В Латвии с опозданием стартовала предвыборная гонка

16 сентября 2010  19:50 Отправить по email
Печать

В активную фазу предвыборная агитация в Латвии вступила нетипично поздно – всего за две недели до парламентских выборов, которые состоятся 2 октября. Наблюдатели полагают, что причиной тому – нежелание главных игроков нарушать закон «О финансировании партий», ограничивающий размер разрешенных расходов на политическую рекламу, передает корреспондент ИА REX.

Закон «О финансировании политических объединений (партий)» появился в Латвии в 2002 году. Главной его задачей было ограничить предвыборные расходы политических партий и в каком-то роде уравнять их в правах. Поскольку одни объединения имели богатых спонсоров и членов, а другие – не очень, и это, естественно, сказывалось на возможностях рекламировать своих кандидатов и идеи среди избирателей. Прослеживалась прямая связь между суммой денег, израсходованной на предвыборную агитацию, и количеством мест, полученных партией в Сейме.

Первое время закон работал плохо, ибо «богатые» партии быстро нашли лазейкии и стали рекламировать своих членов или достижения через так называемых третьих лиц. Выглядело это следующим образом: закон не запрещал мистеру Х, обычному гражданину, симпатизировать партии Y. Также он ему не запрещал за свой счет печатать буклеты с рассказом, как член этой партии, мистер Z, помог ему в трудной ситуации и вообще стал его ангелом-хранителем или разместить от своего имени рекламу в СМИ, или оплатить расклейку плакатов с изображением мистера Z. Конечно же, мистер Х в действительности был не только «обычным гражданином», он также являлся официальным или неофициальным спонсором партии Y.

В последуюшие годы за исполнением норм закона «О финансировании партий» пристально наблюдали Бюро по борьбе и предотвращению коррупции (ББПК), а также общественные огранизации Delna и Providus. Было много скандалов по поводу перерасхода средств на предвыборную агитацию, что выяснялось после подачи партиями финансовых отчетов в ББПК, а также выявленных случаев скрытой рекламы.

Этот выборный год также ознаменовался обвинениями партий в нарушении норм закона, но их (обвинений) значитительно меньше и, если тенденция сохранится, впервые можно будет сказать, что закон действительно заработал. Возможно, это связано с тем, что летом в него были внесены некоторые послабления. Например, разного рода ограничения на предвыборную агитацию теперь действуют не 270 дней до дня выборов, а только 120. Ограничения по сумме финансирования наложены лишь на размещение рекламы, использование почтовых услуг и благотворительные акции. На эти цели каждая партия вправе израсходовать 571 тыс латов (чуть более 1 млн долларов), если она подала списки кандидатов во всех пяти избирательных округах. Ограничения по сумме затрат не распространяются на изготовление рекламных материалов, планирование и проведение самой агитационной кампании, зарплаты организаторам, аренду движимого и недвижимого имущества, а также печать партийных газет, журналов и других изданий. Вместе с тем расходы третьих лиц, которые ведут агитацию за партии от своего имени, не должны превышать 2 700 латов (около 5 тыс долларов). Также в этом году запрещена скрытая предвыборная агитация, которой считается любая реклама партии и конкретного человека, за которую было получено любое материальное вознаграждение – деньги, подарок или услуга.

Ведущий специалист Providus, политолог Ивета Кажока в интервью газете «Телеграф» сказала, что запоздалый старт предвыборной кампании, связан именно с законом и страхом партий превысить разрешенный уровень расходов. Поскольку только в этом году у ББПК появилось право, благодаря принятым поправкам, приостановить любую агитационную кампанию в случае обнаружения нарушений. И даже те партии, которые могут себе позволить дополнительные траты, боятся остаться перед самыми выборами совсем без рекламы.

Возможно именно из необходимости экономить, по сообщению портала tvnet.lv, партии стали прибегать к такой уловке, как плата активным пользователям интернета за написание позитивных комментариев на форумах. Якобы за один оставленный отзыв можно получить 2 сантима (около 4 центов).

В целом же предвыборная борьба довольно уныла и не интересна по сравнению с предыдушими выборами в Сейм, когда в ходу были войны компроматов. Единственным ярким сюжетом в этой категории пока был лишь один – выход книги «Сын шофера Мюхгаузен», в которой рассказывалось о ранее неизвестных фактах биографии одного из лидеров объединения «За лучшую Латвию!» Айнара Шлесерса, в народе прозванного «Бульдозером». Как уже сообщало ИА REX, политик накануне выхода книги созвал экстренную пресс-конференцию, на которой расплакался, рассказывая о своем тяжелом детстве. Автор книги, известный латвийский журналист и публицист Лато Лапса, вскоре сообщил, что в его адрес поступили угрозы, поэтому он закрыл целый ряд интернет-сайтов, на которых выкладывал изобличающие политиков документы, и до выборов намеревается покинуть страну. Эксперты сразу заподозрили, что выход книги был спланированной пиар-акцией, чтобы привлечь внимание к Айнару Шлесерсу, ибо давно известно, что ничто так хорошо не работает на имидж и узнаваемость, как скандал. К тому же Шлесерс в этой истории выступил в роли пострадавшего, а народ любит «страдальцев». Как отмечают наблюдатели, умение плакать и манипулировать фактами на данный момент делает предвыборную кампанию Шлесерса одной из самых запоминающихся.

Хотя это же объединение имеет и других, не менее известных, лидеров – бывшего президента Латвии Гунтиса Улманиса и экс-премьера-миллионера Андриса Шкеле. Улманис, про информации портала Ir.lv, решил отстраниться от активной предвыборной борьбы после неудачного дебюта в программе «Дебаты лидеров» на телеканале LNT. Политические оппоненты в прямом эфире, не стесняясь в выражениях, дали понять бывшему главе государства, что он слишком стар для того, чтобы они расценивали его как равноправного и равносильного борца.

Ныне просто олигарх, а в прошлом премьер-министр и лидер почившей в бозе «Народной партии», державшей страну в страхе и трепете добрый десяток лет, Андрис Шкеле, по прогнозам аналитиков, просто затаился. Хотя и с ним было связано несколько запоминающихся эпизодов. Сначала он отказался пройти проверку на детекторе лжи в присутствии команды журналистов, назвав это «кинокомедией». Затем публично признал существование схемы откатов от предпринимателей в обмен на помощь при распределении госзаказов. Свою причастность к этим схемам он категорически отрицал, но при этом не исключил, что деньги могли получать члены «Народной партии».

На пике своей политической потенции Шкеле слыл самым искушенным, умным и опасным игроком. Альянс «Народной партии» (сейчас она слилась с ЛПП/ЛЦ и образовала блок «За лучшую Латвию!» . – прим. ИА REX), с другой партией всегда заканчивался смертью присоединившегося, поэтому объединения такого рода называли «танго с удавом». Аналитики небезосновательно полагают, что такая же участь постигнет и Шлесера, чьими стараниями Шкеле вновь вернется в активную политику. Ибо, как сейчас предполагается, «За лучшую Латвию!» может стать тем объединеним, которое после победы на выборах займется формированием коалиции (в Латвии это право получает партия, набравшая наибольшее число голосов избирателей. – прим. ИА REX).

Другие лидеры рейтингов на фоне во многом провокационной кампании объединения «За лучшую Латвию!» выглядят тускло и неприметно. «Центр согласия», которому также прочат хорошие результаты на выборах, пока был замечен лишь в раздаче арбузов потенциальным избирателям. Впрочем, этому объединению креативить особо незачем: оно традиционно пользуется медийной поддержкой самого популярного среди русскоязычных жителей Первого Балтийского канала (ПБК), являющегося «дочкой» российского Первого канала. Во всяком случае победа нынешнего мэра Риги и члена этого объединения Нила Ушакова на муниципальных выборах 2009 года во многом была обеспечена именно ПБК.

Объединение «Единство» имеет другой ресурс. В него входят действующие министры вместе с главой правительства Валдисом Домбровскисом. Они делают ставку на то, что избиратели и так уже оценили их старания и вклад в дело вывода страны из тяжелейшего экономического кризиса. И, очевидно, неспроста в СМИ все чаще перед выборами появляются исполненные оптимизма заявления Домбровскиса о том, что страна восстанавливается значительно быстрее, чем планировалось. А статистические органы рапортуют о вполне удовлетворительных показателях роста экономики. В нюансы этих показателей особо никто не вникает, а комментируют лишь те, что в данный момент выгодны. Например, подчеркивается, что объемы экпорта растут и об этом много говорят эскперты. А вот о том, что безработица остается по-прежнему очень высокой тоже говорят, но как бы вскользь, не заостряя на этом внимания. Видимо, для того, чтобы хоть как-то подсластить эту горькую пилюлю «Единство» в рамках предвыборной кампании раздает яблоки, конфеты и сахарную вату зеленого цвета, который, как известно, является цветом надежды. А в небольшом городке Кандава детей на уроки развозит школьный автобус, обклеенный предвыборными пакатами «Единства».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть