Смута в Русском государстве: история трагедии

1598 – 1613 гг.
4 ноября 2016  14:46 Отправить по email
Печать

18 марта 1584 г. во время длительных переговоров с английским послом Боусом Иван Грозный в возрасте 54 лет умер. По свидетельству иностранцев, больной царь сел играть в шахматы и неожиданно потерял сознание.

Правление Федора Иоанновича (1584 – 1598)

После Ивана Грозного русский престол занял его сын Федор Иоаннович. Иван Грозный, зная о неспособности сына самостоятельно управлять государством, определил состав регентского совета, который должен был держать бразды правления огромным государством. В состав регентского совета входили 4 – 5 человек (князь И.Ф. Мстиславский, князь И.П. Шуйский, Н.Р. Захарьин – Юрьев, Б.Ф. Годунов, Б.Я. Бельский). Вскоре ведущее место в регентском совете занял шурин (брат жены) царя Борис Годунов, который с 1585 г. становится полноправным правителем государства при царе. Личная роль царя Федора Иоанновича как правителя была ничтожной. Будучи физически нездоровым, он все время проводил в чтении церковных книг, молитвах и поездках по монастырям. Управление страной он доверил Борису Годунову.

Иван Грозный оставил после себя разоренную страну с запутанными международными отношениями, поэтому правительство Федора Иоанновича встретилось с большими трудностями, как во внутренней, так и внешней политике. Б. Годунов стал выводить страну из тупика. Были амнистированы заключенные, наиболее продажные чиновники были заменены «честными людьми», запрещалось совершать наказания без достаточных улик. Более интенсивно стала вестись работа по составлению писцовых книг, господская запашка освобождалась от несения тягла сроком на 5 лет, была упорядочена ямская гоньба, оживлялась торговля со странами Западной Европы. В военных и экономических целях началось строительство крепостей на Волге. Оно содействовало безопасности юго-восточных рубежей страны и развитию торговли. Одним из достижений правления Федора Иоанновича было следующее: пользуясь бедственным положением гонимого турками константинопольского патриарха, Б. Годунов добился от него согласия на учреждение русского патриаршества. В 1589 г. московский митрополит Иов был возведен в сан патриарха. Со времен принятия православия в 988 г. Русская православная церковь была митрополией (отделением) Вселенской Константинопольской патриархии. После падения Константинополя в 1453 г., т.е. уже полтора века, Русская церковь была фактически автокефальной (самоуправляемой). Возведение русского митрополита в сан патриарха повышало престиж Русской церкви во всем православном мире.

Б. Годунов пристальное внимание уделял внешнеполитическим делам. В 1587 г. с Литвой удалось заключить перемирие сроком на 15 лет, были активизированы дипломатические сношения с Турцией, Ираном, Крымом. В 1588 г. русские стали строить Терский городок – опорный пункт России на Северном Кавказе. В результате русско-шведской войны 1590 – 1593 гг. по Тявзинскому миру 1595 г. России было возвращено устье Невы, утерянное после Ливонской войны. В 1591 г. Б. Годунов отразил последний набег крымского хана Казы – Гирея на Москву. В правление Федора Иоанновича окончательно была присоединена Западная Сибирь; успешно осваивались южные пограничные районы и Поволжье, были укреплены позиции России на Северном Кавказе и Закавказье. Но к концу правления Федора Иоанновича стали складываться противоречия России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией.

Во времена всесилия Б. Годунова при Федоре Иоанновиче произошла одна трагедия, которая в дальнейшем отразилась на политической судьбе Б. Годунова: в 1591 г. в г. Угличе при невыясненных обстоятельствах погиб девятилетний сын Ивана Грозного – царевич Дмитрий – последний сын Грозного. Следственная комиссия под руководством В.И. Шуйского пришла к выводу, что царевич умер от несчастного случая.

В 1598 г. царь Федор Иоаннович умер, не оставив после себя наследника. Династия Рюриковичей, правившая Русью с 862 г., прервалась. Возник династический кризис.

После этого в России последовали драматические события, которые продолжались 15 лет (1598 – 1613) и получили название «Смута», «Смутное время».

Точки зрения ученых на причины Смуты различны. Одна из них: русское общество утратило одну из своих несущих конструкций - законную монархию.

После этого русское общество стало предпринимать различные попытки для преодоления Смуты.

Правление Бориса Годунова (1598 – 1605)

После смерти Федора Иоанновича Боярская дума присягнула его жене Ирине, но через неделю она объявила о своем уходе в монастырь. Патриарх Иов предложил избрать новым царем Б. Годунова, как человека, который уже положительно зарекомендовал себя в качестве государственного деятеля. Годунов наотрез отказался от этой идеи. Тогда был собран Земский собор. Царем был избран Б. Годунов. Годунов упорствовал и отказывался от высшей власти в России. Тогда патриарх организовал крестный ход с иконами Владимирской и Донской Богоматери и пригрозил отлучить Годунова от церкви. Б. Годунов сдался. 1 сентября 1598 г. он был венчан царским венцом.

Так Б. Годунов стал первым царем, избранным Земским собором.

Годуновы происходили из незнатных костромских бояр, которые всегда находились в услужении у бояр московских. Основателем рода Годуновых считается мурза Чет, выехавший в Москву из Золотой Орды в 30-х гг. XIV в. Среди московского боярства находилось немало родов, которые происходили от Рюриковичей. По их глубокому убеждению русским царем мог быть только князь Рюрикович. Годунов не происходил от «царского корени», он не мог и не должен был думать о царской короне. Поэтому за новым царем сразу закрепилось название «безродного» царя, и он получил оппозицию в лице мощного московского боярства. Положение Годунова на престоле было очень непрочным.

Между тем, новый царь оказался талантливым политиком. Его внутренняя и внешняя политика отвечали государственным интересам. Он продлил перемирие с Речью Посполитой. В то же время Россия вступила в войну со Швецией в 1590-1593 гг., в результате которой Россия вернула утерянные после Ливонской войны города Ям, Орешек, Ивангород и др. Была предпринята энергичная колонизация Сибири, расширялись связи с Грузией.

Отличительной чертой его правления было широкое крепостное строительство. При нем были сооружены два ряда крепостных стен в Москве - Белый город, Земляной город. Для отражения набегов крымских татар в степях были построены города - крепости Ливны, Валуйки, Воронеж, Белгород, был восстановлен Курск; на западе укреплялся Смоленск, на севере – Архангельск, Кольский острог, в Сибири – Тобольск, Тюмень, Березов, Верхотурье. В целях укрепления вооруженных сил он увеличил число стрельцов до 20 – 25 тыс., в южных крепостях увеличивалось число служилых людей «по прибору».

Во внутренней политике Б. Годунов продолжал курс на укрепление самодержавия, при этом он опирался на служилое дворянство и верхи посада. В интересах верхушки посада проводилось «посадское строение», т.е. возвращение в посад беглых тяглецов, к посаду стали приписывать владельческих крестьян. В 1592 г. закончилось составление писцовых книг, начатое еще Иваном Грозным. В 1592 – 1593 гг. были издан указ о запрещении крестьянского выхода, что фактически окончательно закрепощало крестьян за их владельцами. В 1597 г. были изданы указы об установлении 5-летней давности для исков на беглых крестьян и холопов. Но Б. Годунов пытался быть хорошим царем: для помещичьих крестьян были определены нормы податей и повинностей; жители наиболее бедных областей были освобождены от повинностей.

Но социальная политика Бориса Годунова успеха не имела. Желание царя улучшить жизнь народа были восприняты как попытки обмана и угнетения. Целые деревни снимались с мест и бежали в Поволжье, Сибирь.

Кроме того, на правление Бориса Годунова пришлись невиданные стихийные бедствия: в 1601 г. все лето шли дожди и не давали хлебу созревать, а на Успенье Богородицы ударили морозы. Погиб весь хлеб, рожь и овес. В 1603 г. в стране возникла угроза голода. Б. Годунов быстро предпринял самые энергичные меры: на свои личные деньги он закупал хлеб, были установлены твердые цены на хлеб, в Москве была организована бесплатная раздача хлеба.

Но опять благие намерения царя были неудачны. Прослышав, что в Москве бесплатно дают хлеб, работу, деньги, целые деревни снимались с мест и бежали в Москву. В Москве чиновники шли на различные махинации. Так, они заранее посылали в дома, назначенные для раздачи хлеба, своих родственников, и весь хлеб отдавали им. Но, чтобы не вызвать ненависть со стороны московского боярства, Годунов не шел на репрессии в отношении бояр – мошенников. И бесплатная раздача хлеба только усилила бедствия в Москве.

В результате в стране разразился голод, он достиг чудовищных размеров. Только в Москве от голода умерло 127 тыс. чел. По некоторым данным, в России вымерла 1/3 населения.

Народ быстро нашел объяснение стихийным бедствиям: гнев Божий. Сомнений в народе не оставалось: Борис Годунов совершил какие – то страшные преступления. Народная молва приписала ему убийство царевича Дмитрия, раннюю смерть Федора Иоанновича и многое другое. Царь, желавший блага своему народу, стал вызывать ненависть.

А в это время в Польше объявился человек, который стал выдавать себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Историки до сих пор точно не установили, кем же на самом деле был этот человек, но наиболее убедительной является точка зрения, что первым самозванцем был монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он вошел в историю как Лжедмитрий I. В 1602 г. он бежал в Литву, где объявил себя сыном царя Ивана Грозного Дмитрием. Он нашел покровительство в лице князя А. Вишневецкого и сандомирского воеводы Ю. Мнишека, с дочерью которого Мариной заключил помолвку. В марте 1604 г. он перешел в католичество. Он обещал польскому королю поменять в России православие на католичество, отдать полякам Смоленск и Северскую землю. Самозванца поддержала польская шляхта (дворянство) и польская католическая церковь.

В августе с немногочисленным войском он выступил в поход, а в октябре 1604 г. вступил в пределы Московского государства. Следует сказать, что на всем пути следования все слои населения встречали его хлебом – солью. Народ считал, что с воцарением на престоле сына Ивана Грозного прекратится гнев Божий на Россию. Численность его войска постоянно росла. К нему присоединялись все, недовольные Годуновым: казаки и посадские, крестьяне и мелкопоместные дворяне, стрельцы и холопы, просто искатели приключений.

А царь Борис к этому времени сильно переменился. Обычно активный, он отошел от дел, стал мнительным, окружил себя колдунами. 13 апреля 1605 г. Борис Годунов внезапно умер. На престол взошел его 16-летний сын Федор.

Судьба Бориса Годунова на русском престоле сложилась трагично. Вся его семья заплатила самую высокую цену за высшую власть в стране – он сам, его жена, сын и дочь погибли в период Смутного времени. И, тем не менее, его заслуги перед русской историей очень высоки: ведь именно он организовал возведение московского митрополита в сан патриарха. Вся семья Годунова была похоронена на территории самого святого места в России – Троице – Сергиевой лавре.

Итак, первая попытка русского общества преодолеть Смуту закончилась неудачей. Годунов стал жертвой того, что рискнул быть первым выбранным царём. Народ не смог смириться с мыслью о выбранном царе. Ни народ, ни сам Годунов не верили в его богоизбранность, т.е. в то, что сам Господь – Бог вручил Годунову Русскую землю в управление.

Правление Лжедмитрия I (1605 – 1606)

В конце мая 1605 г. войско Лжедмитрия I подошло к Москве, где 1 июня произошел переворот в пользу Лжедмитрия I. Федор Годунов, его мать царица Мария Григорьевна были взяты под стражу и 10 июня убиты. 20 июня 1605 г. самозванец торжественно въехал в Москву. Москва колокольным звоном встречала, как она считала, сына Ивана Грозного – царевича Димитрия. 22 июля Димитрий был венчан на престол и стал новым царем. Самозванец сразу же вернул из ссылки мать царевича Дмитрия Марию Григорьевну Нагую, которая сразу «признала» в самозванце своего сына; первые места в Боярской думе были отданы Нагим.

Новый царь сразу же принялся за дела правления. И такого царя Москва еще не знала. На польский манер он Боярскую думу переименовал в Сенат, принял титул «пресветлейшего и непобедимейшего монарха и великого князя Цесаря». Патриарха Иова – ревностного сторонника Годуновых – сослали в далекую обитель. Новым патриархом стал «лукавый и изворотливый грек» Игнатий. Под страхом смертной казни он запретил чиновникам брать взятки, повысил должностные оклады. Два раза в неделю – в среду и субботу – сам лично принимал челобитные, и все желающие могли встретиться с ним. Царь каждый день участвовал в заседаниях Боярской думы, вникал во все дела, быстро схватывал суть вопроса и тут же принимал разумные решения. Новый царь стал проявлять самостоятельность и во взаимоотношениях с поляками. Обещания, данные им, он не спешил выполнять. Православие осталось государственной религией, более того, он не разрешал строить в России католические храмы. Польскому королю он не отдал ни Смоленска, ни Северской земли, а предлагал дать за них выкуп.

Но… с первых же недель Москва стала разочаровываться в молодом правителе: он не вписывался в представления москвичей о православном государе. Православный государь был величав, ходил степенно, важно, обязательно в сопровождении бояр. А Димитрий вел себя запросто. Он не ходил, а буквально бегал по Москве, причем, сам, без бояр. Оказывается, сын Ивана Грозного не знал московских обычаев. В послеобеденное время с незапамятных времен Москва погружалась в сон. А молодой царь в это время принимался бегать по городу. Он заходил в лавки купцов, беседовал с ними, уговаривал бояр путешествовать по Европе, отправлять детей учиться за границу.

И ореол богоизбранности исчезал, демократические манеры выдавали в сыне Ивана Грозного обыкновенного человека.

Одной из главных ошибок царя было то, что он привез с собой из Польши невесту – дочь польского дворянина Марина Мнишек. Она сразу же стала демонстрировать пренебрежение ко всему русскому. Это больно ударило по самолюбию русских. Иерархи Церкви потребовали, чтобы «Маринка» приняла православие. Невеста русского царя переходить в православие не захотела. 8 мая 1606 г. царь обвенчался с ней. Польская дворянка, католичка стала русской царицей.

Создалась неслыханная ситуация на русском престоле. Русские были очень щепетильны в вопросах престолонаследия и вероисповедания своих государей. А теперь на престоле оказались две царствующие особы – самозванец, в этом уже никто не сомневался, и иностранка – католичка. Сын католички мог стать русским царем. Этого терпеть бояре не захотели. Князь Василий Шуйский организовал заговор. 17 мая - в разгар свадебных торжеств – заговорщики ворвались в Кремль, и Лжедмитрий I был убит. В течение трех дней его тело было выставлено на Красной площади, затем вывезено за город и зарыто. Из-за распространившихся слухов о чудесах на могиле Лжедмитрия I труп был вырыт, сожжен, а пепел выстрелом из пушки развеян в сторону польской границы.

Вторая попытка преодолеть Смуту также закончилась неудачей. Лжедмитрий I не вписывался в традиционные представления русских о богоизбранном государе, не нашел опоры и понимания в русском обществе.

Правление Василия Шуйского (1606 – 1610)

Во время народного возмущения против Лжедмитрия I с Лобного места на Красной площади царем был «выкликнут» 54- летний Василий Шуйский, стоявший во главе боярского заговора против самозванца.

19 мая 1606 г. на Земском соборе он был избран царем, а 1 июня 1606 г. торжественно венчался на царство. Василий Шуйский был представителем самой знатной и родовитой боярской фамилии, происходившей от Рюриковичей. Шуйский впервые в истории России присягнул подданным: дал «запись» (законодательные гарантии против бессудных опал и казней) и закрепил ее целованием креста. Царь клялся не отнимать имущества у наследников и родственников осужденных, если «они в той вине невинны». Такие же гарантии давались купцам и всем «черным людям». Он также клялся не слушать ложных доносов и решать дела только после тщательного расследования. Но на практике он редко считался со своей клятвой.

Василий Шуйский, несмотря на знатность происхождения, не пользовался популярностью в народе. Ему не удалось справиться с народным недовольством. Народное недовольство летом 1606 г. вылилось в первую крестьянскую войну под предводительством И.И. Болотникова (1606 – 1607). Болотников объявил себя «большим воеводой» царя Дмитрия Ивановича. Под его знаменами собирались крестьяне, холопы, посадские люди, служилые люди, мелкие и средние дворяне. Страна раскололась на два лагеря. Восстание охватило центр, юг страны. Москва оказалась в осаде. Но в решающий момент дворяне пошли на сговор с Шуйским. У села Коломенское И.И. Болотников потерпел поражение, снял осаду и ушел к Калуге, затем к Туле. В 1607 г. восстание было разгромлено войсками Василия Шуйского.

Стремясь стабилизировать положение в стране, правительство В. Шуйского в 1607 г. принимает Уложение о крестьянах, по которому вводит 15-летний срок исковой давности по делам беглых. Вводились суровые денежные санкции против тех, кто принимал беглых крестьян.

Весной 1607 г. в Речи Посполитой объявился новый самозванец, который также выдавал себя за сына Ивана Грозного. Он вошел в русскую историю под именем Лжедмитрий II. Его войска у границы перехватили Марину Мнишек, высланную в Польшу после гибели Лжедмитрия I. Марина Мнишек «признала» в новом самозванце своего мужа. Поляки стремились использовать тяжелое положение России для захвата ее земель. Польская шляхта по согласованию с Ватиканом поддержала самозванца. Снаряженный опять на польские деньги, новый самозванец в 23 мая 1607 г. перешел русскую границу, а 10 сентября 1607 г. начал поход на Москву. Основную часть его войска составили польские шляхтичи, примкнули к нему и казаки во главе с атаманом И. Заруцким. Жители русских городов и его встречали хлебом – солью. Лжедмитрий II подошел к Москве, но взять ее не смог и стал лагерем в 17 км. от Москвы у села Тушино.

В Тушине он стал создавать свои органы государственной власти: Боярскую думу, приказы, ростовского митрополита Филарета назначил патриархом, в провинцию стал посылать воевод. Он стал раздавать поместья, жалованье тем, кто переходил к нему в Тушино. Бояре и дворяне толпами переходили к нему на службу. Власть Лжедмитрия II распространилась на большую часть территории страны.

Лжедмитрий II стал одной из самых разрушительных фигур русской истории. Он расколол страну на две части. За год существования Тушинского лагеря в стране возникло две власти: правительство царя В. Шуйского в Москве и правительство Лжедмитрия II в Тушине. Государственность «перетекала» из Кремля в Тушино. Самозванец как бы «воровал» власть у Шуйского. Зa это его прозвали «Тушинским вором».

Возникла пpямая угроза правительству Василия Шуйского в Москве. Тогда Шуйский обратился за военной помощью к Швеции. В 1609 г. русские войска под руководством племянника царя молодого воеводы М.В. Скопина – Шуйского вместе со шведами разбили войска Тушинского вора. Дальше шведы отказались воевать, так как им не выплатили денег. Шведы ушли на Север и принялись грабить Новгородские земли.

Польский король Сигизмунд III Ваза стремился превратить Россию в сферу интересов Польши и не хотел распространения шведского влияния в России. В 1609 г. Польша начала открытую интервенцию в Россию. Польские войска возглавил сам король Сигизмунд III. В сентябре 1609 г. поляки во главе с королем осадили форпост России на Западе – г. Смоленск. Но еще Борис Годунов превратил этот город в неприступную крепость, и поляки не смогли взять его. Тогда по приказанию короля отряд поляков двинулся к Москве. Теперь целью Сигизмунда III было завоевание России. Лжедмитрий II больше ему был не нужен. В конце 1609 г. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где 11 декабря 1610 г. князем П. Урусовым был убит.

В результате боярского заговора 17 июля 1610 г. Василий Шуйский был низложен и затем насильно пострижен в монахи. В сентябре 1610 г. он был выдан гетману С. Жолкевскому, который увез В. Шуйского в Варшаву, где он 12 сентября 1612 г. и умер. Участники заговора обещали избрать государя всенародно, а пока в Москве было образовано правительство из семи бояр во главе с князем Ф.И. Мстиславским – семибоярщина.

Третья попытка преодолеть Смуту также не удалась. Разрушение русского общества зашло слишком далеко. Остановить разрушение могли только кардинальные меры. Василий Шуйский, как и Борис Годунов, не верил в свою богоизбранность и на применение кардинальных мер в обществе не пошёл.

Семибоярщина (1610 - 1613)

В России началось боярское правление – семибоярщина. А страна переживала наивысший момент разрушения. Предательство государственных интересов России боярами превзошло все мыслимые пределы. Поляки подошли к самой Москве, шведы грабили северо-западные русские земли. Не прекращались народные выступления. По стране свободно рыскали шайки своих и иностранных разбойников и грабили местное население. Россию охватила всеобщая война: все воевали против всех.

Еще в феврале 1610 г. группа тушинских бояр из семи человек отправилась к Сигизмунду III, осаждавшему Смоленск, и пригласила его сына Владислава на русский престол. А в августе 1610 г. уже московские бояре решили пригласить Владислава на престол. На тот момент Речь Посполитая была в Европе могущественным государством и представляла для России большую опасность. Казалось, избрание польского королевича русским царем удобно для России: сама собой кончится война с поляками.

17 августа 1610 г. московские бояре подписали договор о призвании королевича Владислава на русский престол на определенных условиях: принять православие, жениться на русской, сохранить права и привилегии русских феодалов. С польской стороны за отсутствовавшего Владислава договор подписал командующий польскими войсками Станислав Жолкевский. Москва присягнула на верность Владиславу. В сентябре московские бояре совершили национальное предательство: тайно, ночью они впустили поляков в «святая святых» русской земли - Кремль. Власть в стране фактически перешла к С. Жолкевскому, а затем к сменившему его А. Гонсевскому. От имени Владислава Гонсевский стал раздавать русские земли сторонникам интервентов.

Между тем в Смоленск прибыло русское посольство, чтобы обговорить условия избрания на престол Владислава. Главой посольства был митрополит Филарет, в миру Федор Романов. В то время ни одно важное дело не начиналось без согласия главы Русской церкви. Перед отъездом Филарет получил благословение патриарха Гермогена. Гермоген стал патриархом в 1606 г. Он был в преклонном возрасте, но отличался твердостью духа и неуступчивостью характера.

Патриарх взял с митрополита слово, что на переговорах с поляками менять условия договора можно, но непременным условием восшествия польского королевича на русский престол должно быть принятие Владиславом православия. Филарет поклялся патриарху, что этот пункт договора он будет отстаивать ценой собственной жизни.

Переговоры начались в Смоленске. Польский король отверг требование русской стороны о принятии его сыном православия. Филарет же клятвы, данной патриарху, не нарушил, договор не подписал. За это русское посольство было заключено под стражу. (Митрополит Филарет пробыл в польском плену 9 лет, до 1619 г. В плену он и узнал об избрании его сына Михаила на престол).

Между тем, в Москве было получено сообщение, что Тушинский вор, из – за которого приглашали на русский престол польского королевича, убит. Необходимость в приглашении Владислава на русский престол отпала.

А поляки в Кремле вели себя надменно. Москвичи слышали, как целыми днями из Кремля доносилась польская музыка. Поляки с пренебрежением относились к русским религиозным святыням: били старинные иконы, сдирали с них золото, серебро, жемчуг, разворовывали драгоценную церковную утварь.

Патриарх Гермоген занял самую непримиримую позицию к полякам и католичеству. 30 ноября 1610 г. он выступил с призывом к борьбе против поляков. В стране начинает вызревать идея создания народного ополчения для освобождения страны от интервентов.

Поляки заключили патриарха в темницу. Но патриарх нашел способ и стал рассылать из заключения грамоты в монастыри, города с призывом подняться ради спасения родины и православия от иноверцев и идти к Москве. Тогда поляки ужесточили содержание патриарха и бросили его в каменный подвал Чудова монастыря. Там патриарх был уморен голодом.

Мученическая кончина патриарха «за православную веру» всколыхнула русское общество. Патриарх успел сформировать общественное мнение в пользу восстания против поляков.

Первое земское ополчение было сформировано в марте 1610 г. в Рязани дворянином П.П. Ляпуновым. Основой ополчения стали дворяне. Кроме того, в него вошли ополчения дворян и горожан Нижнего Новгорода, Владимира, Мурома, Суздаля, Вологды, Ярославля, Костромы и других городов. Влились в ополчение казаки-тушинцы во главе с Иваном Заруцким. 24 марта 1611 г. ополчение подошло к Москве, был взят Белый город, но освободить Москву от поляков не удалось.

Но вскоре между руководителями ополчения начались разногласия. Руководители казацких отрядов противились попыткам П. Ляпунова наладить военную организацию ополчения. 22 июля 1611 г. П. Ляпунов был разрублен казаками, и дворянские отряды ушли из-под Москвы. Первое земское ополчение распалось. Осаду Москвы продолжили в основном казаки.

Остатки первого земского ополчения присягнули Лжедмитрию III – самозванному царю, так называемому «псковскому вору», появившемуся в 1612 г. Это был то ли московский дьякон Матюшка, то ли некий Сидорка. В июне 1612 г. он был схвачен земскими людьми в Пскове и посажен на цепь в клетку для всеобщего обозрения.

Обстановка в стране накалялась. 3 июля 1611 г. Смоленск был захвачен поляками. Сигизмунд III открыто заявил о своем желании сесть на русский престол и включить Россию в состав Речи Посполитой. 16 июля шведы захватили Новгород. Новгородская верхушка объявила о своем согласии пригласить на русский престол шведского принца Карла – Филиппа.

В этой ситуации руководитель нижегородского посада Козьма Минин зачитал полученную грамоту патриарха Гермогена после богослужения в одном из храмов и призвал создать второе ополчение. Тут же было принято решение – на организацию ополчения собрать со всех нижегородцев и жителей окрестных деревень 1/3 имущества. Сборщиком средств был назначен Козьма Минин. Воеводой был выбран князь Д.М. Пожарский, как человек с незапятнанной репутацией: он не был замечен в сговоре ни с поляками, ни со шведами. Современники говорили о нем, что он «муж честен и знал ратное дело и не был в измене».

Патриотическое движение, которое началось в Нижнем Новгороде, было поддержано другими городами. Стараниями К. Минина и Д.М. Пожарского численность ополчения, состоявшего сначала из 2-3 тыс. человек, начала быстро увеличиваться. В марте 1612 г. ополчение выступило вверх по Волге к Костроме и Ярославлю. В начале апреля 1612 г. в Ярославле был создан «Совет всея земли» - временное правительство из представителей духовенства и Боярской думы, выборных дворян и посадских людей. Во главе его встали Д.М. Пожарский и К. Минин. Начали действовать и приказы. К этому времени численность ополчения составила уже 10 тысяч человек.

В августе 1612 г. основные силы второго ополчения подошли к Москве. Д.М. Пожарский разбил свой лагерь у Яузы и окружил укреплениями Кремль, в котором засели польско-литовские интервенты. Одновременно к Москве подошло войско под командованием гетмана Ходкевича на помощь засевшим в Кремле полякам, но прорваться в город они не смогли. В октябре ополченцы с боем взяли Китай-город, и 22 октября на день обретения иконы Казанской Богоматери 1612 г. русские войска освободили Китай – город, а 26 октября польский гарнизон в Кремле капитулировал.

Четвертая попытка русского общества преодолеть Смуту также окончилась неудачей. Правительство Ф. Мстиславского пошло на применение мер, не отвечавших интересам народа, не смогло опереться на здоровые силы в русском обществе.

Избрание на престол в 1613 г. Михаила Романова

Между тем центральной власти в стране не было, население грабили польские, шведские войска, шайки своих казаков. Поэтому первоочередным делом было восстановление государственности. В ноябре 1612 г. руководители второго ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. Общество предприняло еще одну попытку преодолеть Смуту.

В январе 1613 г. в Москве был созван Земский собор для избрания главы государства – царя. На Собор был представительным – 700 человек: бояре, высшее духовенство, дворяне, служилые люди, люди посада, представители казачества и свободных крестьян – общинников («черносошных»). По словам русского историка В.О. Ключевского: «бесспорно, всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей». Вокруг кандидатуры будущего царя разгорелась острая борьба. Образовались группы депутатов, своего рода фракции, каждая из которых предлагала своего кандидата в цари. Раздоры, взаимные обвинения, угрозы, подкуп, различные ухищрения сопровождали борьбу за «превысочайший престол». Так, бояре предлагали польского королевича Владислава. Руководители казаков выдвигали сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек, прозванного в народе «воренком». Отдельные боярские группировки предлагали кандидатуры из старых княжеско-боярских родов - Мстиславских и Голицыных, Воротынских, Трубецких.

В конце концов, к новому царю были предъявлены три требования:

  • он должен быть русским;

  • иметь кровную связь с предыдущей династией Рюриковичей;

  • поддерживаться всеми сословиями.

После долгих обсуждений 21 февраля 1613 г. Земский собор остановил свой выбор на кандидатуре 16-летнего Михаила из старинного боярского рода Романовых, сыне митрополита Филарета, в миру - боярина Федора Никитича, который в это время находился в польском плену. Михаилу Романову присягнули члены собора, затем все русские города. Михаил Романов стал новым русским царём.

Выбор Земского собора оказался исключительно удачным. Михаил Романов отвечал всем предъявленным требованиям. Избрание царём представителя русской боярской фамилии, находившейся в родстве по женской линии с Иваном Грозным, имело тогда большое национальное значение. Представители народа на Соборе отвергли кандидатуры чужеземцев, что означало сохранение государственного суверенитета, национальной самостоятельности. Пятая попытка русского общества преодолеть Смуту оказалась удачной.

Так в России началось правление новой династии - Романовых, которая будет править в России более 300 лет.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (4):

Кукушонок
Карма: 434
04.11.2016 22:59, #30777
Много есть наук на белом свете. Интересных и разных. И история среди них чуть не первая по интересности. Вот только историки какие-то разные бывают. Как, бывает, уткнут чего-нибудь этакого, так хоть стой, хоть сразу падай. По другой версии - хоть святых выноси. Историки, одним словом.

Ну, например…

Помер в 1924-ом В.И.Ульянов (Ленин). А в 1991-ом "развалилось" основанное им государство. И что? А то! Нашлись в 2000-ых "историки", утверждающие, что в развале СССР виноват именно В.И., а заодно и И.В. Вот если бы они по скудости ума не замутили в Конституцию права на выход, так и не развалился бы Союз. Это по ихнему мнению (именно по ихнему, а не по их - подчеркиваю). И не беда, что ни при том, ни при другом и даже ни при Никите и ни при Леониде-свет Ильиче и его старцах ни одна собака об этом пикнуть (гавкнуть) не могла - вот они виноваты в развале и всё тут.

Или вот другой пример.
Помер царь Иван в 1584-ом, а в 1604-ом (через 20 лет!) Самозванец двинувшись на Москву открыл сезон Смуты великой. И что? А то! Оказывается : "Иван Грозный оставил после себя разоренную страну с запутанными международными отношениями". Т.е. царь Иван в смуте виноват.
--- И не беда, что Иван увеличил вдвое территорию, и на 30-50% население (т.е. базу налогообложения и мобилизационный ресурс).
--- Не беда, что узрев успехи Ивана, против него ополчилась вся Эвропка (католическая, кстати, и очень прогрессивная, как всегда).
Кукушонок
Карма: 434
04.11.2016 23:02, #30778
--- Не беда и то, что пресечение династии всюду в Эвропке приводило, именно что, к смутам великим.

Иван виноват - и всё тут.
Вот Бориска - тот на свой кошт население поддерживал, - он молодец. Но не понят современниками - "один, как прежде, и убит" ;) - это я не всерьез, это я по Михайле Юрьевичу. А если "серьезно" - пал жертвой ивановых интриг, - так точнее будет.

Ну, что делать?
Ну, нет у историков ни вольтметров-амперметров, ни объективных материалистических критериев. [ марксистские-то не в моде ныне - "латынь из моды вышла ныне" ;) - не? ] Вот и несут, что хоЧУТЬ.
Ить же ж, даже не берутся сказать, от чего это Иван помер.
А тут, как назло, криминалисты подсуетились и рассказали (измерили), что в организме Ивана была лошадиная доза яда. Ан - нет. То его никто не травил! Он сам принимал - тренировался, вырабатывал иммунитет (хотя и слова такого слыхом не слыхивал). И от тех тренировок у него "остановка сердца" приключилась. Прямо при игре в шахматы с аглицким посланником. Тот от удивления чуть ферзя не проглотил. И никого отчего-то не смущает, что тот же яд оказался и у сына в чреве, и у жены. Они, наверное, тоже тренировались. Да?

Ну, бог с вами : виноват - так виноват. Мы-то с вами никогда и ни в чём не виноваты. И страну свою не мы развалили.

А кто?
Дядя ?
Пушкин ?
Дядя Пушкин ?
Проклятые американцы ?

Ё-П-Р-С-Т да и только.
sergeev
Карма: 999
06.11.2016 11:33, #30780
На такую публикацию нельзя не откликнуться. Очень к месту и весьма злободневно.
Это в целом сжатое, но содержательное изложение истории Смутного времени. Не хватает просящегося анализа в части устрашающих исторических параллелей с нынешней эпохой.. Предложу свой, но сначала коротко ряд текущих замечаний.
Говоря о "разорённой стране", нужно напоминать, что Иван Грозный предотвратил боярский сепаратизм и неминуемый "тихий" распад страны. Это далось чрезвычайно дорогой ценой. Путин бы и в этом случае сказал - "такая цена неприемлема". Подрыв могущества крупных землевладельцев привёл к разорению крепостных крестьян, которым некуда было идти, кроме как в казаки-разбойники."Полостная операция", проведённая Грозным, дала, однако, шанс на жизнь Русскому государству.Позднее чудо случилось и шанс этот был в конце концов реализован.
Что касается смерти царевича Дмитрия, прирождённого царя, мальчика с не по годам живым умом, то из материалов того самого следствия ясно виден подготовленный насильственный характер смерти. А выводы иными быть просто не могли, как, к примеру, и ныне в отношении "Курска". Борьба за власть и нежелание при проигрыше сложить головы составляли интересы боярских кланов.
Что якобы Годунов не хотел царской власти - неверно. Его "отказ" был всего лишь "политтехнологическим" ходом для имитации народной поддержки. Опыт "доброго царя" в лице Годунова показал гибельность такового в условиях России. Годунов и заложил трагедию Смутного времени.
"Смутное
sergeev
Карма: 999
06.11.2016 11:37, #30781
"Смутное время" - это результат запредельного ослабления центральной власти, при которой элиты проявляют худшие свои свойства: от наименьших - растерянность и потерянность, до наибольших - прямая измена и коллаборационизм. Способность к последним - просто потрясающа. "Элиты" прекрасно сознают, что центральная власть прямо поставлена заграницей, что проводит антирусскую политику и рушит культурные основы Русского государства, но при этом не просто сохраняет лояльность, но и сама становится двигателем разрушения страны и переформатирования её под стандарты победителей. Часть элит вынужденно присягала "ворам", считая, что пусть хоть какая власть, чем безвластие и террор разбойников. Какая-то часть искренне считала, что королевич Владислав станет в конце концов настоящим русским царём. Этого опасался польский королевский двор, и с Владиславом ничего не вышло, не отдали.
Параллели с нынешним временем действительно ужасающи. Начиная с Горбачёва (Годунов), и до лже-Бориса и лже-Дмитриев... И в 2012 году был шанс покончить с новым Смутным временем, да не случилось новых Мининых и Пожарских. А на "элиту" в лице "московских сидельцев", которая и тогда и сегодня - одна и та же по своим свойствам, не нашлось даже своего рода "казаков-разбойников князя Трубецкого".
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть