Всё отчетливее проясняется картинка ближайшей перспективы разворота событий. Во-первых, уже понятно, что внутриполитическая борьба в США, как только прошли выборы, превратилась в «договорняк», детали которого были согласованы 13 ноября в ходе встречи в Белом доме уходящего и приходящего президентов - Джо Байдена и Дональда Трампа. Общий замысел - подвести к 20 января кризис к такому пределу, чтобы вызвать настоящую ядерную панику, массовое помутнение общественного сознания. Напугать так, чтобы любые шаги от края пропасти были восприняты на ура, кто бы их ни предпринял. Байдену в этом сценарии отводится роль «злого» следователя, Трампу – «доброго». В связи с этим деструктивными выглядят разговоры о том, что западные элиты испугались «Орешника», тем более, как выяснилось, в инертном снаряжении. Наоборот: дальность в 5 тыс. км ничем не угрожает США, зато перекрывает всю Европу, включая Британские острова. И нет более убедительного мотива для укрепления иерархии контроля над Старым светом со стороны США, во главе хоть с Трампом, хоть с Байденом, хоть с чёртом лысым, чем держать европейского бюргера в состоянии предвоенного стресса. Он устанет и «сорвётся» намного быстрее, чем кажется.
Во-вторых, в точке глобальной бифуркации, которую всё более напоминает американское «междуцарствие», передача власти в США мыслится финальным аккордом, обозначающим новый тренд мирового развития, в рамках которого лозунг «MAGA» становится инструментом сохранения гегемонии в руках глобальных элит. Возгонка напряжённости – эскалация – пик противостояния с балансированием «на грани», затем новый хозяин Белого дома приходит и выдвигает условия деэскалации, заведомо выгодные США и невыгодные их геополитическим оппонентам. И посмотрим, рассуждают в Вашингтоне, что скажет глобальный Юг, пошедший за Китаем и отказавшийся поддержать Запад против России на Украине, когда угроза мирового обвала, сопутствующая перспективе крупного военного конфликта, станет реальностью. Расчёт на то, что если и не все, то некоторые, возможно многие «южные» страны отойдут от поддержки позиции Пекина. И сменят геополитическую ориентацию – не надо в пользу США, достаточно переключения в фарватер Индии, этого Западу на данном этапе будет достаточно. В частности, второе дыхание обретёт порядком дискредитированный «индо-тихоокеанский» проект Вашингтона, конечный замысел которого – об этом тоже уже говорилось – в охвате Большой Евразии с юга дугой нестабильности с центром в Дели, противостоящей континентальным гигантам – Китаю и России. И соединяющей западный ТВД с восточным через наиболее уязвимый для наших стран юг. В США явно отдают себе отчёт, что без глобального Юга рычагов давления на Москву и Пекин у них маловато; стало быть, поддержка этого Юга или, как минимум, его раскол между углами «глобального треугольника» - США, Россией и Китаем – залог американского успеха. И в Вашингтоне помнят, как те же африканские лидеры ставили вопрос в прошлом году на «миротворческой» встрече с нашим президентом Владимиром Путиным в Ленинграде. Грубо говоря, «нам» (Африке) плевать на все геополитические расчёты - ваши и ваших противников, нам зерно нужно («А бык, бык-то где?»).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В-третьих, менее месяца хватило, чтобы понять тактику, с помощью которой Запад намерен добиваться своих целей. Отдавая отчёт в ограниченности ресурса эскалации на Украине, непосредственно угрожающей странам НАТО, Вашингтон запускает процесс тотального нагнетания напряжённости по всему дальнему периметру. С созданием дополнительных очагов противостояния и конфликтных зон. Их совокупность, помноженная на украинскую эскалацию, вызывает к жизни призрак ядерного взаимного уничтожения. Повторим: чтобы «миротворчество» Трампа было воспринято всерьёз, пугать нужно по-настоящему, а не понарошку. Главное: создать у мировой общественности впечатление, что мира не хотят «плохие» русские и китайцы, а «хороший» Запад его просто-таки алчет, спит и видит. Кстати, потому, что Трамп скорее всего «в доле», он никак не комментирует ситуацию и её обостряющуюся динамику, а занимается шумным и информационно ёмким кадровым наполнением своей команды. И многие назначения, будучи подогнанными друг к другу, собирают пазл будущей политики новой администрации, которую можно охарактеризовать как «принуждение» геополитических противников США к переговорам на условиях Трампа.
В-четвёртых, частью предыдущей тенденции можно считать усиливающееся давление на сателлитов США, которое очень быстро срывает маски с их показной, точнее показушной «равноудалённости» в конфликте. Понятно, что наиболее яркий пример – турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, но и другие политики, которым у нас пели дифирамбы, в частности, венгерский премьер-министр Виктор Орбан, обнаруживают себя частью этой американской и, шире, англосаксонской игры. Тактическая её цель – внезапная смена декораций, чтобы то, что казалось незыблемой и относительно «дружелюбной» константой вчера, сегодня обнаружило свою несостоятельность, опрокинув расчёты оппонентов Запада. Сдавали вроде бы одни карты, а когда открыли – выяснилось, что они другие.
В этой же логике можно рассматривать и предстоящие выборы в Германии, где специалистами по региону выделяются как минимум три сценария – все проамериканские, но разные по наполнению. Какой из них будет востребован – консервативное большинство, разношёрстный альянс сил, «на грани» системности или «большая коалиция» консерваторов с социал-демократами – такой написанный сценарий и будет осуществляться. Вплоть до кажущегося сейчас невозможным антироссийского и антикитайского перерождения этих самых «полусистемных» сил в лице АдГ и партии Сары Вагенкнехт (не забудем, что она приходится супругой ныне здравствующему, но отошедшему от большой политики социал-демократическому лидеры Оскару Лафонтену). Общая схема такая: создаётся диссидентский «рычаг», на который оппонентов Запада как бы приглашают опереться, а в самый нужный момент он проваливается, обнаруживая свою сущность симулякра.
Очень не хотелось бы думать, но думать всё более приходится, что в эту игру волей или неволей, открыто или втёмную, вовлечены и «полувнешние» субъекты из СНГ, позиционирующие себя нашими союзниками. И даже внутриполитические игроки, с участием которых как бы из ничего создаются ситуации, направленные на подрыв общественного доверия к политическому курсу. Ещё похоже, что некоторые из подобных действий осуществляются исподволь и ведут к результатам, доступным пониманию в основном специалистов. Всё это вместе взятое и создаёт ощущение очень крупной, расчётливой игры с далеко идущими целями и задачами, отражающей определённый план. А его продвижение обильно сдобрено различными отвлекающими действиями, операциями прикрытия, дезинформационными манёврами.
Самое неприятное и сложное, что особенно напрягает. Мизансцены меняются настолько быстро, а интенсивность происходящего нарастает в такой геометрической прогрессии, что до конца непонятно, объясняются ли те или иные события произвольным набором и последовательностью фактов и эпизодов или они, скажем прямо, сконструированы, сглаживая противоречия между произвольностью и управляемостью и обнаруживая их диалектическую общность? Процессы сами идут, или их ведут? Словом, не исключено и очень похоже, что столкнувшись с координируемым сопротивлением своей гегемонии, масштабы которого в рамках «матчасти» уже превосходят западные возможности (соотношение совокупного ВВП стран БРИКС и «семёрки»), Запад последовательно разрушает в пыль всю систему мироустройства, чтобы вместе с ней исчезли и преимущества его оппонентов, а новые расклады чтобы формировались с чистого листа.
Теперь о конкретике. Первое. События в Сирии, где за три дня внезапного, вопреки всем гарантиям Эрдогана, наступления «бармалеев», в которых, по ряду данных, переодеты регулярные части турецкой армии – страны-члена НАТО, сдан важнейший центр Алеппо, что открывает Эрдогану путь на Дамаск. По оценкам специалистов, применяемая «бармалеями» тактика очень сильно смахивает на тактику ВСУ, а в рядах «протурецкой» оппозиции замечены украинские инструкторы. Отдельно следует сказать о «нечаянном» (разумеется!) совпадении, когда внезапному и быстрому обострению в Сирии предшествует столь же неожиданное замирение в израильско-ливанском конфликте. Совершенно нелогичны как минимум две вещи. Одна: «прогиб» под Байдена – при полном попустительстве Трампа - израильского премьера Биньямина Нетаньяху, ставший возможным, и это уже другая вещь, при неявном попустительстве Ирана, по сути сдавшего «Хезболлу». Да и в Сирии, где у Башара Асада имел место провал фронта, «на земле» иранским частям принадлежит далеко не последняя роль. С одной стороны, совершать такие прорывы в Донбассе противник уже не может. С другой, как обращают внимание военные специалисты, Алеппо - яркий пример того, что могло произойти в случае продолжения игр в «миротворчество» с Донецком и Луганском. И далее, добавим, с Курском и Белгородом. Так какие гарантии Трамп выдал Нетаньяху и властям Тегерана, что в их действиях обнаружился пусть неявный, но «унисон»? И как там дело обстоит с обещанным до Нового года российско-иранским договором? Тема актуальна ещё в свете наслоений Ливана на Сирию?
Второе. Резкое, причём, подчёркнуто провокационное обострение обстановки в Косово. Одновременно с Сирией и на фоне замирения Израиля с Ливаном за счёт «Хезболлы». Масштабный взрыв, в результате которого столица самопровозглашённого края осталась без света, частично отключена вода, и понятно, что ответственность свалили на сербов. Всё организовали на следующий день после албанской провокации на так называемый «день флага». Можно, конечно, позубоскалить, что президент Александр Вучич становится жертвой собственного «многовекторного соглашательства», но ни сербам, ни России легче от этого не становится. Действия Запада, а сомнений в том, что он за этим стоит – никаких, похоже копируют нашу фронтовую тактику «тысячи порезов», только в геополитическом смысле.
Третье. Итоги состоявшегося 26 ноября саммита НАТО – Украина. Вот фактура, которую приводит один из ТГ-каналов:
В итоговом коммюнике саммита Украина-НАТО, разосланном военным атташе стран-участников, много интересного.
Во-первых, увеличение поддержки [ВСУ] странами Балтии и Скандинавии. Строительство завода по производству БПЛА в Финляндии и возведение двух фабрик по производству снарядов 155-мм в Эстонии за счёт компании Rheinmetal Defense AG.
Во-вторых, понижение возраста мобилизации на Украине до 21 года уже с 1 января 2025 года, несмотря на то, что Зеленский категорически отказался снижать его до 18 лет.
В-третьих, усиление давления на всех мужчин мобилизованного возраста, бежавших с Украины в ЕС с лишением выплат и противодействием их попыток укрыться от мобилизации.
Первой выступит Швейцария, которая уже с 9 декабря закрывает 70% приютов для украинских мужчин и прекращает выдачу им талонов на питание и разрешений на временное пребывание. Далее её примеру последуют Австрия, ФРГ, Испания, Дания и Нидерланды. Кроме всего прочего в итоговом протоколе саммита все представители руководства НАТО поддержали продолжение украинских ударов вглубь территории России и заявили о полной поддержке Украины. ФРГ и Нидерланды с Великобританией с января будущего года примут у себя 18 тыс. военнослужащих ВСУ для обучения практического использования ракетных комплексов НАТО и работе с пусковыми устройствами HIMARS и MLRS.
Если с января начинается зарубежное обучение четырёх развернутых бригад ВСУ, то это значит, что вопрос согласован с Трампом, иначе никто бы не рисковал. А раз речь идёт об обозначенных комплексах США, то это как раз те, с которых могут запускаться ракеты ATACMS. Стало быть, есть гарантии востребованности таких специалистов уже от будущей администрации? Плюс факт всё более открытого потакания властей стран Запада «зе-мобилизации».
Четвёртое. Спекуляции на пересмотре Западом безъядерного статуса Украины с безответственными информационными вбросами насчёт того, что ТЯО Киеву уже поставлено. Даже обещания «кар земных и небесных» Байдену за это со стороны «трампистов» (пример заявления Марджори Тэйлор-Грин) эту угрозу не нивелируют, а лишь подкрепляют. И работают на общую панику. Никто ведь не вникает, что у Запада нет на вооружении образцов ТЯО, кроме свободно падающих авиабомб B-61B, которые доставлять к целям, находящимся под защитой российской ПВО, почти невозможно, никакие F-16 не помогут. Но здесь главное – это нагнетание: «Прокукарекал – а там хоть не рассветай».
Пятое. Мягкое дистанцирование от украинской темы саммита ОДКБ, а также ситуация в России с валютными курсами, которую некоторые эксперты характеризуют как «мину, заложенную ЦБ под нашу валютно-финансовую систему». Можно ещё вспомнить скандальный законопроект сенатора и депутата, который в штыки встретили в субъектах Федерации, окрестив «ликвидацией местного самоуправления». Можно пояснить, что эта тема относится к попыткам ряда функционеров столичных коридоров власти продвинуть идею опережающего развития крупных агломераций в ущерб остальной стране. Но внимание привлекает даже не столько она сама, сколько опять-таки совпадение по времени с внешнеполитическими осложнениями. Не захочется, а подумаешь: не включили ли на Западе все возможные и невозможные рычаги подрывного влияния, совместив его по времени с военной эскалацией?
Разочаруем тех, кто полагает, что у нас есть готовые ответы на эти вопросы. Их нет, но тенденция в том, что разнонаправленные и внешне никак не связанные друг с другом события и действия к концу января могут выйти на пик, превратившись в синергетически усиленный «девятый вал» проблем, с которыми Россия, как кто-то очень надеется, не справится.
Владимир Павленко
Комментарии читателей (3):
Т.к. в реальности нет неуправляемых процессов, то ими либо управляют, либо они находятся в процессе самоуправления + то и другое одновременно и проблема только в том, что в виду наличия высокочастотных процессов продолжительностью короче жизни наблюдателя они им выявляются и низкочастотные процессы превышающие продолжительность жизни наблюдателя иногда на тысячи лет, которые он не наблюдает, а по причине ущербной методологии познания сам в период своей жизни выявить не может, что приводит к ошибкам в управлении, чем и пользуются понимающие больше, т.ч. ведут, ещё как ведут, но при этом и сами находятся под управлением вышестоящих уровней - ты правишь, но и тобой правят, по какой причине желаемый результат может и не состоятся
"Разочаруем тех, кто полагает, что у нас есть готовые ответы на эти вопросы."
Отсутствие ответов на возникающие вопросы есть результат ущербности методологии познания и неопределенности управления по целям и способам их достижения, что мы и наблюдаем во всей красе более, чем достаточное количество лет
"тенденция в том, что разнонаправленные и внешне никак не связанные друг с другом события и действия к концу января могут выйти на пик, превратившись в синергетически усиленный «девятый вал» проблем, с которыми Россия, как кто-то очень надеется, не справится."
Все события, кроме катастроф в различных видах деятельности т.н. цивилизации, так или иначе связаны между собой и при должном качестве управления купируются не начавшись или в самом начале своего развития, поэтому велика вероятность того, что те, кто "очень надеется" вполне себе могут остаться в положении юноши, питаемого надеждами со всеми вытекающими