Почему правительство России чуть не поссорилось с профсоюзами?

42 правительственные инициативы: авральные, прорывные, комплексные, разнонаправленные, полезные, наконец?
2 августа 2021  18:10 Отправить по email
Печать

Правительство чрезвычайно увлечено своими новыми инициативами. Страна о них узнала из видеовстречи В. Путина с членами кабинета министров. Не все приглашенные участники совещания оказались в курсе нюансов новаций, например, М. Шмаков, председатель федерации профсоюзов, который чуть было не подпортил всю радужную обстановку доклада президенту. Из-за него Т. Голикова не удержалась и затеяла полемику ради защиты пилотного проекта по созданию индивидуальной карты генетического здоровья. Это же перспективы развития персонализированной медицины, горячилась вице-премьер, без которой нам в принципе не обойтись. Потому что если мы знаем о том, какие наследственные заболевания есть у ребенка, и можем на ранних стадиях эти заболевания выявить, то это перспектива последующего выздоровления, а не инвалидизации.

Ошибка вышла. М. Шмаков и не думал нападать на этот проект. Обращаясь к президенту, он выразился так:

«И есть еще один вопрос, который не до конца понимаем в целом. Это опора или перспектива внедрения геномных и постгеномных технологий в сельском хозяйстве. Это, конечно, наверное, прорывные научные исследования, тем не менее на сегодняшний день существует определенная предвзятость к подобным технологиям, связанным с пищей, с продукцией сельского хозяйства. Поэтому я думаю, что стоило бы еще более подробно об этом сказать».

Горячность Т. Голиковой лучше бы направить на мирные цели. Она ответственна за реализацию программы модернизации первичного звена здравоохранения, в которой есть два важнейших критерия реализуемости и связанные в том числе с генетическими исследованиями.

Ранее на ИА REX: Национальные проекты. Кто защитит нас от кривых новостей и лукавых цифр?

Первый критерий — увеличение доступности дорогостоящих диагностических исследований.

Второй критерий — сокращение сроков ожидания дорогостоящих диагностических исследований.

То, что эти показатели появились в программе государственных обязательств, факт замечательный. Наконец-то. Беда в том, что они не работают. Регионы не знают, как их сосчитать. Им не дали методик расчета показателей. Наиболее смелые и ответственные администрации субъектов РФ заявили об этом и поставили в таблице плановых показателей движения по этим критериям прочерки. Вплоть до 2025 года. И это — поступок. В других региональных штабах трусливые чиновники от медицины поступили иначе.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Прочерки не насторожили ни Т. Голикову, ни М. Мурашко, ни их сотрудников по проектным комитетам, видимо, увлеченных сотворением новых инициатив. Так они могут и не заметить, что в 2021 году многие регионы не справятся с назначением пациентам молекулярно-генетических исследований (МГИ) в полном объеме, хотя бюджет программы госгарантий на эти цели превышает 2 млрд руб.: отсутствуют рекомендации по установлению тарифов на МГИ на федеральном уровне. Региональные тарифы либо недостаточны для проведения тестов, либо тестов в территориальной программе ОМС вообще нет. Достаточных лабораторий при поликлиниках нет. Добавим сюда низкое качество исследований из-за отсутствия сертификации, правил проведения и контроля качества таких исследований, высокий риск недостоверных результатов. Начальник управления модернизации системы ОМС О. Царева (теперь она заместитель председателя ФОМС) на XXIV Российском онкологическом конгрессе заявила, что вообще нет информации о проведении молекулярно-генетических исследований в 13 субъектах, включая Ингушетию, Чечню, Тыву, Северную Осетию, Магаданскую, Курганскую, Кемеровскую и Смоленскую области. По данным мониторинга использования средств ОМС, предназначенных на лечение онкологических заболеваний в 2019—2020 годах, средний по стране показатель применения дорогостоящей химиотерапии онкологическими стационарами — 11,8%. Однако отдельные субъекты показали значения, близкие к нулю. В Рязанской области, например, на дорогостоящую химиотерапию пришлось только 3% от общих объемов. В топ регионов-аутсайдеров, освоивших наименьшее количество объемов таких исследований, утвержденных комиссией по разработке территориальной программы госгарантий, попали Тверская (1,1%), Тульская (1,4%), Омская (3,5%), Московская (4%), Новосибирская области (4,7%). Среди достигших лимита и превысивших его — Свердловская область (272,6%), Чувашия (129,2%) и Тюменская область (100%).

Представляя президенту 42 инициативы, М. Мишустин назвал их комплексом в сфере социально-экономического развития, который связывают в единое целое государственные программы, национальные проекты и национальные цели. К чему эти пустые слова? Любые программы связывает воедино и систематизирует исключительно солидарная деятельность государственной власти, местного самоуправления и гражданское общество. А так — каким образом проект «Пушкинская карта» как элемент комплекса свяжет госпрограммы, нацпроекты и национальные цели развития РФ? Этот проект весьма полезен: с 1 сентября Пушкинскую карту платёжной системы «Мир» с уже зачисленными на неё тремя тысячами рублей для покупки билетов на культурные мероприятия (концерты, спектакли, выставки, музеи) смогут получить юноши и девушки 14−22 лет через портал Госуслуги. Через нее можно будет покупать билеты в специальном мобильном приложении. С 2022 года эта сумма составит пять тысяч рублей (в нее, понятно, не входят транспортные расходы тех, кто захочет приехать в Москву или Санкт-Петербург). Где-же тут связь с безопасными и качественными дорогами?

42 инициативы, по словам премьера, призваны усилить принятые раньше решения долгосрочного характера. Опять вопрос: как и каким образом? В блоке правительственных инициатив под названием «Технологический рывок» (потребует дополнительно 130,5 миллиарда рублей и 118,7 миллиарда инвестиций ФНБ) — проект платформы университетского технологического предпринимательства. М. Мишустин захотел, чтобы молодые специалисты, ученые имели возможность уже сейчас внедрять свои разработки в реальные бизнес-проекты. Студенты, желающие организовать свой стартап, даже смогут получить годовой отпуск в вузе на эти цели. Вклад университетов в создание стартапов действительно невелик. Кто-то посчитал, что 25% всех мировых стартапов запускались в то время, когда их основатели еще были студентами. В России — только 3%. Даже если это и так, и кому-то хочется догнать и перегнать кого-то, не проще ли сократить срок и программы обучения в университете, сэкономить при этом большие государственные деньги, если государству захотелось побыстрее получить экономическую отдачу от недоучек? К слову, 2021 год объявлен в России Годом науки и технологий. Прошло уже 7 месяцев. И что? Как это сказалось на приближении к целям национального развития? И как скажется на процессе новая платформа университетского технологического предпринимательства?

Ранее на ИА REX: Когда же цели нацпроектов начнут встречаться со своими результатами?

Замысел 42 инициатив также был в том, что все они должны быть исполнимы в короткие сроки с видимым результатом (или по крайней мере с быстрым стартовым результатом); проекты должны быть значимыми и важными для общества; проекты не должны дублировать уже ведущуюся во власти работу; должны быть частью национальных целей развития, проекты должны соответствовать ранее полученным отзывам и запросам граждан в системах обратной связи. Все проекты разбиты на условные блоки.

Социальный блок: 10 проектов общей стоимостью 236,8 миллиарда рублей без инвестиций ФНБ.

  • Проект «Пушкинская карта» — бесплатное посещение молодежью культурных учреждений.
  • Проект «Социальное казначейство» — слияние ПФР и ФСС в 2023 году, унификация системы страховых взносов, цифровизация всех систем господдержки.
  • Проект «Профессионалитет» — создание новой системы среднего профессионального образования для повышения популярности 200 рабочих специальностей.
  • Проект «Санитарный щит» — развертывание по стране сети лабораторий с быстрой и доступной диагностикой инфекций.
  • Пилотный проект по созданию индивидуальной карты генетического здоровья.
  • Проекты по поддержке креативных индустрий, медицинской науки, санитарного контроля, массового спорта, миграции.

Блок «Технологический рывок»: потребует 130,5 миллиарда рублей и 118,7 миллиарда инвестиций ФНБ:

  • Программа создания малых атомных реакторов и полигонов водородной энергетики — в том числе, в арктической зоне.
  • Программа автономного судовождения.
  • Программа создания электромобилей.
  • Программа поддержки агронауки.
  • Проект платформы университетского технологического предпринимательства.
  • Поддержка передовых инженерных школ.

Блок строительных инициатив: 7 проектов стоимостью 42,4 миллиарда рублей федеральных расходов, 54,2 миллиарда рублей трат ФНБ:

  • Быстрая цифровизация геоданных в России в рамках «национальной системы пространственных данных».
  • Реинжиниринг правил промышленного строительства и стройки в целом.
  • Поддержка строительства частных домов.
  • Поддержка среднего размера инфраструктурных проектов в рамках «инфраструктурного меню».

«Экологический блок» инициатив: потребует 73,1 миллиарда рублей:

  • Проект «генеральной уборки» в морских портах (258 затонувших кораблей).
  • Восстановление материальной базы государственной геологии.
  • Ресайклинговый проект по упаковке.

Блок цифровизации: потребует 17 миллиардов рублей госинвестиций и 60,8 миллиарда рублей вложений ФНБ:

  • Развитие проектов цифровых госуслуг — в 2021 году все граждане могут быть обеспечены бесплатной электронной подписью, а в 2022 году для всех будет возможность подключаться к сервисам обмена документами в личном кабинете на портале госуслуг.
  • Проект создания цифрового профиля гражданина (введение цифрового аналога бумажного паспорта и др.).
  • Покрытие «космическим» (через спутник) доступом в интернет удаленных территорий.
  • Проект «Подготовка кадров для IT»: за госсчет будут обучаться 240 тысяч старшеклассников, допподготовку по программированию получат 75 тысяч студентов.

Блок «Сервисное государство» состоит из одного проекта «Клиентоцентричность / Государство для граждан»: изменение государственной корпоративной культуры, чтобы повысить уровень доверия россиян власти; система HR для госслужбы, предварительное тестирование практик и мониторинг оказания государственных услуг; системы обратной связи.

Не стоит преувеличивать пафос и амбициозность правительственных заявлений, но многие инициативы действительно могут быть продуктивными, если осуществятся. Сомнения в этом есть. М. Мишустин к тому же загадал загадку — в самый разгар пандемии «несколько тысяч лучших специалистов страны» были оторваны от своей прямой работы по ранее намеченным планам по реализации нацпроектов. Их призвали заняться в Координационном центре правительства проработкой новых идей и предложений. Опять вопрос: если это — лучшие эксперты страны, то почему все они безымянные? Кто автор каждого из 42 проектов или у них один автор — премьер? Почему их всех считают чохом, без имен и званий, как несколько десятилетий назад говорили про шарашки? И сколько их было всего, если конкретно? «Несколько тысяч лучших специалистов», — про две тысячи так не выражаются, значит, не менее трех тысяч. Как минимум. Ими выработано 42 правительственных стартапа, которые войдут в единый государственный план достижения национальных целей. КПД: одна инициатива на 72 человека. Подсчет, конечно, глуповат и нелеп, если не считать количество пролитого пота. А в чем считать? В попугаях? Каков экономический эффект от почти триллионного бюджетного задатка на реализацию стартапов? Недостаточно того, что лично М. Мишустин считает, что время и деньги потрачены не зря. Однако время покажет. Впереди — проект федерального бюджета на 2022 год, хотя его будут представлять на 2022 год и последующие два года планового периода. Если не случатся еще какие-либо правительственные инициативы. Пока же у нас планы составляются для того, чтобы было что в них менять.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть