Национальное нестояние

Главные российские госкомпании, «Газпром» и «Роснефть», за три квартала 2020 года потеряли на двоих почти 770 млрд рублей
16 ноября 2020  15:41 Отправить по email
Печать

Отчетность двух главных российских госкомпаний, «Газпрома» и «Роснефти», заставляет вспомнить один из ключевых экономических тезисов – о неэффективности государства как собственника. «Национальные достояния» за три квартала 2020 года потеряли на двоих почти 770 млрд рублей. И если «Газпром» может предъявить в качестве основного объяснения катастрофическое падение газового рынка, то в случае с «Роснефтью» главная причина – плохое качество менеджмента и планирования. Об этой разнице – в материале Института развития технологий ТЭК специально для ИА REX.

Чистый убыток «Газпрома» в январе-сентябре составил 592,149 млрд рублей, следует из опубликованной в пятницу отчетности по РСБУ. Годом ранее концерн в аналогичном периоде получил прибыль 434,937 млрд рублей.

Невеселящий газ

Падение прибыли произошло на фоне обвала всех остальных ключевых показателей. Так, выручка «Газпрома» снизилась на 21,3% и составила 2,744 трлн рублей. Валовая прибыль уменьшилась на 39,8%, до 917,459 млрд рублей. Доходы от участия в других организациях снизились на 23,3% (228,7 млрд рублей). Убыток от продаж составил 180,6 млрд рублей против прибыли в 477,06 млрд за аналогичный период прошлого года. Себестоимость продаж уменьшилась на 7%, до 1,826 трлн рублей.

Единственное, что выросло – это коммерческие и управленческие расходы, которые увеличились на 4,8% (до 1,025 трлн рублей) и 6% (до 73,014 млрд рублей).

Причина провала очевидна – резкое снижение физических объемов закупки российского газа на ключевом для «Газпрома» европейском рынке. По итогам текущего года компания рассчитывает поставить в Европу 165–170 млрд м3 газа по средней цене $120–130/1000 м3, сообщала в конце октября гендиректор «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова, назвав этот прогноз «осторожно оптимистическим». Для сравнения - в прошлом году компания продала на европейском рынке 199 млрд м3 газа по средней цене $210/1000 м3.

Дело не только в коронакризисе. В 2019 году европейские потребители, опасавшиеся за судьбу транзита российского газа через Украину, закачали в своих хранилища рекордные 100 млрд кубометров газа. На это наложилась теплая зима, в результате в первом полугодии 2020 года «Газпром» сократил экспорт газа в Европу 18% до 78,9 млрд м3, а его доля на европейском рынке снизилась до 27,8% против 36% на конец 2019-го.

Кстати, финансовые инвесторы сочли, что для таких условий «Газпром» неплохо справился и отреагировали активной покупкой акций концерна. С 12 ноября (день, предшествовавший отчету) они выросли более чем на 5%, преодолев психологический рубеж 180 рублей.

Убытки в кредит

На фоне убытков газового гиганта потери «Роснефти» выглядят не столь впечатляюще – «всего» 177 млрд рублей за 9 месяцев текущего года, из них минус 64 млрд – за III квартал. Выручка за январь-сентябрь сократилась на 34,2% относительно аналогичного периода прошлого года «преимущественно в результате снижения мировых цен на нефть (-36,4%) и сокращения объемов реализации нефти (-17,8%) по причине падения спроса на мировом рынке из-за пандемии COVID-19».

До этого момента отчет «Роснефти» выглядит копией «газпромовского». Однако дальше начинаются различия. По сообщению компании, в III квартале ключевые показатели улучшились. Например, EBITDA более чем вдвое превысила уровень предыдущего квартала и составила 366 млрд рублей (была 170 млрд). Свободный денежный поток достиг 146 млрд рублей по сравнению с минус 13 млрд во II квартале. Также компания отчиталась о снижении удельных операционных затрат на добычу углеводородов до $2,8/б.н.э.

Даже удивительно, что во II квартале «Роснефть» отчиталась о чистой прибыли в 43 млрд, а в III квартале получила убыток в 64 млрд рублей. Разгадка содержится во фразе «результат чистой прибыли составил -64 млрд руб. (-0,8 млрд долл.) c учетом негативного эффекта неденежных факторов». Попросту говоря, курсовая переоценка висящего на компании валютного долга легко перевесила все операционные достижения и утащила прибыль на дно.

О запредельной закредитованности «Роснефти» говорится уже давно. Причем, как отмечал в интервью ИРТТЭК партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин, кредиты брались не на развитие бизнеса, а для поглощения конкурентов и создание квазигосударственной мега-компании. Начало было положено в 2007 году – тогда компания взяла бридж-кредит в $22 млрд на покупку активов ЮКОСа. В 2013 году, когда на пике нефтяных цен «Роснефть» купила ТНК, взяв для этого кредит в $61 млрд. По состоянию на начало 2019 года общий долг компании составлял почти 8,5 трлн рублей. Регулярная переоценка валютной части этого долга и сводит на нет все успехи производственного дивизиона компании.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (7):

Mstislav
Карма: 999
18.11.2020 12:17, #43209
"НАЦИОНАЛЬНОЕ НЕСТОЯНИЕ"
Точнее - национальный позорище: цены на ГСМ в соотношении с уровнем зарплат запредельно высокие, т.е. спекулятивные; страна не газифицирована, при том, что здесь работы не початый край для многих отраслей обезпечивающих процесс газификации, но беда России дураки, финансисты, юристы, филологи и т.д.
Как здесь не взпомнить Г.Форда: "Руководителем в железнодорожном деле был не директор, а финансист . До тех пор, пока железные до-роги пользовались высоким кредитом, было больше заработано денег выпуском акций и спекуляцией на процентных бумагах, чем службой публике. Только самая незначительная часть вырученных посредством железных дорог денег была обращена на упрочение их подлинного назначения. Если благодаря искусному ве-дению дела чистые прибыли поднимались так высоко, что являлась возможность выплатить акционерам значительные дивиденды, то избалованные спекулянты и починные господа железных дорог употребляли диви-денды на то, чтобы сначала поднять свои акции, потом понизить и, наконец, на основании поднявшегося благодаря прибыли кредита, выпустить новые акции. Если же прибыли естественным или искусственным способом падали, то спекулянты скупали акции обратно, чтоб со временем инсценировать новое повышение и новую продажу.
Mstislav
Карма: 999
18.11.2020 12:18, #43210
В ответ на комментарий Mstislav #43209 (18.11.2020 12:17)
Во всех Соединенных Штатах найдется едва ли одна железная дорога, которая не переменила бы один или несколько раз своих владельцев, в то время как заинтересованные финансисты нагромождали друг на друга горы акций до тех пор, пока вся постройка не теряла равновесие и не обрушивалась. Тогда аналогичные им финансовые круги становились обладателями железных дорог, наживали на счет лег-коверных акционеров большие деньги и снова принимались за прежнюю постройку пирамиды.
Естественный союзник ростовщика — юрисконсульт. Трюки, производившиеся с железными дорогами, невозможны без советов юриста. Юрист, как и ростовщик , в деле, как таковом, ничего не понимает. Они полагают, что дело ведется правильно в том случае, если оно не выходит из предписанных законом пределов или если законы могут быть так изменены или истолкованы, чтобы подходить к данной цели. Юристы живут по готовым нормам. Ростовщики вырвали из рук у железнодорожных директоров финансовую политику. Они поставили поверенных следить за тем, чтобы железные дороги нарушали законы только законным образом. Для этой цели они вызвали к жизни огромные юридические учреждения. Вместо того, чтобы действо-вать согласно здравому человеческому смыслу и обстоятельствам, все железные дороги должны были действовать согласно советам своих адвокатов.
Mstislav
Карма: 999
18.11.2020 12:22, #43211
В ответ на комментарий Mstislav #43210 (18.11.2020 12:18)
Циркуляры обременили все части организации. К этому прибавились еще законы Штатов и Союза Штатов, и ныне мы видим, как железные дороги запутались в сетях параграфов. Юристы и финансисты , с одной стороны, и администрация штатов, с другой, совершенно связали руки железнодорожным директорам. Делами нельзя руководить свыше (Самое начало гл. 16. “Железные дороги”).
«Слишком многие железные дороги управляются не практиками-железнодорожниками, а банковскими учреждениями ; все деловые методы, способ понимания — все организовано по финансовой, а не по транспортной технике.
Крушение произошло оттого, что главное внимание устремлено не на пользу, которую приносят железные дороги народу, а на их ценность на фондовом рынке . Отжившие идеи держатся, прогресс почти придушен, и людям, способным к железнодорож-ному делу, преграждена возможность развития.
Может ли биллион долларов устранить убыток? Нет, биллион долларов только усилит трудности на биллион долларов. Биллион долларов имеет целью только увековечить господствующие ранее методы в руководстве железными дорогами, тогда как убыток как раз из этих методов и вытекает
Mstislav
Карма: 999
18.11.2020 12:26, #43212
В ответ на комментарий Mstislav #43211 (18.11.2020 12:22)
Все ошибки и нелепости, допущенные много лет назад, мстят нам теперь.
Мы обнаружили, что благодаря нашей обычной де-ловой политике оказалось возможным удешевить наш тариф на Детройт-Толедо-Айронтонской железной дороге и, кроме того, делать лучшие дела. Поэтому мы много раз понижали цены
Мы не против того, чтобы занимать деньги, мы так-же и не против банкиров. Мы только против попытки поставить кредит на место работы . Мы против всякого банкира, смотрящего на предпринимателя, как на предмет эксплуатации (т.е. как на объект ростовщического паразитизма)
Деньги не что иное, как орудие производства. Они только часть фабрики. Все равно, занять ли в затруднительном положении 100 000 стан¬ков или 100 000 долларов. Плюс в виде станков столь же мало способен поправить дело, как плюс в виде денег. Только плюс мозга, рассудительности и осмотри-тельного мужества способен на это.
Предприятие, которое дурно пользуется своими собственными средствами, пользуется дурно и займами. Исправьте злоупотребления — это главное. Если это сделано — предприятие будет снова приносить деньги, совершенно так же, как вылеченное человече-ское тело вырабатывает достаточное количество здо-ровой крови.
Заём денег легко превращается в уловку для того, чтоб не глядеть в глаза убытку. Чужие деньги зачастую поддерживают лень.
Mstislav
Карма: 999
18.11.2020 12:30, #43213
В ответ на комментарий Mstislav #43212 (18.11.2020 12:26)
Занять деньги для основания дела совсем иное, чем занимать для того, чтобы исправить дурное ведение дела и расточительность . Деньги для этого не годятся — по той простой причине, что деньги ничему помочь не могут. Расточительность исправляется только бережливостью, дурное ведение дел — благоразумием. Деньги для этого не нужны. Деньги при таких обстоятельствах даже помеха. (…) Заштопывать клочья и прорехи в деле в сто раз выгоднее, чем какой угодно занятый капитал по 7 %.
Именно внутренние болезни предприятия заслужи-вают самого заботливого внимания. «Дело» в смысле товарообмена с народом заключается большей частью в удовлетворении потребностей народа. Если производить то, что требуется большинству людей, и продавать по дешевой цене, то будешь делать дела до тех пор, пока дела вообще возможно делать"
Всё понятно? Если нет, то нынешним управленцам пора брать шинель и идти домой по причине глубочайшей управленческой безграмотности - до настоящего времени они не знают и не понимают того, что Г.Форд знал и делал сто лет назад.
Цитировано по книге Г.Форда: "Моя жизнь, мои достижения"
18.11.2020 17:37, #43225
В ответ на комментарий Mstislav #43213 (18.11.2020 12:30)
Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи…

Главное – не в том, что нынешние управленцы, ТИПА, не знают, как правильно вести дела.

ОНИ ЭТО ПРЕКРАСНО ЗНАААААЮТ, АБСОЛЮУУУУТНО ПРЕКРААААСНО!!!!!

НО ИМ НЕЛЬЗЯ ИМЕННО ТАК ВЕСТИ ДЕЛА, ПОТОМУ ЧТО ОТ ЭТОГО БУДЕТ ВЫИГРЫВАТЬ РОССИЯ И НАРОД РОССИИ! А ЭТО ДЛЯ НИХ СМЕРТИ ПОДОБНО!!!!!

Поэтому САМИ ОНИ СВОИ ШИНЕЛИ НЕ ВОЗЬМУТ И ДОМОЙ НЕ ПОЙДУТ, ДО ТЕХ ПОР ПОКА ИХ - И-МЕ-ННО НА-СИ-ЛЬНО, В НА-И ЖЕ-СТО-ЧА-ЙШЕЙ ФО-РМЕ – ПРИНУДИТЕЛЬНО НЕ ОТПРАВИШЬ!!!!! И НЕ ДОМОЙ, А, КАК МИНИМУМ, - НА КОЛЫМУ, ИЛИ, КАК МАКСИМУМ, - В МИР ИНОЙ!!!!!
Mstislav
Карма: 999
19.11.2020 03:33, #43229
В ответ на комментарий МоняЗингельшухер #43225 (18.11.2020 17:37)
"НО ИМ НЕЛЬЗЯ ИМЕННО ТАК ВЕСТИ ДЕЛА", но воровать миллиардами можно: "Задержанному Михаилу Меню грозит до 10 лет лишения свободы" по https://aif.ru/politics/russia/zaderzhannomu_mihai />С такой публикой счастливого будущего не построить по определению
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть