Счётную палату потянуло в политику

6 марта 2020  14:08 Отправить по email
Печать

Аудитор Счётной палаты Алексей Каульбарс, выступая в Государственной Думе 4 марта, заявил, что нефтяные компании РФ последние годы платили за транспортировку нефти по завышенным тарифам.

Ряд его заявлений вызывает возражения. Но самое главное в его выступлении − сама формулировка проблемы. Счетная палата по уставу проверяет эффективность и законность расходования средств государственного бюджета. Защита интересов коммерческих компаний, в том числе нефтяных компаний, не в ее компетенции. Если бы речь шла о том, что при назначении тарифов на транспортировку нефти нарушаются такие-то и такие-то нормативные акты, это выглядело вполне обосновано. В данном случае Счётная палата немного вышла за рамки своей компетенции, а потому была неубедительна.

Тарифы на транспортировку нефти на следующий год назначаются ФАС на основе прогнозов Минэкономразвития по инфляции по принципу «инфляция минус». "Однако фактический рост уровня тарифов в 2016–2018 годах превысил уровень инфляции", − считают в Счётной палате. "Детально разобравшись в данной ситуации, мы пришли к выводу, что причина заключается в том, что прогнозные уровни инфляции, установленные Минэкономразвития на 2016–2017 годы, были выше их значений по результатам этих лет", − заявил аудитор.

Однако в другие годы инфляция была выше уровня индексации тарифов. И это в корне меняет представленную Счетной палатой картину. В таблице приведена суммированная инфляция в сравнении с индексацией тарифов «Транснефти» в 2015-2019 годах.

Показатель

2015

2015-16

2015-17

2015-18

(2015-19)

Факт

Факт

Факт

факт

прогноз

Индексация

среднего тарифа

1,0675

1,129

1,169

1.215

1,261

ИПЦ (Росстат)

1,1290

1,190

1,220

1,272

1,310

Начало отсчёта 2015 год выбрано потому, что именно с этого года до 2020 года действует принцип «инфляция минус». Таким образом, на установленном правительством РФ периоде долгосрочного регулирования отсутствует превышение тарифов на транспортировку нефти над индексом потребительских цен (ИПЦ).

Однако о необходимости изменении расчета индекса инфляции говорят и в самой «Транснефти». Проведённый с участием ФАС анализ структуры затрат, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти, показал, что только около 40% затрат в составе себестоимости может подлежать индексации на индекс потребительских цен, в то время как около 50% затрат следует индексировать на индекс по отрасли «Строительство», а 10% − на индекс по отрасли «Обеспечение электрической энергией».

В США, например, при регулировании тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов используется не ИПЦ, а «индекс цен производителей готовой продукции» (Producer Price Index for Finished Goods − PPI-FG). Проведенные в США исследования показали, что на уровень себестоимости транспортировки наибольшее влияние оказывают затраты, связанные с приобретением трубной продукции, стоимостью ГСМ, электрической и тепловой энергии.

Возражения специалистов вызвал и другой пример из выступления представителя Счётной палаты в Госдуме. Представитель ведомства, в частности, высказался относительно переплаты за транспортировку нефти по ВСТО: раз нефтяники переплатили, то «теперь будет решаться вопрос о том, чтобы платежи, которые будут поступать в перспективе 2020–2021 года за эксплуатацию нефтепровода, были уменьшены на сумму, переплаченную за период 2016–2017 года». То есть, Счётная палата решила прямо вторгнуться в компетенцию правительства, указывая, где, кому и за что доплачивать. При этом в Счетной палате неверно представляют ситуацию с принципом формирования тарифов для ВСТО, где речь идет о том, что: нефтяники не «переплатили» за пользование ВСТО, а крепко «недоплатили». Они недоплатили не только за превышение в 2015-2019 годах инфляции над тарифом, но и за счёт субсидирования тарифа ВСТО за счёт других нефтепроводов, см. таблицу.

Субсидирование тарифов на услуги по транспортировке нефти по МН в восточном направлении за счёт тарифов транспортировки нефти в западном направлении по системе МН ПАО «Транснефть»

Период

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Сумма перекрестного субсидирования, млн рублей

37 237,0

25 730,1

16 580,9

11 024,9

10 702

5 790

В 2009-2010 годах при установлении тарифов на транспортировку нефти по ВСТО в целях привлекательности нового транспортного направления ФСТ России было принято решение о субсидировании Восточного направления транспортировки за счёт Западного. За 2013-2018 годы (итоги 2019 года еще не подведены) нефтяники были просубсидированы на 107 063 млн рублей (!).

Не менее спорным оказалось выступление по вопросу о тарифах на транспортировку нефти главы ФАС Игорь Артемьев, отвечающий за тарифы естественных монополий в Российской Федерации.

"Тарифы − это полный винегрет", − сказал Артемьев в Госдуме. По словам главы ФАС, тарифы в тепле, электричестве, в водоотведении могут отличаться в 10, 20 и выше раз. Сейчас, говорил Артемьев, нет общих правил установления тарифов, не всегда понятно, что должно быть в тарифе, чего не должно быть ни в коем случае, непонятно, где и как должны нормироваться соответствующие расходы и по каким установленным нормативам.

Полномочия по регулированию тарифов были переданы в ведомство Игоря Артемьева 10 сентября 2015 года. За четыре с половиной года глава ФАС не удосужился:

- разработать общие правила установления тарифов;

- определить, что должно включаться в тариф, а что нет;

- как должны нормироваться расходы субъектов монополий;

- какие нормативы для этого следует использовать.

Ещё в июне 2018 года руководства компаний «Транснефть, «Новатэк» и НЛМК обратились к тогдашнему премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой передать полномочия в области тарифной политики от ФАС к Минэкономразвитию. Авторы обращения обвинили ФАС в том, что в настоящее время «невозможно принимать решения, необходимые для развития инфраструктурных компаний и отдельных отраслей». По их словам, это затрудняет планирование, а также снижает уровень инвестиций в критическую инфраструктуру и ограничивает рост всей экономики страны.

В итоге своего выступления Игорь Артемьев призвал «свести всё к простым, упрощенным, но понятным и ясным прозрачным процедурам». Но делать это должны не специалисты ФАС, которые обязаны это делать согласно регламенту ведомства, а «законодатели», то есть депутаты Госдумы.

Не исключено, что такие простые и понятные процедуры всё же найдены. Как пишет Коммерсант борьба ФАС за полномочия тарифного мегарегулятора может закончиться передачей наиболее содержательной их части в Белый дом. Это следует из последней версии законопроекта службы «О госрегулировании цен (тарифов)». Документ относит основные политические вопросы в этой сфере в ведение правительства — служба же, по сути, оставит за собой лишь процедурный контроль тарифной сферы и добьется приведения отраслевых законов в соответствие общим принципам проекта. Позиция же Белого дома в вопросе о том, насколько тарифная политика будет подчинена задаче ускорения роста экономики за счет инвестпрограмм госмонополий, неизвестна — руководство экономического блока пока открыто о своих предпочтениях в этой области не заявляло.

Ранее на сайте ИА REX : Счётная палата завершила ревизию "Транснефти"

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть