До правящей элиты Японии наконец дошла бесперспективность их позиции по Курилам. Информационное агентство Kyodo сообщило о готовности премьер-министра страны начать процедуру согласования и подписания мирного договора с Россией. Правда, при условии получения гарантии передачи Шикотана и Хабомаи в состав японского государства.
Это прорыв, минимум, по двум причинам. Во-первых, еще всего пару месяцев назад страна восходящего солнца занимала максимально жесткую позицию "все или ничего". Во-вторых, нереалистичность получения Итурупа и Кунашира. Упираться, конечно, можно и дальше, хоть до морковкиного заговенья, однако теперь это сопряжено с большими деньгами, откровенно уходящими "мимо кассы".
Пока Япония вольно чувствовала себя на внутреннем американском потребительском рынке, Советский Союз и потом наследовавшая ему Россия мало что могли предложить коммерчески интересного. Тем более наивно было надеяться заменить Америку по объему продаж. Тем самым оставалось обширное пространство для принципиальности "в вопросе Северных территорий".
Теперь же времена изменились. Соединенные Штаты для японского экспорта границы постепенно закрывают. Точнее, таможенные барьеры вводятся для всех, особенно для Китая, Япония под них попадает просто за компанию. Теоретически заключение TPP должно было сформировать новое единое торговое пространства без внутренних заградительных барьеров, однако Трамп американскую подпись с договора отозвал. Теперь Япония, при всей ее стратегической важности как военного партнера США в западной части Тихого океана, подвисает в воздухе, а следование правилам, инициированным американскими глобалистами, например по Парижскому протоколу, создало проблему в фундаменте национальной промышленной мощи - энергетике.
Американцы электричество поставлять не способны физически, а обещанное море дешевого СПГ по сей день остается только в комиксах и красивых речах Трампа. Тогда как Москва и электрический кабель предлагает "с соседнего острова кинуть" и газпромовский СПГ-завод на Сахалине расположен, что называется, буквально в двух шагах. И цены там, ну, очень сладкие.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 23.01.19 А что там, на Курилах?
А тут еще махина бурно растущего Китая постепенно накрывает Фудзи густеющей тенью. Даже если Пекин не станет предъявлять японцам "за Вторую мировую войну" (а там есть основания более чем неприятные), он фактически грозит замкнуть их полностью на себя экономически. Учитывая его трехкратный перевес по размеру ВВП, причем у Поднебесной он стабильно растет, а у страны восходящего солнца также постоянно снижается, несложно просчитать, что закончится все экономическим поглощением меньшего большим. Что радовать японскую правящую элиту не может никак.
Как ни крути, на выходе получается неизбежность необходимости поиска новых политикоэкономических союзов, способных поддержать японскую экономику и обеспечить ей устойчивость перед китайской экспансией. Вариантов остается немного. Точнее не остается совсем.
Надо начинать дружить с Москвой, но на пути к этому оказываются "Северные территории", за долгие десятилетия медийными усилиями превращенные в предельно принципиальный вопрос. А недавний скандал убедительно продемонстрировал достаточность размера российского безразличия к японским проблемам.
Мы находимся в положении, которое без особых для себя проблем можем сохранять еще лет двадцать-тридцать, минимум. Если не больше. Совокупные потребности всех дальневосточных соседей (Китай, обе Кореи, Вьетнам), даже без Японии, заметно превышают наши текущие возможности по внешней торговле. Даже с учетом российских планов их активного развития. Таким образом, это рынок продавца, где японцам придется стоять в общей очереди. Или вообще в стороне. А время уходит, наглядно ухудшая японскую геополитическую позицию в регионе.
И если случится с Китаем война, то вписываться за Токио Вашингтон точно не станет, да и не сможет физически. Превращать "весь мир, включая себя, в труху" ради сохранения японской независимость не в интересах США однозначно. Россия в аналогичном раскладе за Микадо вступаться не станет тоже, но при наличии достаточного объема взаимной торговли она будет заинтересована в сохранении благополучия у важного делового партнера, взаимодействие с которым обеспечивает прибыль, содействует развитию Сибири и Дальнего Востока, а также уравновешивает Китай.
Словом, куда ни кинь, у японцев всюду клин. С принципиальностью по Курилам надо завязывать. Что, собственно, японский премьер сейчас и продемонстрировал. Итуруп и Кунашир с повестки дня снимаются. Согласие подписать мирный договор только в обмен на Шикотан и Хабомаи означает начало реальной торговли и признание российской переговорной позиции. В том числе, опирающейся на нерушимость итогов Второй мировой войны, то есть, что все эти острова безоговорочно наши.
Просто после всего былого согласиться на полностью все российские условия для японцев означает критичную потерю лица, в реальной политике решительно невозможную. В чем-то они похожи на нас. В вопросах принципа выбирают никак даже ценой смерти. И это хорошо. Схожесть мировосприятия обеспечивает возможность нормального договорного взаимодействия даже при очень больших внешних культурных различиях.
А значит, мы вполне можем договориться. Да, ценой двух островов, кто сам видел их на карте, достаточно малозначительных по сравнению с перспективой заключения окончательного мирного договора. Главное – лед тронулся. Остальное – технические детали.
Комментарии читателей (7):
Почувствуйте,как говориться разницу.Это что,не потеря лица для РФ?Еще какая потеря.
Мирный договор без островов.Япошки должны просто признать итоги 2 МВ.И все.Как признают,так и по рукам.
И той стороне договор и этой.Всё по честноку,как говориться.
Бредишь?
Умели медийными усилиями превратить русские острова в предельно принципиальный вопрос, пусть сумеют и снять "принципиальный вопрос" своими же медийными усилиями и поблагодарить за то, что Россия не ставит вопрос о принадлежности Хокайдо
Вопрос не в том, что "как бы выкупают", вопрос в том, чтобы Россия не превратилась в резерват территорий для всех претендующих на территорию России