Мусорная реформа в России рассыпается на глазах

Реальность не оправдала ожиданий
10 сентября 2019  21:00 Отправить по email
Печать

Часть 1. Мусорная реформа в России, формально стартовавшая 1 января 2019 года, рассыпается на глазах.

Основная проблема — отсутствие внятной стратегии действий на ближайшую и долгосрочную перспективу в головах тех, кому поручено запустить новую модель обращения с ТКО, сообщает ТГ-канал "НЕЗЫГАРЬ".

На самом деле реформа стартовала в 2014 году с революционных изменений в законодательство:

• Появилась определенность с правом собственности на ТКО.

• Средства, которые платило население за вывоз мусора управляющим компаниям, «окрасили» и вывели в отдельный финансовый поток.

• Появились долгосрочные инструменты планирования — территориальные схемы и договоры с региональными операторами, срок действия которых превысил 10 лет.

• Принципиально поменялась тарифная политика: субъекты Федерации получили право утверждать инвестиционную составляющую, стимулируя строительство перерабатывающих мощностей.

• Федеральные органы власти смогли утверждать правила обращения с отходами, запрещать захоронение тех, которые содержат полезные компоненты.

• При поддержке помощника Президента Андрея Белоусова были восстановлены такие инструменты управления, как требования к объектам по обращению с отходами, лицензирование деятельности, полноценный институт государственной экологической экспертизы.

• Наконец, был запущен инструмент «расширенной ответственности производителя», который должен был стать основным источником финансирования капиталоемких проектов по строительству «мусорных кластеров» — предприятий полного цикла, работающих с ТКО.

По сути, была сформирована совершенно новая нормативная база, позволяющая при её «тонкой донастройке» привлечь в отрасль стратегических инвесторов.

А указ Президента о создании публично-правовой компании «Российский экологический оператор» завершил формальное выстраивание управляющей вертикали, определив ответственных лиц на каждом из уровней принятия решений.

Но реальность не оправдала ожиданий. Главной бедой российской «мусорной реформы» стало отсутствие на федеральном уровне профессиональной проектной команды, имеющей права, полномочия и ресурсы для её воплощения в жизнь. А главное — компетенции и желания работать «по локоть в нечистотах».

Сейчас очевидно: федеральная власть утратила связь с регионами. Проверки, проведенные Генеральной прокуратурой, аппаратом Правительства, Счетной палатой в один голос говорят одно и то же: ситуацию в субъектах Федерации должным образом никто не анализирует, не контролирует и не корректирует.

Методическое руководство «мусорной реформой» не ведется. В условиях «правового вакуума» регионы занимаются самодеятельностью.

Похоже, чиновники Минприроды России забыли: «мусорная реформа» — это не просто смена игроков на рынке, когда вместо 10 тысяч фирм-однодневок пришли 200 региональных операторов, подавляющее большинство которых мыслят точно так же, как их предшественники.

Институт региональных операторов должен был стать лишь инструментом в решении ключевой задачи — создании новой отрасли в промышленности и ЖКХ, которой раньше в России не существовало. А также в привлечении стратегических добросовестных инвесторов, имеющих финансовые и организационные ресурсы для этого.

Интересно, вспоминает ли кто-то сейчас об основных приоритетах работы с отходами, которые были определены в российском законодательстве в 2014 году?

Часть 2
Позволим себе напомнить положения статьи 3 федерального закона «Об отходах производства и потребления»:

«Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов».

Каким образом Правительство России реализует эти приоритеты?

• Где меры по сокращению образования отходов и снижению их класса опасности?

• Где нормы, стимулирующие предприятия, использующие вторичное сырье?

• Где меры по решению проблем обращения с ТКО в труднодоступных и отдаленных местностях?

• Где анализ выполнения региональных территориальных схем?

• Где рекомендации по технологиям, локализованные отечественные комплексы, решение проблем использования отходов в качестве топлива Refuse Derived Fuel (RDF)?

• Где требования к объектам размещения отходов?

• Как выполняются ограничения по захоронению ТКО, содержащих полезные компоненты?

Наконец, кто на федеральном уровне следит, чтобы 200 региональных операторов выполняли обязательства, взятые на себя в ходе конкурсов по их отбору?

Ведь за каждым тендером, кроме десятков миллиардов рублей оборота, стояли конкретные обещания по строительству сортировочных станций, доведению использования отходов до определённых показателей, обновлению контейнерного и транспортного парка, организации раздельного учета отходов, их утилизации.

Ничего этого нет. Однако при этом вся страна который месяц обсуждает судьбу полигона ТКО в 1200 км от Москвы и проблемы с выбором регоператоров в 11 регионах России. Словно это две ключевые проблемы, из-за которых в стране буксует реформа ТКО.

Пока на федеральный уровень не вернется понимание смысла мусорной реформы, пока в Москве не определятся с конкретными шагами на 3-5-летнюю перспективу, пока не начнет работать нормальный аналитический, методический и координационный центр, — мусорная реформа будет по-прежнему выглядеть как передел рынка, сопровождающийся ростом тарифов для населения.

Что самое интересное, субъекты Федерации не против, чтобы ими управляли из центра. Они хотят и готовы воспринимать руководящие поручения, знакомиться с лучшими практиками, оперативно решать возникающие на местах проблемы.

Повсеместно из регионов приходят письма с запросами о дальнейших шагах, требованием разъяснений и просьбами «оказать содействие». Но в ответ — тишина.

Похоже, Минприроды, Минпромторг и Минстрой слишком долго «раскачиваются», «создают нормативную базу и методики», «обсуждают финансовые модели». Хотя на это отводилось пять лет, прошедших с момента принятия изменений в закон «Об отходах производства и потребления».

В таких условиях дальнейшая судьба «мусорной реформы» и механизмы ее реализации будут определяться уже в аппарате Правительства Российской Федерации. Ибо министерства ситуацию явно упустили, утратив связь с происходящим на местах.

Учитывая роль личности в истории России, очевидно: без личного и ежедневного внимания к реформе вице-премьера Алексея Гордеева «пазл не сложится».

А уж с кем он будет этим заниматься, какие и чьи ресурсы привлечет, на кого сделает ставку, — экологов касаться не должно.

Главное, чтобы машина под названием «Мусорная реформа 1.0» все-таки поехала. И вывезла нас в светлое будущее.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Планируете ли Вы принять участие в голосовании на выборах Президента России?
86.2% ДА
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть