствах, при которых турки его получили из рук Вашингтона и с согласия Москвы. Если бы не одно большое «НО». Посредник, если заинтересован в успехе своей миссии, должен, грубо говоря, «фильтровать базар», не допуская двусмысленных, а тем более провокационных и оскорбительных высказываний. К сожалению, «Остапа», виноват, Фидана, «понесло». После посещения Москвы с его стороны звучали вполне здравые, почти философские комментарии:
Важно понять мышление сторон и то, как выстроить это уравнение, то есть было бы хорошо предложить, куда мы можем пойти дальше, какие ещё есть усилия, которые не были предложены? Важно уметь видеть это.
Прошло всего три дня, и перед нами то ли другой Фидан, то ли он кем-то с третьей стороны проинструктирован «до слёз», то ли просто в инициативном порядке держит нос по ветру, делая поправку на его (ветра) направление и силу. То ли старается понравиться Зеленскому, создавая для своих переговоров в Киеве благоприятный фон.
Прежде всего контекст. Важно понимать, что именно Турция получила посреднический «жезл» по инициативе российского лидера, поддержанной его коллегой из США Дональдом Трампом. Отклонив европейский ультиматум о 30-дневном перемирии, Путин тем же вечером предложил прямые переговоры в Стамбуле. Зеленский, было, отказался, но вмешался Трамп, настоятельно посоветовавший ему ехать. С этого всё и началось. При этом многие эксперты дружно сходились во мнении, что Путин и Трамп стамбульскую инициативу предварительно согласовали и действовали слаженно. Встаёт «интересный» вопрос к турецкому президенту Реджепу Эрдогану: с какой радости США вдруг его поддержали, сыграв на повышение статуса? Мотива два. Отсечь от переговорного процесса Европу, последующие попытки которой перетащить переговоры в Ватикан российская сторона показательно заблокировала. И, это уже чисто вашингтонский интерес, выдать туркам сатисфакцию за фактический отъём у них результатов военной победы в Сирии, осуществлённый в ходе турне Трампа по Ближнему Востоку и встречи с главарём сирийского режима, экс-террористом Аш-Шараа. Новый ближневосточный расклад (о чём REX писал неоднократно – здесь и здесь и не только) не предполагает турецкого участия в судьбе Сирии. Решающую роль в её фактической фрагментации США отдают Саудовской Аравии, заключившей альянс с Израилем, который контролирует юг страны. Анкара в этой комбинации – третий лишний.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Эрдоган прекрасно понимает, что выбора у него нет. Его «по любому» выкинут из Сирии, где он «откусил лишку». Но если поведёт себя «плохо» по вашингтонским меркам, то сделают это унизительно и показательно. А если «хорошо», то дадут утешительную «плюшку», что и произошло на примере «добро» на модерацию стамбульского процесса. Но «хорошо» вести себя нужно продолжать, иначе всё окончится быстро и жёстко. Зеленский, всеми силами старающийся перетащить переговоры в Европу, получит отмашку из США. И в Стамбул не поедет. И тогда сатисфакция Эрдогана превратится в «сатисфикцию», причём, с понятной всем оплеухой в Сирии. С пониманием этих вещей и нужно подходить к переобуванию Фидана, который, получив во время транзита из Москвы в Киев через Анкару направляющий «свисток» в виде высказываний Трампа, как прилежный ученик, сделал «правильные» выводы. И прямо в поезде наговорил журналистам на камеру следующее:
…Когда Россия не может продемонстрировать тот же уровень уступчивости [что Киев и Европа], она может фактически оказаться в невыгодном положении в глазах Америки и международного сообщества, которое хочет прекращения огня.
В этой цитате прекрасно всё – от формы до содержания. Во-первых, Америка поставлена вперёд международного сообщества. «Добро пожаловать, дорогой друг Карлсон! Ну и ты заходи…». Во-вторых, уступчивость, означающая, что понравиться Америке, в понимании Фидана, не имеет альтернативы. «Господин назначил меня любимой женой…». В-третьих, кого и чего Америка «хочет» - тот должен быть рад до потери пульса, как безработный, «выигравший сто тысяч по трамвайному билету». Ибо нет в жизни щ-щ-щастья больше, чем… угодить самому гегемону.
Чем же Трамп так напугал, виноват, мотивировал Эрдогана, а тот – Фидана? Вот этим, что он наговорил:
У меня всегда были очень хорошие отношения с президентом России Владимиром Путиным, но с ним что-то случилось. Он совсем сошёл с ума! Он напрасно убивает множество людей, и я говорю не только о солдатах. Ракеты и беспилотники обстреливают города Украины без какой-либо (???) причины.
Я был очень удивлен, что по таким городам, как Киев, во время переговоров, которые, как мне казалось, могли вот-вот закончиться, были выпущены ракеты… Я увидел то, чего не ожидал. А я не люблю сюрпризы, и это меня очень разочаровало.
Как говорил Михаил Жванецкий, «Какого мы о себе мнения!..». Мало ли кто и чего «не любит». Нам-то до этого что? Если не принимать за чистую монету, что Трампа «не информируют», а это конечно же неправда, а если правда, то говорит лишь об его профнепригодности как президента, неспособного выстроить диверсифицированную систему получения информации и потому зависимого от окружения, которое им манипулирует, то хозяин Белого дома попросту дал установку. Украине стрелять по России можно, а России по Украине – нельзя. Почему? Потому, что Трамп так считает, и это главный аргумент, который в его системе координат не обсуждается, а выполняется. Ещё Трамп полагает, что если пошли переговоры, то огонь «должен» прекратиться сам собой. Как в военном анекдоте:
- Товарищ прапорщик, остановите поезд.
- Поезд, стой, раз-два!
Он, наверное, и Стамбул продавливал именно потому, что рассчитывал на остановку военных действий, для него это «идея фикс», от реализации которой зависит реноме, особенно в условиях, когда везде вокруг – от Маска до Китая – сплошные провалы. А дальше? Дальше Украина при помощи немцев соберёт в свою «консервную банку» начинку Taurus и ударит по России. В ответ получит… Не будем гадать, но вообще-то «Орешник» по кое-кому в Киеве плачет давно и горючими слезами. Что скажет тогда Трамп – в общем-то его проблемы, есть у него объективная информация или нет. Но выглядеть он будет в глазах окружающего международного сообщества жалко. Потому, что отвечать на это ему нечем. 500%-ные санкции? Они работают не сами по себе, а на страхе. Когда принуждает настоящий гегемон – приходится подчиняться. А когда голый король, наготу которого всему миру уже продемонстрировали китайцы, а теперь демонстрируем и мы? Все ли испугаются и возьмут под козырек? Сомнительно.
«Есть пункты, которые подлежат обсуждению, и пункты, которые не подлежат обсуждению», — по-генеральски браво заявил спецпред Кит Келлог, подразумевая под «не подлежащими» кажущуюся Вашингтону безальтернативность перемирия для перевооружения Киева.
Видимо, из Белого дома, где на фоне российских ударов по Киеву 24-25 мая задёргались, убедившись, что Москва не разделяет этого подхода, в Анкару позвонили после московских заявлений Фидана и предложили «скорректироваться» заранее – на случай провала. Чтобы прикрыть – Эрдогана от недовольства Трампа. А Трампа – от улюлюканья и троллинга того самого международного сообщества, которое, по Фидану, «хочет» прекращения огня. Так что лизоблюдство Анкары в адрес США, как и хамство Москве – это операция, если можно так выразиться, превентивного прикрытия. Подготовка ситуации, в которой пар американского недовольства уйдёт в свисток, но свистеть будет не Белый дом, а турки, которые этим уже вовсю занимаются, сидя у Вашингтона в кармане. Фидан уже подтвердил, что разговаривал и с главой дипломатии ЕС Каей Калласс. И нет сомнений, что в Европе «копытом бьют», мечтая перехватить у Анкары благорасположение США, остаться без которого европейские «ястребы» боятся как огня и потому тормозят Трампа, не давая ему перераспределить внимание и ресурсы в АТР.
А Лавров тем временем ещё раз напомнил турецкому гостю список наших условий:
- нейтральный и внеблоковый статус Украины;
- отказ от ядерного оружия;
- отказ от сил НАТО на украинской территории;
- ограничение военного потенциала;
- признание за Россией четырёх её субъектов;
- придание русскому языку статуса второго государственного;
- участие России в соглашении по гарантиям безопасности;
- отказ от судебных исков к России;
- снятие санкций.
И – никакого перемирия на переговоры. Переговоры и перемирие – разные вещи. Переговоры как раз и будем вести по условиям перемирия, подкрепляя их позицией силы на фронте. И за этим должен последовать мир на однозначно российских условиях. Нравится это Трампу и тем, кто за ним стоит, или нет. Не хотите мира за комфортабельным переговорным столом? Тогда придётся подписывать капитуляцию на коленке в подвале пыльного бомбоубежища. Как любит выражаться сам Трамп, у него «нет карт», с помощью которых можно перевернуть игру. Но это на российском направлении. А вот на турецком – такие карты у него есть, главная, повторимся, — Сирия. На эту больную мозоль Эрдогана Трамп будет нажимать всякий раз, когда ему будет нужно. Не обращая особого внимания на молчаливое раздражение Анкары. Так что позы, принимаемые Фиданом перед журналистами – это демонстрация не силы, а безысходности. Так-то.
Комментарии читателей (0):