Планка в 200 млрд долларов: чем России торговать с Китаем?

О чем будут говорить Путин и Цзиньпин через неделю на саммите ШОС
1 июня 2018  22:15 Отправить по email
Печать

8-10 июня в Китае состоится саммит Шанхайской организации сотрудничества, структуры, к середине нынешнего века по геополитическому весу имеющей все шансы превзойти собой ООН. В рамках мероприятия предусмотрена встреча лидеров Китая и России. Повестка их переговоров сегодня имеет важное определяющее значение как для развития двусторонних отношений, так и для всего мира в целом.

На первый взгляд, очевидно, что Путин и Цзиньпин обсудят наиболее насущные ключевые международные проблемы, начиная с ядерного оружия в Северной Корее и всеобъемлющего соглашения с Ираном, заканчивая Сирией и будущим "мира без доллара". Однако для нас существенным является процесс переноса центра мировой экономики "с запада на восток" и связанные с этим перемены, непосредственно касающиеся России.

Дело в том, что они содержат в себе одновременно как шансы на опережающее развитие российской экономики, так и целый ряд опасностей, чреватых возникновением кризиса, по сути и смыслу схожего с нынешней проблемой американо-китайских торговых отношений.

По данным Федеральной таможенной службы внешнеторговый оборот РФ за 2017 год составил 584 млрд. долл. (в том числе 357 млрд. экспорт и 227 млрд. импорт). Это на четверть лучше предыдущего года и составляет 38,2% ВВП. С одной стороны, это хорошо, но с другой, скажем у лидера ЕС - Германии, совокупный объем внешней торговли превышает 2,8 трлн. долл. и составляет 77% ВВП. Да и мы сами до начала геополитического противостояния с Западом в феврале 2014, имели совокупный внешнеторговый оборот на уровне 800 млрд. долл. Так что вопрос его дальнейшего наращивания является нашей стратегической задачей номер один.

Одним из способов ее решения президент РФ обозначил расширение объема взаимной торговли с Китаем. В докладе на экономическом форуме в Петербурге Владимир Путин отметил, что российско-китайский торговый оборот уже достиг 86 млрд. долл., и имеет все шансы вскоре превысить сто. На открытии конференции «Россия и Китай: Сотрудничество в новую эпоху» 29 мая в Пекине замминистра иностранных дел РФ Игорь Моргулов отметил, что к 2020 году оборот имеет все шансы достичь 200 млрд. долл. Остается понять лишь за счет чего.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Пока ключевой составляющей (67,8%) всей российской торговли с КНР составляют минеральные продукты (коды ТН ВЭД 25-27), под которыми в РФ обозначаются нефть и продукты ее перегонки, минеральное топливо, руда, соль, сера и природный газ. То есть сырье и энергоносители. Второй по объему (12,15%) группой является древесина и целлюлозно-бумажные изделия. Хотя машины, оборудование и транспортные средства находятся на третьем месте (6,94%) в деньгах они выражаются суммой всего в 6 млрд. долл., что явно недостаточно для страны, претендующей на статус промышленно развитой державы.

Да и Китай пока проявляет наибольший интерес к расширению (к 2022-2025 году даже минимум удвоению) объемов закупки российских энергоносителей и увеличению четвертой позиции во взаимном товарообороте - продовольствии. С нынешних 3,23 до хотя бы 4,5-5,8 млрд. долл. в год.

Это порождает риск повторения "американской истории", когда за два десятка лет с уверенного положительного торгового сальдо в 200 млрд. долл. страна скатилась к дефициту платежного баланса с КНР на 300 млрд. и сейчас ищет способы его сократить. Не исключая даже торговую войну.

Таким образом, главным для России на предстоящих переговорах становится вопрос нахождения способов развития, прежде всего, промышленного экспорта, а также организации совместных высокотехнологичных производств. К таковым относится, например, инициированный российско-китайский проект совместного производства широкофюзеляжного авиалайнера, известный под рабочим названием CR China-Russia 929. Российскими будут: центроплан, крыло, основная стойка шасси и двигатель ПД-35. Машина должна подняться в воздух к 2024 году. Емкость ее потенциального рынка оценивается в 7 тысяч штук, из которых 15% приходится на Китай и 28% на остальной Азиатско-Тихоокеанский регион.

Однако проблема заключается в том, что список потенциальных точек сотрудничества в области высоких технологий пока оказывается не так уж и широк. Авиация, самолетные двигатели, военная электроника и совместные проекты по освоению космоса. А надо существенно больше. Видимо именно об этом в Пекине через неделю и пойдет речь.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть