От Февраля к Октябрю: распад российского государства и общества. Часть III

27 февраля 2017  10:00 Отправить по email
Печать

Каждая революция в Европе, начиная с конца XVIII века, породила вооруженные и невооруженные (по идеологическим направлениям) гражданские войны среди населения данной страны. Самый величайшие революции в Европе – Французская и Русская породили вооруженные и идеологические гражданские войны в общеевропейском масштабе. Идеологическая гражданская война преимущественно через выборы продолжается и в современной Европе.

Как указалось в первой статье, гражданские войны не всегда вооруженные конфликтные. Идеологические войны способны разделить целые общества вплоть до уровня семьи по политическим направлениям. В истории европейских революций и контрреволюций, самые огромные вооружённые и идеологические конфликты имели место: (1) во французской революции в 1789-1799 годах;(2) в Австрийской империи в революциях 1848-1849 годах; (3) в русской революции 1905-1907 годах; (4) в русской революции и гражданской войне 1917-1921 годах. Слишком просто определить гражданскую войну в революции как конфликт между силами революции и контрреволюции. Конфликты почти всегда возникали внутри лагерях сторонников и противников революции. Во Франции, среди контрреволюционеров были младшие братья короля Людовика XVI будущие короли Людовик XVIII и Чарльз X, философии Жозеф Де Местр и Луи Де Бональд, крестьянские бунтари в Вандее, бретонские и нормандские шуаны-партизаны.

Разделение сторон в русской гражданской войне на красных и белых слишком просто. Противники большевиков охватывали политический спектр от монархистов до анархистов. Описать всех антибольшевиков как "белыми» неаккуратно. Можно тоже говорить о "зеленых" – крестьянские повстанцы которые воевали и красных против, и белых против в гражданской войне.

Во французской революции, историки обычно предпологают что гранжданская война началась в 1793 году с восстанием роялистких крестьян в вандейском департменте и с восстаниями федералистких во многих департментах против якобинской централизации в Париже. Но Симон Шама заметил, что "это фантазия думать, что 1789-1791 году были мирным периодом революции". [1, 436]. Уже в этих годах, были насильственные столкновения между разными слоями, например, между крестьями и помещиками, католиками и протестантами.

Кризиз власти после взятия Бастилля породил многовластие с многими конкурирующими фракциями и блоками. Общество разделились по политическим, социальным (сословным-классовым), религиозным, региональным, гендерным и другим направлениям. Закон в 1790 году о гражданской конститутции духовенства вызвало раскол в Католической церкви. Многие священники приняли обет лояльности конституции, но многие другие отказались особенно когда Папа римский осудил конституцию. Верующие особенно в западных регионах и многие женщины во всей Франции бойкотировали священников, принявших обет лояльности. Конечно, церквный кризис вызвало оппозицию к правительству от многих бывших сторонников революции. Многие люди в департаментах не могли терпеть возрастающую власть парижских политиков определить ход событий для всей страны.

Везде царствовала атмосфера страха о контрреволюционных заговорах и внутренных предателей. В первых дня революции, сторонники революции ликовали о грандиозности перемены и верили, что наступил час всеообщего примирения и рождения нового народа. Ярость разжигалась среди прореволюционных элементов, когда они узнали, что многие люди не приняли великие перемены и выступали против их. [2, 432-434].

Каждое выступление против перемен трактовалось сторонниками революции проявлением духа "аристократизма". Для патриотов – сторонников перемен – только аристократы могут бороться против перемен и за сохранение изживших привилегий. Только аристократы были способными обманывать людей в плену невежеству и религиозному мракобесию и убедить их что их интересы были совместными. Уже в 1791 году, парижкая городская администрация осудила организацию политических клубов, особенно среди народных масс, и клеймило активность масс как проявление "аристократизма". В петитции к правительству, администрация написала:

"Давно враги конституции уповают на анархию; они рассчитают на преувеличение патриотизма и на крайности нетерпеливой страсти порожденной быстрого завоевания свободы. Они рассчитают на вечно злоупотрубленный обычай недоверия простих людей и на их долго репрессированную ненависть тиранического правительства". [3, 46]

Другими словами, быть более революционным чем революционеры у власти считалось проявлением "аристократизма". Точно, как советские историки описали социалистов-революционеров, максималистов и анархистов как "авантюристы" или "леваки" и обвиняли их в служении реакции.

Демонизация внутренных врагов и истерика о "ложных патриотов" были факторами в разжигания гражданской войны во французской революции.

В многонациональной Австрийской империи в революциях 1848-1849 годах, детонатор гражданской войны были этнические конфликты. Они обострились, когда совпадали с социальными конфликтами не только между национальностями, но и внутри национальностей. Националистическая элита в каждой национальности столкнулась с низким уровнем национального самосознания среди крестьянства.

Самый страшный пример о пропасти между национальной элитой и крестьянством произошло в 1846 году, два года перед революцией, в западном Галиции. Польские националистические революционеры из дворянства (шляхты) призывали крестьян восстать против габсбургской династии и установить свободное польское государство. Крестьяне предпочитали слушать местных австрийских чиновников, которые обвиняли революционеров в подстрекательстве к бунту против доброго императора (везде в Европе, крестьяне верили в доброго короля, царя, или императора и смотрели на правителя защитником крестьян от злых помещиков). Итак, польские крестьяне западной Галиции убили сотни помещики, веря, что они выполняли волю императора. Ожидались чтобы император дали им земли помещиков, но их надежды рухнулись. Отмена крепостного право в Австрийской империи была провозглашена имперском двором почти сразу после началa революций в 1848 году. Это освобождение сверху нейтрализовали крестьянство и подрывало всякую возможность массовой поддержки либеральных, радикальных и национальных движений.

Межнациональная рознь в 1848-1849 годах в Австрийской империи способствовала имперскому правительству проводить политику "разделай и властвуй" в подавлении революционных выступлений. Везде обнаружилась несовместность требований национальных движений за автономную или независимость. Немецкие либералы и радикалы выступали против требований итальянцев, словенцев и чехов и польские националисты выступали против украинского национального движения. В венгерском королевстве, либеральные и радикальные венгерские националисты из дворянского сословия воевали против словаков, румынцев, сербов и хорватов (преимущественно крестьяне). Каждое национальное движение разделились между умеренными и радикальными элементами. "Весна народов" рухнулась при межнациональной розни. [4]

После подавления революций в 1848-1849 годах, пламя революционного брожения переселилось в Российскую империю. Революция в 1905-1907 годах породила свою гражданскую революцию, имевшую сходства и различия с европейскими революциями и контрреволюциями. Многие события и течения в Первой всероссийской революции предшествовали не только события и течения в русской революции и гражданской войне в 1917-1921 годах, но и многие течения в Европе, от конца первой мировой войны до наших дней.

Продолжение следует…

Тони Рокки – магистр в области исторических наук (Торонто, Канада), специально для ИА REX

Примечания

1. Schama, Simon. Citizens: a chronicle of the French Revolution. New York: Knopf, 1989.

2. Tackett, Timothy. The coming of the terror in the French Revolution. Cambridge, MA : The Belknap Press of Harvard University Press, 2015.

3. Andress, David. The terror: civil war in the French Revolution. London: Little, Brown, 2005

4. Dowe, Dieter. (ed.). Europe in 1848: revolution and reform. Translated by David Higgins. New York: Berghahn Books, 2000.

Rapport, Michael. 1848: year of revolution. New York: Basic Books, 2009.

Революции 1848-1849 гг. 2 тома. Москва: Издательство Академии наук, 1952.

Sperber, Jonathan. The European revolutions, 1848-1851. New York: Cambridge University Press, 2005.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть