Как России соблюсти свои национально-государственные интересы в Южно-Китайском море?

В Южно-Китайском море сложилась непростая ситуация по вопросу территориальной принадлежности расположенных здесь сотен островов
9 июля 2018  23:30 Отправить по email
Печать

В последнее время в российских научных и общественных кругах всё чаще обсуждается непростая ситуация в Южно-Китайском море (ЮКМ), сложившаяся в результате противоречий между шестью государствами региона по поводу территориальной принадлежности расположенных здесь сотен островов.

Российские эксперты занимаются этой, казалось бы, далёкой от них проблемой совсем не потому, что им нечем больше заняться, тем более не вмешиваются в дела суверенных государств. Просто надёжное позиционирование Российской Федерации в большой Азии, и, в частности, её юго-восточной части, не может осуществляться без одновременной нацеленности на стабильность и безопасность региона. Не говоря уже об участии России в таких интеграционных структурах как АТЭС и АСЕАН. Поэтому рекомендации специалистов должны играть в таких вопросах фундаментальную роль.

Одним из последних экспертных заседаний стал круглый стол в Институте востоковедения Российской академии наук, на тему «Конфликт в Южно-Китайском море в системе современных международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе». В очередной раз был рассмотрен весь комплекс противоречий между региональной «шестёркой», которую можно обозначить условной формулой «Китай+5», чтобы найти решение, которое устраивало бы все стороны конфликта: с одной стороны, Китай, а с другой, Вьетнам, Филиппины, Таиланд, Малайзию, Бруней. С учётом того обстоятельства, что Китай и Вьетнам являются нашими стратегическими партнёрами максимально высокого статуса и уровня.

Многие выступающие, в частности, делали акцент на решении Международного арбитражного суда в Гааге, которое было направлено на разрешение многостороннего конфликта и, фактически, отказывало Китаю в праве на спорные острова. Аудитории была продемонстрирована карта ЮКМ, которая подробно фиксировала все претензии сторон и линии разграничения.

Другая часть докладчиков предлагала идти практическим путём, отталкиваясь не от глобальных вердиктов, а от совместной договорённости стран на региональном уровне, с выработкой соответствующего кодекса поведения на основе международного права и картой движения к компромиссам.

Кроме того, в очередной раз была озвучена и подтверждена официальная позиция Российской Федерации по проблеме ЮКМ, состоящая в том, что конфликт должен решаться в точном соответствии с принципами Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., предусматривающей неприменение военной силы и решение проблемы исключительно мирным путём.

Однако следует признать, что в реальной практике такие нормы не всегда соблюдаются, что неизбежно приводит к уже открытым конфликтам между сторонами – например, к ставшему широко известному факту бурения на вьетнамском шельфе дочерней компанией Роснефти, что вызвало протест со стороны официального Пекина. Надо отметить, что данный вопрос отложен, но далеко не решён.

Поэтому, отвлекаясь уже от экспертных заседаний, следует внимательно прислушаться к тому, что говорит и другая сторона, Вьетнам, консолидирующая в рамках своей позиции мнения остальных участников конфликта. В противном случае, России будет очень сложно заниматься стратегией собственных проектов в этой зоне, охватывающей практически всю Юго-Восточную Азию, включая ключевые коридоры для транспортировки сырья.

Таким образом, России было бы логично выступить посредником в урегулировании проблемы ЮКМ, тем более что в последние годы она как держава вышла на новый уровень мирового влияния, наработав тяжёлый, но бесценный опыт миротворческой работы – например, в Сирии. К счастью, в зоне ЮКМ войны нет, однако если в оперативном режиме не будут найдены нужные решения, дальнейшее обострение противоречий практически неизбежно.

К России, как авторитетному международному посреднику и гаранту, апеллируют уже фактически открыто, указывая на факты ухудшения здесь военно-политической и экологической безопасности, нарушения морских и авиационных коммуникаций, в том числе возведения китайской стороной искусственных дамб и островов, способных деформировать, изменить региональную среду.

С учётом мнения всех сторон, оптимальным, как представляется наблюдателям, решением конфликта стало бы не только подписание общего кодекса поведения по линии Китай-АСЕАН, но и демонстрация всему миру схемы подхода к тяжёлой, многолетней проблеме путём движения к компромиссам. Это стало бы не только моделью деэскалации подобных споров в других частях света, но, не исключено, и глобальной сенсацией, претендующей на Нобелевскую премию мира.

В конечном итоге следует создать надёжные, долговременные предпосылки для продуктивной работы между такими партнёрами как АСЕАН, Россия, Китай, не упуская из виду необходимость сохранения хороших российско-вьетнамских отношений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть