Тревоги и ожидания АПК. Часть 2. Кадры

Дмитрий Хомяков: АПК России не хватает кадров
Статья профессора кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Д.М. Хомякова специально для REX
17 июня 2024  01:30 Отправить по email
Печать

Начало см. «Тревоги и ожидания АПК. Часть 2. Кадры».

Есть еще вполне объективная проблема в АПК России, которая будет только усугублять каждую новую природную, административную или экономическую аномалию, — это нехватка кадров.

Подавляющее большинство (88%) компаний, занимающихся растениеводством, из всех ФО РФ указали на то, что за последние несколько лет ситуация с кадрами ухудшилась. Это показал опрос, проведенный группой компаний Б1 совместно с Национальной ассоциацией сельхозтоваропроизводителей и промышленников («ИнтерАгроТех»). В нем приняли участие 172 сельхозпредприятия: в основном это предприятия, выращивающие зерновые, зернобобовые и масличные культуры. Их доля составила 85%, а две трети из опрошенных имеют посевные площади размером более 1 тыс. га.

Как уточнили респонденты, процесс найма персонала требует значительного времени. Почти каждое второе предприятие вынуждено искать работников дольше, чем полгода. Основная причина нехватки кадров — низкая привлекательность сельского хозяйства, демографические проблемы и отсутствие комфортной инфраструктуры на сельских территориях.

Подавляющее большинство (94% респондентов) пытаются удержать и привлечь новых сотрудников посредством увеличения зарплаты и премий. Но эти возможности небезграничны. Как сообщается в исследовании, около 60% респондентов отметили, что компании уже практически ничего не могут сделать для снижения дефицита кадров в АПК. Они полагают, что этот вопрос должен решаться на государственном уровне.

Отвечая на вопрос о востребованности сельскохозяйственных специальностей, представители отрасли наиболее часто называли механизатора-тракториста и механизатора-комбайнера и водителя специальной техники. Именно при найме на эти должности, по мнению большинства респондентов, наблюдается наибольший дефицит кандидатов. В последние годы на сельхозпредприятиях «нередко на одну единицу техники приходится менее одного сотрудника».

«Многие компании не обладают достаточным количеством работников, чтобы обеспечить беспрерывную суточную полевую работу. В результате уборочная и посевная кампании занимают больше времени, и любые нарушения сроков отражаются на уборке урожая», — уточняется в исследовании.

В частности, из-за нехватки механизаторов «увеличивается риск сдвига сроков уборки в период начала дождей, что, в свою очередь, может привести к повышению уровня микотоксинов и грибков в урожае». Все это негативно влияет на цену растениеводческой продукции и соответственно на выручку производителей.

Многое зависит и от водителей грузовиков и специальной техники.

«В период выращивания нехватка водителей может стать «бутылочным горлышком» при транспортировке материалов в поле. Наиболее уязвимым элементом в данном производственном процессе являются семена, — отметили исследователи. — Если сроки обработки растений средствами защиты потенциально можно сдвинуть на несколько дней без последствий, то из-за трудностей при транспортировке посевного материала сдвиг сроков посева на 10 дней уже может стать критичным».

В итоге при выращивании ранних культур велика вероятность нарушения сроков уборки урожая и подготовки почвы под озимые. При сдвиге уборки более поздних культур остается меньше времени на то, чтобы успеть собрать урожай до дождей. При этом в период уборочной кампании из-за нехватки водителей существует риск скопления перевозочной техники на элеваторах и возникновения дополнительных простоев в поле.

Несмотря на то, что агрономы и не попали в топ-3 самых дефицитных специальностей, определенные проблемы возникают и с ними. Их нехватка сказывается на рациональном планировании, качестве выполнения и контроля работ в земледелии и растениеводстве.

И все эти проблемы не решить простым увеличением нагрузки на имеющихся дефицитных специалистов. Увеличение зарплат не помогает обеспечить необходимый приток кадров в отрасль. По данным Росстата, в марте средний уровень зарплат в сфере, охватывающей растениеводство, животноводство и охоту, составил почти 53 тыс. руб. В номинальном выражении, то есть без учета инфляции, рост — около 18% по сравнению с мартом прошлого 2023 года.

Подавляющее большинство участников исследования (89%) уверены, что правительство РФ обладает достаточными ресурсами для решения кадровой проблемы. Среди мер, которые может принять государство, участники опроса наиболее часто упоминали снижение налогового бремени, развитие инфраструктуры в селах, отмену пошлин, подготовку молодых специалистов для АПК и повышение престижа работы в сельском хозяйстве.

Осенью 2023 года в Минсельхозе сообщали, что нехватка кадров в сельском хозяйстве РФ составляет 200 тыс. человек. Между тем, надо отметить, кадровые проблемы в отрасли сложились давно.

Можно привести положения из Справочно-аналитических материалов подготовленных на основании результатов кадрового мониторинга, проводимого ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения АПК» к Парламентским слушаниям в Государственной Думе на тему: «О законодательном обеспечении развития сельскохозяйственной науки и подготовки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Российской Федерации» (19.01.2022). Они расположены на официальном сайте Комитета по аграрным вопросам.

По мнению ученых, кадровое обеспечение является одной из ключевых проблем организации и управления АПК современной РФ. Кадровый потенциал приобретает новые свойства, функции, компетенции и выступает одним из главных факторов, обеспечивающих инновационное развитие предприятий в условиях их цифровой трансформации.

Российской академией кадрового обеспечения АПК ежегодно проводятся мониторинговые исследования. Так за 2020 год обследовано 59695 организаций в 85 субъектах РФ. Численность работающих в них составила 1 718 878 человек.

Численность работающих в АПК неуклонно сокращается: за десятилетний период — на 22,7%, за последние пять лет — на 6,7%. Результаты мониторинга свидетельствуют, что на начало 2020 года в сельскохозяйственных организациях (СХО) работало 280,8 тыс. руководителей и специалистов. С 2001 по 2009 год наблюдалось значительное сокращение количества специалистов и руководителей сельскохозяйственных организаций Российской Федерации (в 1,8 раза). Затем сокращение несколько замедлилось, но продолжалось. Так, за последние 10 лет, их численность сократилось на 15,3%, за последние 5 лет — на 8,9 %. Особенно заметно это по главным специалистам — сокращение на 30,7% за последние 10 лет и на 17,5% за последние 5 лет; по специалистам на 9,6 и 4,9%, соответственно.

При этом численность руководителей СХО увеличилась с 2011 года на 12,8%, с 2016 года — на 4,15%. Сокращение численности специалистов происходит одновременно с сокращением штатных единиц, при этом обеспеченность специалистами и руководителями в целом по России в 2020 году осталась на уровне 94,2%, однако в абсолютном выражении — это уже нехватка более 17 тыс. человек.

Обеспеченность по руководителям СХО — 97,6%, главным специалистам — 91,4%, специалистам — 93,7%, при этом необходимо отметить, что наибольший дефицит отрасль испытывает по важнейшим производственным службам: по агрономической обеспеченность — 89,8%, по ветеринарной — 89,7%, по зоотехнической — 88,8%.

В последнее время наблюдается высокая сменяемость руководителей и специалистов, за последний год — 31 тыс. человек (11,0%). То есть, за пять лет сменится половина кадрового состава руководителей и специалистов: наибольшая сменяемость в 2020 году наблюдалась среди работников коммерческой службы (19,2%), ветеринарных специалистов (16,4%), зоотехников (13,2 %).

Сложилась существенная региональная дифференциация сельского населения по уровню и качеству жизни, а также значительная разница в уровне развития сельскохозяйственного производства. За последние 10 лет сокращение кадрового состава руководителей и специалистов СХО произошло больше всего в Сибирском ФО (на 34,2%), Северо-Западном — на 27,6%), Приволжском — на 24,0%.

За последние пять лет тенденция увеличения руководителей и специалистов наметилась в Уральском (на 9,0%) и Центральном (на 2,1%) ФО. Продолжается за пятилетний период тенденция снижения численности руководителей и специалистов в Северо-Кавказском (на 25,1%) и Северо-Западном (на 26,3%) ФО.

За последний год (имеется в виде 2021 год — Д.Х.) сокращение кадрового состава руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций произошло в 45 субъектах РФ, в то же время в 25 численность руководителей и специалистов увеличилась, в 15 — изменилась незначительно.

Анализ кадрового состава основных производственных служб СХО показал, что наибольшее сокращение специалистов проходило с 2001 по 2009 год по всем службам (в 2,0-1,8 раза). За последние 10 лет наибольшее сокращение произошло по специалистам бухгалтерской (на 33,8%), зоотехнической (на 30,1%), экономической (на 29,1 %) службам. Происходит также изменение долевого соотношения специалистов основных служб: возросла доля инженерно-технических специалистов с 18,0% в 2011 году до 19,5% в 2016 и 20,7% в 2020 годах, агрономов — с 11,0 % до 11,8 % и 12,6% соответственно.

При этом снизилась доля бухгалтеров с 40,5% в 2011 году до 38,2% в 2016 году и 35,8 % в 2020 году, однако она до сих пор остается значительной, несмотря на информатизацию процесса учета в хозяйствах. (А может быть это и стало причиной отмеченного явления? — Д.Х.).

В 2020 году наблюдалась наименьшая обеспеченность производства экономистами (29 на 100 хозяйств, в 2011 году было 46), зоотехниками (37 на 100 хозяйств, в 2011 году — 56), агрономами (52 на 100 хозяйств, в 2011 году — 68).

Оценка образовательного уровня руководителей и специалистов сельскохозяйственного производства в целом показала, что наблюдавшаяся до 2013 года тенденция увеличения доли специалистов без специального образования сменилась снижением (за исключением 2016 года). В 2020 году она составила 10,4% от общей численности. В абсолютном выражении это свыше 29 тыс. человек, при этом только 6,7% из них обучается заочно.

Доля специалистов с высшим образованием стабильно растет и составила 53,1%. За последние 10 лет рост составил 10,5 %, за пять лет — 4,6% %. Снижается доля специалистов со средним специальным образованием: за десять лет на 7,9%, за пять — на 2,4 %, и составила 36,5%. При оценке образовательного уровня руководителей СХО отмечался роста доли лиц, не имеющих специального образования (т.н. практиков).

Удельный вес руководителей, имеющих высшее образование за последние 10 лет также снижается (с 68,1% до 65,7%), а со средним профессиональным — увеличивается (с 24,1% до 27,9%).

В 2020 году сложилась структура образовательного уровня специалистов основных служб, где наибольшая доля лиц без профессионального образования в ветеринарной (9,2%) и инженерно-технологической (8,6%) службах, больше всего специалистов с высшим образованием в экономической (81,7%) и агрономической (73,2) службах. Значительная доля специалистов со средним образованием в бухгалтерской (40,0%) и ветеринарной (37,9%) службах

Как показали исследования, наблюдается низкая доля руководителей и специалистов, повышающих свою квалификацию. В 2020 году из числа руководителей и специалистов всего 11,5 тыс. человек прошли курсы повышения квалификации, что составляет 4,1% от их общей численности. При условии прохождения данных курсов один раз в пять лет эта цифра должна быть в 5 раз больше, то есть составлять 57,5 тыс. человек. Среди руководителей лишь 3,6% прошли курсы повышения квалификации.

К тому же этот показатель имеет тенденцию снижения, в 2011 году он составлял 8,7%, в 2016 году — 5,6%. Такая же тенденция сохраняется и по специалистам основных служб. В 2020 году более активно повышали квалификацию специалисты зоотехнической службы (6,07%), агрономической (6,6%), инженерно-технологической (4,8%).

Наряду с уровнем образования важной качественной характеристикой состава кадров является его распределение по возрасту. Проводимый Академией мониторинг выявил тенденцию увеличения доли руководителей и специалистов пенсионного возраста. В 2001 году удельный вес пенсионеров составлял 4,0 %, в 2011 году — 9,3%, в 2016 году — 12,4%, а в 2020 году — 12,8%.

При этом доля молодежи до 30 лет с 2001 года выросла лишь на 0,7% и составила 9,5%. В 2020 году наибольший удельный вес молодежи наблюдался в ветеринарной службе (18,5%), агрономической (14,2%), зоотехнической (12,3%). Доля пенсионеров наиболее значительна среди бухгалтеров (15,9%), а также среди зоотехников (12,8%).

В течение последних десяти лет сложилась тенденция к уменьшению численности работников массовых профессий в АПК: в целом за последние 10 лет на 18,9%, за 5 лет — на 6,9%. В сельскохозяйственном производстве в 2020 году работало 839,6 тыс. человек, обеспеченность — 92,2 %. За последние 10 лет уменьшение составило 28,6%, наиболее существенное в звероводстве (на 58,8%), оленеводстве (на 37,5%) и в животноводстве (на 35,1%). Сокращение также наблюдается по предприятиям обслуживания (на 46,6% — за 10 лет и 14,8% — за 5 лет).

За исследуемый период доля работников АПК с первым уровнями классности снизилась на 2,8%, со вторым — на 3,0%. В общей совокупности работников АПК, имеющих классность, водители и механизаторы составляют около 60%. Анализ классности работников растениеводства показал, что среди них в 2020 году было 20,0 % с первым классом, 13,2 % — со вторым классом, 13,3 % — имеющих класс F. Наибольшая доля работников, имеющих классность, представлена среди трактористов-машинистов. Так, в 2020 году среди них 33,0% имели первый класс, 21,8 % — второй класс, F класс — 22,5%, 22,7% — не имели классности. Однако, в 2016 году эти показатели были значительно лучше (35,6; 24,4;24,0; 16,0% соответственно).

Анализ динамики изменения рабочей силы по возрастным группам учета за период 2011-2020 годы показал похожие тенденции как в АПК в целом, так и сельском хозяйстве. Доля работников в возрасте до 30 лет постепенно снижается (-3,5% за десятилетний период). Доля работников активного трудового возраста увеличилась практически на эту же величину. В результате в 2020 году доля молодежи составила по АПК — 11,4%, по сельскому хозяйству — 10,9%, удельный вес пенсионеров по АПК — 8,7%, по сельскому хозяйству — 9,0%.

Оценка процесса подготовки молодых специалистов, показала, что за счет федерального бюджета в 2011-2020 годы было подготовлено 325,5 тыс. чел., а в рамках целевой подготовки — 54,5 тыс. чел.

В то же время количество подготовленных специалистов за счет федерального бюджета в 2020 году было самым низким за весь рассматриваемый период и составило 25,9 тыс. чел., в то время как, например, в 2011 году оно было на 40% больше — 43,5 тыс. чел., а по сравнению с прошлом годом оно сократилось на 18,7%.

Максимально число подготовленных специалистов в рамках целевой подготовки также было отмечено в 2011 годах, а к 2020 году снизилось на 54% и составило 4,2 тыс. чел. В то же время по сравнению с 2019 годом отмечено увеличение данного показателя на 19,0%. По заочной и вечерней форме обучения в период 2011-2020 годов было подготовлено 430,1 тыс. чел. Максимальное число специалистов, подготовленных по данным формам обучения, отмечено в 2014 году — 49,2 тыс. чел., а минимальное в 2020 году — 35,4 тыс. чел.

Среди федеральных округов лидером по числу подготовленных молодых специалистов по всем формам обучения является ЦФО. В 2020 году в нем было подготовлено 37,4 тыс. специалистов. Втрое и третье место по данному показателю занимают ЮФО и ПФО с показателями 17,0 тыс. чел. и 16,4 тыс. чел. соответственно. Наименьшее число специалистов было подготовлено в С-КФО и УФО.

Проблема трудоустройства молодых специалистов в сельскохозяйственные организации, их закрепление, решается неравномерно. Это связано со спецификой территориально-отраслевого разделения труда АПК, потребностями организаций в ресурсном потенциале. В 2020 году число выпускников, получивших образование по очной форме обучения и трудоустроившихся в СХО страны, составило 21091 чел., что на 7,5% выше показателя предыдущего года (19 719 чел.). При этом их доля в общем числе обучавшихся по очной форме достигла 33,5%, что является одним из лучших показателей за период 2016-2020 годы. Минимальная доля принятых на работу молодых специалистов за последние пять лет отмечена в 2016 году — 26%.

Число трудоустроенных молодых специалистов, прошедших целевую контрактную подготовку в 2020 году по сравнению с предыдущим периодом увеличилось на 3,2% и составило 1 250 чел., при этом их доля в общем числе обучавшихся в рамках целевой подготовки составила 30,1%.

Число трудоустроенных специалистов, обучавшихся по очной форме обучения в 2020 году составило 13 483 чел. Их доля в общем числе подготовленных специалистов в вузах достигла максимального значения за весь рассматриваемый период — 50,3%. Трудоустройство специалистов, получивших среднее специальное образование также несколько увеличилось и составило 21,1% (7 608 чел.).

Из числа принятых на работу молодых специалистов, осталось работать в СХО до конца года 19 109 чел. (30,4% от числа подготовленных специалистов по очной форме обучения, 90,6% от числа принятых на работу). Данный показатель является максимальным за рассматриваемый период 2016-2020 годов.

Исследователи отмечают, что положительной тенденцией является ежегодное увеличение доли принятых на работу молодых специалистов в СХО РФ по различным профилям в общем числе подготовленных по очной форме обучения в вузах. Так, если в 2016 году доля трудоустроенных специалистов агрономического профиля составляла 50%, то в 2020 году она достигла 68%, экономического — увеличилась с 27% до 51%, ветеринарного — с 37% до 43%.

Наиболее высокая доля принятых на работу молодых специалистов в СХО в 2020 оду отмечена в Южном (52,5%), Дальневосточном (38,4%) и Центральном (36,5%) ФО. Наиболее низкая доля принятых на работу молодых специалистов выпуска 2020 году была отмечена в Северо-Западном (9,6%) и Сибирском (18,1%) ФО.

Приведем ряд выводов, содержащихся в исследовании ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения АПК».

Построение оптимальной системы кадрового обеспечения АПК является комплексной задачей, которая должна решаться с помощью эффективного механизма государственного регулирования.

Требуется разработка, принятие и реализация долгосрочных программ кадрового обеспечения сельского хозяйства на всех уровнях управления АПК, совершенствование нормативно-правовой базы государственной поддержки и развития кадрового потенциала, включая региональное законодательство, отработка механизмов частно-государственного партнерства.

С целью привлечения кадров для работы в сельской местности необходимо, прежде всего, создание благоприятных и безопасных условий труда и быта сельских жителей за счет улучшения социально-экономических условий на селе и осуществление мероприятий по развитию социальной сферы и инфраструктуры. Также следует создать условия для повышения доходов работников АПК на основе увеличения производительности их труда за счет повышения технологического уровня производства, совершенствования экономических механизмов хозяйствования.

Необходимы мероприятия по закреплению квалифицированных кадров через практическую реализацию законодательства, устанавливающего льготы и гарантии, расширению приема на условиях целевой подготовки специалистов и оптимизации сроков адаптации молодых специалистов на производстве. Для привлечения молодежи в сельскохозяйственное производство необходима целенаправленная профориентационная работа, в том числе создание специализированных агроклассов в сельских школах, где подбор школьников осуществлялся бы с прицелом на их дальнейшее поступление в сельскохозяйственные вузы, по окончании которых они бы могли работать в системе АПК.

Проведение обучения студентов на инновационной основе требует укрепления и модернизации материально-технической базы и инфраструктуры аграрных образовательных учреждений, в частности, введение в действие новых и реконструирование учебно-лабораторных корпусов, библиотек, студенческих общежитий, столовых. Необходима разработка нормативно-правовой базы функционирования учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств и организаций, позволяющей сохранить их в составе единого учебного научно-производственного комплекса как базы для инновационной студенческой инфраструктуры. Значительную роль в подготовке кадров должны сыграть центры практического обучения специалистов.

Совершенствование содержания и технологий системы профессионального образования должно соответствовать требованиям научно-технического прогресса на основе единого образовательного пространства и использования дистанционных форм обучения. В настоящее время повышается актуальность развития механизмов вовлечения студентов в исследовательскую деятельность в ведущих университетах через создание новых форматов научно-образовательного синтеза (проектно-учебные лаборатории, студенческие бизнес-инкубаторы, технополисы).

Важной задачей, стоящей перед отраслью, является создание гибкой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сельских товаропроизводителей и работников перерабатывающих, обслуживающих отраслей, в соответствии с потребностью инновационного развития отрасли на основе перспективной потребности в кадрах, запросов рынка труда, обеспечение непрерывности их обучения в течение всей трудовой деятельности.

Работники массовых профессий должны обладать знаниями и умениями работы на современной технике и оборудовании. Для этого требуется их систематическое обучение, чему будут способствовать создание и организация работы базовых центров профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, развитие внутрипроизводственного обучения, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению.

Реализация предложенных мер позволит подготовить перспективных высококвалифицированных специалистов для аграрного сектора экономики, обеспечить агропромышленный комплекс компетентными кадрами, способными организовывать и вести высокопроизводительное, эффективное и ресурсосберегающее производство в условиях инновационного развития АПК и его цифровой трансформации.

На наш взгляд, эти положения и сейчас не утратили своей актуальности.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Считаете ли вы необходимым запретить никабы в РФ?
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть