В современной России масса следов идеологического прошлого. В местах, самых разных и порядком отдаленных друг от друга, можно буквально заблудиться в одноименных улицах. У нас бесчисленное множество коммунистических, советских, октябрьских, ленинских, калининских, кировских проспектов, площадей и даже проулков с проездами. Последние часто пронумерованы, чтобы граждане могли сориентироваться.
Вождю революции в СССР поставлено более 14 тысяч памятников. Значительная часть скульптур на территории России. На начало 2000-х годов в стране насчитывалось около 1800 ленинских монументов и до 20000 бюстов «самого человечного» человека по Владимиру Маяковскому. Цифры к настоящему времени мало изменились. Такие данные почерпнул в газете «Московский комсомолец».
Десятки тысяч промышленных предприятий, колхозов и совхозов носили имена коммунистических вождей и прочую «идейную» атрибутику. Большевики относились к топонимии, как важной составляющей идеологического процесса, и, не считаясь с затратами, переименовывали все, что угодно.
Советская власть утверждала свое господство не только репрессиями, гулагами и обрушением карьеры у неугодных одиночек, отстаивавших собственную позицию. «Инакомыслящим», не привыкшим лизать пятую точку у начальства, приходилось несладко. Сегодня, впрочем, в плане взаимоотношений думающих людей с власть предержащими, ситуация ненамного лучше.
Пропаганда и агитация в СССР достигли высочайшего уровня. Мастерству убеждения и переубеждения у большевиков не помешало бы поучиться нынешним чиновникам!
«Человеку, владеющему прошлым, принадлежит будущее», — аллегорически выразился британский писатель Джордж Оруэлл. Без исторического экскурса никак не обойтись. Многие корни отечественной топонимии «зарыты» не только в советском, но и более отдаленном, имперском прошлом России.
Петр ориентировался на Европу
В петровскую эпоху под модой на «немецкое» подразумевалось не только германское, но и европейское в целом. Вспомним про иностранцев в императорской академии наук, с которыми упорно, хотя не всегда справедливо и обоснованно, конфликтовал русский ученый—патриот Михайло Ломоносов. Если по-честному, то без «засилья немцев» русская наука, вообще, могла не состояться. Таких людей, как Ломоносов, в тогдашней России насчитывались единицы.
Любопытный факт. Императрица Елизавета, подписывая указ об учреждении Московского университета, искренне сомневалась: наберут ли в достаточном количестве студентов? С большим трудом уговорили несколько десятков молодых людей!
Численность студентов Московского университета: 1755 год - 100 человек, 1785 - 82 человека, 1808 - 135 человек.
Российские монархи приглашали из—за границы высококвалифицированных специалистов, признанных мастеров своего дела. Им платили большое жалованье, давали награды и льготы, обеспечивали комфортным жильем, наделяли землей с крепостными. Словом, создавали все условия, чтобы чрезвычайно полезные иностранные ученые, архитекторы, инженеры и просто мастеровые люди навсегда закреплялись в России. Иностранцы передавали знания, навыки, опыт русским.
Россия сильно отставала от Европы, бывшей в те годы локомотивом технологического, научного и культурного развития. Петр действовал жестко и радикально: брил бороды боярам, собственноручно обрезая на них кафтаны, заставлял одевать «смешное» европейское платье. Моду ввел на ассамблеи, своего рода тусовки для знати, на которых она приучалась к европейским манерам поведения в обществе.
Первый русский император действительно «вздыбил» отсталую страну. Скульптура «Медный всадник» в центре Санкт—Петербурга, посвященная монарху-реформатору, зеркально отражает влияние Петра на судьбу России. Его преобразования затронули всю российскую жизнь: науку и искусство, промышленность, военное дело, государственное управление, алфавит. До Петра у России не было регулярной армии, отсутствовал флот.
Крутой по нраву царь на европейский лад строил города, называя их по-новому, «по-немецки»!
Мода, «бурги» и «грады»
Иноземная городская топонимия заслуживает особого внимания. В период Средневековья укрепленные населенные пункты, которые имели сплошную оборонительную стену и военный гарнизон, в Европе обозначали термином «бург». Отечественным аналогом «бурга» был «град». В общедоступных источниках такое определение: ”Град” - старославянское слово, означающее “город”, “градище”, “укрепленное поселение”.
На Руси немало городов носили в собственном имени окончание «град». В петровское время, в контексте общей моды на все европейское, у городских поселений появилось окончание «бург» или «бурх», как тогда говорили. Из той лексики: «Питербурх»! Спустя время, орфографию в названиях поправили.
Исторические персонажи и память
Санкт—Петербург основан Петром Великим. Город по праву считается выдающимся деянием российского императора. Это нашло отражение в искусстве, литературе. Александр Пушкин: «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье…»
Многие россияне считают, что Санкт-Петербург носит имя Петра, но это не совсем так. Петр Великий, конечно, не был обделен честолюбием, но, прежде всего, слыл очень умным человеком. Город назвал в честь небесного покровителя святого апостола Петра.
В 1914—1924 годы город на Неве носил название «Петроград». Во время Первой мировой войны Россия воевала с Германией и император Николай Второй посчитал антипатриотичным немецкое окончание «бург» в имени столицы государства.
Мне название «Петроград» нравится гораздо больше, чем «Санкт-Петербург». Оно русское, национальное. Императора Петра можно понять. В тот исторический период, когда он жил и правил страной, «бурги», как элементы новой политики, были актуальны. Ныне, естественно, нет!
Петр, окажись в нашем времени, сам привел бы название города в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Российский император обладал огромной политической волей, прозорливостью и мудростью!
В России есть другие «бурги», которые никак не способствуют развитию национального самосознания. Например, столица Урала Екатеринбург основан в 1723 году в честь Екатерины — второй супруги Петра Великого. Город, конечно, можно переименовать в Екатериноград, но это не повлияет на смысловую составляющую названия.
Какие такие государственные деяния совершила Екатерина Первая за те два года, когда по чистой случайности занимала российский престол? Ответ очевиден: абсолютно никакие…. Столица русского Урала носит имя литовки Марты Скавронской в девичестве и по первому мужу, шведу, фру Крузе!
Поясню один нюанс. Обращение к шведской замужней женщине «фру» есть аналог немецкого «фрау».
Почему бы не переименовать Екатеринбург в… Романов?! В память о 300—летней монархической династии, представители которой оставили огромнейший след в отечественной истории, да, собственно, формировали ее. В городе провела последние дни царская семья, которую большевики здесь же расстреляли.
Последний российский император Николай Романов неразрывными нитями связан с Екатеринбургом.
С позиции логики в новое название «вписывается» Екатерина Первая, которая по мужу-императору является Романовой. И последний аргумент. Имя Роман, изначально латинское слово romanus, давно прижилось в русском языке. По одной из версий с древнегреческой исходной основой, в переводе «сильный, крепкий». Екатеринбуржцы станут… романовцами либо романчанами. Красивое, романтичное и, главное, по-русски безупречное собственное имя горожан!
Город Оренбург с 26 декабря 1938 года по 4 декабря 1957-го именовался Чкалов в честь заслуженного летчика—испытателя, героя Советского Союза Валерия Чкалова. В 30-е годы минувшего века популярность знаменитого русского пилота была сродни популярности в 60-е первого космонавта планеты Юрия Гагарина. После трагической гибели воздушного аса, Оренбург переименовали в Чкалов.
Спустя 19 лет городу вернули первоначальное название, поскольку летчик Чкалов считался любимцем Сталина, «сталинским соколом» № 1. Новое руководство страны во главе с Никитой Хрущевым стремилось искоренить все символы, так или иначе связанные с «вождем народов».
По наиболее распространенной версии, построенная в 1743 году Оренбургская крепость получила название по реке Орь, имеющей тюркские корни в имени, означающие «ров, канава, русло». Оренбург, как ранее Питер и Екатеринбург, стал жертвой идеологического поветрия на немецкие окончания. Основателем города считается обер—секретарь Сената Иван Кирилов, государственный деятель XVIII столетия, твердый сторонник петровских реформ.
Итак, Оренград или снова Чкалов? Виртуально представляю возмущение оренбуржцев: Валерий Чкалов не имеет никакого отношения к нашему городу!
Знакомая песня… частенько звучит в подобных ситуациях. Господа оренбуржцы, вы русские или нет?
По справочнику посмотрел этнический состав горожан: 86,5% вроде как русские. Оренбуржцы, вы «вроде русские» или по—настоящему? Если по— настоящему, тогда докажите свою «русскость» в предельно конкретном вопросе, таком, как название вашего города?!
Подлинная русскость по определению носит общенациональный характер, актуальна для всего этноса. Валерий Чкалов — летчик, герой, славный сын русского народа и страны по имени Россия. Он— фигура общенационального масштаба и гордости!
Какая разница: имеет Чкалов конкретное отношение к городу Оренбург или нет? Ваш аргумент, господа оренбуржцы, местечкового свойства, с оттенком замшелого и не особо умного провинциализма.
Хорошо, не нравится Чкалов, тогда… Кирилов. У него—то самое прямое отношение к Оренбургу — основатель града сего!
Кирилов или Кириловск звучит вполне по-русски!
В российском общественном пространстве разговоры о возвращении Волгограду исторического имени Сталинград то активизируются, то затухают. Волгоград однозначно должен быть переименован в Сталинград. Дело даже не в личности Иосифа Сталина, хотя это был, несомненно, выдающийся государственный деятель со своими достоинствами и недостатками, достижениями и ошибками. У кого их нет… ошибок-то? Правильно, у тех серых, никчемных людишек, которые ничего не делают и в политической жизни никаких следов не оставляют!
Главное в том, что город-герой Сталинград во всем мире ассоциируется со Сталинградской битвой, ознаменовавшей начало коренного перелома в Великой Отечественной войне в пользу СССР и его Вооруженных Сил.
Ульяновску и Кирову необходимо возвратить их первоначальные имена: соответственно Симбирск и Вятка. Владимир Ульянов-Ленин и Сергей Киров (Костриков) не те государственные деятели, которыми русский народ может гордиться!
В переименовании, безусловно, нуждается западный форпост России город Калининград. Его историческое название Кенигсберг отражает другую, германскую историю. Это все в безвозвратном прошлом. Волею судьбы и по справедливости Калининград стал русским городом. Он не может носить имя второразрядного и с весьма неоднозначной репутацией советского руководителя!
Балтослав или Балтоград? Третий вариант: Янтарск! Калининградскую область часто называют Янтарным краем, поскольку на ее территории сосредоточены самые большие в мире залежи янтаря.
Краснодару предложил бы чисто географическое название: Тамань по одноименному полуострову, составляющему большую часть территории Краснодарского края. Первородное наименование города, Екатеринодар, дано в честь святой Екатерины, христианской великомученицы родом из Александрии. Святая — небесная покровительница Екатерины Великой, которая при утверждении названия города пример взяла с Петра.
В состав России—матушки, надеюсь, все же удастся вернуть город Днепропетровск (по украинской терминологии Днепр), на протяжении полутора столетий называвшийся Екатеринослав. История со святой Екатериной Александрийской повторяется. Имена обоих городов, Екатеринодар и Екатеринослав, опосредованно образованы от имени российской императрицы. В первом случае наименование нового поселения означало «дар Екатерины», а во втором ее славу!
Днепропетровск должен вновь обрести историческое имя! Это будет символом благодарности мудрой и рачительной правительнице от потомков, чтящих великие труды ее на благо Отечества!
В топонимии — этнокультурный код
Имена отечественных городов — броские маркеры идеологии. Старой! Но могут стать символическими скрепами новой, патриотической системы общественных ценностей, понятийными компонентами единения и самосознания этноса, его идентичности.
«Мы призваны творить своё и по—своему, русское по—русски!» — писал сейчас критикуемый философ Иван Ильин. Именно так, по—русски, с позиции ведущего народа страны и норм государственного языка, нужно подходить к именам городов. В топонимии фиксируется этнокультурный код нации!
Комментарии читателей (0):