Российское образование: есть ли выход из тупика?

Ситуация противостояния с коллективным Западом ставит перед российским образованием задачу максимально соответствовать новому этапу развития страны...
2 января 2023  15:58 Отправить по email
Печать

Ситуация противостояния с коллективным Западом ставит перед российским образованием задачу максимально соответствовать новому этапу развития страны. Для её достижения необходимо выполнение ряда пунктов, рассуждает директор Института русско-славянских исследований имени Н. Я. Данилевского Александр Буренков в своём Telegram-канал «Россия не Европа».

1. Полный отказ от Болонской системы. Необходимо понять, что именно из опыта настоящей (а не введённой в России) Болонской системы можно использовать отдельные элементы. Специализация при подготовке студентов необходима, в противном случае мы имеем специалиста, который получил знания «обо всём и ни о чём». Другой вопрос, что делать это возможно и в рамках специалитета, причём в советской системе на это давалось больше времени, чем сегодня. Переход на специалитет не только уничтожит искусственное деление на бакалавров и магистров, но и обеспечит единство подхода в подготовке специалиста (в системе бакалавриат-специалитет такое единство отсутствовало).

2. Необходимо прекратить рассматривать вузы как коммерческие предприятия, созданные для извлечения прибыли. В основе их деятельности должна лежать образовательная составляющая, а не попытки привлечь максимальное число студентов (независимо от их способностей овладеть программой по специальности), а затем «как-нибудь» дотащить их до получения диплома, чтобы в максимальной степени сохранить госфинансирование. Необходимо снизить административно-бумажную нагрузку на преподавателя, прекратить «оптимизацию» образования, постоянные сокращения преподавательских кадров, поскольку кадровый голод реально существует в вузах, особенно в провинции, уже сегодня. Завтра ситуация рискует стать просто катастрофической.

3. Серьёзные задачи стоят и перед средним образованием. Самая важная задача среднего образования состоит в воспитании Гражданина. Сегодня фактически ликвидирован советский институт аттестата зрелости. Выпускники средних школ сдавали пять-семь экзаменов по окончании средней школы, среди которых были история и литература. Сегодня же обязательными экзаменами являются только русский язык и математика: чем не подготовка будущих «граждан мира»! Необходимо вернуть экзамены на аттестат зрелости. Если выпускник не хочет поступать в вуз, то он может сдавать только два экзамена: математику и русский язык, оценка которого снижена до нижнего порога грамотности (32 балла?). Выпускные экзамены на аттестат зрелости и вступительные экзамены должны быть разделены, как было в Советское время.

4. Необходимость реформирования ЕГЭ. Плоха не сама идея единого государственного экзамена, а методы её воплощения, особенно в гуманитарных предметах. Чтобы избежать перекосов и субъективизма в контрольно-измерительных материалах (КИМ) ЕГЭ, необходимы единые, утверждённые государством учебники. Дискуссии и разные подходы хороши в академической среде, но при подготовке студента они должны быть минимизированы, при подготовке ученика – в принципе исключены. Нельзя в учебниках давать одну трактовку, а в КИМах требовать другую. ЕГЭ должен быть направлен на выявление реальных знаний учащихся, а не превращаться в лотерею с непредсказуемым исходом.

5. Необходимо чётко увязать задачи образования с задачами социально-экономического развития страны. Без этого невозможны никакие успешные реформы ни в экономике, ни в образовании. Развитие реального сектора экономики и развитие образования – звенья одной цепи, причём первое имеет определяющее значение для второго. Возникновение новых предприятий поставит перед образованием задачи увеличения количества выпускников, равно как и качества их подготовки. Со своей стороны, повышение уровня подготовки специалистов вузами будет «провоцировать» дальнейшее промышленное и научно-техническое развитие страны. Как следствие этого – всестороннее развитие учебных заведений, рост зарплат и повышение престижа профессии преподавателя. Возвращение в экономику плановых показателей поможет определить нужное количество специалистов для подготовки в вузах. Будет решена проблема «нужности» выпускников.

Это, конечно, не полный перечень задач, но без решения их ни о каком успешном развитии образования говорить не приходится.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть