Поворот к Никарагуа и Китаю и возможные санкции США

США должны срочно пересмотреть свою стратегическую концепцию отношений с государствами Западного полушария.
14 января 2022  21:10 Отправить по email
Печать

В свете очередного обострения отношений по линии Россия-НАТО, конфликта вокруг Украины и инициатив президента России по стратегическому урегулированию отношений в Европе, практически незаметными остались изменения, произошедшие в небольшой центральноамериканской стране Никарагуа. А эти изменения тем более примечательны на фоне похожего конфликта по поводу признания Литвой Тайваня и открытия его представительства. Литовское «безумие и отвага» дорого стоили Вильнюсу и никак не были компенсированы союзниками по ЕС и США. Никарагуа тем временем сделала обратный выбор, в результате получив не только надежду на крупные инфраструктурные вложения от Китая, но и вызвав размышления о необходимости изменений в американской политике в отношении стран региона среди сотрудников американских «мозговых трестов». Статью сотрудника одного из таких «мозговых центров» и предлагаем вашему вниманию, а ниже небольшая справка о нем и его сфере интересов.

Отдельный интерес ситуация вокруг Никарагуа представляет в свете заявлений российского МИДа о возможности размещения войск и вооружений в Латиноамериканских странах и последовавшей практически мгновенно гневной отповеди, озвученной советником президента США по национальной безопасности Джейком Салливаном.

Доктор Эван Эллис - профессор латиноамериканских исследований в Институте стратегических исследований Военного колледжа армии США , специализирующийся на отношениях региона с Китаем и другими субъектами незападного полушария, а также на транснациональной организованной преступности и популизме в регионе. Автор более 300 работ, в том числе книги «Китай в Латинской Америке: что и почему» 2009 г., книги «Стратегическое измерение взаимодействия Китая с Латинской Америкой» 2013 г., книги 2014 года «Китай на местах в Латинской Америке» и книги 2018 года «Транснациональная организованная преступность в Латинской Америке и Карибском бассейне». В настоящее время он подписывает контракт на выпуск своей пятой книги «Китай привлекает Латинскую Америку: искажение развития и демократии?».

Поворот Никарагуа к Китаю: что это значит для региона?

Дипломатический поворот Никарагуа от Тайваня к Китайской Народной Республике (КНР), о котором было объявлено 9 декабря, был почти неизбежен, но он ускорит тревожную тенденцию в наиболее близких к США частях Западного полушария к финансируемой Китаем форме авторитарного популизма. Эта растущая угроза в той части полушария, которая когда-то считалась политически союзной или, по крайней мере, уступчивой по отношению к США, также будет включать вторичные риски связанные с расширением присутствия других соперников США, таких как Россия и Иран, расширением потоков наркотиков и другой организованной преступности через регион и снижением сотрудничества в области безопасности. Такое сочетание будет иметь серьезные стратегические последствия для Соединенных Штатов.

США получили множество тревожных сигналов в связи с нарастающими стратегическими вызовами в их собственном ближнем зарубежье, с которыми их безопасность и процветание неразрывно связаны через коммерческие, географические и семейные узы. Каждый раз они нажимали кнопку повтора.

Время объявления о дипломатическом повороте Никарагуа к КНР, совпавшее с проведением саммита за демократию администрации Байдена, скорее всего, не было случайным. Это суровое напоминание о том, что у правительств стран Центральной Америки и других есть вполне реальные возможности вступить в союз с субъектами из другого полушария, угрожающими Соединенным Штатам, если США будут относиться к ним с презрением или безразличием. Времена, когда США могли позволить себе роскошь оказывать сильное давление на послушных партнеров из Центральной Америки, будь то по вопросам коррупции, демократии или иммиграции, прошли. Вашингтон больше не может позволить себе роскошь не действовать стратегически.

Ранее на ИА REX: Новая страна-«бензоколонка». США превращаются в газовую колонку Китая

Революционное сандинистское движение Даниэля Ортеги переключило отношения с Тайваня на КНР в декабре 1985 года, через шесть лет после захвата ими власти в Манагуа. Именно правительство Виолетты Чаморро восстановило отношения с Тайванем после ее избрания в 1990 году и восстановления никарагуанской демократии. Мир, возможно, никогда не узнает, сколько Ортега вымогал у Тайваня для своей личной выгоды в дополнение к тому, что Тайвань дал Никарагуа как стране, в обмен на отказ от возобновления отношений с КНР после того, как сандинисты вернулись к власти в 2007 году. Крайне маловероятно. что Тайвань откажется от одного из своих немногих оставшихся глобальных союзников, каким бы недемократическим и нарушающим права никарагуанцев ни проявлял себя Ортега. Таким образом, вполне вероятно, что КНР предложила Ортеге гораздо более выгодную сделку, и что подробности появятся в ближайшие недели.

Последствия для Никарагуа

Судя по прошлым дипломатическим поворотам в сторону КНР Коста-Рики (2007), Панамы (2017), Доминиканской Республики и Сальвадора (2018), вполне вероятно, что Ортега и связанные с ними бизнесмены отправятся в КНР, чтобы подписать серию непрозрачных Меморандумов о взаимопонимании (МОВ). Эти меморандумы о взаимопонимании, вероятно, будут содержать ссылки на ускоренное одобрение фитосанитарных соглашений и другие меры по облегчению импорта символического количества никарагуанского кофе и фруктов, что принесет пользу избранным друзьям Ортеги в экспортном секторе, как это произошло в других странах Центральной Америки.

В сфере образования китайские и никарагуанские официальные лица, скорее всего, объявят о создании нового Института Конфуция в Манагуа, а также о стипендиях Ханбан для никарагуанских студентов с хорошими связями и, возможно, о поддержке Китаем министерства иностранных дел Никарагуа в организации их деятельности в КНР.

Помимо таких символических жестов, непрозрачные меморандумы о взаимопонимании, скорее всего, откроют путь для значительных инфраструктурных проектов в секторах от портов и автомагистралей до электроэнергетики, разработанных китайскими компаниями, построенных китайскими рабочими и финансируемых за счет займов китайских государственных банков.

Неясно, возродит ли дипломатический поворот Никарагуанский канал, предлагаемую альтернативу Панамскому каналу, который вызвал интерес у китайского миллиардера Ван Цзина и одобрение правительства Ортеги в 2013 году, но с тех пор зачах. Тем не менее, это будет предметом множества спекуляций, особенно если Ван и его компания Xinwei вернутся в центр внимания вместе с Полом Оквистом, никарагуанским чиновником, сыгравшим ключевую роль в разработке проекта. Тот факт, что сын Даниэля Ортеги Лауреано, сыгравший ключевую роль в проекте канала, также руководил секретными переговорами в Тяньцзине, Китай, которые привели к повороту [в политике] Никарагуа, предполагает, что в какой-то момент может быть обсужден вопрос о возрождении проекта канала. Более того, неожиданное появление Ван Цзина в ноябре 2021 года, чтобы выступить за продолжение проекта канала, после того, как он с марта 2020 года выпал из поля зрения общественности, предполагает, что он, возможно, имел инсайдерскую информацию о секретных переговорах между его другом Лауреано и КНР в тот момент, и увидел в этом возможность вернуть свой проект канала на стол. По крайней мере, дипломатические отношения с КНР сделают канал намного более реальным, даже если это не станет реальностью в ближайшем будущем. Какие бы проекты и ссуды ни обещали новые китайские покровители Ортеги, у КНР будет достаточно денег, чтобы удержать Ортегу, вице-президента Росарио Мурильо и их приспешников у власти, даже если Никарагуа в конечном итоге подвергнется санкциям со стороны Соединенных Штатов и исключена из Соглашения о свободной торговле между Доминиканской Республикой и Центральной Америкой (DR-CAFTA). Как и в Венесуэле, коррупция и отсутствие прозрачности в Никарагуа позволят правящей элите перекачивать большую часть нового китайского финансирования для личного использования, а некоторую будут распространять, чтобы убедить ключевых действующих лиц в вооруженных силах Никарагуа и других частях властных структур власти остаться с Ортегой.

Разумно ожидать, что популистский антиамериканский сандинистский режим может пойти на военное сотрудничество со своими новыми китайскими покровителями гораздо дальше, гораздо быстрее, чем другие недавно сменившиеся проамериканские правительства, такие как Панама, Сальвадор и Доминиканская Республика. Исторически сложилось так, что именно левые популистские правительства в регионе, включая Венесуэлу, Эквадор при Рафаэле Корреа, Боливию при Эво Моралесе и Аргентину при перонистах, закупили большую часть китайской военной техники, в том числе истребители К-8 и бронетехника Венесуэлой, более 700 военных грузовиков и бронетехники Эквадором, вертолеты и бронетехнику Боливией, а также возможность покупки Аргентиной китайского истребителя FC-1. Более того, такие левые популистские режимы внедрили вызывающие наибольшее беспокойство китайские архитектуры безопасности, такие как удостоверение личности "Отечество" в Венесуэле, ECU-911 в Эквадоре и BOL-110 в Боливии. Таким образом, хотя пока преждевременно ожидать создания Китаем военного объекта в Никарагуа, вполне вероятно, что новые отношения будут включать в себя ту или иную форму военного сотрудничества, которая вызовет глубокий дискомфорт у Вашингтона.

Региональные последствия

Наиболее серьезные последствия поворота Никарагуа выходят за рамки отношений между Никарагуа и Китаем. Учитывая, что Никарагуа также является одним из ближайших партнеров России в регионе, приток китайских денег может дать Ортеге новые ресурсы и смелость для расширения сотрудничества в области безопасности и других провокационных действий с Россией. Это, в свою очередь, вызовет озабоченность во всем регионе, особенно в Колумбии и Коста-Рике. Действительно, нынешняя позиция России в отношении вторжения на Украину может повысить ее заинтересованность в более тесных связях с Никарагуа. Налаживание отношений с противниками США в Западном полушарии усложнило бы стратегическую шахматную доску для Вашингтона, точно так же, как Россия обратилась к Никарагуа и другим союзникам в Латинской Америке в контексте поддерживаемого Россией кризиса правопреемства в Грузии в 2008 году и эскалацией напряженности с поддерживаемыми Россией сепаратистами в Донбассе на Украине в 2013 году.

Поворот Никарагуа к КНР также приведет к дальнейшему смещению регионального баланса дальше от Тайваня. К северу от Никарагуа недавно избранное правительство Ксиомары Кастро в Гондурасе, скорее всего, выполнит свое предвыборное обещание переключить отношения этой страны на КНР, хотя недавно вице-президент Сальвадор Насралла предположил, что Гондурас пока останется с Тайванем. Визит в Гондурас помощника госсекретаря США Брайана Николса, вероятно, укрепил надежду нового правительства Кастро остаться на стороне Вашингтона и сотрудничать с США по таким вопросам, как коррупция. Кастро будет знать, что после поворота в Никарагуа изменение позиции Гондурасом отравит отношения нового режима с Вашингтоном в деликатный момент, что потенциально может привести к тому, что Гондурас отложит изменения. Тем не менее, в краткосрочной перспективе изменение Никарагуа, вероятно, означает, что цена, которую Гондурас попытается получить от своих тайваньских покровителей, за непризнание КНР, вероятно, значительно вырастет.

С экономической точки зрения признание Китая всеми тремя странами в заливе Фонсека создаст синергию для логистических проектов, реализуемых КНР, повысит шансы на строительство нового порта в Ла-Унион, улучшенный коридор сухого канала от острова Тигре до Атлантического побережья Гондураса и связь с Никарагуа.

С политической точки зрения, поворот Никарагуа и, возможно, Гондураса оставят Гватемалу и Белиз единственными правительствами в Центральной Америке, которые не признают КНР. Это создаст группу режимов (Сальвадор, Гондурас и Никарагуа), наделенных китайскими деньгами, с широтой и мотивацией, позволяющими им не обращать внимания на осуждение США в отношении демократии, коррупции, иммиграции и сотрудничества по борьбе с наркотиками. Хотя правительство Кастро может некоторое время любезничать с Вашингтоном, в долгосрочной перспективе новая конфигурация заставит администрацию Байдена с неловкостью смотреть на Алехандро Джамматтеи в Гватемале, которого она просто избегала, не пригласив на свой саммит демократии и не устроив прием на уровне исполнительной власти во время его визита в Соединенные Штаты.

В Мексике новая конфигурация, скорее всего, придаст смелости правительству Андреса Мануэля Лопеса Обрадора (АМЛО) продолжать радикализировать внешнюю политику своей страны таким образом, чтобы одновременно меньше сотрудничать с США и быть более внимательным к соседям Мексики по Центральной Америке, которым Мексика исторически уделяла особое внимание, когда не была сосредоточена на Вашингтоне. Действительно, в Мексике китайские фирмы уже расположены в бассейне Пердидо и нефтеперерабатывающем заводе Дос-Бокас в нефтяном секторе, на литиевых месторождениях Баканора в пустыне Сонора, в компании Zuma energy и туристическом поезде Майя, среди прочего. В этом контексте внезапное открытие Гондураса и Никарагуа для инфраструктурных проектов, финансируемых Китаем, может повысить перспективы китайского лидерства в проектах региональной интеграции, которые когда-то обсуждались США, но были структурированы китайцами совсем по-другому, обещая развитие и экономическую интеграцию Южной Мексики с Центральной Америкой.

Ранее на ИА REX: США будут провоцировать Россию максимально, чтобы осознать степень угрозы

За пределами Мексики и Центральной Америки возрождение Никарагуа как экономического и политического субъекта, несмотря на попытки США изолировать ее, усилит растущее течение левых и других антиамериканских популистов в других частях полушария. В этот растущий список теперь входят Венесуэла, Куба, Боливия, Аргентина, Перу и, возможно, Чили, если лидерство Габриэля Борича в опросах во втором туре президентских выборов в Чили сохранится 19 декабря. (Прим. авт. - Выборы Борич выиграл, набрав почти 56% голосов). Все новые левые и популистские правительства будут стремиться к китайским рынкам, кредитам и инвестициям и, возможно, будут готовы сотрудничать с КНР и другими соперниками США за пределами полушария, чего не делали их демократические предшественники. В течение нескольких месяцев выборы в Коста-Рике (февраль 2022 года), Колумбии (май 2022 года) и Бразилии (октябрь 2022 года) могут еще больше осложнить ситуацию, в результате чего Соединенные Штаты столкнутся с регионом, который выступает против них или в разной степени отказывается сотрудничать с их повесткой дня.

Реакция США

США должны вернуться в игру. Это включает, но не обязательно ограничивается:

США должны на порядок увеличить финансирование, предназначенное для региона, сосредоточенное на обеспечении успеха демократических союзников США и свободных рынков, но не ограничиваясь только финансированием зеленых проектов или тех, которые приносят особую пользу женщинам, коренным народам или другим группам населения, находящимся в неблагоприятном положении.

В то время как Соединенные Штаты должны продолжать настаивать на демократии и борьбе с коррупцией, они должны лучше поддерживать и открыто защищать своих союзников, а не пытаться критиковать их за их несовершенства в контексте такой серьезной угрозы, как Китай, Россия и другие субъекты за пределами полушария. США должны проявлять больше уважения к Колумбии, Гватемале и Бразилии, а также к другим своим союзникам в регионе.

США необходимо немедленно исключить Никарагуа из DR-CAFTA и активизировать действия в других областях против режима Ортеги, включая санкции Казначейства США и расследования Министерства юстиции, где это возможно. Это включает в себя шаги против других авторитаристов за пределами Никарагуа, включая режим Мадуро в Венесуэле, чтобы послать сигнал о решимости США, а не о слабости. США могут привлечь своих европейских и азиатских союзников-единомышленников к этой усиленной кампании.

США должны активно координировать свои действия со своими друзьями на Тайване, чтобы разработать стратегию открытого и тесного сотрудничества с ними, решительно препятствовать дальнейшим дипломатическим маневрам с помощью экономических стимулов, дипломатического давления, обмена разведданными и других форм координации.

В то же время США должны расширить свою поддержку в области безопасности и публичную приверженность Тайваню в Азии, учитывая, что продвижение КНР в Никарагуа и вероятная смена политики в Гондурасе могут побудить КНР действовать с нарастающей агрессией против Тайваня по соседству, включая военные действия.

Наконец, США должны срочно пересмотреть свою стратегическую концепцию отношений с государствами Западного полушария. Соединенные Штаты больше не могут позволить себе роскошь запугивать или ругать своих партнеров в регионе. США никогда не сталкивались с полушарием, настолько политически настроенным противостоять США или работать против них, или настолько способным сделать это за счет денег противника.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Calm47
Карма: 59
15.01.2022 11:04, #47199
Как заявляет запад, никто не может запретить суверенным странам в праве вступить в НАТО. Отсюда, естественно, никто не имеет право запретить Никарагуа или Венесуэле, суверенным странам, вступить в ОДКБ или ШОС. А все остальные вопли-сопли американцев, в том числе и девочек по вызову, это проявление их двуличности и морального уродства, на которые не следует обращать внимания. Это их проблемы с которыми им прямая дорога к врачам по специальности.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть