О миграционной политике России в образовательной сфере

Доцент МГИМО Гюльнара Гаджимурадова о перспективах России в сфере экспорта образования
24 января 2023  21:38 Отправить по email
Печать

В условиях современной мировой экономики страны ведут острую конкурентную борьбу за квалифицированные трудовые ресурсы. Именно обладание научным и творческим потенциалом становится стратегической ценностью государств. Имея ряд механизмов и преимуществ, Россия должна активно их использовать и создавать мигрантам хорошие условия для учёбы и работы в стране, пишет доцент МГИМО Гюльнара Гаджимурадова в статье для Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Миграция является мощным двигателем и важным следствием экономических, политических и социальных изменений. Учитывая её значимое воздействие на сообщества, необходимо полноценно измерять и понимать миграцию.

Миграционный кризис и увеличение количества мигрантов в странах ЕС изменили стратегию миграционной политики в государствах Евросоюза. На фоне демографического старения населения и дефицита трудовых ресурсов, миграция и дальнейшая интеграция трудовых мигрантов стали частью миграционной политики большинства развитых стран мира. А прирост населения большинства экономически развитых стран обеспечивается сегодня только за счёт входящей миграции, которой способствует либерализация законодательных норм, в частности облегчение натурализации. Это происходит на фоне секъюритизации миграционной политики большинства стран ЕС, которая всё более принимает форму селективной миграции.

Сегодня большинство развитых стран-реципиентов на фоне демографического и миграционного кризисов остро нуждаются в квалифицированных специалистах во многих областях экономики. Собственная система образования не справляется с проблемой воспроизводства достаточного количества трудовых ресурсов. Важным источником пополнения дефицита работников, помимо таких каналов миграции, как бизнес-миграция, и экономическая миграция, стала образовательная миграция и миграция высококвалифицированных кадров. Именно этот вид миграции, наряду с экономической, увеличился на фоне геополитических изменений в мире. Надежда на мигрантов, их способность занять вакантные должности, требующие определённой квалификации, не оправдала себя. Многие ведущие мировые державы рассматривают образование как часть своей внешней политики, преследующей важнейшие геоэкономические и геополитические цели.

Читайте также: Проблемы адаптации мигрантов-иностранцев в России: взгляд из Таджикистана

В мировой экономике образование занимает одно из ведущих мест. Оно уже давно стало дорогим и самым ценным товаром, а устойчивое развитие стран определяется не столько их ресурсами, сколько общим уровнем образования нации. К концу XX века сформировалась целая отрасль мирового хозяйства – международный рынок образовательных услуг, где ежегодный объём продаж составляет несколько десятков миллиардов долларов, а объём потребителей – несколько миллионов человек со всего мира.

Таким образом,в условиях современной мировой экономики страны ведут острую конкурентную борьбу за квалифицированные трудовые ресурсы. Именно обладание научным и творческим потенциалом становится стратегической ценностью государств. В этой «гонке за талантами» участвуют как страны ЕС, так и страны Юго-восточной Азии и Ближнего Востока. Несомненно, Россия также является активным участником экспорта образования и привлечения высококвалифицированных специалистов.

Расширение экспорта образовательных услуг является одной из приоритетных целей, стоящих перед системой высшего образования современной России. Реализация приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» стала важным звеном в решении данной задачи. В указе президента России Владимира Путина «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» делается акцент на «повышении доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на её территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях» (24а), а также на «обеспечении открытости Российской Федерации для обучающихся, научных и педагогических работников, в том числе создании для них комфортного режима въезда в Российскую Федерацию, пребывания, получения образования и осуществления профессиональной деятельности на её территории» (24б).

Запреты, идеологические рамки, политика двойных стандартов, а тем более санкции, в том числе направленные против взаимодействия научных школ, обмена студентами или просто – из-за иной точки зрения учёного, недопустимы. На фоне санкций ЕС многие университеты, например, решили воздержаться от сотрудничества с российскими партнёрами в подготовке и реализации новых проектов, что явно не будет способствовать диалогу и возобновлению полноценного сотрудничества в дальнейшем.

В этих условиях необходимо продолжить и расширить сотрудничество нашей страны в области экспорта образования со странами-партнёрами, которых достаточно много.

Образование сегодня находится в эпицентре многих политических, экономических, духовно-нравственных и иных проблем жизни. Оно становится специфической социальной практикой, а не только сферой обслуживания других отраслей хозяйства, социальной структуры общества. Поэтому ценность образования в современном мире трудно переоценить и нужно использовать этот ресурс для развития образовательных тенденций и общества.

Россия имеет определённый опыт по экспорту образования и привлечению молодёжи из сопредельных государств для учебы в российских вузах. Наработки других стран, успешно решающих задачи в области образовательной миграции и экспорта образования, будут чрезвычайно полезны и для нашей страны. Вкупе с опытом Российской Федерации они могут помочь усовершенствованию системы миграционной политики по привлечению и отбору высококвалифицированных специалистов и талантливой молодёжи из иностранных государств в российские вузы.

В России, несмотря на имеющийся задел в области привлечения образовательных мигрантов, есть проблемы бюрократического характера. На наш взгляд, имея ряд механизмов (Россотрудничество, программы двойных дипломов, академическая мобильность и прочие) и преимуществ (близкие России и ориентированные на неё страны бывшего СССР), Россия должна активно их использовать и создавать мигрантам хорошие условия для учёбы и работы в стране.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть